string(27) "7838,10872,4355,15119,11696" Типология светильников от А до Я
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Типология светильников от А до Я

В прошлой статье нами был начат разбор классификации светильников по разным параметрам. Сегодня мы продолжим его, перейдя к более понятным большинству пользователей группам бытовых моделей. Мы намеренно не усложняем теорию, дабы разобраться в категориях и соотнести их с известными приборами могло как можно больше читателей.

Все мы знакомы с десятками разновидностей осветительных приборов, отличающихся по внешнему виду, размерам, материалам и способу крепления, но дающими необходимый нам яркий и качественный свет. Светильники особым образом перераспределяют излучение лампочек и дают более направленную подсветку, одновременно экранируя человека от ослепляющих боковых лучей. Эффективный световой поток и площадь освещённой поверхности от ламп, расположенных на разной высоте, заметно отличаются и именно об этом пойдёт речь далее.

 

 Разнообразие светильников

 

Деление по принципу высоты размещения и креплению

Сейчас по рассматриваемому принципу выделяют пять типов изделий: потолочные, настенные, настольные, напольные и модели на шинопроводе. Рассмотрим их все поближе.

  1. Потолочные светильники знакомы каждому из нас лучше всего. Именно их мы видим с самого детства: в своих домах, в школе, в магазинах, в различных учреждениях. Ключевыми отличиями отдельных моделей служит внешний дизайн опорной части конструкции, плафона или абажура, стиль исполнения и материал. Изделия из данной категории призваны давать так называемую световую основу – они формируют общий верхний свет, который при необходимости можно дополнить вторым ярусом с направленным свечением, боковыми источниками или настольными лампами. Их конструкционное исполнение может быть разным – существуют подвесные, накладные и встраиваемые потолочные светильники. Выбор конкретного типа полностью зависит от концепции помещения и не всегда привязывается к требуемой световой картине (хотя в идеале и должен с ней согласовываться).

В моделях на подвесах источник света отстоит от точки крепления на определённое расстояние, а в накладных – непосредственно прилегает к потолку. Первые чаще применяются в помещениях большой высоты, а вторые – в невысоких. Следует отметить, что среди всего многообразия изделий на подвесах, некоторые приборы могут иметь внутреннюю градацию: так, например, одноламповые модели всегда сохраняют за собой название светильников, а многоламповые могут переходить в раздел люстр. В свою очередь, среди накладных устройств существуют также припотолочные люстры, которые рассеивают свой свет из наивысшей точки помещения, тем самым обеспечивая отличное всестороннее освещение.

У подвесных светильников излучение может распространяться вниз, в стороны и вверх, в зависимости от конфигурации плафона. Столб света, поднимающийся кверху, отражается от потолка и частично рассеивается, добавляя освещению мягкости. Регулируя высоту подвеса, можно требуемым образом сбалансировать прямой и отражённый свет, добившись необходимой световой картины. При этом опускать изделия ниже двух метров от пола категорически не рекомендуется. Во-первых, это выглядит не эстетично, а во-вторых, чревато травмами людей, неосторожно поднявших руки, или повреждением самого светильника. Оптимальное расстояние от напольного покрытия до нижней кромки прибора– 2,1 м, а при высоте перекрытий менее 2,45 м – 2,05 м.

  1. Настенные светильники крайне редко играют роль основных источников света, если речь идёт о крупных и жилых помещениях, а не о ванной или кладовке. Они служат отличным дополнением к верхнему свету, помогая решать огромный ряд дизайнерских задач и служа верными помощниками жильцам дома. Существует три базовых разновидности таких моделей: две из них относятся к декоративной категории, а третья – к общей.

На постсоветском пространстве наиболее распространены модели типа бра, у которых плафон закрепляется на небольшой опоре, слегка отодвинутой от стены. Такие изделия формируют домашний уют, удобны для локального освещения при чтении книг и чудесно подходят для создания приглушённой атмосферы при нежелании пользоваться верхним освещением.

Второй декоративный тип носит название подсветок и применяется как вспомогательное оборудование для создания необходимого ореола вокруг картин, ваз, фоторамок и пр. В обычных интерьерах такие модели практически никогда не встречаются – в зависимости от визуального концепта они относятся либо к классике, либо к стилю хай-тек.

Наконец, собственно настенные светильники нужны для местного освещения. Обычно они плотно прилегают к стене и имеют колбу рассеивателя с мягкими закруглёнными линиями. Их дизайн заметно проще ранее упомянутых моделей, поскольку и область применения другая – для сугубо утилитарных нужд: в подсобках, гаражах, на складах, в туалетах, гардеробах, прихожих и пр.

 

 Настольные и подвесные светильники

 

  1. Настольные лампы открывают класс переносных устройств, которые не имеют фиксированного местоположения, но при этом не могут быть использованы ни как источники верхнего света, ни как настенные светильники. Приборы этого вида зачастую размещаются на письменных столах или прикроватных тумбочках, что, фактически, и обуславливает их разновидности: для работы и для чтения. Конструктивно все изделия подобного рода предельно близки: прочная устойчивая опора, короткая ножка и плафон с лампочкой внутри. Среди модификаций можно упомянуть подвижный корпус рассеивателя, гибкую ножку или приспособление для крепления на край стола: настольные лампы на прищепках и на струбцинах допускают монтаж на тонких вертикальных поверхностях наравне с установкой на горизонтальные. Тем не менее, основным назначением всех моделей из данной группы остаётся адресная направленная подсветка поверхности стола или изголовья кровати.
  2. Напольные светильники, в сущности, сегодня представлены лишь одним видом приборов в несколько отличающемся конструктивном исполнении. Речь идёт о торшерах, которые сохраняют свою актуальность несмотря на течение времени. Если раньше подобные изделия представляли собой только лишь прямую штангу с утяжелителем и цветастым абажуром, то сегодня существуют приборы с изогнутой опорой, модели с поворачивающимся плафоном, на телескопической ножке, в разном цветовом исполнении и дизайне.

Кроме того, существуют изделия с несколькими абажурами, ответвляющимися от единой ножки и торшеры на треноге, имеющие большую устойчивость. В целом, эта категория устройств имеет ту же степень мобильности, что и настольные светильники – торшеры можно перемещать с места на место, переносить из одной комнаты в другую. Монтаж и демонтаж им не требуется – достаточно лишь включить штепсель в розетку и щёлкнуть выключателем. О предназначении торшеров как таковом говорить сложно: в зависимости от типа плафона их свет может быть направленным вверх (классические модели), в сторону (при повороте плафона, стиль модерн) или рассеиваться по всему помещению (универсальные тканевые абажуры). Пожалуй, можно говорить о том, что торшеры одновременно воплощают осветительное и интерьерное решение, являясь существенным, но при этом визуально ненавязчивым элементом дизайна.

  1. Изделия на шинопроводе были добавлены в общую классификацию не так давно, в связи с повышением спроса на трековые системы среди населения. Изначально они предполагали монтаж только на горизонтальные поверхности, но достаточно быстро получили возможность эксплуатации и на стенах. Они имеют две функциональных и две конструктивных модификации.

Согласно первому признаку все изделия могут быть предназначены либо только для эксплуатации на потолке, либо как на потолке, так и на стенах. При этом конструктивно осветительная система выполняется либо с базой в виде направляющей контактной рельсы, либо в виде «бус» – то есть, последовательно закреплённых друг за другом светильников, как бы нанизанных на два натянутых токопровода. Следует отметить, что при монтаже по потолку и стенам второй метод гораздо опаснее для жизни и здоровья человека, а потому применяется только в тех случаях, когда вся осветительная конструкция защищена от человека прозрачным стеклом.

С функциональной точки зрения трековые системы не подходят для обеспечения общего освещения в крупных помещениях. Они нужны для точечной и адресной подсветки – либо картин, либо отдельных предметов интерьера. Пожалуй, единственное цельное помещение, где они могут быть не только уместны, но и эффективны – длинные узкие коридоры или прихожие. Здесь их света и его отражения от стен вполне хватит для равномерной подсветки. Во всех же остальных случаях рекомендуется применять потолочные светильники или люстры, обеспечивающие значительно больший разлёт лучей.

 

 Настенные светильники и люстры

 

Другие способы классификации

Разумеется, принципы разделения светильников на группы, рассмотренные нами выше и приведённые в предыдущей статье, далеко не полны. В силу развития светотехнической отрасли практически каждое изделие одновременно принадлежит к двум-трём крупным группам, из-за чего найти и вычленить «чистые» типовые модели становится всё труднее. Кроме упомянутых факторов градации, можно также назвать следующие:

  • по универсальности условий применения (бытовые, декоративные, промышленные, уличные, универсальные);
  • по степени защиты изделия (наиболее распространённые классы –IP20, IP44, IP65, IP67 и IP68);
  • по функциям (сугубо осветительные приборы, иллюминационные, аварийные, для подачи световых сигналов);
  • по используемому/допустимому типу ламп (лампы накаливания, галогенные, натриевые, газоразрядные, светодиодные);
  • по способу питания изделий (через сеть переменного тока, от постоянного тока, от батарей, от аккумуляторов, через трансформатор, через индивидуальный блок питания, питание комбинированного/взаимозаменяемого типа);
  • по способу охлаждения (с радиатором, без радиатора, с активным охлаждением);
  • по сложности функциональных возможностей и управления (простые, усложнённые, требующие ряда специальных навыков, комплексные осветительные системы).

После всех этих сложных категорий, хотелось бы, наконец, упомянуть о ещё одном важном для потребителей факторе, который принимается во внимание во многих случаях, но при этом всё же не является сугубо техническим. Речь идёт о форме изделия – как в целом, так и о плафоне-рассеивателе, в частности. Именно форма довольно часто определяет способ распространения лучей у спотов, потолочных моделей, светильников направленного света и настольных ламп.

Как и каждая оптическая система, светильник целиком полагается на характеристики светового потока и арматуры изделия. При прочих равных для бытовых целей всегда рекомендуется приобретать модели, плафоны которых в сечении максимально приближены к окружности. Это позволит свету распространяться равномерно, предсказуемо, без световых пятен и ненужных бликов. В то же время, для подсветки сложных объектов и помещений продолговатой формы подойдут вытянутые потолочные или настенные модели, оснащённые закруглённым рассеивателем. Кроме того, для жилых помещений, где люди планируют проводить ежедневно по нескольку часов, рекомендуется приобретать симметричные модели светильников, в которых плафоны размещены с одинаковыми интервалами друг относительно друга. То же самое касается и единичных приборов, например, точечных светильников, располагаемых на потолке. Чем равномернее будет распределяться свет в комнате, тем меньше будут утомляться органы зрения, поскольку человеческие глаза постоянно подстраиваются под окружающую освещённость. Процесс аккомодации весьма утомителен для глазных мышц, а если освещение в доме будет иметь разную интенсивность, потребителям придётся постоянно испытывать заметный дискомфорт.

Безусловно, никто не имеет права навязывать покупателям конкретные модели светильников, но мы хотели бы заакцентировать внимание читателей на том, что наиболее оптимальным выбором светотехнических изделий всегда остаются проверенные временем модели. Потолочные светильники и люстры гораздо привычнее нам, они проще переносятся визуально и дают равномерное освещение. Новомодные дизайнерские светильники следует рассматривать как элемент интерьера и красивый аксессуар, но рассчитывать на них, как на полноценные источники света, зачастую не стоит.