string(0) "" Принципы классификации светильников
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Принципы классификации светильников

Все существующие устройства разделяются на отдельные группы: виды, классы, типы, модели и т.д. Фактором группировки может служить конструкция, назначение, способ монтажа, используемые материалы, принцип работы и другие факторы. В данной статье мы попробуем максимально полно раскрыть сущность разноплановой классификации и привести пояснения для отдельных категорий осветительных приборов.

В первую очередь следует отметить, что не каждый прибор для искусственного освещения имеет право называться светильником, но в то же время такие изделия всё равно остаются неотъемлемыми элементами интерьера, формирующими характер последнего. Существует немало именитых брендов, которые выпускают целые осветительные инсталляции, воплощающие не один источник освещения, а целую философию света, заключённую в определённые рамки. При этом не имеет значения, идёт ли речь о внутренних помещениях или экстерьерах.

 

 Разные виды люстр

 

Терминология

Под термином «светильник» принято понимать такой вид осветительного прибора, который перенаправляет, отражает или ограничивает излучение источника света (лампочки), концентрируя при этом результирующий световой поток в заданном направлении. Внутри самого светильника лучи могут преломляться, искажаться, менять исходный цвет, отражаться, менять интенсивность или совмещать сразу несколько из этих действий. По площади охвата такие изделия принято считать приспособленными для освещения объектов, расположенных относительно близко. Разумеется, в зависимости от конкретных светооптических параметров расстояние будет варьироваться.

Не отходя от основной ветви изложения, хотим сделать важную ремарку: слово «светильник» не универсально, оно не охватывает максимально широкий спектр оборудования. Например, прожектор – это осветительный прибор, точно так же, как и светильник. Нельзя сказать, что прожектор является видом светильника, равно как и наоборот. В общей иерархии они располагаются на одной ступени. Ключевое отличие состоит в величине угловой концентрации лучей и коэффициенте усиления начального светового потока. Каждому человеку известно, что прожекторы нужны для освещения объектов, расположенных далеко, а потому они гораздо более мощны, чем преимущественное большинство светильников. Кроме того, они сильно отличаются по конструктивному исполнению, что также доказывает факт о независимости в общей системе классификации.

В дальнейшем мы будем преимущественно опираться именно на светильники, а потому закрепим для себя такое их определение: это устройства, оснащённые патроном для установки лампы, электропроводкой, требуемой осветительной арматурой и монтажными кронштейнами. Свет от лампочки в этом случае проходит через плафон или абажур, видоизменяясь так, как это необходимо. Светодиодные светильники являются исключением из такого определения, поскольку патроны с лампами в них отсутствуют: в корпусе изделия находится диодная матрица, которая и испускает свет.

Перейдём к более сложным аспектам. Все светильники делятся на стационарные и мобильные, переносные. При этом возможно смешение этих видов с типами приборов. Например, подсветки или потолочные светильники однозначно нуждаются в месте постоянного расположения. Они закреплены и условно неподвижны: поворот корпуса рассеивателя всё же возможен, равно как возможно и отклонение в сторону изделия на подвесе. В то же время, такая разновидность приборов как настольные лампы зачастую стоит на одном и том же месте, редко претерпевая существенные изменения своего местоположения, но при необходимости это всё же возможно. Таким образом, они принадлежат к квазистационарному типу устройств, несомненно являются светильниками, но не относятся к подсветкам.

Последнее десятилетие подарило нам массовое применение ещё одного типа приборов, который классифицируется сразу несколькими категориями. Речь идёт о трековых системах. С одной стороны, монтаж шинопровода задаёт для них набор сугубо стационарных положений, но поскольку система направляющих может быть достаточно обширной, о полной стационарности речи не идёт. Скорее, это приборы с заведомо предсказуемым, но не фиксированным местоположением. Они в полной мере являются светильниками, а по способу и целям применения приближены к подсветке. Их плафоны имеют две степени свободы, а благодаря направляющему треку у изделия в целом появляется третья. Пускай читателя не пугают все эти сложности – перед приобретением у него будет достаточно времени разъяснить для себя все особенности разных категорий осветительного оборудования даже без чёткого понимания общепринятой системы классификации.

 

 Настольные лампы

 

Классификация

Мы постараемся опираться на известные и лёгкие для восприятия понятия, дабы разница между приборами легко просматривалась даже для обывателя. Проще всего разделить всю совокупность приборов по месту эксплуатации. В этом контексте существуют:

Первая группа всем нам хорошо известна: это различные люстры, торшеры, споты, светодиодные панели, бра, другие настенные и потолочные светильники. Их можно увидеть в домашней обстановке, в офисах, в заведениях общественного питания, учебных и административных учреждениях. Конструктивно это достаточно простые приборы, потому здесь пока не имеет смысла останавливаться на них более детально.

Уличные светильники применяются на открытых пространствах. Они имеют более прочные корпуса, дополнительную герметизацию и надёжную защиту от негативных факторов внешней среды. Большинство из них внешне напоминает несколько укрупнённые модели изделий из предыдущей категории, но есть и такие, которые отличаются более существенно. Например, фонарные столбы оснащены крупной прочной опорой, чего не встречается у интерьерных изделий, за исключением, разве что, отдельных моделей торшеров. «Младшими братьями» фонарей являются уличные металлические столбики, необходимые для оформления дорожек или контурирования клумб. Их дизайн обычно предельно прост, а конструктивное исполнение нацелено на то, чтобы изделия были хорошо защищены и служили как можно дольше. Наконец, есть ещё и разновидность декоративных уличных моделей. Они нужны исключительно для того, чтобы подчеркнуть эстетическую составляющую садово-парковых зон и нередко представляют собой визуально интересные кованные элементы или гипсовые фигурки. Разумеется, в них также упор делается на высокий класс защищённости от действия осадков, грязи и пыли.

Нетрудно догадаться, что устройства для экстремальных сред специально разработаны таким образом, чтобы беспрепятственно эксплуатироваться в сложных условиях. Преимущественная их часть востребована в промышленности и около половины такого ассортимента формируют крупногабаритные изделия. Им не страшны перепады влажности и температур, существенная заморозка или нагрев, запылённость пространства или угроза царапанья корпуса металлической стружкой. Тем не менее, ориентированность на подобные условия не делает упомянутые светильники универсальными. Их внешний вид обычно предельно прост, до уровня полного отсутствия эстетической привлекательности. Применять такие модели в быту или в сферах общественного хозяйствования не принято.

 

 Светильники в салоне света

 

Следующий принцип классификации является базовым для профессионалов. Он характеризует принцип распространения света от источника. Для освещения интерьеров это самый важный параметр, который фактически и формирует световую картину. Перечислим типы входящих сюда изделий.

  1. Светильники прямого света испускают лучи таким образом, что около 80% излучения направляется в нижнюю полусферу. Профиль такого свечения будет иметь вид капли. Примерами служат накладные и подвесные потолочные светильники, а также припотолочные люстры. Изделия из данной категории нужны там, где можно и нужно освещать объекты или пространство ярким светом. Следует отметить, что при их использовании на потолке обычно образуются тени и тёмные пятна, что в одних случаях можно воспринимать как недостаток, а в других – как элемент драматического эффекта.
  2. Светильники отражённого света, наоборот, распространяют свечение в верхнюю полусферу. Их профиль будет симметричен предыдущему случаю: это капля, у которой широкая часть расположена сверху, а узкая – снизу. Результирующий отражённый свет формируется поверхностью, на которую светит источник. Именно отражающие свойства материала и его цвет обуславливают коэффициент поглощения исходного количества света и углы отражения. Применяются эти модели в тех случаях, когда необходимо избежать формирования теней. Среди приборов этого типа можно упомянуть различные виды подвесных светильников и люстр, у которых плафоны повёрнуты к верху. Разумеется, в пересчёте на экономическую эффективность работы и световую отдачу эти изделия уступают первой категории на 10-30%. Тем не менее, среди всех прочих именно отражённый свет является наиболее мягким, формирующим комфортную обстановку. Визуально он помогает немного увеличить пространство, настраивает на размеренную деятельность и повышает работоспособность при разумном сочетании с прямым светом.
  3. Светильники рассеянного света (диффузные) воплощают самый простой и радикальный способ освещения во всех направлениях. Их профиль свечения максимально приближен к кругу. Самый банальный пример подобного источника – так называемая «лампочка Ильича». Среди современных типов изделий можно назвать модельные светильники, в которых лампочки в патронах свисают ниже уровня основания и не имеют плафонов, а также светодиодные модели шарообразной формы, внутри которых вместо лампы попросту используется набор концентрически расположенных полупроводников. Диффузные модели нередко провоцируют эффекты ослепления, если для их эксплуатации не используются защитные экраны или подходящие плафоны. В последние годы стало расхожим мнение, что к данной категории относятся LED-панели. Это не совсем корректно: профиль рассеивания у последних составляет лишь половину от канонического, однако способ распространения лучей действительно предельно похож. В зависимости от способа эксплуатации при помощи диффузных изделий можно добиться как яркой и почти равномерной засветки большой площади, так и роскошного верхнего освещения, на которое лучше не смотреть напрямую. Среди недостатков полномасштабного рассеивания света – так называемая «плоская» световая картина, которая формирует психологический дискомфорт вне зависимости от уровня яркости.
  4. Светильники комбинированного и/или асимметричного света чаще всего применяются в качестве специального дизайнерского хода. Они могут иметь трубкообразный плафон, из которого свет выбивается в двух и более направлениях – с одинаковой или разной интенсивностью. Среди возможных видов упомянем двусторонние модели подсветки или настенные приборы, у которых один яркий луч предназначен для освещения комнаты, а другой, более рассеянный, – для потолка. Фактических разновидностей и их сочетаний может быть придумано великое множество. Комбинированный свет наиболее компромиссен в сложных ситуациях и нередко помогает удачно обыграть нестандартные архитектурные решения в интерьерах.
  5. Светильники с регулируемым пучком света и углом поворота демонстрируют наибольшую мобильность. В подавляющем большинстве случаев это изделия прямого света, закреплённые на гибком или подвижном основании, что даёт больше свободы передвижения плафонов. Ими могут выступать споты или настольные лампы на гибкой ножке. Отдельные разновидности приборов могут иметь конусообразные плафоны, собранные из лепестков. Уровень раскрытия последних фактически и управляет углом рассеивания лучей. Такие изделия удобны для направленной и адресной подсветки, акцентирования на отдельных элементах убранства квартиры – статуэтках, картинах, нишах с вазами и пр.

 

Продолжение материала на данную тему читайте в нашей следующей статье.