Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Свет в зоне фудкорта

С ростом популярности торгово-развлекательных центров среди населения, расположенные внутри них небольшие заведения питания привлекают всё больше потребителей. Приходя в ТРЦ в поисках покупок и впечатлений, спустя время публика желает перекусить, а сделать это проще всего на территории фудкорта. Разбору именно этой зоны будет посвящена сегодняшняя статья.

Фактически, фудкорты представляют собой некую общую площадку со столиками, за которые имеют право присесть посетители любого из представленных поблизости фаст-фудов. Таким образом, очевидно, нельзя говорить, что оформление светотехнической части возложено лишь на какую-то одну фирму. Обычно вопросами закупки светильников и общего оформления занимается администрация торгового центра, а отдельные компании в этом участия не принимают. Подобное положение вещей и является одной из определяющих особенностей фудкорта: в отличие от традиционных кафе и ресторанов, здесь нет единства стилей, нет заготовленных световых и коммерческих акцентов. Вместо привычного представления о стационарных заведениях общественного питания мы имеем набор небольших прилавков для выдачи, за которыми одни фирмы могут достаточно быстро сменить другие. Функционирующие в таких условиях пункты фаст-фуда переживают жёсткую конкуренцию, соревнуются в разнообразии меню, в национальных кухнях, в стоимости продукции, в уровне сервиса и т.д.

 

 Общее освещение фудкорта

 

Сложности в создании индивидуальности

Классическое понимание мира говорит нам о том, что фирмы должны заметно отличаться друг от друга, дабы потребители имели возможность быстро визуально распознать любимый бренд и посетить требуемое заведение. Внутри него специалисты опять-таки формируют неповторимую фирменную атмосферу, усиливающую впечатление от причастности к чему-то крупному. Разумеется, в этом процессе освещение играет ничуть не меньшую роль, чем, скажем, стилистика ремонта или фоновое музыкальное оформление. Использование ламп с тёплым цветом свечения выдаёт заведения для неторопливых бесед и расслабления, а применение лампочек с холодным светом – более динамичные и активные зоны отдыха.

В рассматриваемом же случае собственники каждой небольшой фирмы поставлены в условия, где они вынуждены вписывать свою стилистику в нейтральную, несколько безликую окружающую обстановку. Для пущей узнаваемости задействуются яркие фирменные лайтбоксы – крупные светящиеся изнутри стенды с изображениями продукции, элементов меню, рекламы или просто символики бренда. Нетрудно догадаться, что в таком контексте для привлечения клиентов самое главное – яркость. В связи с этим в ход идут все средства: верхняя подсветка, локальное направленное освещение, контурирование афиши светодиодными лентами и т.д.

Поскольку все столики на фудкорте переданы в общее пользование, на первое место выходит создание визуальных «приманок». То есть, продавцу здесь не важно, где именно сядет клиент после покупки – первостепенное значение имеет, где посетитель приобретёт свою еду. Популяризация фудкортов во многом перевернула устоявшиеся положения маркетинга, заставив данную отрасль организации коммерческой деятельности крепко взяться за изучение альтернативных способов привлечения потребителей. Классические схемы здесь не работают, из-за чего приходится искать новые пути и идти на различные хитрости. То минимальное пространство, которое прилегает к зоне выдачи товаров или прилавку, необходимо стилизовать «под себя», но не выбиваясь из общего интерьера, правильно осветить и сделать комфортным для посетителей. Всё это не такие простые задачи, как может показаться на первый взгляд, ведь технического преимущества не имеет ни одна из фирм-продавцов, вне зависимости от размера компании. Разумеется, международные или национальные бренды, которые пользуются спросом, находятся в более выигрышном положении с точки зрения узнаваемости, однако даже у них могут в конечном итоге выиграть малоизвестные фирмы, попросту предлагающие качественные яства по умеренным ценам.

 

 Освещение столиков на фудкорте

 

Особенности в оформлении фудкортов

Совместное использование территории, отсутствие перегородок и хотя бы условного визуального зонирования приводит к тому, что планирование обстановки сводится к наиболее общим положениям. Так, наличие верхнего света подразумевается само собой, но локальная подсветка остаётся во власти конкретной торговой фирмы. Верхний свет обычно обеспечивают подвесные светодиодные панели, спускаемые с крыши на требуемую высоту. В свою очередь, сами столики зачастую освещаются набором из нескольких десятков спот-светильников, системно расставленных по потолку.

Вопреки тому, что фудкорт является общим пространством, его разделение всё же намечается. Оно не так заметно, как буквальное зонирование и преимущественно является плавающим, гибким. Естественным образом получается так, что публика, приобретающая продукцию в одной из представленных кафешек, присаживается за ближайшие к ней столики. Разумеется, поступить так могут клиенты всех заведений, а потому первые три-пять метров у каждой торговой точки можно с высокой достоверностью называть зоной влияния. При всей неформальности этого статуса, многие заведения на фудкортах считают своим долгом наиболее ярко освещать именно описываемую площадь. Для этого над головами работников кассы устанавливается по нескольку светильников направленного света, каждый из которых ориентирован на собственный стол из ближней секции.

Среди приёмов, к которым иногда прибегают отдельные ресторанчики – замена общей мебели на фирменную. Обычно такие манипуляции позволительны крупным брендам (МакДональдс, Бургер Кинг, Старбакс, KFC и пр.), которые также располагают достаточными средствами для частичного или полного переоборудования зала. В описываемом случае компании резко повышают шансы на привлечение внимание к своей продукции, однако более существенные гарантии здесь всё же невозможны. Вместе с тем, эти же торговые марки находятся в наиболее неприятном положении: поскольку они работают по франшизе, даже при внешне благоприятных условиях, руководство филиалов обязано видоизменять прилежащую территорию и добавлять требуемые элементы фирменного стиля. За соответствием подобных вещей следят специальные комиссии, которые могут ставить достаточно жёсткие требования.

Стилевое разнообразие преобладает обычно на тех фудкортах, которые делят между собой небольшие местные фирмы, в остальных же местах такие заведения фактически вытесняются стилистикой более маститых конкурентов. Изначально любой интерьер планируется таким образом, чтобы быть как можно более универсальным, иметь возможность подстроиться под конкретный бренд. Прочные потолочные конструкции приспосабливаются для закрепления на них подвесных светильников любого вида, а сам зал оформляется в нейтральной цветовой гамме. Важно добиться того, чтобы функциональность сочеталась с эстетичностью, но при этом общая концепция помещений торгового центра сохраняла универсальность.

Если же говорить исключительно о внешнем аспекте оформления, фудкорты всегда явственно отличаются от остальных частей здания – здешний дизайн более яркий, броский и выразительный, активно зазывающий публику отведать новые блюда. Хорошая обустроенность данной зоны играет на руку владельцам кафешек – чем удобнее стулья, тем больше времени здесь проведут люди, а потому велик шанс, что они проголодаются и закажут ещё пару пунктов из меню. Таким образом, комфортабельность, сотканная из мелочей, становится залогом коммерческого успеха и приобретает подчёркнутую функциональность. В сознании потребителей сейчас принято создавать образ из положительных эмоций, ассоциирующийся с конкретным заведением, чтобы туда было желание ещё не раз вернуться.

Наиболее технически сложно сформировать освещение дальних столиков, ведь тут требуется не только осветить поверхность, но и дать сидящим понять, какая из всех представленных поблизости фирм, является организатором столь приятного времяпрепровождения. Для этого корпуса расположенных над головой светильников окрашиваются в фирменные цвета или украшаются свисающими с них яркими открытками с акционными предложениями нужной компании. На элитных фудкортах можно также увидеть настольные лампы, стилизованные узнаваемым образом.

 

 Потолочные светильники для освещения фудкорта

 

Дизайн фудкорта и концепция освещения

В зависимости от того, в каком именно здании располагается подобная площадка, будет варьироваться и внешнее оформление. Обычно организаторы делают ставку на массовость, а потому количество начинает превышать качество, что заставляет людей искать иные места для отдыха. По-настоящему оригинальный интерьер здесь создать не удастся, но сформировать положительный имидж компании они всё же могут, позаботившись о различных мелочах.

С дизайнерской точки зрения фудкорт представляет собой не очень приятную задачу. Дабы выдержать нейтральность, но при этом оставить место для самовыражения отдельных фирм создателям проектов приходится идти на ухищрения. Первый из них – не использовать в интерьере традиционные люстры, прямолинейный дизайни вообще избегать проявлений классического стиля. Все оформительские течения, даже этника, тяготеют к осовремениванию и технологичности, а потому площадка должна иметь самую общую концепцию. В этом смысле могут быть актуальны следующие стили.

  1. Неоклассицизм. Здесь используются только светлые оттенки, простые и изящные формы. По тем же причинам в освещении доминируют лампочки с нейтральным цветом свечения, дающие засветку, сходную с естественной. Подобное оформление уместно для многопрофильных бутиков или элитных торговых центров.
  2. Модерн. Это удобный стиль, в сущности которого заложено сочетание разнотипного и несочетаемого, асимметрия форм, размещения элементов и прочего. Кроме того, здесь не нужна большая яркость, что также положительно сказывается на энергопотреблении. Идеальное место – фудкорты внутри кинотеатра.
  3. Лофт или техностиль. Здесь допустимо объединение современного наполнения с простейшей отделкой и лёгким тёплым светом. Такое решение подойдёт в крупных офисных зданиях, где сотрудники устали от чересчур делового оформления кабинетов.
  4. Поп-арт. Этот стиль удобен тем, что позволяет использовать все цвета радуги, пестрить названиями торговых марок и ярко подсвечиваемыми вывесками, не выходя за рамки дизайнерской задумки. Лучше всего фудкорт с таким оформлением впишется в развлекательный центр для детей и взрослых.
  5. Этнический стиль. Оформленные с украинским национальным антуражем торговые площадки обычно организуют именно отечественные бренды. Там легче подчеркнуть аутентичность и привлечь патриотично настроенного покупателя. В освещении зачастую преобладает ровное белое освещение, призванное подчеркнуть контраст традиционного красно-белого орнамента.

Что касается базовых правил для самой осветительной техники, то они очень просты. Необходимо избегать цветосветовых контрастов, уделять внимание как отдельным столикам, так и залу в целом, а также добиваться максимально равномерной освещённости на всей площади фудкорта. Самым освещённым местом должна быть касса и стойка выдачи – приблизительно на 30% ярче основной части зала. Такое размещение будет выглядеть призывно и манить к себе публику.

Внутри кассы вполне могут применяться точечные светильники, помогающие придать визуальной компактности несколько стеснённому пространству за стойкой. При этом на основное меню в обязательном порядке должен светить отдельный прибор. Нет необходимости делать его интенсивность выше, чем у окружения, достаточно лишь верной ориентации плафона светильника. Разумеется, для качественной подсветки пищевой продукции требуется использовать только те лампочки, которые имеют очень высокий индекс цветопередачи, не менее 90 ед. Наконец, необходимо помнить, что люди не желают утопать в сумерках – те фирмы, которые поддерживают более высокую освещённость, на подсознательном уровне всегда располагаются у потребителей несколько выше в общем рейтинге.