Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение в магазинах спорттоваров

Направленность и специфика продукции торговой точки всегда определяет политику в его техническом оснащении, дизайне интерьера, планировке и освещении. Функциональность должна разумно сочетаться с эстетикой, а банальный комфорт потребителей не теряться на фоне изобилующих маркетинговых технологий. Спортивные товары отличаются от других видов продукции тем, что требуют демонстративной динамики, скорости, яркости.

Визуально в спортмагазинах ключевую роль играет верная расстановка акцентов – в том числе и световых, а с точки зрения удобства – большая площадь и обязательно просторные проходы. Доступ к крупному инвентарю должен быть упрощён: только так посетители поймут, что у них есть право взобраться на тренажёр и испытать его. Физическое взаимодействие с товаром позволяет человеку опробовать последний в действии и ощутить большую заинтересованность в приобретении. Адресно направленная подсветка различных спортивных устройств на специальных постаментах создаёт у посетителей ощущение премиальности товара и приобщённости ко всемирному сообществу знаменитых спортсменов.

 

 Освещение спортмагазина спотами

 

Спорттовары и психология

На первый взгляд может показаться, что тренажёры мало сочетаются с наукой о человеческом подсознании. В действительности же, маркетологами установлено, что эти две вещи тесно связаны друг с другом. Красиво подсвеченные светильниками направленного света тренажёры и элементы инвентаря провоцируют у посетителей ассоциации с известными звёздами спорта. Это толкает на покупки людей в надежде на то, что и они сами однажды достигнут таких же высот физической формы. Как известно, в спорте имеет колоссальное значение мотивация, ну а в сфере продажи спорттоваров на первый план выходит самомотивация покупателей, вдохновлённых красиво представленной на витринах продукцией и зазывными постерами с подтянутыми культуристами.

В соответствии с вышесказанным, специалистами разрабатывается целый набор поведенческих сценариев, учитывающих движение потребительских масс по территории магазина. Совместно решаются задачи по освещению и позиционированию брендов: наиболее известным и дорогим маркам отводятся целые секции, а продукция мелких группируется тематически на стеллажах. Основой осветительных конструкций служат различные трековые системы, позволяющие гибко управлять витриной, когда требуется видоизменить её и переложить товар.

Как было сказано ранее, в подобных магазинах крайне важно создать определённую динамику, задать ритм. В первую очередь этому способствует негромкая, но задорная музыка, доносящаяся из динамиков. Следующим фактором являются широкие проходы, буквально призывающие опробовать ролики или проверить мяч на прыгучесть. Наконец, освещение направляется таким образом, чтобы в максимальной степени походить на стремительно проносящиеся за окном фонари при езде на машине. На Западе для этого даже есть специальный термин «passing lights», подразумевающий одинаковую направленность светильников под углом к пути следования человека.

Общий динамизм дизайну также придаёт яркость. Ни в одном уважающем себя спортивном магазине Вы не увидите тёмных или даже притенённых зон. Наоборот, практически весь зал залит однородным и ярким светом, долетающим из разных концов помещения и минимизирующим количество теней. Все товары имеют одинаково качественное освещение, вне зависимости от размера и назначения. Велосипеды или орбитреки освещаются сверху мощным прожектором, а мелочи наподобие эспандеров, насосов или ракеток для пинг-понга – встроенными в полки точечными светильниками.

Спортивная обувь, кроссовки и перчатки обычно выставляются таким образом, чтобы спровоцировать человека подойти ближе, взять изделие в руки, пощупать его текстуру. При этом уровень освещённости должен быть достаточным для длительного изучения мелких деталей: крепости швов, рисунка на подошве, прочности шнурков, люверсов, материала и т.д. Покупатели должны иметь возможность без спешки и напряжения рассмотреть витрину, сравнить модели, сделать взвешенный выбор. Обычно для придания дополнительной общей освещённости здесь задействуется окрашивание стен в снежно-белый или бежевый цвет – это позволяет свету отражаться от поверхностей, а также делает пространство ещё объёмнее.

Среди важных аспектов – правильное сочетание вертикального и горизонтального освещения. Геометрия торговых полок и подставок под изделия определяет способ подсветки. Товары на стеллажах обычно размещают традиционно – горизонтально в виде стоящих друг рядом с другом стопок. В свою очередь, обувь, некоторые спортивные снаряды и турники подвешивают к стенам и потолку. В результате, необходимо позаботиться о вертикальной освещённости: свет должен буквально окружать изделие со всех сторон, не оставляя визуально неприглядных теневых зон.

Для формирования у посетителей верного психологического настроя и хорошего настроения уже с порога специалисты советуют избегать тёплого освещения. Оно действует чересчур расслабляюще, а это совсем не то, что требуется в магазине подобной специфики. Лучше всего применять светодиодные лампочки с нейтральным цветом свечения или комбинировать их с чуть более прохладным оттенком, в зависимости от гаммы в отделке самого помещения. Идеальное сочетание предполагает заливающий свет, близкий к естественному солнечному, и холодный, свыше 4000 К – в качестве акцентного. Такое сочетание активизирует нейроны в человеческом мозге, отвечающие за двигательную активность, повышает внимательность и скорость реакции, делает покупателей более сосредоточенными и целеустремлёнными.

Однако есть у подобного освещения и недостатки. Среди них – повышенная утомляемость, психическая возбудимость и раздражительность при длительном пребывании. То есть, краткосрочное воздействие заставляет человека мобилизоваться и бросить все внутренние ресурсы на приобретение покупки, а нахождение в магазине свыше сорока минут перегружает нервную систему, из-за чего высокая восприимчивость переходит в подавляемую агрессию. Дабы минимизировать такие негативные эффекты, администрация старается сделать в прикассовой зоне лёгкое освещение, переходящее от дневного света к едва тёплому. Благодаря такому подходу, простаивание в очереди не будет вызывать негативных эмоций, а потраченное на ожидание обслуживания время перестроит организм снова на нейтральную ноту.

 

 Трековые системы в магазине спортивной одежды

 

Расставляем акценты

Два фактора, от которых будут зависеть акценты – это цвет и габариты товара. В спортмагазинах с обычной монохромной гаммой, где доминируют синие, чёрные и белые оттенки всё будет достаточно просто. Три упомянутых цвета отлично сочетаются с подсветкой светодиодными лампами холодной гаммы. Если же магазин более узкоспециализированный или принадлежит к бутиковому типу, на его территории может находиться немало пёстрых предметов спортивной одежды для женщин: красных, зелёных, оранжевых, розовых и т.д. В этом случае прохладные оттенки неприменимы. Как же избежать диссонанса с остальным залом? Оптимальным решением будет вынести весь подобный цветастый ассортимент в отдельное помещение. Таким образом, за перегородкой уже начнётся другая зона, имеющая право на собственное освещение. Обычно именно так и поступают в элитных спортмагазинах и бутиках высокого класса.

Предполагается, что холодный свет предназначен для быстрых, несколько импульсивных покупок, а тёплый – для расслабленных, взвешенных, позволяющих долго изучать продукцию. Чтобы дать возможностькомфортно работать персоналу, подсобные помещения и кассы могут быть оформлены не только теплее, но и ярче, однако любое подобное комбинирование должно быть гармоничным, не разбивающим общую осветительную концепцию зала. Кроме того, традиционно вблизи касс располагается мелкая сопутствующая продукция, световой акцент на которую может заинтересовать потенциального покупателя. В результате, от указанного приёма выигрывают все взаимодействующие стороны: и магазин, и потребитель, и персонал.

Общее освещение обычно организовано с использованием подвесных светильников различной конфигурации. Это позволяет создать равномерную засветку, сформировать атмосферу заведения. Вместе с тем, акцент на новую коллекцию известного производителя или акционный товар производится с использованием спот-светильников, выхватывающих содержимое полок яркими лучами. Ещё один очень уместный приём, особенно в период календарных праздников – контурная подсветка стеллажей с продукцией, реализуемой в рамках акции. Её осуществляют благодаря применению яркой светодиодной ленты – обычно для пущего эффекта на ней включается режим мерцания с определённой периодичностью, привлекающей дополнительное внимание публики.

Среди самых коварных нюансов в освещении спортмагазина следует упомянуть блики. От выкрашенных в светлые тона стен и повсеместно стоящего полированного металла на тренажёрах постоянно исходят отражения. К сожалению, бороться со всеми этими явлениями в комплексе не представляется возможным. Свет, направляемый в сторону от одних объектов, неминуемо попадёт на другие – и это будет замкнутый круг. Таким образом, единственное рациональное решение состоит в том, чтобы максимально задействовать матовые рассеиватели. Они, несомненно, будут частично гасить исходную яркость светодиодных ламп, однако помогут избежать иных оптических неприятностей для находящихся на территории магазина людей.

В самых крупных заведениях вполне может быть оборудована отдельная зона для тестирования продукции. Здесь можно опробовать беговую дорожку, покрутить педали на велотренажёре, присесть за станину со штангой или проверить на прочность висящую боксёрскую грушу. Обычно это пространство оформлено самым минималистичным образом, а используемые светильники имеют лишь одно отличие от остальных в магазине – они защищены металлической сеткой во избежание случайной порчи плафонов. В целом же, для тестовой зоны важна высокая освещённость, позволяющая человеку хорошо видеть объекты вокруг себя, чтобы ничего не разбить и не пораниться самому.

 

LED-панели в спортмагазине 

 

Освещение зоны с одеждой

Зачастую секция с верхней спортивной или туристической одеждой более других выбивается из оформления магазина. Это связано с тем, что в ней преобладают матовые тёмные тона: чёрный, тёмно-зелёный, коричневый, густо-синий и т.д. Перебороть этот фактор оптически невозможно – подобная продукция всё равно сохранит определённую долю затенённости. Выйти из положения поможет только равномерное освещение, хорошая цветопередача лампочек и правильный фон.

Среди хороших решений – пол и стены в светло-серых оттенках, под гальку. В этом случае предметы одежды формируют требуемый контраст с окружением и выглядят гораздо более привлекательно. Общее освещение в подобных условиях лучше всего организовать с использованием прожекторов: во-первых, они довольно мощны, чтобы сделать помещение более освещённым, а во-вторых придают зоне с туристическим инвентарём, рюкзаками и спортивными куртками необходимую брутальность.

Довольно часто под одежду вообще отводится отдельный зал. Его стилистика имеет право существенно отличаться от основной части магазина. В первую очередь, речь идёт о том, что здесь не такие высокие потолки, а потому многоуровневое освещение попросту не требуется. Взамен крупных подвесных моделей светильников могут быть использованы те же светодиодные панели, которые часто монтируют в остальных магазинах одежды. Более того, даже колористическая гамма в таких местах существенно теплее – это помогает подчеркнуть добротность верхней одежды и тот факт, что она действительно способна согреть туриста в походе. Разумное сочетание освещения и окружающей стилистики позволяет магазину выглядеть солидно и привлекать всё больше новых покупателей.