Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Развитие освещения городов – историко-культурный аспект

Никто в наше время даже представить себе не может, как это – жить без электрического освещения. Оно не только окружает нас дома и на улицах, а также обеспечивает саму жизнедеятельность, но даже даёт работу тысячам людей, формируя рабочие места в сфере светового дизайна и энергетики. Согласно мировой статистике, чем крупнее населённый пункт, тем больше вероятность, что активная деятельность его жителей, не связанная с профессиональными потребностями, проходит в вечернее время суток. Люди встречаются друг с другом после работы, ходят в кафе и рестораны, гуляют по городу, посещают различные развлекательные мероприятия. Если летом ещё можно понадеяться, что по окончании рабочего дня останется несколько часов на любование парками и улицами под светом солнца, то в осенне-зимний период единственными помощниками человека будут только различные виды уличных светильников. Сейчас нам это кажется вполне понятным и привычным, обыденным, однако на самом деле электричество проделало долгий путь, чтобы стать частью вечернего уюта городов.

 

 Архитектурная подсветка здания

 

История освещения

Вероятнее всего, человечество получило искусственное освещение случайно – например, однажды ночью от молнии загорелось дерево или же днём испепеляющая жара заставила траву тлеть, а к вечеру это переросло в пожар. Вообще всю историю цивилизации можно разделить на два этапа – доэлектрический и электрический. Как мы знаем, первый тянулся многие тысячелетия, но при этом нельзя сказать, чтобы люди полностью были лишены света. Хотя речи о полноценных светильниках идти и не может, наши предки были довольно изобретательны, чтобы поставить себе на службу различные объекты из окружающей их природы.

Начиная с незапамятных времён, человечество всегда пыталось найти способ продлить свою активность в сумерках и по вечерам. Эта потребность исходила не только из желания оставить время на общение и досуг, но и была оправдана необходимостью защищаться от диких животных, которые любили атаковать поселения под покровом ночи. Несколько тысячелетий назад, когда городов в современном понимании этого слова ещё не было, в качестве средства освещения использовали большие ветви, которые поджигались от костра, и закреплялись как можно выше – на деревьях, каменных заборах и стенах домов.

Эффективность такого освещения можно назвать умеренной, однако оно в максимальной степени зависело от погоды и было практически неуправляемо. Стоило подуть сильному ветру – и горящая ветка могла затухнуть. Ещё хуже, если порыв сдувал её со своего места и относил к человеческому жилью: здесь это могло стать причиной пожара, порчи имущества или даже быть угрозой для жизни людей. Даже при относительном безветрии источник света вполне мог затушить внезапно налетевший ливень – и человек лишался света.

Много веков спустя был открыт принцип фитиля – гореть должна только определённая часть изделия, при этом желательно, чтобы сама по себе она была не очень горючей, но могла содержать некое горючее вещество. Первый светильник, работающий по этому принципу, был изобретён ещё в поздней Греции – примерно в Vвеке до нашей эры. Почти 25 столетий данный подход был доминирующим в искусственном освещении, пока его не вытеснило электричество. Фактически, можно говорить, что тот же самый принцип лёг в основу привычных нам сегодня свечей. Учёные умы пытались получить максимум светимости от них: комбинировали расположение подсвечников в канделябрах таким образом, чтобы лучи становились ярче, придумывали различные медные отражатели для увеличения угла разлёта лучей, экспериментировали с формой и размером свечей. Как мы знаем, и по сей день свечи, к сожалению, не способны полностью удовлетворять человеческую потребность в искусственном освещении.

Именно поэтому на смену свечкам всего несколько столетий тому назад пришли газовые лампы. Это было крайне прогрессивное решение: удобное, эффективное, долговечное. При этом осветительный прибор не потерял своей компактности и мобильности, что было крайне важно. Эксперты и историки полагают, что за неимением электричества сейчас наши дома были бы полностью освещены за счёт газа. Первые идеи газификации крупных городов появились в Европе именно как ответ на запрос общества в освещении, и только потом – в средстве для приготовления пищи, отоплении, подогрева воды.

 

 Контурная подсветка бизнес-центра

 

Очень хотелось бы сказать, что изобретение лампочки накаливания сразу же перевернуло мир, однако это далеко не так. Лапочку «изобретали» неоднократно – и в Российской империи, и во Франции, и в США. Учёные в каждой стране использовали разные ресурсы, а потому приходили к похожим по сути, но сильно различающимся по долговечности результатам. Когда Томас Эдисон наконец пришёл к «последней» версии изделия, предельно похожей на сегодняшнюю, необходимость электричества как такового была полностью доказана. Именно с этого момента можно начинать отсчёт времени трансформации безликого источника света в элемент интерьера и экстерьера, фактор влияния на различные процессы и средство обеспечения безопасности.

Распространение электрического освещения, использующего лампы, оказалось даже более стремительным, чем это прогнозировали эксперты. Постепенно область применения таких изделий росла и расширялась, занимая давно пустовавшие ниши. Искусственный свет моментально нашёл своё место в медицине, образовании, сельском хозяйстве, а затем стал распространяться и на различные виды искусств. Начиная со второй половины ХХ-го века освещение потихоньку стало использоваться в архитектуре и дизайне, что фактически вывело принципы использования освещения в больших городах на качественно новый уровень, сделав свет полноценным участником событий. Технические достижения прошлого века совпали по времени и тенденциям с достижениями в сфере благоустройства среды обитания человека. Почти весь век они шли в связке друг с другом: изменение окружающего мира продуцировало возникновение новых запросов, а новые условия жизни, повышение комфорта требовали скорейшего восполнения технических пробелов. Так появились очередные поколения домов, другая стилистика в архитектуре, очертилась необходимость в декоративной подсветке фасадов.

Выраженная эстетическая функция появилась у искусственного освещения уже в первые годы его существования. Коммерсанты западных стран сразу же увидели в нём большой потенциал как в средстве привлечения посетителей. Рекламная функция настолько тесно переплелась с декоративной и сугубо утилитарной, что пути назад просто не было. Различные потолочные светильники в ресторанах и магазинчиках формировали антураж, а наружное освещение заведений создавало вечерний облик городов. Когда в дело включилась академическая наука, искусственное освещение получило собственную отрасль в сфере архитектуры и стало не только новомодным способом обеспечения вечернего досуга, но и средством визуальной выразительности – художественной, архитектурной, композиционной.

Наверняка читателей удивит, сколь рано появились уличные светильники для подсветки фасадов. Они буквально стали самыми первыми после способов бытового освещения. Уже в 30-тые годы был сформирован термин «световая архитектура», хотя всего 15-20 лет назад никто толком не мог объяснить, что такое лампочка или электричество. На заре Третьего рейха, в 1936 году публике была представлена мощная периметральная подсветка стадиона для проводившихся на нём очередных Олимпийских игр. Используемые крупные фонари впоследствии были усовершенствованы, а затем и уменьшены в размере без потери светового потока. Так появились компактные прожекторы почти современного типа.

Вообще 20-30-тые годы ХХ-го века ознаменовались для стран Западной Европы и США целой чередой архитектурных прорывов. Когда понятие небоскрёбов уже немного прижилось, зодчие стали экспериментировать со светоотражающими поверхностями. Верхние этажи облицовывались панелями с зеркальными свойствами, которые в светлое время дня отражали лучи света, а по вечерам, когда люди включали искусственное освещение, накладывали на город приятный таинственный оттенок.

Исторические здания и просто дома старой постройки начали модернизировать, реанимировать, делать более привлекательными. Тусклый металл и матовый кирпич зданий попробовали осветить таким образом, чтобы акцент делался на изящество форм, а не на оптические свойства материалов. Закопчённые угольным дымом дома больших промышленных городов, которые уже никто не рассчитывал увидеть в прежних красках, получили новую яркую жизнь.

 

 Вечернее освещение города

 

Современный виток истории

Не только сегодня, но и уже несколько десятилетий кряду искусственное освещение преподаётся архитекторам в профильных ВУЗах в качестве одной из базовых дисциплин. Это и не удивительно – свет ламп и светильников всех возможных форм является неотъемлемым элементом инженерно-технической инфраструктуры, фактором благоустройства территорий и безопасности населения. С каждым годом изучение данной тематики только углубляется: архитектура соотносится с ритмом жизни мегаполисов, с достижениями технического прогресса и, конечно же, с потребностью в рекламе. Единственной заметной проблемой на этом пути стал баланс между утилитарностью и эстетикой, возможностью сочетать сугубо функциональные аспекты с декоративными. Хотя большинство современных осветительных приборов, начиная от изящных люстр для кафе и заканчивая мощными прожекторами для освещения площадей, имеют приятный визуальный дизайн, общее засилье рекламы создаёт такой уровень светового загрязнения нашей планеты, который ранее человечеству был никогда не известен.

Последняя проблема точно остаётся одной из наиболее актуальных, однако даже специалисты признают, что пока ещё далёк тот день, когда им удастся предложить достойную альтернативу сложившейся ситуации. Бизнес, использующий световую рекламу, слишком твёрдо стоит на своих позициях и вовлекает так много заинтересованных лиц, что быстро и просто отказаться от такой подсветки не получится. Все попытки сделать что-либо путём принуждения, квотирования, штрафов или высоких тарифов не приводят к успеху. Причина этого, скорее всего кроется в человеческой природе: пока потенциальный покупатель реагирует на яркие цветные изображения, нет никакого смысла снижать количество световой рекламы на улицах городов.

Возможно, через 15-20 лет произойдёт эволюционное пресыщение подобной световой картиной, и мир будущего, как и описывают в своих романах писатели-фантасты, по вечерам будет погружён в полумрак. Устав от избытка освещения в течение дня, человеческая цивилизация будет стремиться использовать свет только для предельно необходимых повседневных действий, а иллюминационная подсветка полностью отойдёт в прошлое. Хотя экологи предлагают гораздо более вероятный сценарий – светильники сделают ещё серию скачков в том, сколько энергии требуется источнику для продуцирования света. Точно так же, как экономичные светодиодные светильники в последние годы вытеснили лампочки накаливания и люминесцентные газоразрядные лампы, так и их через много лет заменит более прогрессивная технология. Мировая общественность держит курс на энергоэффективность, на бережливое отношение к природе и на снижение темпов поглощения природных ресурсов. Если сегодня катастрофичность ситуации ощущается ещё не очень остро, то со временем данный вопрос вполне может быть вынесен на обсуждение в более высоких кругах, а потому вероятность снизить темпы светового загрязнения всё же вполне высока.

Напоследок хочется отметить и ещё один немаловажный фактор, о котором часто умалчивают. Человек «знаком» с электричеством не так давно по историческим меркам, а потому с полной уверенностью говорить, будто мы точно знаем, как электроток и искусственный свет воздействуют на наш организм, весьма опрометчиво. Возможно, причиной смены политики в отношении источников искусственного освещения вообще станут факторы биологического характера.