Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение городов: функциональные аспекты

В предыдущей статье мы уже выяснили, каким образом умышленно подожжённые ветки превратились в уличные фонари, а потому сегодня обратим свои взоры в сторону функционального наполнения городского освещения. Совершенно очевидно, что в современном мире у уличных светильников гораздо больше задач, чем было у всех их предшественников. Сейчас любой источник искусственного освещения – это часть системы. В доме ею выступает осветительная сеть, в масштабах города – инфраструктура коммунального хозяйства.

Как бы ни хотелось историкам говорить о целенаправленности создания качественного наружного освещения, по-настоящему этими вопросами люди стали заниматься всего около двух веков назад. Эволюция приборов и технологий во многом происходила неожиданно и хаотично, а преимущества использования конкретных модификаций светильников для определённых целей обнаруживались случайно. Тем не менее, всегда сохранялась ключевая по своей важности тенденция: освещение играло важную эстетическую роль в облике городов, формировало новую среду, открывало возможности для продления активной части дня. Генетический интерес человека ко всему яркому и светящемуся, динамичному и визуально привлекательному был поставлен на службу цивилизации. Эффектная подсветка достопримечательностей, облагораживание парковых зон, увеличение привлекательности серых зданий – всё это сформировало новое отношение к искусственному освещению и раскрыло его возможности со всех сторон.

 

 Ночное освещение города

 

Функции освещения

С точки зрения современной архитектурной науки у освещения городов выделяют две главнейшие задачи и бесчисленное множество мелких, ситуативных. Описать последние ни полностью, ни даже кратко не представляется возможным, поскольку полное разнообразие осветительных приборов создаёт огромное количество комбинаций. В то же время основные функции сформулированы довольно чётко и лаконично – в той или иной интерпретации они понятны каждому человеку на интуитивном уровне.

Градостроительная функция концентрируется на том, что городская среда должна иметь собственный облик: продуманный и подчёркнутый, а не сложившийся спонтанно. Эстетическая ценность зданий, памятников и других крупных объектов должна переплетаться с удобством: к примеру, парадные входы в учреждения, главные аллеи парков, художественные преимущества скульптурных композиций должны при грамотно оборудованном освещении обязаны восприниматься с первого взгляда. Баланс форм и цветов, сформированный искусственным освещением, в вечернее время должен сохранять правильную визуальную концепцию экстерьеров, то есть, в сущности, повторять функцию архитектуры – организовывать пространство, компоновать его и визуально структурировать.

Социальная функция заключается как раз в том, чтобы дать людям возможность общаться и взаимодействовать в тёмное время суток точно так же, как они это делают в течение всего светового дня. При этом важно понимать, что уличные светильники призваны стать именно альтернативным источником света, а не заменой солнцу, его локальной имитацией. Напротив, они формируют новую атмосферу – торжественную, романтическую, яркую или нейтральную, в зависимости от потребностей. Кроме того, к социальной функции принято относить общественно-психологические аспекты: например, при хорошем освещении люди гораздо больше чувствуют себя в безопасности, они склонны расслабляться и наслаждаться обстановкой. Не секрет, что и криминогенная обстановка в районах городов с хорошим освещением заметно лучше.

Совершенно отдельное внимание следует уделить тематике зонирования в городских условиях. В отличие от аналогичного понятия в интерьерах, где речь идёт лишь о более или менее функционально выгодном расположении люстры или светильника, в масштабах целого города это приобретает совершенно другой оттенок. У каждой зоны имеется своя специфика, которая определяется преимущественно способностью людей в той или иной ситуации воспринимать искусственное освещение.

Большинство из нас даже не задумывается, насколько по-разному мы можем отреагировать на оптически одинаковый свет, если будем наблюдать его сидя или стоя, на ходу или в статике, во время езды на автомобиле и т.д. Тем не менее, все эти нюансы давно изучены людьми и отлично знакомы светодизайнерам. Восприятие пространства и качества света тесно связано со скоростью перемещения человека, его положением в пространстве, контрастом объектов с окружением и даже настроением. В большом городе, изобилующем огнями и рекламой, каждый из нас за один вечер успевает пережить несколько фаз восприятия окружения, хотя чаще всего даже не задумывается от этом. Единственное, что обычно успевает чётко осознать наш мозг – это различие в видимости границ различных зон: к примеру, проезжая часть отделена от тротуара, стоянка у супермаркета по освещению не похожа на детскую площадку во дворе и т.д. Специалисты выделили три типа городских пространств, предназначенных для разных видов деятельности: движения, отдыха или общения.

  • Пространства движения могут быть автомобильными и пешеходными. Дороги и трассы чаще всего изначально оборудованы собственными средствами освещения – мощными прожекторами или специальными светильниками на высоких опорах, из-за чего такие области выглядят довольно однородными и лучше всех распознаются человеческим глазом даже без особой концентрации. В свою очередь, освещение для пешеходов зачастую прочно привязывается к местоположению. Например, если речь идёт о тротуаре, то самым главным будет фактор хорошей видимости – комфортная ориентация в пространстве и визуальное ощущение расстояний до объектов. В парках и скверах важнее вопросы безопасности и уединённости, во дворах – банального удобства перемещения.
  • Пространства отдыха – это некие «островки света» среди оживлённых улиц. Ими могут выступать летние площадки кафе и ресторанов, игровые зоны для детей, области с зелёными насаждениями и оборудованные места для пикников, лавочки вдоль дорожек в скверах и во дворах. В таких местах светодизайнеры борются за визуальную отделённость от остального мира, которая не противоречила бы чувству безопасности. Здесь обустраивают камерный свет, способный одновременно изолировать небольшой участок пространства и придать ему нужную декоративность. Идеальным воплощением подходящего типа светильников являются фонарные столбы.
  • Пространства общения представлены любыми зонами естественного пересечения пешеходных потоков. В равной степени это могут быть зоны входа в супермаркеты, транспортные остановки и пешеходные переходы, скамейки у входа в различные учреждения и другие места. Несмотря на кажущееся родство с пространствами отдыха, основным их отличием является высокая интенсивность движения: люди сменяют друг друга, подолгу не задерживаясь на одном месте. Чаще всего элементы инфраструктуры и благоустройства улиц в таких местах довольно компактны: вместо раскидистых палисадников – небольшие аккуратные клумбы, вместо длинных аллей – мощёные дорожки и т.д. Ввиду того, что в описанных местах необходимо обеспечить высокую оперативность распознавания окружающих объектов, здесь используются различные виды подвесных уличных светильников, обычно на растяжках, или всё те же фонарные столбы, но высотой не более 3,5 метров для лучшего освещения нижнего яруса.

 

 Декоративная подсветка зданий

 

Успешные городские светодизайнеры – это не просто инженеры, это творцы, люди искусства, умело жонглирующие человеческой психологией и достижениями науки. В их задачу входит правильно сочетать эстетику с утилитарностью, создавать декоративность без ущерба для инфраструктуры, и наоборот. Баланс характеристик достигается кропотливым трудом, поскольку во внимание необходимо принимать целых восемь факторов: психологическое восприятие, безопасность, способность ориентироваться, защищённость, индивидуальность, образность, взаимовлияние с рекламой и зрелищность. Рассмотрим всё по порядку.

  • Фактор психологического восприятия привязан к тому, как ночной город воспринимается в целом при разных уровнях освещённости. Если всё сделано правильно, мегаполис выглядит дружелюбным, позитивным и безопасным. Если же наблюдается дисбаланс или банальная нехватка света, он может восприниматься более враждебно, вызывать чувство тревоги или дискомфорта.
  • Фактор безопасности напрямую связан с тем, насколько удобно передвигаться по городу пешком или на машине, не опасаясь за то, что можно по недосмотру провалиться в яму или запнуться на невидимых в полумраке ступеньках. Любые дорожные работы, ремонт коммунальных сетей, пандусы, бордюры и подобные им объекты, которые могут спровоцировать травму, должны быть освещены. Как пешеходы, так и водители, должны в полной мере ощущать, что они достаточно осведомлены о том, что ждёт их на дороге впереди.
  • Фактор ориентирования важен применительно к отдельным зданиям и объектам инфраструктуры. Если речь идёт о парках, их аллеи должны быть освещены фонарями, а тропинки – уличными столбиками; для автомобилистов важно уметь отличать повороты от съездов, а мосты – от туннелей; в рамках города целиком –освещать кафе, государственные учреждения, театры и церкви необходимо не так же, как обычные жилые дома.
  • Фактор защищённости характеризуется тем, насколько искусственное освещение является достаточным с точки зрения способности предотвращать преступления. Яркий свет отпугивает злоумышленников, дарит людям чувство уверенности в сохранности своего имущества. Если пешеход чётко видит, кто именно идёт ему навстречу в ночной час, выработать правильное отношение к ситуации гораздо легче. В плохо освещённых городах преступность заметно выше, количество туристов меньше, а потому и экономика региона «хромает».
  • Фактор индивидуальности связан с тем, что каждый район мегаполиса имеет свою собственную специфику. Она может выражаться и в типичной архитектуре, и в количестве зелёных зон, и в классовой принадлежности местных жителей. Центр всегда красивее периферии, однако это не означает, что все достопримечательности сконцентрированы именно здесь. Задача светодизайнеров состоит в том, чтобы показать изюминку каждого из районов, подчеркнуть их современность не только новыми моделями светодиодных светильников, но и общей атмосферой на улицах.
  • Фактор образности наиболее применим к памятникам и разным постройкам, имеющим историческое значение. Современные осветительные приборы и светодиодный неон способны превратить город в музей под открытым небом: гибкость и динамичность осветительных решений отлично подходят для формирования не типовых достопримечательностей, а символических мест. Типичным примером воплощения «фирменной» образной подсветки можно считать ночное освещение Эйфелевой башни в Париже или моста Золотые ворота в Сан-Франциско.
  • Фактор взаимного влияния с рекламой один из наиболее сложных. С одной стороны, реклама сама по себе привлекает внимание пешеходов, а с другой – она может совершенно не вписываться в стилистическую концепцию города или его района. Постройки с коммерческой рекламой, дополнительно подсвеченные муниципальными службами, провоцируют зрительный хаос и нисколько не способствуют формированию положительного впечатления о городе. Здесь специалистам приходится проявлять максимальное изящество, чтобы достойно выйти из ситуации.
  • Фактор зрелищности смело можно считать замыкающим, квинтэссенцией трёх предыдущих факторов из этого списка. Он связан с тем, как город украшен, насколько он привлекателен для туристов и интересен для местных жителей. Светодиодные ленты и системы динамической подсветки делают гораздо более выразительными даже простые здания, позволяют устраивать вечерние световые шоу, организовывать локации для развлечений. Достичь нужного эффекта можно только с применением специальных знаний и умений, первоклассной техники и навыков её использования, прочно опираясь на базу творческого видения того, каким образом возможно достичь повышения престижа города.