Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение буфетов и столовых

Освещению мест потребления пищи всегда уделялось достаточно много внимания. Правильный свет определяет визуальную привлекательность блюд, делает трапезу более психологически комфортной, позволяет расслабиться в процессе. Буфеты и столовые заметно отличаются по своей компоновке от ресторанных залов и кафе, потому подход здесь тоже должен быть другим. Предлагаем рассмотреть, какие именно требования необходимо соблюдать светодизайнерам при оборудовании искусственного освещения в столовых.

Пожалуй, ключевым отличием подобных помещений от ресторанов является гораздо более открытая планировка, предполагающая соответствующее размещение перегородок, столиков и светильников над ними. Сегодня буфеты и столовые – это абсолютная прерогатива производственных предприятий, студгородков и территорий различных учебных заведений. В первом случае сюда приходят люди постарше, нуждающиеся в отдыхе и восстановлении сил после первой части трудового дня, а если речь об образовательных учреждениях, то здесь может иметь место и некоторая развлекательная составляющая, что также скажется на световом оформлении.

 

 Освещённый буфет

 

Концепция освещения общественных мест приёма пищи

В подавляющем большинстве случаев столовые представляют собой крупные прямоугольные помещения с минимальным числом перегородок, достаточным количеством оконных проёмов, откуда поступает естественный свет, и довольно высокой плотностью размещения столов. Наиболее предпочтительной в таком контексте можно считать концепцию равномерного заливающего освещения средней яркости. Альтернативой выступает частично распределённый свет, если столы размещены рядами, между которыми сохраняются широкие проходы. Более и менее освещённые зоны в таком случае помогают визуально разграничить пространство и чётче направить посетителей.

Наибольшая яркость наблюдается возле кассы и около места выдачи блюд. В случае, если подразумевается частичное самообслуживание, когда люди сами набирают себе пищу, продвигаясь вдоль длинной стойки со своим подносом, в этой зоне также необходимо обеспечить хорошую видимость. При этом важно сделать перепад яркости между раздаточной областью и основным залом как можно менее заметным. Для этого можно просто использовать светодиодные лампочки, мощность которых будет находиться в требуемом промежутке.

В зависимости от компании, заведения или предприятия освещение в столовой может также иметь некоторую дизайнерскую функцию. К примеру, если речь идёт о крупной корпорации или IT-организации, то в помещениях часто имеет место акцентированная подсветка символики, информационных стендов на стенах, различных объявлений и пр. Для организации требуемого освещения используются светильники направленного света, размещаемые в непосредственной близости от стен, на которые ориентированы их лучи.

В некоторых учебных заведениях – школах, лицеях, университетах – столовую отчасти совмещают с актовым залом, где можно рассадить учащихся и демонстрировать им выступление. Такой подход требует дополнительного освещения в определённой зоне, особенно, если это не просто пустая открытая площадка в торце помещения, а более-менее оборудованная сцена. Для решения подобных интерьерных вопросов может применяться как дополнительное направленное освещение – прожекторы, так и просто более яркие светильники. С точки зрения визуального комфорта лучше всего использовать светильники с крупными плафонами закруглённой формы – они обеспечивают хорошее рассеивание даже при высокой исходной яркости источника.

Следует обратить внимание, что визуальная и осветительная концепция современных столовых и буфетов давно отошла от советского стандарта. Если раньше нормой считалась пара-тройка люминесцентных светильников с тусклым светом на весь зал, то сегодня всё искусственное освещение реализуется принципиально иначе. От общепита того времени сохраняется только размещение столиков длинными рядами, что кажется традиционным для нашей страны, но редко встречается на западе. Для переоборудования старых помещений отлично подходят современные LED-панели: они хорошо вписываются на те же места, дают яркую и равномерную засветку, занимают минимум места на потолке.

Столовые в офисах крупных компаний могут иметь оригинальные дизайнерские решения, частью которых являются и осветительные приборы. К примеру, сегодня в моде крупные купольные модели, линейные изделия в виде колец и узоров, устройства с необычными углами рассеивания. При этом световая композиция всё так же тяготеет к соблюдению описанных выше принципов: равномерности и умеренной яркости.

 

 Светодиодные панели для освещения столовой

 

Крайне не рекомендуется применять в буфетах и столовых точечные светильники – они грубо нарушают эффект цельности помещения и при средней мощности лампочек погружают людей в полусонное состояние. Кроме того, точечные источники действуют раздражающе при приёме еды: в поле зрения человека их оказывается несколько десятков, а промежутки между ними складываются в затемнённые полосы. Наше сознание реагирует на подобную картину весьма негативно – вплоть до потери аппетита, головокружения и пр.

Согласно современным нормативам и с учётом эргономики наиболее сбалансированным будет следующий подход: столики необходимо размещать рядами, с проходами шириной не менее узкой стороны одного стола. При этом разрешается группировать столики по двое, если совокупная длина не превышает полутора метров. Над такими рядами развешиваются обычные потолочные светильники, желательно продолговатой формы, а пространство над проходами оставляется пустым. За счёт верных расстояний между рядами освещение получается ровно таким, как требуется: с более высокой интенсивностью над горизонтальными поверхностями и чуть тусклее – вокруг столов.

Несколько слов необходимо сказать и о параметрах света. Наиболее значимой будет цветопередача лампочек на кухне заведения и в зоне выдачи блюд. В первом случае верное представление оттенков позволяет поварам судить о готовности пищи, а во втором – делает продукты на тарелке более привлекательными и аппетитными. Использовать дешёвые лампы с индексом CRI менее 80 единиц запрещается. В их свете все блюда будут выглядеть блёклыми и непривлекательными, а в случае серьёзных цветовых искажений – ещё и несвежими, что наверняка вызовет вопросы у потребителей.

В зоне, где люди оплачивают свои блюда, достаточно просто хорошего освещения. Здесь яркость света будет упрощать поиск нужных купюр, а это означает, что очередь станет продвигаться быстрее, чем при тусклом свете. Кроме того, необходимо поберечь зрение кассиров, которым в течение рабочего дня приходится пробивать в системе сотни и тысячи блюд, бегло окинув взглядом поднос покупателя.

Если говорить о том, какой тип осветительных приборов лучше – накладной, подвесной или встраиваемый, то у специалистов есть чёткий ответ, применительно к столовым. Любые встраиваемые модели, за исключением светодиодных панелей, заведомо проигрывают другим типам. Размеры таких изделий и их углы рассеивания не удовлетворяют эксплуатационным целям освещения в сфере общественного питания. Потому выбор всегда должен производиться только между накладными и подвесными изделиями.

В пользу накладных светильников говорит сравнительно простой и быстрый монтаж, возможность прочного закрепления изделий и их большая защищённость от механических воздействий в силу пространственной удалённости от потребителей. Кроме того, чем выше находится источник света, тем больший радиус имеет световое пятно, которое от него расходится. При достаточной яркости источника и с учётом высоты потолка можно добиться эффективного освещения при минимальном числе светильников. Это идеальный вариант для столовых в школах и университетах.

В свою очередь, за подвесные модели ратуют дизайнеры, которые гораздо больше внимания уделяют визуальной составляющей. В офисах крупных компаний работают взрослые и серьёзные люди, которые, в отличие от школьников и студентов, представляют меньшую опасность для плафонов различных светильников. Это позволяет спускать подвесные светильники на высоту около 2,2 м от уровня пола и использовать лампы невысокой яркости, достигая при этом хорошей освещённости блюд. В данном случае налицо не только эстетическая составляющая в оформлении интерьера, но и дополнительная экономия на мощности постоянно работающих источников света.

 

 Потолочные светильники в корпоративной столовой

 

Тем не менее, следует сказать, что в некоторых офисах столовая часто используется как зона для проведения корпоративных праздников. В таком случае необходимо заранее предусмотреть все возможные световые сценарии и адаптировать к этому эксплуатационные характеристики светоприборов. К примеру, низко висящие абажуры в зале-столовой использовать уже будет нельзя – минимальная высота подвеса должна достигать двух с половиной метров. В то же время, весьма вероятно, что для проведения праздников понадобится более яркое освещение, помимо повседневного. Это означает необходимость разместить несколько дополнительных источников света, которые не будут визуально портить интерьер, займут совсем немного места, обеспечат не только высокую яркость, но и хорошую равномерность освещения. Под все эти характеристики в очередной раз подпадают офисные светодиодные панели – они могут долго «скрываться» на потолке, когда потребители эксплуатируют подвесные светильники, и применяться только время от времени, при проведении различных торжественных мероприятий. Ещё одно решение, позволяющее добиться большей интенсивности света для создания необходимых условий во время празднества – включение в схему управления осветительными приборами диммеров. Тем не менее, в офисах их использование не очень оправдано и крайне редко применяется на практике.

 

Буфеты отличаются от столовых более скромным выбором блюд и заметно меньшим количеством посадочных мест. При этом общее функциональное наполнение обоих помещений практически равноценно. Если рассматривать оформление буфетов через призму светодизайна, то основным будет тезис о том, что зонирование здесь неуместно. Зачастую площадь отведённого помещения не позволяет сформировать ряды столиков и визуально отделить кассовую зону от трапезной. Это означает необходимость обеспечения довольно высокой интенсивности на всей доступной площади и стопроцентную равномерность засветки, без альтернатив.

Ввиду того, что для некоторых буфетов характерно наличие высоких стоек вместо стульев и столов, изменится и высота позиционирования светильников. Так, даже в случае применения подвесных светодиодных панелей, минимальная высота подвеса должна быть равна 2,5 м. Более низко висящие источники света будут действовать на стоящих в полный рост людей давяще, вызывать дискомфорт и недовольство яркостью. Вместе с тем, имеет смысл добавить на стены буфета зеркала или выложить их светлой матовой плиткой – эти поверхности помогут не только визуально расширить данное небольшое помещение, но и дополнительно осветить его рассеянным отражённым светом.

Несколько слов необходимо сказать о разнице в цветовой температуре между столовыми и буфетами. В первые люди заходят для обстоятельного восполнения сил, а во вторые – для быстрого перекуса или за чашечкой кофе. Всё это обязано иметь отражение и в цветовой гамме. Столовые принято освещать в более тёплой цветовой гамме, а буфеты – дневным светом. Желательно, чтобы этот нюанс хотя бы частично повторялся в цвете отделки, и тогда у посетителей не будет визуального диссонанса.

Все дополнительные помещения – коридоры, переходы между залами, туалеты, зоны приёма грязной посуды и пр. лучше всего освещать чуть менее ярко, чем основное пространство столовой или буфета. Такое ненавязчивое зонирование покажет посетителям важность конкретных областей и даже немного завуалирует менее приглядные технические помещения. При этом важно не размещать постоянно работающие разнотипные приборы в пределах одной зоны – они могут создать зрительный диссонанс. В случае, если более тонкую концепцию реализовать проблематично, лучше осветить все зоны равномерным светом с примерно одинаковой яркостью.