Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Применение крупногабаритных светильников

Если речь идёт о жилых помещениях, то там редко находится достаточно пространства для крупных осветительных приборов. В то же время, в различных заведениях, в холлах учреждений, в магазинах и других общественных местах большие светильники используются всё чаще. Сегодня это больше дань моде, однако практический эффект подобное решение всё же имеет. Далее мы поговорим о том, как крупногабаритные осветительные приборы способствуют решению интерьерных вопросов и достижению коммерческих целей.

Важно понимать, что сейчас форма светильников стала во многом вторичной. Если раньше в подавляющем большинстве случаев изделия были симметричны, имели округлые очертания или закруглённые края, то сегодня форм-фактор плафона может быть совершенно любым. С одной стороны, это придаёт дополнительной уникальности дизайнерскому решению, а с другой – позволяет создать световую картину с менее предсказуемым рассеиванием лучей. Форма, конфигурация и эффективность приборов полностью перестали коррелировать между собой с приходом на отраслевой рынок светодиодных технологий, и многие современные модели являются ярким примером тому, сколь интересные модели можно получить, если выйти за привычные рамки.

Полупроводники сделали возможным более плотное размещение светоизлучающих элементов за счёт своей миниатюрной формы, позволили использовать в плафонах материалы, которые не любят перегрева, устранили зависимость между размерами источника и его яркостью. Снятие всех этих ограничений открыло максимальную свободу дизайнерам и, вопреки ожиданиям, привело не к уменьшению габаритов среднего осветительного прибора, а к их заметному увеличению. С другой стороны, изменилось также количество источников света в помещении и равномерность результирующей световой картины.

 

 Крупные светильники на потолке

 

Стилистическая концепция и конструктивное исполнение

Сложно точно определить, почему мода на крупные модели так быстро прижилась, поскольку явных предпосылок к этому не было. Вместе с тем, вполне понятна общая идея дизайнеров: если изящным, миниатюрным или оригинально выполненным плафоном удивить потребителя сложно, необходимо делать это при помощи увеличения размера. Любой человек всегда восприимчив к масштабным объектам – это заложено в нас психологически. И если грамотно сочетать светодиодный светильник с соответствующими размерами, можно добиться нового интерьерного решения. Разумеется, в подобном контексте не должны «проседать» и качественные характеристики света: засветка помещений при использовании крупных светоприборов должна быть равномерной, в меру яркой и по возможности бестеневой.

С тем фактом, какой получается световая картина, тесно связана и конструкция приборов. Большинство из нас привыкло к использованию ламп – если не старых вольфрамовых, то современных светодиодных лампочек. В данном случае применяется принцип распределённого излучения: в корпусе прибора располагается несколько десятков (а иногда и пара сотен) светодиодов, которые размещены таким образом, чтобы добиться равномерного излучения по всей площади изделия. Именно из-за подобного расположения светоизлучающих элементов устранена зависимость между формой плафона и получаемой световой картиной. Производитель может заложить в конструкцию любые углы свечения и получить освещение без перепадов яркости даже в случае асимметрии самого прибора.

Корпуса крупногабаритных светильников выполняются из сравнительно лёгких материалов – алюминия и пластика. Они оба хорошо поддаются формованию и окрашиванию в любой необходимый цвет, обеспечивают визуально принятое исполнение и снижают вес всей конструкции. Кроме того, сегодня в продаже имеется уже много моделей, где даже плафон представляет собой матовую полимерную плёнку из ПВХ с необходимыми оптическими свойствами. Она называется транслюцид и позволяет свету проходить в нескольких направлениях, тем самым снижая резкость перепада яркости, придавая излучению мягкость, необходимую для комфортной эксплуатации прибора.

Многие потолочные светильники большого размера способны в одиночку обеспечить освещение небольшого холла в гостинице или регистратуры в больнице. Световое пятно, вне зависимости от реальной формы светоприбора, воспринимается органично, без резких границ и углов. Для коммерческого применения крупногабаритные модели важны, прежде всего, как элемент визуальной приманки. Большой размер и яркость привлекают потребителей в нужную зону, заставляют задержаться в лучах этого «искусственного солнца», дольше изучать товары на прилежащих полках.

Среди форм наибольшей популярностью пользуются круглые модели – их удобно располагать в подавляющем большинстве помещений, а внешний вид наиболее знаком потребителям. Вместе с тем, в торговых центрах, магазинах одежды, холлах банков, офисных центров, учебных учреждений и пр. часто, наоборот, используются квадратные или прямоугольные модели. В таких местах они могут заметно потеснить уже несколько приевшиеся потребителям светодиодные панели, показав, что добиться необходимого освещения можно и при меньшем числе источников света.

Светильники необычной формы, асимметричные или просто любые нестандартные модели применяют там, где необходимо подчеркнуть особый, творческий взгляд на мир. Такими местами могут выступать галереи и культурные центры, театры и кинотеатры, заведения для детского досуга, креативные компании или фирмы по разработке программного обеспечения для сферы развлечений. Кроме того, изделия неординарной формы могут использоваться в помещениях со сложной геометрией, куда сложно вписать модели с более привычным форм-фактором.

Крупногабаритные изделия также способны серьёзно различаться по принципу крепления к потолку. Если высота перекрытий составляет не больше 3-3,2 м, то обычно бывает достаточно накладного монтажа, однако при размещении в помещениях коммерческого назначения зачастую приходится использовать подвесные светильники, спускаемые вниз на тросах или укрепляемые на полужёстких кронштейнах. С точки зрения эстетики ни одно из решений не уступает другим – главное, чтобы общий уровень потолка выдерживал один уровень и не обманывал наблюдателя.

Большие светильники часто помогают совместно решать осветительные, дизайнерские и бизнес-задачи. Так, некоторые компании используют огромные модели (более метра в диаметре) как единый источник света, интегрируя их в плоскость декоративного потолка. Многие производители осветительных приборов подобного формата вообще предлагают заказчикам изготовление модели по индивидуальному эскизу. Это означает, что любая организация имеет возможность заказать в свой офис огромный светильник, выполненный в форме фирменного логотипа, с использованием цветовой гаммы или корпоративного дизайна компании. В целом, любые нестандартные решения, которые ранее были недоступны для подавляющего большинства потребителей теперь стали возможны.

 

 Большой светильник в гостиной

 

Пространственный дизайн

Несмотря на сравнительную новизну крупногабаритных светильников для рынка, светодизайнеры уже успели придумать множество приёмов, позволяющих добиться наилучшего результата. К примеру, круглые модели, вне зависимости от того, какой процент потолка они занимают, лучше всего располагать по центру помещения. Это позволит создать симметрическую основу, даже если в последующем рядом с данным прибором появятся другие. В отдельных случаях именно так и получается: вокруг центрального источника по радиальным линиям размещают точечные светильники, компенсирующие нехватку освещения в отдельных местах.

Самое важное правило, которое следует соблюдать при разработке концепции освещения с использованием крупногабаритных моделей, состоит в минимизации давящего эффекта. В зависимости от высоты перекрытий у работников организации, клиентов или посетителей может сформироваться ощущение, что сверху на них оказывается давление. Если потолки сравнительно невысокие, лучше вообще отказаться от идеи использовать крупноформатные приборы и попробовать заменить их на такие модели светильников, которые будут иметь уплощённое исполнение, а по размерам лишь незначительно превысят основной модельный ряд.

Не стоит думать, что встраиваемые модели способны решить описанную выше проблему. Утапливая источник света в плоскость потолка, Вы также должны критически оценивать высоту помещения. В отдельных случаях такой подход возможен, но всё равно остаётся на грани психологического комфорта. Следует чётко понимать, что площадь светильника прямо пропорциональна высоте перекрытия: начинать использовать крупные модели рекомендуется только от 2,7 метра, а оптимальный диапазон составляет 3-3,5 метра. Приближаясь к четырём метрам, а также свыше этой величины, гораздо разумнее производить подвесной монтаж светоприборов и формировать фальш-перекрытие. Балансируя сочетание высоты помещения и размеров осветительной конструкции, можно добиться оптимального визуального исполнения.

Если стоит задача осветить помещение, которое не только высокое, но и довольно просторное, весьма уместным решением будет разноуровневый свет. Грамотно подобрав яркость источников и размеры, дизайнеры формируют подобие каскада из светильников. При этом используются модели разного размера, формы и стилистического исполнения. Важно лишь избежать соблазна сделать световую картину ещё более разнообразной за счёт применения лампочек с разными оттенками свечения. Необходимо помнить, что варьировать допускается только яркость, но никак не цвет источников.

Ещё одно ограничение связано с тематикой пространств, на которых используются крупногабаритные модели. К примеру, считающиеся почти универсальными накладные потолочные светильники при увеличении размеров могут весьма неудачно смотреться в ресторанах и супермаркетах – в первом случае они не гармонируют с атмосферой, а во втором просто выглядят неуместными. Заведения для отдыха, приёма пищи и мелкой торговли всегда должны применять крупные светильники с большой осторожностью.

Если говорить о жилых интерьерах, то рассматриваемые модели чаще всего находят своё применение в загородном жилье и коттеджах. Высота потолков в квартирах или домах в частном секторе зачастую не позволяет использовать большие модели таким образом, чтобы это хорошо выглядело. Пожалуй, единственным исключением из этого правила являются детские комнаты. И тому есть несколько объяснений. Во-первых, в модельный ряд некоторых производителей входят изделия с фотопечатью на плафонах. Подобный дизайн очень нравится детям и находит отклик в их сердцах. Во-вторых, освещение детской всегда следует делать равномерным, и именно крупные модели с данной задачей справляются лучше всех. В-третьих, чем более плоским будет светильник в комнате, где живёт ребёнок, тем меньше вероятность, что чаду удастся его разбить в процессе игры. Наконец, в-четвёртых, даже при не очень высоких потолках дети не будут ощущать психологического дискомфорта и давления от источника света, поскольку их рост заметно ниже, чем у взрослых.

Разумеется, по стилистике крупные светильники тяготеют к более современному оформлению и будут смотреться неуместно в классических интерьерах. Зато футуризм, хай-тек, модерн, ар-деко, минимализм и даже лофт отлично подойдут для включения в них светоприборов с большими габаритами. В отдельных случаях неплохо будут выглядеть кольцевые модели на коротких подвесах. Они помогут даже в объёмном помещении создать некое подобие камерного света без потери в общей освещённости пространства.

Показатель хорошего крупногабаритного светильника – мягкий и яркий заливающий свет, без пятен, контрастных теней и областей с невысокой засветкой. Подобная световая картина не нуждается в дополнении зеркалами, плиткой, светлой отделкой и другими отражающими поверхностями. Она является без преувеличения самодостаточной: одновременно стильной, эффективной и комфортной для восприятия.