Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Тенденции в освещении жилых интерьеров – неудачи и перспективы

Сегодня мы продолжим тему, разбор которой был начат в предыдущей статье. В первой половине мы постараемся больше внимания уделить тем вопросам, которые связаны с противоречивыми дизайнерскими и техническими решениями. Среди них есть как просто неординарные, так и заметно неудобные для большинства потребителей, хотя и пользующиеся определённым спросом. Привычка следовать интерьерной моде не всегда показывает себя с положительной стороны, порой становясь не просто досадной мелочью, а весьма заметным недоразумением, очевидным даже для гостей дома.

Вторая же половина статьи будет посвящена прогнозу развития уже существующих тенденций. Здесь не может быть едино верного представления о будущем светотехники в целом, однако отдельные пути развития, которые уже намечены, мы попытаемся осветить. В целом же, нужно понимать, что любая новинка быстро переходит в разряд обыденности после бесчисленного множества копирований, а затем уходит в прошлое как морально устаревшая. А потому, как известно, сегодняшнее «новое» может оказаться «хорошо забытым старым».

 

 Гостиная, освещённая точечными светильниками

 

Не самые удачные решения

  1. Слишком умный дом.

Те, у кого есть финансовая возможность устанавливать в своей квартире не только дорогие светильники, но и использовать системы с различными датчиками, контроллерами и смарт-управлением, порой не задумываются о частоте фактического использования таких функций. Усложнённые схемы управления освещением, наборы запрограммированных производителем режимов, пользовательские функции и пр. в реальной жизни не всегда востребованы. Если Вы живёте в крупном частном доме, и постоянно принимаете здесь же гостей (например, по долгу службы), подобный подход может быть оправдан. Но для обычной семьи, члены которой работают в офисах и появляются в собственном жилище только лишь по вечерам, необходимость сложных осветительных решений существенно ниже. Даже те, кто опробовал системы типа «умный дом» свидетельствуют, что зачастую применяется всего один или два режима, а по особым случаям задействуют третий. Всё остальное – это избыточный функционал, который усложняет систему и делает её дороже, но не приносит фактической пользы.

Кроме того, в рассматриваемых случаях чаще всего идёт речь об использовании точечных светильников, плотно размещённых на потолке. Уже спустя короткий промежуток времени потребители начинают жаловаться, что им не хватает привычного общего света – мягкого и заливающего. При всей гибкости и возможности зонирования, которую обеспечивают точечные модели, традиционный верхний свет психологически нужен человеку гораздо больше.

Вдобавок, усложнение осветительной техники за счёт дополнительных возможностей – это ещё один источник путаницы. Даже не все молодые потребители сразу разбираются в системе управления, а для представителей старшего поколения тривиальная задача включения нужного света превращается в трудноразрешимую проблему. Мы рекомендуем прибегать лишь к разумным усложнениям: применять системы с двумя-тремя основными сценариями и возможностью автоматической настройки параметров, которая не требует от человека знаний и усилий.

  1. Имитация архитектурного освещения в жилых помещениях.

Данная тенденция появилась около трёх-четырёх лет назад на волне ремонтов в стиле минимализм. Вместо привычных большинству людей красивых и массивных люстр, занимающих определённый объём в центре жилых комнат, стали использоваться приборы для боковой подсветки, похожей на освещение зданий. Классические модели считаются слишком громоздкими для минималистических интерьеров. В свою очередь, без них помещения приобретают большую просторность и воздушность.

На деле же, необходимость в приборах освещения остаётся. Как её реализовать? Немало дизайнеров комбинирует встраиваемые точечные источники света и споты, которые обеспечивают направленную подсветку, но не способны дать целостный верхний свет. Так же, как прожекторы освещают красивые здания на улицах городов, подобные модели светят на стены квартиры, обеспечивая в основном отражённый свет. Первое время такое освещение и может казаться потребителям привлекательным, однако через пару месяцев им обязательно захочется чего-нибудь знакомого и целостного.

Выход из сложившейся ситуации гораздо проще, чем это может показаться на первый взгляд. Если ключевым камнем преткновения служат размеры источника света, потребители могут прибегнуть к использованию светодиодных панелей – они монтируются в подвесной или натяжной потолок и совпадают с ним в плоскости перекрытия. Такое решение компактно и современно, оно полностью соблюдает основное требование. Если же для заказчика важнее общая неординарность дизайна и футуристичный вид, вполне можно попробовать систему распределённого заливающего освещения, реализованного при помощи двух-трёх линейных светильников. Сейчас их нечасто применяют в жилых помещениях, однако существует немало дизайн-проектов, куда они впишутся с максимальным успехом.

 

 Необычные настенные светильники в интерьере

 

  1. Применение светильников без патрона.

Многие современные светодиодные светильники устроены таким образом, что лампочка в них не используется. Вместо неё внутри корпуса находится плата с уже впаянными в неё светодиодами, которые не подлежат замене. С одной стороны, такая конструкция является преимуществом, поскольку позволяет производителю выпускать модели минимальной толщины. Даже будучи накладными, они мало отличимы от встраиваемых за счёт сниженного до предела третьего габарита. Подобные модели сейчас популярны – это вполне закономерно и заслужено их качественной работой: они дают отличный световой поток, формируют привычные углы рассеивания лучей и работают в экономичном режиме. Вместе с тем, необходимо понимать, что срок жизни светодиодов конечен. У разных моделей светильников он составляет от 25 до 50, а то и более тысяч часов. Этот срок равен непрерывной работе в течение нескольких лет подряд. Однако и их последний час однажды наступит: яркость свечения диодов снизится до некомфортной величины, однако просто выкрутить лампочку и заменить её на другую не выйдет – придётся приобретать новый светильник. Подобная политика как минимум расточительна.

Особенное внимание стоит уделить данному вопросу тем людям, у которых подобные модели осветительных приборов стоят в гостиной или в рабочем кабинете. Здесь свет горит преимущественную часть дня и паспортный срок службы диодов в 25 000 часов будет с лёгкостью исчерпан за календарные три-четыре года, если не быстрее. Скорее всего, время пролетит для Вас незаметно, однако траты на новый прибор окажутся ощутимы. Таким образом, мы приходим к пониманию того, что светодиодные лампочки, которые стоят дешевле, но позволяют многократно заменять вышедший из строя элемент для большинства потребителей гораздо выгоднее финансово.

  1. Использование декоративного освещения.

Данный тренд типичен для квартир со свободной планировкой, студий или крупных однушек с авторским дизайном. В таких местах создатели интерьера стремятся подчеркнуть все достоинства жилья, придать ему света и воздушности, переключить акценты на нетривиальные вещи. С одной стороны, декоративная подсветка элементов мебели и потолка в значительной мере позволяет сформировать настроение, но есть и другой вопрос – как часто лично Вы будете её использовать? Есть семьи, особенно с растущими детьми, где подобный дизайн оправдан и востребован – светодиодные ленты включены практически круглосуточно, а подсветка необычных расписных потолков в детской комнате радует ребёнка по вечерам.

В то же время, для одиноких взрослых или пожилых людей, живущих обычной жизнью и редко принимающих в гостях внуков, подобная цветастая атмосфера выглядит навязчивой и раздражающей. Им нет необходимости подсвечивать столешницы снизу и делать из центра гостиной танцплощадку. Таким образом, подход к стилизации в этом ключе должен полностью опираться на образ жизни самих жильцов, а не быть данью моде, навязанной людьми, не имеющими отношения к конкретной семье.

  1. Засилье подвесных светильников.

Пожалуй, данная интерьерная тенденция имеет наиболее комичную историю возникновения. Стремясь копировать обстановку просторных гостиных и кухонь-столовых западноевропейского и американского типа, отечественные дизайнеры начали всё чаще переносить на проекты типовых украинских квартир с весьма скромными габаритами подвесные светильники. При этом редко учитывается тот факт, что в наших реалиях нормально такие модели могут выглядеть только в зданиях сталинской постройки, имеющих потолки от трёх метров и выше. Во всех остальных случаях подобные приборы лишь отнимают драгоценное пространство, выглядят нелепо и не приносят совершенно никакой пользы.

Более того, стилистическая композиция с использованием подвесных моделей предполагает длинный подвес, который редко гармонирует не только с высотой, но и с малой площадью комнат обычных украинцев. Таким образом, их применение бывает удачным крайне редко и при отсутствии крайней необходимости лучше склониться к альтернативным вариантам. Ими могут выступить, например, трековые системы, которые в разы компактнее, но позволяют сохранить общую динамику композиции.

 

 Кухня со множеством светильников

 

Развивающиеся тенденции

Составлять прогнозы в любой отрасли достаточно проблематично, и ещё сложнее это делать там, где всё зависит от вдохновения или во многом завязано на процессе творчества. Тем не менее, принципы развития технических систем и определённые маркеры времени дают нам возможность понять, что будет популярно, спустя всего несколько лет. На наиболее знаковых аспектах мы здесь и остановимся.

  • Возвращение торшеров и настольных ламп.

Сразу же следует сказать, что это не просто одна из очевидных тенденций, но и наиболее закономерная. На каждом витке развития модных вкусов появляется стремление к классическим интерьерам и их элементам. Настольные лампы в цветастых и ажурных абажурах сейчас снова входят в моду. Они интересны не сами по себе, а как компонент общей дизайнерской концепции, отсылающий нас к классике, но, возможно, с определёнными вольностями. То же самое во многом касается и торшеров, однако они всё ещё остаются прерогативой домов более обеспеченных потребителей. Их простота и мобильность позволяет получить мягкий свет там, где он нужен. Оборудовать открытую террасу, дополнить интерьер спальни или обеспечить приятную подсветку для чтения на диване. В то же время, торшеры принадлежат к стилистическим «хамелеонам» в мире светотехники: их дизайн в целом довольно тривиален, а принадлежность к конкретному стилю определяется исполнением и цветовой гаммой абажура. Сменив его, потребитель получает совершенно другой осветительный прибор, который уместно смотрится даже в непохожей обстановке.

  • Эко-стиль.

Сейчас эко-стиль вплетается во многие целостные интерьеры на правах элемента, однако ожидается, что он ассимилируется с большинством популярных направлений визуального дизайна и станет там идеологически доминирующим. Проще всего продемонстрировать его распространение на примере появления светильников, украшенных мелкими камнями, применением деревянных люстр, использованием натуральных материалов при изготовлении других видов осветительных приборов. В разрезе существующей уже сегодня по всему миру экологической ситуации, подобное течение имеет все перспективы для стремительного развития.

  • Минимализм.

Статистика свидетельствует, что молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет предпочитают минимализм большинству других стилей. Это связано с тем, что число «нужных» для жизни вещей и аксессуаров сокращается, многие вещи попросту объединяются в пределах новых технических устройств. Человеческий труд сейчас заменяют машинным даже в непроизводственных областях: электронная очередь, роботы-повары и бармены, чип-карты вместо ключей, безналичный расчёт и пр. Всё это – достижения техники, которые так или иначе накладывают отпечаток на наше существование. То есть, несмотря на определённую противоречивость и некоторое несовершенство, умные системы будут оптимизироваться во всех отраслях человеческой жизни – в том числе, и в освещении.