Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светодиоды и студийный свет для съёмок

Трудно найти человека, который бы не слышал, сколь важную роль свет играет в работе фотографа или кинооператора. Вне зависимости от того, где проходят съёмки – на натуре или в павильонах, освещению уделяется огромное внимание. Оно задаёт настроение, создаёт требуемую атмосферу в кадре, помогает расставить акценты. Разумеется, в кинопроизводстве и профессиональной постановочной фотографии существуют свои хитрости и приёмы, связанные со светом, и сегодня мы попытаемся узнать о них больше.

Несмотря на яркость солнца, доступного и бесплатного источника света, съёмки часто проводят под искусственным освещением, поскольку им можно легко управлять. Чаще всего для этих целей используются специальные прожекторы со светофильтрами, колерованными требуемым образом, чтобы соответствовать сцене. Направление и угол падения лучей, имитирующих естественный свет, даст зрителю понимание того, о каком времени суток идёт речь, какова погода в месте пребывания героев и т.д. Художники по свету чудесно знают, как можно при помощи несложных приёмов спрятать одни вещи и выделить другие, вызвав необходимую режиссёрам-постановщикам эмоцию у зрителей.

 

 Освещение в фотостудии

 

Как производятся съёмки в студии?

Когда мы смотрим отрезок фильма, где герои идут по улице, довольно часто это не является правдой. Съёмки в павильоне куда предпочтительнее с точки зрения освещения, поскольку позволяют команде не зависеть от прихотей природы и самостоятельно контролировать уровень освещённости. Для фотоискусства динамическое освещение не важно, зато ключевую роль приобретает статическое. Все профессионалы фото- и киноиндустрии делят искусственный свет на категории по следующим признакам:

  • по уровню яркости – абсолютной и относительно фона;
  • по углу падения и/или ракурсу освещения объекта в фокусе объектива;
  • по резкости формируемой тени;
  • по оттенку света;
  • по количеству источников и результирующему эффекту от их взаимной работы.

Разбирая студийный свет, будем продвигаться от простого к сложному. Так, наиболее понятным обывателю является так называемый жёсткий свет, который исходит от одного источника. В природных условиях его формируют лучи солнца, а в павильоне – прожекторы или светильники направленного света. Подобное освещение даёт весьма резкую картинку, создаёт глубокие тёмные тени, которые хуже всего выглядят на лицах актёров и моделей. При неудачном подборе ракурса половина лица под действием жёсткого света легко может оказаться затенённой даже за счёт собственного носа артиста или лёгкого наклона его головы.

В свою очередь, мягкий свет обычно исходит от нескольких источников сравнительно малого размера или наоборот, одного очень крупного с рассеивателем. Для фотостудий часто применяются трековые светильники как универсальные системы, позволяющие видоизменять световую картину при смене декораций. По энергозатратам мягкий свет обычно выходит в два-три раза дороже, но обеспечивает наиболее приемлемый визуальный эффект.

Если говорить о фото- и видеосъёмке, которая происходит в студии, но декорируется под обжитое помещение – гостиную, кабинет, библиотеку, столовую, то здесь операторам приходится идти на хитрости. Представим себе, что снимается сцена для сериала, в которой несколько человек беседуют, сидя в жилой комнате на диване или за столом. Естественно, на каждого из них свет падает по-разному, поскольку они поворачивают головы, жестикулируют и взаимодействуют. Кроме того, съёмочной группе нельзя ограничиться и внешним для ситуации освещением: в комнате, где разворачиваются события, обязательно должны быть типичные осветительные приборы. Однако, висящаянад актёрами люстра не должна выглядеть ярким пятном на экране, слепящим зрителя. Добиться правильного баланса освещённости – задача специалистов. Обычно ситуация разрешается за счёт установки в люстру ламп средней мощности с рефлекторами на колбе, благодаря которым на экране видно, что освещение в комнате работает, однако само по себе на актёров оно действует мало, передавая бразды правления световой картиной в руки источников за кадром.

Для формирования акцентов осветители прибегают к использованию контрастности и корректировке направления падения лучей. Чаще всего в кино и на фотографиях для журналов мы видим типичные сцены из жилых интерьеров. Их довольно легко моделировать, а настоящие светильники в помещениях помогают статичному изображению выглядеть натурально. При фотографировании пустых интерьеров или съёмке портретов вне кадра чаще всего используется два источника. Когда их яркость примерно равна, контраст изображения получается небольшим. Если же требуется переместить взгляд наблюдателя на определённый объект, последний освещается отдельным источником с чуть более высокой интенсивностью. Это позволяет лучу в целом гармонировать со световой картиной окружения, но при этом провоцировать зрителя перевести свой взор туда, куда требуется.

 

 Прожектор для студийного освещения

 

В кино принята более контрастная съёмка, особенно для формирования образа отрицательных персонажей. Для нужного эффекта верхнее освещение выставляется как обычно, а боковое заполняет сцену тусклым свечением, формируя резкие тени и тот самый жёсткий свет. Если требуется усилить значимость человека или объекта на экране, применяется так называемый контровой свет. Он направляется на тыльную сторону объекта или на спину человека, подсвечивая его контуры или силуэт. Такой приём придаёт объёма, трёхмерности, создаёт более значимый и зловещий образ. Следует отметить, что яркость свечения источника в описываемой ситуации будет невысокой. Тем не менее, используя светодиодные лампочки с большой яркостью, благодаря этому же приёму можно получить противоположный драматический эффект: положительный герой, лица которого мы поначалу не видим, выходит на передний план и предстаёт перед публикой во всей красе.

Даже маститые профессионалы опираются на трёхточечное освещение: основное верхнее, заполняющее боковое и контровое. Их сочетания хватает для покрытия абсолютного большинства сцен в фильмах и постановки стационарного света для красивых фотографий в студии. По мере необходимости, к этим трём столпам может присоединяться четвёртый: такой источник направляется не на человека или объект перед объективом, а на его фон, чтобы сформировать у зрителя общее понимание контекста ситуации. Без подсветки фона персонажи фильмов будут парить в воздухе, а предметы с фотографий будто зависнут в пространстве между полом и потолком.

Одну из сложностей качественного студийного освещения неожиданно составляет верхний свет. Если дома мы привыкли, что обычная люстра или потолочный светильник – это простейшие приборы ежедневного пользования, не доставляющие нам проблем, то для фотографа они порой становятся настоящей преградой в работе. Вертикальное падение света привычно для зрителя, а потому размещать источники света стараются как раз на уровне чуть выше глаз актёра. Но это легко сделать спереди, поместив его над самой камерой. В свою очередь, позади героя так сделать не выйдет – ведь тогда лампы будут попадать в кадр и слепить оператора. В этих случаях приходится идти на хитрости, использовать экраны-отражатели и пр.

Ещё один неожиданный нюанс в том же контексте – привычный нам вертикальный свет непривлекательно выглядит в кино и на фотографиях. Если делать фото под обычным домашним освещением или в рабочем кабинете, освещаемом светодиодной панелью или потолочным светильником, такой угол падения света создаст глубокие тени в области глаз. Ну а если у человека пышная причёска, мощные надбровные дуги или глубоко посаженные глаза – и вовсе превратит съёмку в мрачное зрелище. Скомпенсировать его нижним светом нельзя, ведь тогда в результате получится классическое монструозное, пугающее освещение, типичное для фильмов ужасов. Оптимальный вариант – применять источник света, который расположен примерно на уровне лица, светит прямо, но рассеянно, и располагается так, чтобы основной луч света приходился не на лицо человека, а фокусировался выше плеча где-то у него за спиной. Таким образом удастся одновременно не только ненавязчиво осветить лицо, но и продемонстрировать фон.

 

 Осветительные приборы для студийной съёмки

 

Трудности технического характера

Фотоискусство и видеосъёмка – это не только интересные, но и крайне сложные области человеческой деятельности с точки зрения технической реализации. Наш глаз не способен различить всё то, что может увидеть камера, и наоборот: мозг человека привык дополнять картинку, достраивать тени и перспективы, а аппараты показывают всё без прикрас. Визуальная оценка яркости и контрастности не всегда бывает адекватна действительности даже у профессионалов с многолетним стажем. Качественная фотокамера не сравнится с нашими органами зрения: она не способна захватить весь тот диапазон уровней яркости, который мы видим. И это может стать большим минусом. Получаемая при помощи техники картинка выходит ярче, чем увидел человек, а потому во избежание пересвета, избыточного контраста или просто выразительной цветовой декомпозиции, режиссёры всегда наблюдают за съёмками в монитор с хорошей цветопередачей. Все те тени и полутени, которые мы воспринимаем как вполне привычные, например, для улицы, на экране будут тёмными. В то время, как глаз распознаёт градиент и видит глубину объектов, камера фиксирует яркость лампы в фонарном столбе неподалёку от места съёмки и балансирует в соответствии с ней освещённость близлежащих объектов в фокусе объектива. В свою очередь, яркие объекты в кадре размоются, а изображение получит белые пятна в самых неожиданных местах. Всё это доказывает, что съёмки в павильоне с полностью управляемым освещением гораздо предпочтительнее натурных, несмотря на всю красоту последних.

Наверное, это многих удивит, однако около 50% оборудования из инвентаря профессионального осветителя состоит из вполне привычных ламп, фонарей, матричных прожекторов и светильников. Магия кино зиждется на особых навыках этих людей и наличии дополнительных спецсредств: рассеивателей, экранов, светофильтров, зонтов, отражателей и пр. Кроме того, у них в запасе часто есть лампочки, отличающиеся по цветовой температуре и форме колбы. Лампы с тёплым свечением нужны для имитации закатного солнца, модели с холодным оттенком – для съёмок «зимы» в неподходящий сезон, изделия с нейтральным тоном – для воссоздания обычной улицы в погожий день и т.д. В свою очередь, грушевидная, шарообразная или специальная продолговатая лампа позволяют добиться верной площади рассеивания лучей и создать ощущение присутствия конкретного источника света вне поля зрения фотокамеры.

Светодиодные лампы стали настоящей находкой для отрасли фотосъёмки и кинопроизводства по двум причинам: во-первых, у них стабильный световой поток без мерцаний, а во-вторых, они практически не нагреваются при работе. Первый фактор важен для продолжительных съёмок и однородности динамической картинки. Если яркость источника света будет неожиданно проседать в процессе, камера отреагирует на это повышением общей яркости с незначительной задержкой и вся отснятая сцена получится пересвеченной. Второй фактор важен для техники в целом: многие приборы страдают от перегревов и оптическое оборудование не является исключением. Тот факт, что светодиоды выделяют крайне мало тепла при работе и не требуют дополнительного охлаждения, обеспечивает им популярность в рассматриваемой сфере. Кроме того, источники света на полупроводниках гораздо проще сделать более компактными, чем те же лампы накаливания, без потерь в величине эффективного светового потока, а этот аспект приобретает огромное значение, если съёмки производятся в неудобных местах, где трудно одновременно разместить и камеру, и полноценный источник света. Наконец, экономичность работы светодиодов позволяет заметно снизить значение эксплуатационных затрат кинопроизводства и перенаправить сэкономленный бюджет на более важные статьи расходов.