Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение в стиле модерн

В наше время понятие модерна не просто изменилось, а даже в значительной мере исказило первоначальный смысл. Это и немудрено: слово «модерн» в переводе с английского значит «новый», а как мы сегодня можем называть новым течение, возникшее более столетия назад? Тем не менее, данный термин прижился и остаётся символом своеобразной революции стилей и обновлённого видения хорошо знакомых вещей.

Считается, что этот стиль несёт дух перемен и пересмотра ценностей. В своё время он распространился на образ жизни, литературу, изобразительное искусство и архитектуру, а сегодня является базой для стилизации предметов мебели и обихода. Дизайнеры пытаются обыгрывать плавность очертаний, неброские цветовые решения и лаконичность классики с лёгким налётом бунтарского духа, даже имея на руках все достижения нашего высокотехнологичного века. Современные светодиодные светильники удаётся вписать в модерновые интерьеры как нельзя лучше благодаря отсутствию привязки приборов к каким-либо размерам и форм-факторам. Любой эксперимент, стилизованный требуемым образом, можно выдать за предмет интерьера, близкого к той эпохе.

 

 Роскошная гостиная с люстрой в стиле модерн

 

Историческая зарисовка

Данное направление зародилось в Англии, ещё на заре промышленной революции, но вошло в полную силу лишь к концу XIX-го века. Оно затрагивало многие сферы общественной жизни и, в первую очередь, интерьерную моду. Важно понимать, что появление конвейерного способа производства привело к некоторому обезличиванию и одинаковости убранства гостиных, что стало для англичан недопустимым. Прежде всего это коснулось мебели: если раньше мастера её изготавливали по индивидуальному заказу и каждое последующее изделие не было похоже на предыдущее, то теперь стали тиражироваться одинаковые модели, не имеющие собственной «изюминки». Разумеется, разнообразить обстановку могут помочь только различные мелочи и аксессуары, в числе которых оказались и светильники. Таким образом, поиск отличающихся и оригинальных домашних принадлежностей фактически стал основным атрибутом модерна.

Вышло так, что новоявленный стиль во многом активно противопоставляли предыдущим – классическому и викторианскому. Распространение тенденций к единообразию фактически стало порицать проявления традиционной чопорности, причисляя классицизм к одному из олицетворений мещанства. Красивейшие хрустальные люстры стали менее почётны, их место заняли изделия в более сдержанном стиле, но всё же не лишённые декоративной составляющей.

Девизом того времени можно называть фразу «молодое поколение жаждет перемен». Это очень хорошо сказалось и в языках. Привычное нам слово «модерн» не будет понятно в закладываемом смысле представителям некоторых других европейских государств. Во Франции, например, использовали упрощённое понятие «новый» – «ар нуво», а народ Италии пошёл дальше и стал отождествлять это течение с освобождением от оков старого, используя термин «либерти» – «свобода». И действительно итальянцы достаточно лаконично выразили сущность модернового течения. В нём не было фактических запретов, он даровал свободу в обстановке, в цветовых решениях, позволял применять различные виды декора, на которые классицизм налагал вето. К осветительным приборам вернулся более привычный вид с подставками для свеч, и теперь уже в наше время такие источники света принято оснащать лампочками в форме свечей.

Одной из отличительных черт модерна как стиля является тот аспект, что именно он послужил основанием и дал жизнь многим модным в ХХ-том веке течениям – в том числе, абстракционизму и кубизму. Освещение в стиле модерн изначально базировалось на применении большого количества стекла. В первую очередь, это касалось люстр, однако распространялось и на более мелкие светильники – например, бра. Оба упомянутых типа изделий в США и странах развитого Запада в начале прошлого столетия выполнялись по технике Тиффани с использованием множества отражающих элементов. Фактически именно этот дизайнер, учёный и ювелир перевернул взгляд на модерн-моду: все его последователи создавали осветительные приборы скорее как предмет искусства, нежели только лишь элемент роскоши.

Кроме стеклянных люстр, модернизму не чужды также практичность и тяга к природным мотивам. В интерьере это может быть выражено в присутствии мебели с естественным цветом и структурой древесины, но плавными формами, в узорах растительной тематики, в высокой освещённости и пр. В этом же контексте нельзя не упомянуть использование зелёного цвета внутри жилых помещений, ведь именно благодаря модерну данная гамма была привнесена в благородные дома.

 

 Гостиная с шарообразной люстрой

 

Особенности стиля

Как уже отмечалось выше, модерн снял многие запреты, благодаря чему дома наполнились новыми формами. Речь идёт не о причудливых люстрах в форме канделябров и винтовых лестницах, а об аспектах отделки помещений. Появились многоуровневые перекрытия, потолки, порожки, ниши, добавились новые методы декоративной штукатурки и яркие краски. В наше время подобный интерьер весьма органично воссоздают даже с использованием точечных светильников в фальш-потолках, хотя на первый взгляд эти приборы совершенно не должны вязаться со стилистикой. Что касается аксессуаров в комнатах, то они одновременно стали достаточно простыми, без обилия деталей, но притом впитали в себя благородство многих предшествующих поколений.

Люстры в стиле модерн и по сей день не потеряли свою актуальность, хотя немного отличаются от тех, которые в действительности использовались в момент расцвета этого направления. Например, сейчас среди базовых требований к приборам – удобство и практичность, из-за чего размер осветительных изделий приходится уменьшать. Вместе с освещением, изменилась и мебель. На старинных фотографиях можно чётко увидеть, что в эпоху классицизма она была преимущественно приземистой: тумбы, комоды, бюро, секретеры, шкафчики – всё это доходило человеку до пояса. Модернизм же изменил эту тенденцию, заставив мебель вытянуться вверх, высвободив тем самым пространство рядом. При обилии вертикальных поверхностей, освещение видоизменилось соответствующим образом: степень наклона плафонов, угол разлёта лучей, соотношение сторон и диаметр источников света. На мебели, которая теперь находилась на уровне глаз, стало модным выжигать узоры (опять же для большего удобства использования и невозможности зацепиться за орнамент).

Для модерна свойственно присутствие естественного освещения и большие оконные проёмы. В продолговатых комнатах, где окно располагается вдоль короткой стены, принято разбивать всё пространство на две половины, близкие по форме к квадратам. В той, что возле окна, монтируется потолочный светильник, имеющий уплощённую конструкцию, прилегающий к основанию и не загораживающий свет, а в другой половине – обычная люстра. Последней вместо массивности конструкции и повсеместной позолоты свойственно присутствие тонких кованных элементов незатейливой формы. В целом же, модерн, в отличие от многих других стилей, рождённых до XXI-го века, допускает наличие нескольких источников света, причём даже конструктивно непохожих. Подобная универсальность и позволяет рассматриваемому течению по сей день оставаться актуальным.

В модерновые интерьеры часто неочевидным образом вплетаются растительные мотивы. Это могут быть декоративные вазоны, статуэтки, абажуры с цветочным мотивом, плафоны в виде бутонов и т.д. Дополнить атмосферу помогут зелень и горшки с растениями. Тем не менее, использовать здесь люстру из категории «флористика» будет неточностью и даже скорее ошибкой. Дело в том, что подобные изделия имеют преимущественно современный вид – они ушли слишком далеко от своих предков, гармонично сочетавших листовой металл и стекло. Гораздо правильнее было бы подобрать сюда припотолочную люстру с крупными стеклянными вставками мозаичного исполнения, способными окрашивать свечение лампочки в определённый оттенок.

Характерная лёгкая хаотичность в размещении осветительных приборов определяет вид помещения в целом. Необходимость установить светильник в конкретной зоне оправдывается повседневными нуждами хозяев. Если у кровати требуется бра – пожалуйста, возле шкафа становится слишком темно при открытии дверцы – без вопросов можно установить светильник направленного света и т.д. По тому же принципу все проблемы с нехваткой освещённости решаются в узких коридорах, на рабочих столах, возле кроватей, книжных полок, на кухне, у кресел, диванов и пр.

 

 Большая кухня с подвесными светильниками

 

Как отличить изделия в стиле модерн среди прочих

Имея огромное разнообразие рыночных предложений, современный покупатель зачастую не понимает разницы между стилями ушедших эпох. Для подавляющего числа из них модерн – это не самостоятельное направление, а разновидность классики. Продавцы светильников часто говорят, что потребители действуют по остаточному принципу: «всё, что не выглядит чересчур современно, но и не похоже на канделябр – это модерн». В результате, большинство людей останавливается на стопроцентной классике. На самом деле даже в рамках рассматриваемого стиля существует немало оформительских ходов, актуальных на все времена. Далее мы хотели бы перечислить несколько факторов, которые помогут потребителям отличить осветительные приборы в стиле модерн от других. Приведённые характеристики одинаково верны и для люстр, и для настенных светильников, и для подвесных моделей, и для остальных типов изделий.

1)    Источники света выглядят лёгкими, не перегружены деталями и создают непринуждённую обстановку. Они не претенциозны и скорее похожи на произведение искусства, нежели на показной атрибут роскоши.

2)    Изделия отличаются тонкими, геометрически понятными и чёткими линиями. Абстрактность форм и контраст в размере деталей не приветствуются.

3)    Приборы выглядят сдержанно и лаконично, но при этом не тяготеют к минималистичному стилю. Внешний вид имеет сходные черты с классикой, но без обилия декоративных элементов.

4)    Светильники оснащаются цветными стёклами и отражателями, создают элегантный цветовой перелив.

5)    Вдобавок в вышесказанному, каждая модель выглядит достаточно универсальной для помещения в интерьер в стилях лофт и хай-тек, но при этом слабо вписывается в классический антураж.

Разумеется, данный список далеко не полон, но он чётко указывает на наиболее типичные черты стилистического направления. Если изделие не подпадает под любые четыре из пяти указанных пунктов, с максимальной вероятностью оно принадлежит к другому стилю. Вместе с тем, передать «правильное» восприятие стилистических течений среди светильников невозможно, а потому нам остаётся лишь надеяться на то, что столь простая сетка категорий, очерченных нами, поможет потребителям хотя бы приблизительно сориентироваться в ассортименте.

 

 Спальня с торшерами и люстрой в стиле модерн

 

Чего модерн НЕ содержит?

Ещё двадцать-тридцать лет тому назад на этот вопрос было бы ответить крайне сложно, потому что все нетипичные формы и решения автоматически называли модерновыми, не вдаваясь в реальную суть вещей. Вместе с тем, нынешнее развитие техники и уровень мышления позволяют понимать, что времена модерна как течения прошли, а на его место пришли новые ультрасовременные стили. Среди них много технических решений, которые не могли физически существовать во времена развития и становления модерна, а появились лишь несколько лет назад.

В качестве наиболее ярких примеров можно привести трековые светильники – несмотря на то, что сегодня они пользуются заметной популярностью, включать их в модерновые интерьеры нелогично. Иначе будет потерян весь тот дух эпохи, который создавался руками дизайнеров по интерьеру. К этой же категории следует относить LED-панели и другие встраиваемые типы осветительных изделий, не существовавших ранее. Несмотря на удобство и функциональность последних, использование их в модерновых интерьерах запрещается. Вместо этого нужно искать другие решения, открывающие достаточно пространства, чтобы созерцанием обстановки комнат можно было действительно наслаждаться.