Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение и аппетит человека

Наш организм – это сложная система, иногда имеющая забавные особенности, но в целом предсказуемая и контролируемая. Достаточно давно известно, что аппетит и процесс потребления пищи в значительной мере связаны с тем, в какой атмосфере происходит трапеза. При помощи световых приёмов можно создать как непринуждённую и расслабляющую обстановку, так и провоцирующую ускоренное пищеварение – тонизирующую организм, активизирующую внимание, словно при надвигающейся опасности. Безусловно, первый вариант гораздо более предпочтителен, а второй используется разве что в качестве экспериментов.

Учёные пришли к выводу о том, что количество света, расстановка светильников и цвет освещения напрямую коррелируют с тем, сколько человек в среднем съедает и насколько удовлетворён остаётся вкусом пищи. Разумеется, что речь идёт далеко не только о гастрономических пристрастиях, но и о создании определённого настроения, психологическом состоянии человека на момент принятия пищи.

 

 Освещение кухни подвесными светильниками

 

Освещение = настроение = аппетит

Согласно результатам множества исследований, проведённых ведущими специалистами по диетологии в США и Западной Европе, яркость света прямо пропорциональна количеству поглощённых яств. Яркий свет заставляет человека чувствовать бодрость, прилив сил, вести себя более энергично и за небольшой промежуток времени тратить чуть больше калорий, чем обычно. Мозг распознаёт сигнал об этом как некую угрозу для сил организма и даёт сигнал восполнить потерю. Причём подобное «восполнение» зачастую несёт в два-три раза больше калорий, чем потраченные на активную жестикуляцию и иные проявления весёлого настроения.

Если же говорить о типах осветительных приборов, помогающих получить как можно большее удовлетворение от съеденных продуктов, то ими будут подвесные потолочные светильники с матовыми рассеивателями. Именно такое, лёгкое верхнее освещение заставляет нас кушать степенно и размеренно, продлевая совокупную продолжительность трапезы, благодаря чему в мозг успевает прийти не только сигнал о насыщении, но и о детальной вкусовой палитре блюд.

Разумеется, если речь идёт о колористической гамме, то цвет продуктов важен нисколько не меньше, чем цветовая температура используемых лампочек. Фрукты и ягоды зачастую имеют яркую окраску и глянцевые поверхности, соединяют в себе красный, оранжевый, жёлтый и зелёный оттенки. Именно такая совокупность тонов делает их наиболее желанными для детей, а также весьма востребованными у взрослых. Нетрудно понять, что подобная окраска вызывает у человека интерес на подсознательном уровне – точно так же, как это происходит с животными в дикой природе. Красно-оранжевые тона провоцируют повышенное слюноотделение и способствуют выработке желудочного сока, что и является внутренним физиологическим проявлением здорового аппетита.

Медики полагают, что лучше всего усваиваются продукты жёлтого и жёлто-зелёного цветов, поскольку при их потреблении наши глаза в значительной мере расслабляются, как бы чувствуя «тепло» таких оттенков. Наверняка вы замечали, находясь в ресторанах, что верхний свет там реализован при помощи лампочек с нейтральным свечением, в то время как локальный – всегда при помощи моделей с тёплым светом. В таких условиях пищеварительный тракт работает наиболее однородно, не слишком быстро, но и не медленно, что лучше всего подходит людям по медицинским показателям. Среди общих требований, предъявляемых к светодиодным лампам, нельзя не упомянуть высокий уровень цветопередачи, ведь именно с визуального восприятия начинается наше впечатление о чём бы то ни было.

 

 Подсветка разноцветных продуктов

 

 

С детства всех нас учат, что продукты зелёного цвета – самые полезные, богатые витаминами и минералами. Это не всегда на самом деле так, однако в большинстве случаев действительно очень близко к правде. Единственным своеобразным минусом данной теории является принцип восприятия зелёного цвета. Мало кто не знает, что именно такая гамма полезна для умиротворения и расслабления глаз. Вместе с тем, при потреблении пищи зелёный цвет как бы усыпляет человека и его пищеварительную систему, снижает аппетит и не даёт насладиться блюдами. Мы действительно расслабляемся при его созерцании, но кушать при этом обычно не хотим.

Тем, кому данное утверждение покажется спорным, следует вспомнить любое блюдо ресторанного уровня. Как много в нём зелёного цвета? Зачастую если он и есть, то всегда смешан с красными и жёлтыми продуктами, и даже в салатах, почти полностью состоящих из зелени, обычно встречаются вкрапления других оттенков. В то же время, несколько листиков мяты могут украшать десерты, мороженое или чизкейки в других оттенках, но никогда там не доминировать.

Именно с зелёным цветом обычно связано самое сильное удивление людей, впервые знакомящихся с теорией связи цвета, света и аппетита. Мы настолько привыкли к шаблону «зелёное – значит, вкусное, съестное», что не можем поверить в очевидное. Настольные лампы в кафе очень редко имеют абажур этого цвета, а скатертей в такой расцветке почти не найти. Зелёная обивка мебели зачастую тяготеет к густому, тёмному оттенку, но никогда – к салатному. Даже фотообои или декор на стенах заведений общественного питания всегда светлые и допускают зелёные тона лишь в сочетании с контрастными красным и оранжевым.

Тем не менее, это не самый «опасный» цвет. Таковым для потребления пищи считается голубой, светло-синий оттенок. Среди привычных продуктов питания рассматриваемый тон не встречается вообще нигде, а потому сразу воспринимается мозгом как противоестественный, символизирующий яд. Среди типичных для нас продуктов синий цвет встречается разве что у черники, тёрна, нескольких сортов винограда и слив, но упомянутые ягоды мы едим редко, употребляются они почти всегда отдельно, не включаясь в другие блюда в качестве компонентов.

Незадолго перед тем, как на мировой арене появились светодиодные светильники, некоторое время были весьма популярны галогеновые модели. Они давали неприятное синтетическое свечение с голубовато-синим оттенком, что всегда делало блюда непривлекательными. Из-за этого такие изделия практически не применялись в сфере общепита и были практически полностью проигнорированы для применения в быту. Производители исправили ситуацию примерно за год, но ассоциация между понятиями «галогеновый» и «синее свечение» крепко закрепилась в умах людей.

 

 Освещение кухни-столовой трековыми системами

 

 

Расстановка осветительных приборов

В домашних условиях кухня или зона столовой – это всегда отчасти сакральное помещение, где люди собираются всей семьёй. В зависимости от метража, здесь может быть достаточно одной люстры или требоваться сразу несколько светильников направленного света. Именно на этой территории люди чаще всего сталкиваются с продуктами питания, готовыми блюдами и пищевыми заготовками. При естественном освещении все они выглядят весьма приятно и даже аппетитно, именно при таком свете мы называем их внешний вид натуральным. В доме же царит иная атмосфера, уровень освещённости другой, уйма отражений и цветовых теней от предметов мебели и одежды.

Рабочая зона кухни должна освещаться лампами тёплого оттенка или переходящего в дневной. Это наилучший способ сымитировать не просто уличную освещённость, а ясный солнечный день. Кроме того, высокая яркость способствует повышению уровня безопасности при обращении с ножами, горячими поверхностями и хрупкой посудой.

В идеале над обеденным столом следовало бы иметь отдельный источник света, но в отечественных кухнях скромных размеров такое практически не встречается. Наиболее правильной с точки зрения диетологов является так называемая скандинавская традиция трапезы. Она предполагает наличие единой кухни-столовой прямоугольной формы, где над разделочной поверхностью располагаются точечные светильники, а над обеденным столом в другой части помещения – подвесные источники света. При этом вторые всегда дают яркий заливающий свет без эффекта ослепления. Такой подход позволяет легко следить за фигурой, контролировать количество съеденного и вызывает умеренный аппетит. Несмотря на результирующую яркость, равномерная заливка стола светом делает пространство однородным, из-за чего человек не чувствует необходимости «наедаться до отвала». Наоборот, подобное освещение символизирует лёгкость, воздушность, настраивает на деятельность – то есть, после принятия пищи у едока возникает желание идти эффективно работать, зарядившись здесь позитивной энергией.

На украинских кухнях попытаться добиться схожего эффекта можно следующим образом. Рядом со столом на кухне установите на стену небольшой линейный светильник с алюминиевым отражателем, направленным на обеденную поверхность. Это сделает подсветку зоны локальной и действительно равномерной, не навредив освещённости во всём остальном помещении и не ослепив домочадцев. Для частных домов, где кухни обычно несколько больше, можно также порекомендовать установку бра вблизи стола, но только с тем условием, чтобы изделие также не слепило сидящих.

Лампы дневного света в крупных светильниках чаще всего на кухне неуместны. Хотя они могут быть удобны по своему форм-фактору, в действительности создают наибольшие тени, из-за чего хозяйка, занимающаяся приготовлением обеда, зачастую сама себе загораживает свет. Вместе с тем, люстра для кухни – это определённый символ домашнего очага, уже традиционный для нашего народа, и заменять её чем-либо не стоит.

 

 Светильник-шар над обеденным столом

 

Во время торжества обеденная зона чаще всего перемещается в гостиную. Здесь расставляют большие столы и включают все средства иллюминации на максимум. Для праздничной трапезы лучше всего подойдёт освещение естественного оттенка, даваемое только верхним светом. При прочих равных лучше на время мероприятия поставить в люстру для гостиной новенькие мощные лампочки, чем пытаться побороть недостаток освещённости путём включения всех настенных светильников по периметру помещения. Аппетит у гостей будет хорошим, а настроение дружелюбным именно при условии чётко понятного зонирования пространства: стол – место для обеда, диван – место для беседы.

Если же речь идёт о вечерних дружеских посиделках, где общение гораздо важнее, чем аппетит, можно устроиться и в креслах возле торшера, прихватив по чашке чая. Его рассеянный свет позволит сконцентрироваться на мыслях, ощутить теплоту и уют дома. Довершить впечатление помогут тканевые абажуры на торшерах и тёплое свечение ламп внутри них.

Среди немаловажных аспектов в рассматриваемом вопросе – высота подвеса светильников. Если источник света находится повыше, создаётся более праздничная атмосфера, если пониже – скорее, интимная. Во втором случае, как ни странно, аппетит может повышаться, хотя удобство потребления пищи значительно ниже. Для наших кухонь лучше всего применять люстры и светильники с регулируемым, подпружиненным подвесом – тогда потребитель сам сможет сбалансировать освещение так, как ему требуется.

Напоследок не обойдём вниманием и посуду. Её цвет традиционно белый, но это совершенно безликий тон с точки зрения возбуждения аппетита. Оптимальным вариантом станут тарелки в кремовом цвете с нарисованными на них фруктовыми композициями. Чтобы рисунок не бликовал, окрашенная и глазурованная поверхность должна быть слегка матовой. При недостаточной освещённости использовать посуду синего, чёрного, коричневого, фиолетового или ярко-красного оттенков запрещено, иначе вся пища будет выглядеть крайне неаппетитно. Такие элементы могут присутствовать только при очень ярком свете и соответствующей сервировке стола, например, тематической.

В кафе и ресторанах от правильной постановки света зависит выручка, а потому здесь владеют всеми теми приёмами, которые большинству из нас невдомёк. Задумываясь над идеями оформления собственной кухни, сходите в одно из подобных заведений и проанализируйте его обстановку, а затем оцените свои ощущения. Если Вам комфортно, вкусно и всё устраивает, попытайтесь скопировать её и дома в меру своих возможностей. Тогда в Вашем жилище всегда будет приятная атмосфера и хорошее настроение, а у домочадцев – отменный аппетит!