Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Световые линии в натяжных потолках

Интерьерная мода – одна из самых динамично развивающихся отраслей дизайнерского искусства. Во многих аспектах она затрагивает не только отделку помещений, но и их освещение. В последние годы с популяризацией натяжных потолков появились и сопутствующие оформительские решения, об одном из которых мы хотели бы сегодня рассказать нашим читателям.

Натяжные потолки возникли как упрощение, возможность сделать потолок быстро и аккуратно без побелки, выравнивания, дополнительной пыли и неровностей на готовой поверхности. Вместе с тем, на ранних этапах существовала немалая проблема – как крепить светильники, если основание нельзя назвать прочным. Непосредственными предшественниками натяжных были потолки из гипсокартона. В их каркасы устанавливать светоприборы сложно не было, однако с приходом новой технологии трудности всё же появились.

Хотя сегодня мастера уже умеют крепить в натяжной потолок и накладные, и встраиваемые точечные светильники, и люстры разнообразной конструкции, дизайнеры всё ещё продолжают искать интересные варианты декорирования пространств. Относительно новой тенденцией являются световые линии. Они выглядят как набор светящихся полос, расположенный в виде рисунка, геометрической фигуры или абстрактного контура и непосредственно прилегающий к натянутому полотну с той или иной стороны. Визуальная концепция световых линий позволяет добиться неординарного внешнего вида потолочного пространства без сложных и дорогих конструкций, расхода драгоценного объёма помещений и чрезмерных финансовых вложений.

 

 Световые линии на потолке в прихожей

 

Как устроены и что делают световые линии?

Наверняка многие скажут, что подсвечивать потолки можно и по старинке – контуром при помощи светодиодной ленты. И ключевым здесь будет именно «по старинке»: на сегодняшний день данная техника постоянно подвергается модернизации и считается понемногу отходящей в небытие, поскольку её вытесняют другие осветительные решения на тех же светодиодах. Эффект парения потолков в воздухе на сегодняшний день в тренде – и не считаться с этим просто не получится. Люди ищут всё большего и большего разнообразия в дизайне, стремятся сделать свои квартиры непохожими на другие, нуждаются не просто в декоративной подсветке, а и в источниках равномерного освещения. И именно на последнем аспекте стоит сделать особый акцент: в отличие от периметральной подсветки LED-лентой, световые линии позволяют существенно расширить площадь освещаемой зоны, добиться хорошей видимости и заливающего освещения. Обычная светодиодная лента в багете может лишь стать удачным декором, но базовое освещение комнат в квартире без люстры сформировать невозможно. А вот световые полосы способны решить эту проблему, совместно решая декоративную и осветительную задачу.

В качестве аргументов за световые полосы дизайнеры уже сегодня готовы привести следующие ниже тезисы. Не исключено, что при дальнейшем совершенствовании технологии перечень достоинств данного светового решения будет только расширяться.

  1. Эстетика. Заказчики вольны самостоятельно определиться с геометрией рисунка, который будут составлять полосы, а дизайнеры затем подберут оборудование, которое позволит привести общую яркость помещения к необходимым величинам. При этом фантазия хозяев практически не ограничивается технологически: они могут реализовать здесь свои самые смелые идеи. Линии могут быть монохромными или светить всеми цветами радуги, пересекаться друг с другом или размещаться на расстоянии, заполнять потолок плотно или обеспечивать нужную минималистичность интерьера.
  2. Управление. Как и многая другая современная техника, световые линии могут управляться не только при помощи выключателя. Для взаимодействия с ними также могут быть использованы дистанционные пульты, смартфоны, планшеты или настенные панели, если речь идёт об Умном доме. Важно отметить, что такое разнообразие способов управления отлично коррелирует с самой концепцией световых линий – при необходимости их можно вписать в помещения с разной визуальной стилистикой, не портя интерьер органами управления.
  3. Зонирование. Используя световые полосы, потребители получают возможность произвести ещё более чёткое, но при этом не столь прямолинейное зонирование, как с применением традиционных средств и светоприборов. Разделители пространства в буквальном смысле будут одновременно невесомы и всегда на виду. Такой подход окажется актуален не только в квартирах-студиях, где разграничение пространства и так напрашивается, но и в крупных гостиных, где обычно находится место для областей с разными активностями. При помощи световых линий можно отделить зону отдыха от обеденной, подчеркнуть особое место телевизора или письменного стола в интерьере, ненавязчиво определить область приёма гостей.

 

 Зигзагообразные световые линии

 

  1. Исправление геометрии жилища. Поскольку световые линии не обязательно должны формировать замкнутый или симметричный контур, жильцы вправе как подчеркнуть, так и скрыть с их помощью неперпендикулярность стен, наличие колонн, странные углы сопряжения перегородок, спроектированные застройщиком, и пр. Правильно составленный проект световой картины способен помочь превратить вытянутую комнату в более квадратную, чересчур узкую – в гармоничную, создать объём даже в квартире с невысокими потолками и разными путями добиться визуальной сбалансированности пространства. При всём этом могут применяться и хорошо знакомые приёмы – контурное подсвечивание, зрительное разбиение потолка путём асимметрии полос, выравнивание при помощи ромбических форм и т.д.
  2. Маскировка технологических огрехов. В больших гостиных и объёмных залах не всегда удаётся добиться целостности натяжного полотна, поскольку приобрести отрез с требуемыми параметрами порой оказывается финансово очень накладно или нужные размеры попросту не изготавливаются производителем. В таких случаях вместо грубого термического сшивания материала применяются встраиваемые модели линейных светильников со специальными профиль-скобами вместо наружного короба. Это почти такие же приспособления, как те, которые закрепляются на стены при обычном натяжении потолков, но с небольшими отличиями. В результате потребители в один приём получают визуально идеальные бесшовные решения и качественное продольное освещение комнат.
  3. Экономия. Поскольку световые линии построены на светодиодах, можно смело говорить о существенной экономической выгоде. В сравнении с любым другим типом источников света полупроводники гораздо более экономичны и долговечны, так что потребителям не придётся ни переплачивать за потреблённую энергию, ни опасаться необходимости разбора конструкции с целью периодической замены ламп. Для нестандартных решений световые линии собираются по принципу, похожему на пайку LED-лент – на общую плату напаиваются десятки диодов, а затем закрываются в короб. Кроме того, порой в потолках, подходящих по своей «глубине» и общей геометрии линий, применяются светодиодные лампы с цоколем Т8, позволяющие сделать осветительный контур легко обслуживаемым даже без привлечения специалистов.
  4. Освещённость. Данный пункт не просто так размещён в списке последним: на фоне многих других сильных качеств световых линий, их способность выполнять основную миссию – светить, кажется сама собой разумеющейся. Тем не менее, в данном контексте важнее всего отметить, что освещение из световых полос – это не подсветка, не вспомогательный и декоративный элемент интерьера, а полноценный источник света, порой даже более эффективный, чем традиционные. Ввиду места своего расположения, высоты над уровнем пола и благодаря полному отсутствию дополнительного экранирования в виде плафонов и абажуров, световые линии на потолке имеют максимальные углы разлёта лучей. Сравниться с ними по яркости сможет только крупная рожковая люстра, однако её позиционирование по центру комнаты в значительной мере определит невозможность хорошего освещения углов. При этом световые полосы не привязываются ни к каким привычным принципам композиции пространства – при необходимости их можно располагать и параллельно торцевым стенам, и под свободными углами к перегородкам, и в самых неожиданных местах. Таким образом, фактическая освещённость при достаточной яркости источников с их помощью всегда будет ощутимо выше любых других светоприборов.

 

 Световые линии в натяжном потолке

 

Сущность технологии

Основная особенность рассматриваемой технологии кроется в её визуальных обманах. К примеру, если речь идёт о световых полосах, которые прячутся под плоскостью натяжного потолка, то в течение дня, пока свет не горит, перекрытие выглядит совершенно обычно. Вернее, кое-что весьма неординарное в нём всё-таки есть: людям кажется, что на потолке напрочь отсутствуют какие-либо осветительные приборы. От этого помещение выглядит немного непривычно и, безусловно, более просторно.

Зато в моменты включения света сквозь полотно пробиваются лучи, перекрытие оживает, полосы разрезают пространство, причём часто под причудливыми углами. Нередко люди «продлевают» световые полосы и на вертикальные перегородки, формируя из них некое подобие настенных светильников, что ещё больше изменяет восприятие объёма и придаёт помещению футуристичности.

В качестве источников света для подобных полос могут выступать как мощные светодиодные ленты или гибкий неон, так и LED-модули или даже целые готовые светильники подходящей формы. Не используются в подобном контексте только светодиодные линейки – они не имеют ни достаточной яркости, ни надлежащей механической защиты, ни требуемых размеров единым фрагментом. Светоизлучающие изделия обычно закрепляются либо на основной потолок, либо на специальную проставку-закладную, чтобы быть ближе к полотну. Если размеры комнаты позволяют использовать всего один отрез и дизайнерская концепция этому не противоречит, источники света подключаются и полностью закрываются плёнкой. Безусловно, здесь важно, чтобы материал был не чересчур плотным, иначе он не будет пропускать свет. Сейчас уже налажен выпуск полупрозрачных полотен, за которыми днём не просматривается основной потолок или светоизлучающие конструкции, зато по вечерам они обеспечивают отличный уровень прохождения лучей.

Наиболее важный нюанс при оборудовании такого осветительного контура состоит в том, чтобы сделать каждый импровизированный светильник или полосу целостным и однородным объектом. Чтобы этого добиться, обычно применяются разные приёмы. К примеру, три светодиодные ленты размещаются вплотную друг с другом, но с небольшим смещением по длине, примерно в 0,5-0,8 см. В итоге создаётся шахматный порядок следования световых точек, уменьшающий различимость каждой из них по отдельности.

Если световые линии устанавливают заподлицо с плоскостью натяжного потолка, для этого используются специальные монтажные профили. Кроме того, в подобных случаях светильники нередко экранируются специальными рассеивателями, помогающими добиться однородности свечения. Безусловно, в описываемой ситуации о невидимости светоизлучающих объектов в течение дня речи уже не идёт.

К стыковке полотен через световые линии прибегают не только в сугубо утилитарных целях, чтобы исключить швы на потолке: в ряде случаев это вполне запланированное решение, имеющее целью подчеркнуть какие-либо особенности оформления жилища. Кроме того, данный подход открывает дополнительные возможности для воплощения фантазий: световые линии могут выступать зрительными или зонирующими границами при соединении разных типов материала – глянцевого и матового, белого и цветного, и т.д.

Что касается ограничений, которые накладываются на подобный тип светоприборов, то они довольно малы. Если Вы умышленно не используете готовые светодиодные светильники, то ленты или LED-модули можно уложить практически, как угодно. При необходимости заменить прямые участки изогнутыми, это можно сделать без труда, а если стоит задача пересечь между собой линии, компактность диодов на плате позволит осуществить и это. В данном случае наиболее ограничивающим фактором будут физические свойства направляющей или профиля. Безусловно, стыковать между собой отрезы полотна лучше без искривлений, в виде прямых линий, а на всех «невидимых» участках данный аспект неважен. Монтажники закрепят ленту или гибкий светодиодный неон на несущем перекрытии в той форме, которая Вам нужна.

 

 Световые полосы в гостиной

 

Зачастую для прямых и криволинейных участков в помещениях применяются профили так называемого разделительного типа. Их зажим позволяет зафиксировать плёнки разной толщины и фактуры при необходимости стыковки таких полотен, а также имеет паз подходящей ширины для укладки пары рядов лент. Для увеличения освещённости изготавливаются также профили с зеркальной внутренней полировкой или белым напылением, но такие изделия пока что редкость для украинского рынка, да и их стоимость в разы выше более простых моделей.

Для линий подсветки по периметру помещений лучше всего использовать специальный тип контурных угловых профилей. Их конструкция немного отличается от описанных выше. Кроме того, что здесь обычно не применяются дополнительные типы рассеивателей, существует два типа моделей, различающихся по углу падения лучей. В одних угол поворота площадки, к которой крепится лента, выверен таким образом, чтобы свет рассеивался одновременно и сквозь полотно, и по касательной к нему. В результате, площадь освещаемой поверхности в этой зоне будет больше. Зато в других моделях контурный профиль, наоборот, имеет высокий бортик и из-за получающейся глубины часть светового потока отсекается и лучи всегда направляются строго вниз, очерчивая чёткий, резкий край контура подсветки.

Общий алгоритм монтажа световых линий из LED-лент довольно прост. В плоскости основного потолка не ниже уровня профиля натяжного полотна в нужных местах монтируются профили под ленту. Затем размечаются пути прокладки питающих линий, при необходимости в межпотолочном пространстве сразу же закрепляются блоки питания. Безусловно, такой подход более эстетичен, однако в случае выхода БП из строя, целостность потолка придётся нарушать. В подавляющем большинстве случаев это означает покупку нового фрагмента после ремонта освещения. Где именно лучше разместить блоки питания в Вашем случае – необходимо решать по месту.

Порой разумнее сделать сплошной вертикальный кабель-канал, замурованный в стене, верхний выход которого будет находиться в межпотолочном пространстве, а нижний – где-нибудь на уровне 70-110 см от пола. Таким образом сверху вниз можно будет спустить необходимое количество кабелей или проводов, подключить их БП в удобном месте и легко обслуживать в дальнейшем. Это легко сделать на каком-нибудь комоде, а затем задекорировать провода раскидистыми цветами. Некоторые потребители предпочитают иной подход – пожертвовать эстетикой одного верхнего уголка в смежном помещении, где натяжного потолка нет, зато можно легко оборудовать полку, на которой уместятся все блоки питания для подсветки из световых линий.

Что касается управления освещением, то тут всё также довольно банально. Если планируется простое однотонное освещение, использующееся в качестве основного, достаточно будет лишь дистанционного пульта. Если же световые линии также призваны время от времени выполнять активную декоративную функцию, используют многоцветную RGB-ленту, а также специальные контроллеры, которые позволяют тонко ею управлять.

Некоторым людям световые полосы кажутся неподходящими для жилых помещений – мол, они чересчур «промышленные». На самом деле подобный налёт технологичности сегодня крайне популярен. Именно поэтому световые полосы хорошо смотрятся и в футуристичных интерьерах, и в хай-тек стилистике, и в лофте, и в минимализме, и в скандинавском стиле, и в эко-стиле, и в некоторых других. При этом световые линии ничуть не хуже вписываются в офисные помещения, особенно если речь идёт о просторных зданиях и компаниях, которые имеют отношение к новым технологиям. Уместны они и в холлах гостиниц, в ресторанах, в вестибюлях банков, внутри развлекательных заведений и даже государственных структур. Понятные и лаконичные формы заставляют всех пришедших чувствовать себя в такой обстановке комфортно, а некоторая визуальная строгость тем временем взывает в внутренней дисциплине, но ни в коем случае не умаляет декоративности подобного оформления.

 

 Использование световых линий для общего освещения

 

Процесс монтажа световых линий

Далее мы хотели бы более детально рассказать читателям, как осуществляется монтаж световых линий. Дабы не усложнять повествование, предположим, что необходимый рисунок целиком состоит из прямых отрезков. Они могут идти как параллельно стенам комнаты, так и под углом к ним – на общем алгоритме работ это никоим образом не скажется. Зачастую тем, кто только открыл для себя подобную осветительную концепцию, мастера рекомендуют попробовать разбиение помещения на зоны при помощи трёх-четырёх полос. Если их три, линии можно организовывать от стены до стены, с небольшим углом поворота относительно перпендикуляра к перегородке, а если четыре и более – использовать короткие светящиеся полосы-отрезки, имеющие точки касания друг с другом, но никак не с контуром периметра перекрытия.

Довольно большую часть работ домашний мастер может произвести сам – практически все подготовительные этапы. А при наличии тепловой пушки и навыков работы с плёнкой для натяжных потолков – и вовсе справиться с работой в одиночку за несколько дней. Тем не менее, мы приведём довольно детальное описание процесса, чтобы взяться за него мог даже человек, не обладающий обширными навыками или специфической вспомогательной техникой.

В первую очередь необходимо изучить основной потолок и определить его самую низкую точку. Если на нём имеются выступающие балки или помещение пересекают воздуховоды, их также следует принять во внимание. Чтобы не ошибиться в измерениях, лучше всего использовать лазерный уровнемер или осепостроитель. Когда нижняя точка будет найдена, ниже её на 0,5-1 см разметьте на всех стенах плоскость. Важно избежать попадания точек засверливания в линии электропроводки и рассчитать всё так, чтобы в последующем распределительные коробки находились ниже декоративного потолка примерно на 15 см.

Насверлив требуемое количество отверстий, можно закреплять обычный стеновой профиль для плёнки натяжного потолка. Чем ближе к друг другу будут находиться соседние точки крепления, тем равномернее окажется натяжение полотна. Если это необходимо, профиль подрезается для обхода препятствий (например, квадратных и круглых вертикальных колонн). Соблюдая уровень будущей плоскости и максимальное прилегание к стене, следует добиться повторения контура помещения на нужной высоте. Если профиль не имеет в себе защёлок для полотна или должен монтироваться одновременно с декоративном багетом, на этом же этапе следует установить и их. В обычных условиях плёнку уже можно было бы начинать натягивать, но в данных обстоятельствах далее необходимо переходить к закладным под сами световые линии.

Лучше всего избежать использования подвесных конструкций и любой узел фиксировать с упором. Для этого можно применять обычные монтажные уголки с перфорацией или бруски дерева, подкладываемые под основание импровизированных светильников. Сами световые линии будут собираться в специальных профилях, имеющих такие же пазы для полотна, как и те, что расположены на стенах. Вид такого профиля следует определять по ситуации, исходя из особенностей планируемого осветительного контура. К примеру, есть модели, которые слишком тонки и потому вообще не могут находиться вровень с полотном, а только за ним. Какая-нибудь другая разновидность отлично справляется с подтягиванием полотна с боков, но не позволяет корректно осуществить примыкание торцевых частей, а потому пригодна только в случае монтажа световой полосы от стены до стены. Есть и такие профили, которые можно использовать только для линейных участков, но изгиб линии с их помощью сделать будет крайне проблематично.

 

 Световые линии в интерьере

 

Ширина будущей светополосы обычно определяется дизайнером. В большинство типовых профилей для подобных целей легко ложится две светодиодные ленты, но можно найти и такие, в которые поместится даже три или четыре. Тем не менее, для подавляющего числа жилых помещений действительно будет достаточно всего пары, а в случае с высокими потолками или в ситуациях, когда речь идёт об офисах и холлах учреждений – трёх.

При необходимости сделать световую линию нестандартной ширины, особенно в диапазоне 15-20 см, используется специальная матовая вставка из пластика, которая служит рассеивателем. Во всех остальных случаях обычно используют отрезы всё той же плёнки для потолка. Обращаем внимание читателей, что подсветка по принципу «источник спрятан ЗА плоскостью потолка» может быть реализована двояко. Простая техника – зашить готовые светильники в профилях цельным полотном через всю комнату. Более сложная – разделить полотно на три части: от стены до световой полосы, от одного борта светового профиля до другого и от светополосы до второй стены (или до следующей световой линии). Первый подход проще и дешевле, однако он, как было описано ранее, не оставляет доступа для ревизии и ремонта без нарушения целостности большого участка потолка. Второй способ хоть и дороже, но технологичнее, а потому при его использовании замена участка выгоревшей ленты потребует демонтажа лишь узкого длинного лоскута полотнища, восстановить который будет гораздо легче.

Сложнее всего бывает в тех ситуациях, когда необходимо воссоздать замкнутый контур из световых линий, в особенности, если он не правильной прямоугольной формы, а представляет собой абстрактную двумерную фигуру. Чтобы не промахнуться с размерами и позициями, каркас из профиля для неё обычно собирается на полу, и только потом, в готовом виде крепится к потолку. Ввиду того, что прямые углы можно проверить с максимальной точностью, в простых фигурах ошибок почти не допускают даже новички, однако при работе с причудливыми формами следует помногу раз производить замеры и сопоставлять собираемый профильный каркас с местом его крепления, чтобы не промахнуться.

Если световой профиль доводится до стены, здесь ему предстоит столкнуться с несущим профилем натяжного полотна. Чтобы уменьшить зазор между плёнкой и перегородкой, рекомендуется немного подрезать стенную планку. При этом лучше всего рассчитать так, чтобы световой профиль едва-едва входил в плоскость бокового или только упирался в него. Если сделать всё правильно и аккуратно, разница в натяжении в этом месте будет совершенно не видна. Самое главное – жёстко скрепить торец одного изделия с другим при помощи уголка, выставив единый нижний уровень, на котором в них будет входить плёнка.

Если на каком-либо этапе работ Вам приходится использовать деревянные закладные, помните, что древесину обязательно необходимо заранее обработать веществами, предотвращающими гниение от влаги. Особую бдительность в этом вопросе следует проявлять, если речь идёт о монтаже потолка со световой полосой во влажном помещении. Пар и просто влажный воздух довольно быстро спровоцируют появление плесени, а вслед за ней – и постепенное разрушение древесины. Однажды брусок может стать настолько трухлявым, что просто рассыплется на щепки, которые будут просматриваться сквозь полотно натяжного потолка, а профиль без опоры повиснет на плёнке.

Напоследок скажем несколько слов о светодиодной ленте, которую следует использовать для подобного осветительного решения. Если его цель – основное освещение в помещении, необходимо брать ленту с мощностью 14,4 Вт/м и более. Только при таких характеристиках Вы будете чувствовать себя комфортно. Важно не забывать, что вне зависимости от фактической длины световых линий, подключать более 5 метров изделия за раз не рекомендуется, иначе его свечение будет совсем не таким, как задумано. Кроме того, имеет смысл изначально приобретать самоклеящуюся светодиодную ленту, чтобы в последующем не придумывать, как именно её следует крепить к профилю. В целом, если все вышеуказанные этапы уже были Вами пройдены, остаётся только затянуть свой декоративный потолок синтетическим полотном – и освещение комнаты световыми линиями можно будет считать завершённым.