Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Подбираем абажур

При упоминании абажура большинство из нас вспомнит торшеры. Этот символ домашнего очага действительно является ярчайшим представителем категории осветительных приборов, рассеиватель которых называется не плафоном, а абажуром. Тем не менее, сейчас проволочные каркасы, обтянутые тканью или бумагой, также используют в настольных лампах, подвесных люстрах с большим числом патронов или просто крупных декоративных светильниках для дома. Всё чаще в магазинах быта или мебельных секциях крупных супермаркетов можно увидеть, что абажуры продаются отдельно от основной части светильника – поштучно или в виде целого набора. Подобная тенденция пришла с Запада и призвана она помочь потребителям добиться визуального единства в интерьере. Даже если у Вас в квартире стоит несколько старых моделей светильников, вместо того, чтобы выбрасывать их, можно придать приборам однородный дизайн. Достаточно сменить во всех помещениях абажуры на одинаковые – и вот Вам визуально гармоничный интерьер со всеми достоинствами современного стиля. Кроме того, такое решение гораздо более экономно, чем покупка партии новых осветительных приборов.

Понимая все преимущества покупки абажуров отдельно от основной части светильников, необходимо разобрать основные принципы, на которых базируется их подбор. Чтобы изделие вписалось в интерьер, следует соблюдать ряд довольно несложных, понятных каждому тривиальных правил. Самое важное – не считать этот вопросом второстепенным, поскольку абажур, даже несмотря на свои небольшие размеры, всегда является одним из визуально доминирующих элементов в помещении. Он задаёт динамику, оттеняет общую цветовую гамму, формирует настроение. К тому же, местоположение светильника придаёт ему дополнительную значимость как стилистическому элементу.

 

 Настольные лампы с тканевыми абажурами

 

Факторы подбора

Нет ничего удивительного в том, что современные дизайнеры уже успели сформулировать перечень правил, по которым следует подбирать абажуры для разных ситуаций. К радости потребителей они довольно понятны и обычному человеку, лишённому творческого видения, а потому подобрать подходящий абажур будет несложно каждому из вас. Предлагаем рассмотреть упомянутые принципы детальнее.

  1. Размер. Нельзя сказать, что фактор габаритов абажура является самым главным, однако его неизменно относят к первой тройке. Это вполне логично: если на торшерекрупный абажур будет смотреться хорошо, то на люстре со множеством лампочек такие конструкции выглядели бы нелепо и только мешали друг другу. Хотя единственно верной формулы не существует, специалисты рекомендуют руководствоваться следующим правилом: для напольных и настольных моделей светильников подходят только средние и крупные абажуры (диаметр самой широкой части – 25-40 см), а для многоламповых люстр – маленькие (8-10 см). Дизайнерские осветительные приборы могут нарушать эти правила, однако вряд ли многим понравится торшер на ножке более полутора метров с абажуром чуть больше мужского кулака. Лучше придерживаться общепринятых мерок.
  2. Цвет. Разумеется, цвет – это ещё один из столпов, формирующих восприятие интерьера. В то время, как за рубежом принято делать ремонты, в которых каждое помещение принадлежит к разным стилям и оформлено совершенно непохожим образом, на постсоветском пространстве даже большие дома и квартиры обычно поддерживают некое визуальное единство. Это означает, что при желании оборудовать гостиную, спальню и детскую комнату максимально похожим образом, Вам придётся поискать универсальную цветовую гамму. Известными сочетаниями красок можно назвать серый и белый, синий и нежно-розовый цвета, жёлтый и чёрный, коричневый и бежевый, и т.д. Лучше всего поискать удачные комбинации красок в интернете и подобрать ту композицию, которая в наилучшей степени будет отвечать Вашим вкусам и пожеланиям. Гораздо проще приходится тем людям, у которых все осветительные приборы с абажурами располагаются в пределах одной комнаты. Здесь открывается больший плацдарм для экспериментов и сохраняется возможность не придерживаться стопроцентного соответствия окружению. Даже если торшер или настольная лампа будут слегка выбиваться из визуальной концепции, это сделает прибор изюминкой, а не разрушит общее впечатление.
  3. Фасон. Данная характеристика довольно тесно переплетается с предыдущей, однако не исключает её. Традиционно наиболее универсальными являются одноцветные абажуры в пастельных тонах – они обеспечивают равномерную засветку пространства и хорошо подходят под любой дизайн интерьера. Для лофта, стилистики кантри, просто загородного дома или дачи также будут уместны цветастые полупрозрачные абажуры и модели с национальным орнаментом. Внутри классических интерьеров рекомендовано использовать каркасы из плотной ткани насыщенного оттенка. При этом рисунок на них обычно отсутствует, а максимальное число используемых цветов равно двум. К примеру, довольно богато смотрится абажур алого цвета с оторочкой из чёрной полосы по верхнему и нижнему краю. Многие современные торшеры исповедуют минимализм, а потому для них довольно типичным будет простое белое исполнение, подчёркнутое чёрной или бежевой лентой. В свою очередь, для люстр в небольших комнатах подойдёт более декоративный фасон – например, однотонная светлая модель, по которой более тёмными нитками вышиты завитушки, или же модель «дамская юбка» с бахромой.
  4. Форма. Хотя многие считают, что эксперименты с формой абажуров начались сравнительно недавно, на самом деле, довольно большое число их разновидностей существовало с самого начала. Самый популярный и беспроигрышный вариант – это усечённый конус. При этом сужение должно быть незначительным, в пределах 5-15%, в зависимости от высоты изделия. При таких условиях не только абажур, но и светильник, на котором он расположен, будет выглядеть гармонично. Ещё один традиционный формат – цилиндр. Забавно, что такая форма лучше воспринимается, когда имеет небольшую высоту. Кроме того, подобные модели дают наибольший световой поток, а потому рекомендованы в тёмные или просто крупные помещения. Полусферы подходят для кухонь, столовых и спален – отсутствие на них углов смягчает атмосферу, настраивает на более мирный лад. Кроме того, контролируемость углов разлёта лучей в данном случае будет выше, чем у других моделей. Абажуры в форме усечённой пирамиды подходят не для всех интерьеров и часто нежелательно выбиваются из визуальной концепции интерьера. Ставить их можно только тогда, когда Вы точно уверены, что подобный формат не испортит впечатление от ремонта. Вдобавок, нужно обратить внимание на то, как формат абажура сочетается с формой ножки и дизайном основания: чем проще опорные элементы, тем большее число абажуров к нему подойдёт. Если же Вы приобретёте модель вычурной формы, некоторые каркасы будут на ней плохо сидеть или теряться на фоне общего восприятия изделия. Настольные лампы с тканевым абажуром обычно исполнены в стилистике изящного минимализма, что открывает для них обширный перечень доступных рассеивателей на замену.

 

 Люстра с плафоном с бахромой в столовой

 

  1. Фактура. Очень большое значение имеет то, как выглядит материал, из которого был изготовлен абажур. Даже если речь идёт о подвесной люстре, прикоснуться к которой никто не сможет, сама фактура сохранит огромное значение. Отход от гладких моделей не обязателен, однако изделия из шероховатых материалов вызовут совершенно другие ощущения у наблюдателей. В частности, модели из верёвки и имитации соломы подарят дополнительное тепло интерьеру, а так называемые «абажуры из подушек» (многослойная простёганная ткань) придадут мягкость и уют даже самому строго оформленному помещению дома. Существуют также решения из пластика, бумаги и древесины, которые чётко показывают свою текстуру за счёт окраски или общего дизайна абажура.
  2. Материал. Разумеется, в тесной связи с текстурой будет находиться материал, из которого изготавливается абажур. Хотя в наше время из различных полимеров можно отлить чудесную имитацию почти любого материала, использование настоящего, природного сырья всё же приветствуется. Ничто не заменит качественной ткани, с рисунком или без, её уровня прозрачности и мягкости световой картины. Точно так же невозможно сымитировать стенки абажура из бумаги, используя даже самый тонкий пластик. Опыт дизайнеров показывает, что полимерные модели имеет смысл использовать только в тех случаях, когда дизайн не является одной из наиболее весомых характеристик при выборе или же в доме проживают крупные домашние животные, которые любят грызть, царапать или ронять на пол различные предметы, в число которых входят и светильники.
  3. Местоположение. От факторов, которые затрагивают непосредственные характеристики абажуров и осветительных приборов, плавно переходим на ситуативные и другие значимые параметры. К примеру, расположение светильника важно для понимания, какой форм-фактор будет являться лучшим, наиболее оптимальным, какой – компромиссным, а какой – недопустимым. К примеру, для классических настольных ламп, стоящих на тумбочках возле проходной зоны, недопустимы абажуры с бахромой или просто модели с выносными элементами. Слишком велик риск нечаянно задеть их рукой при ходьбе. В свою очередь, абажуры для люстр должны подбираться одновременно по форме, размеру и цветовой гамме – модель должна быть довольно крупной (если патрон только один), иметь открытый низ и верх, быть лишённой рисунков, способных давать нежелательные тени в интерьере.
  4. Высота размещения. Это ещё один параметр, во многом перекликающийся с предыдущим. Если с люстрами в абажурах всё довольно понятно, то настольные лампы, светильники бра и торшеры могут размещаться на разной высоте, что напрямую должно отразиться на типе и конструкции рассеивателей. Если настольная модель светильника предназначена для чтения в постели и стоит на тумбе у кровати, она обязана распространять свой световой поток таким образом, чтобы не слепить человека. Соответственно, требуется модель абажура с закрытым низом. Если же Вы привыкли читать, сидя в кресле, то экранирована должна быть верхняя часть изделия. То же самое касается торшеров, абажур которых приходится на определённую высоту. В целом, для настольных ламп, которые используются в интерьерах как источники дополнительного света, рекомендуется хотя бы лёгкое экранирование верхней части – всем приборам, которые распложены ниже уровня глаз (условная высота 1,4 м) необходим закрытый верх. Потому всегда соотносите габариты мебели (тумбочки, комода, столика) с размерами светильника и каркаса рассеивателя. Для спален существует правило: чем меньше диаметр основания абажура, тем лучше для комфорта отдыхающего. Это в равной степени касается и торшера, и люстры, и настенного светильника.

 

 Настольная лампа с расписным плафоном

 

Полезные советы

Чтобы создать интерьер, в котором всё будет гармонично, изначально при приобретении очередного светильника с абажуром уточните, имеются ли для него сменные элементы. Подавляющее большинство современных изделий легко поддаётся модификации. Если же стоит задача подобрать новый абажур к старому прибору или просто обновить прохудившийся рассеиватель, соблюдайте следующие три правила.

  1. Идеальная высота каркаса – 30-35% от высоты опорной ножки. Такие модели будут отлично смотреться и на полу, и на столике. Соотношение 50/50 выглядит довольно непривлекательно, а очень маленький абажур на длинной опоре – смешно.
  2. Для некрупных торшеров и настольных моделей диаметр верхней части абажура должен быть в 2 раза больше диаметра основания. Для высоких торшеров они могут быть примерно равны, иногда – основание даже чуть больше.
  3. Если модель светильника имеет утолщённую ножку, абажур следует пропорционально немного укрупнить, иначе со стороны будет создаваться впечатление, что лампочке тесно на своём месте.

Соблюдайте изложенные выше правила – и Ваш интерьер всегда будет выглядеть очень тёплым, душевным и приветливым.