Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Органичное освещение садово-парковых зон

Сочетание искусственного освещения и природы – задача деликатная и весьма непростая. Хотя обычно человеку требуется хорошая освещённость – дабы гулять по аллеям в вечернее время было комфортно и безопасно – растения в дополнительной подсветке не нуждаются. Таким образом, перед инженерами и светодизайнерами стоит задача максимально органично вписать требуемые светильники в окружение, сделать световую картину целостной и при этом не навязчивой. О том, как добиться необходимого результата, и какие приборы для этого следует использовать, мы сегодня и поговорим.

Зелёные зоны и природные объекты в городах – это либо полностью рукотворные пространства, либо поддерживаемые человеком с целью организации досуга. Таким образом, вмешательство людей непосредственно формирует ландшафт – парки и бульвары, набережные и аллеи насаждений, сады и скверы созданы или адаптированы людьми для людей. Вместе с тем, основу визуального восприятия и эстетической концепции составляет идея единения с природой – как стихией, а не просто продуктом человеческой цивилизации. Именно здесь и кроются наибольшие сложности, побороть которые поможет только творческий и вдумчивый подход.

 

Освещение аллеи в парке

 

 

Как вплести технику в природу

Каждый аспект искусственного освещения – это зыбкий баланс. Всё дело в том, что никакой даже самый красивый и ухоженный парк без вечернего освещения не заставит людей подолгу там гулять и чувствовать себя в полной безопасности. Но не только недостаток света создаёт дискомфорт – его порой вызывает и избыток. Согласитесь, сложно ощущать единение с природой, когда на тебя со всех сторон светят мощные прожекторы, полностью застилая всю зелень от глаз. Современный человек привычен к среднему уровню освещённости, превышать который не следует.

Колоссальная ошибка многих ландшафтных дизайнеров состоит в том, что вся их задача сводится к тому, чтобы просто системно распланировать количество и расположение фонарных столбов на территории парковой зоны. Действуя по принципу «будет светло, значит, всё в порядке», легко загубить композицию даже самой красивой зоны отдыха. Для примера возьмём несколько крайностей. В первом случае расположим на каждых пяти метрах фонари с опорами по 3-3,5 метра высотой и парой-тройкой плафонов, направленных в разные стороны. Что мы получим в итоге? При взгляде со стороны это будет выглядеть, как какой-то частокол из металла на нижнем ярусе и ламп на верхнем, а заливающий тротуары свет при этом не позволит разглядеть ни одного листочка на деревьях, расположенных вокруг. Противоположная идея – разместить высокие опоры, метров по восемь-десять, с большими интервалами и яркими светодиодными лампочками – тоже не сулит ничего хорошего. Пробивающийся с такой высоты свет всегда будет одновременно слепящим и недостаточным. На открытых местах его окажется слишком много, а в некоторых зонах за счёт крон деревьев дорожки вообще останутся без света. Контраст ярко освещённых и теневых пространств весьма некомфортен для человека и совершенно не способствует восприятию окружения как естественного. Кроме того, за счёт такой высоты, рассеивания, отражения и преломления обязательно будут наблюдаться цветосветовые искажения: одежда прохожих сменит оттенок, а лица будут выглядеть угрюмыми и зловещими.

Как видим, мы очень быстро пришли к тому, что высота расположения и яркость свечения фонарей крайне важны. При этом нужно понимать, что идеальных световых концепций несколько, а не одна, так что дизайнерам не обязательно всегда привязываться только лишь к одному стандарту – главное, чтобы реализовывались правильные идеи. Так сегодня «золотой серединой» считаются фонари с опорами по 3,5-4 метра, расположенные в 10-12 метрах друг от друга. Подобное размещение источников света позволяет правильно скомпоновать между собой световые профили: зона освещения соседних приборов на уровне земли минимальна и составляет не более 5%, благодаря чему у человека появляется возможность при прогулке рассматривать окружение, но всё время находиться в достаточной для психологического комфорта области.

Вместе с тем, профессионалы накладывают однозначный запрет на использование мощных уличных светильников и прожекторов, сверху охватывающих светом большие пространства. Подобное стоит оставить аллеям славы и мемориалам, потому что там важна торжественность, а в садово-парковых зонах гораздо уместнее умиротворение. Кроме того, яркость источников должна быть частично погашена за счёт матовых рассеивателей, иначе парк будет выглядеть «пятнистым» и неестественным.

В современном ландшафтном светодизайне есть и другие приёмы. Например, уличные столбики с традиционным профилем рассеивания света уступают место новому подходу. Вместо них используются похожие приборы: металлический цилиндр с полированными внутренними стенками, который вкапывается в землю. Внутри него располагается источник света, но лучи не непосредственно освещают аллеи, а многократно отражаются от глянцевой поверхности корпуса и только потом поднимаются вверх. За счёт козырька специальной формы с выверенными оптическими свойствами от подобного столбика расходится приятный мягкий свет – достаточный для видимости, но не слепящий и не мешающий созерцанию окружения. По мере надобности высота изделий может колебаться от 50 см до 1,2 м. Уровень глаз взрослого человека намного выше, так что дискомфорта не будет. Зато архитекторы и дизайнеры путём подбора габаритов светильника могут свободно решать сопутствующие задачи, ничем не жертвуя.

 

Подсветка дорожек в парке

 

 

Любое парковое освещение должно проектироваться с оглядкой на предназначение всей рекреационной зоны и отдельной её области. К примеру, в некоторых парках могут быть установлены аттракционы или находиться детские площадки, а другие предназначены только для прогулок и бесед на лавочках. Это означает, что в каждом случае назначение отдельной местности будет задавать тональность её освещению. Следует сказать, что в этом контексте самыми сложными задачами станут детские и спортивные площадки. Всё дело в том, что это места, где постоянно наблюдается значительная активность: дети и взрослые бегают, суетятся, постоянно смотрят в разные стороны. С точки зрения светодизайна всё это означает, что освещённость должна быть высокой, а опор нужно ставить мало – иначе детям играть и резвиться тут будет неудобно. Обычно данная задача решается комбинированным образом: если на территории площадки растут деревья, к ним протягиваются провода или кабели, чтобы закрепить светильники на ветвях вне зоны досягаемости детворы. На более открытых пространствах всё же приходится ставить фонари на высоких опорах, но при этом разлёт их лучей искусственно ограничивают. Наконец, иногда в таких местах устанавливают уличные грунтовые и тротуарные светильники, однако такой подход почти никогда себя не оправдывает и имеет больше недостатков, чем преимуществ. С одной стороны, для детей при их невысоком росте нижний свет будет крайне некомфортным, с другой – сама эффективность освещения пространства почти строго вертикальным пучком невелика, с третьей – стоит уронить на прибор или закрывающее его стекло что-нибудь тяжёлое, и он уже окажется непригоден к нормальной эксплуатации в дальнейшем. Потому в данной ситуации наилучшим подходом всё же следует считать умеренно сфокусированные источники света на высоких опорах.

На спортивных площадках, особенно баскетбольных и волейбольных, ещё более остро стоит вопрос борьбы с ослеплением. Игроки постоянно поднимают глаза вверх и смотрят на мяч, а он вполне может пролетать на фоне работающего фонаря. Потому в таких местах обязательно применять только специальные светильники с матовыми рассеивателями и сеточными экранами, снижающими интенсивность светового потока при небольших потерях в видимости. Кроме того, здесь нельзя забывать и о защите приборов от сугубо механических повреждений. Так что разумнее всего будет в таких местах помещать светильники в каркасы из прочных решёток.

Возвращаясь к эстетической составляющей, необходимо помнить и о второстепенных факторах освещения. В данном случае сюда можно отнести цветопередачу и пульсации. Зачастую у местных бюджетов не хватает средств на покупку лампочек с повышенным индексом цветопередачи, однако если изначально будут использованы светодиодные светильники от известных производителей, можно быть уверенными, что в течении нескольких лет их индекс CRI хотя бы не просядет из-за тепловой деградации полупроводников. Что касается мерцания, оно должно быть исключено полностью. Вряд ли кому-либо может нравится гулять при свете постоянно мигающих лампочек или скачущей яркости. По этой причине из мест общественного пользования сейчас полностью убрали люминесцентные и другие газоразрядные модели (за исключением натриевых), а их место заняли всё те же светодиоды.

Эксплуатационные аспекты также учитываются при правильном проектировании. Например, возле асфальтированных аллей и дорожек нельзя слишком близко ставить опоры освещения, иначе после дождя значительная часть влаги не впитается и останется на поверхности, а лужи, как известно, отлично отражают свет. Подобное ослепление гуляющих должно быть предотвращено позиционированием светоприборов и углами поворота их рассеивателей.

 

Фонарные столбы для освещения скверов

 

 

С точки зрения уважения к природе, особенно если речь идёт о садах в черте города и лесопарках, не допускается прямое освещение мест гнездовья птиц и жилищ животных. Сохраняя максимально привычную среду обитания для них, человек оставляет возможность насладиться не только рукотворными произведениями, но и самой природой. Кроме того, выселение животных со своих мест провоцирует постепенное изменение внешнего вида парков.

Щадяще следует относиться и к зелени, особенно если в качестве источников света используются лампы накаливания. Их тепловой фон может быть вреден для листьев, когда ветви подходят вплотную к фонарям. На многие приборы для освещения общественных мест имеется технический паспорт, в котором производитель чётко указывает, какие расстояния должны соблюдаться между ними и другими объектами. Любой уважающий себя проектировщик просто обязан учитывать это при позиционировании приборов вдоль аллей.

Не менее важен и фактор крепости корпусов любой осветительной техники, которая эксплуатируется в парках и скверах. Изделие может быть повреждено падающими ветвями или из-за вандализма, но ни при каких условиях не должно создавать опасности для других. Это значит, что корпуса требуется изготавливать из материалов, которые при разбивании не будут формировать острые осколки. Кроме того, при повреждении светоприбора или лампочки не должны выделиться ядовитые вещества.

Дабы суметь выдержать влияние дождя и снега, попадание взвешенной в воздухе пыли и поднятых с земли частичек грунта, корпуса светильников обычно изготавливаются с максимальной степенью герметичности. Для парка или сквера лучше всего подойдут уличные светильники с IP65 или даже IP67, в зависимости от уровня предполагаемых нагрузок. Внешний вид таких приборов обычно довольно прост, что дополнительно служит цели сделать светоприборы как можно менее заметными на фоне природы.

В ряде случаев может иметь смысл использовать питающее напряжение величиной 12 В вместо 220 В, особенно если речь идёт об освещении на детской площадке или вблизи неё. Кроме того, низкой вольтаж применяется при оборудовании подсветки фонтанов и искусственных озёр на территории парков. В целом, его можно использовать в любой функциональной области рекреационной зоны, если эта мера технически оправдана.

При оборудовании парка также следует принять во внимание, что подземный способ укладки кабелей гораздо более предпочтителен в сравнении с воздушным. Объясняется это очень просто. Во-первых, постоянно изменяющаяся и разрастающаяся во все стороны зелень будет требовать регулярной подрезки, чтобы не мешать проводам, которые протянуты между столбами. Во-вторых, существенно пострадает эстетика, ведь если мы хотим создать осветительную сеть, которая органично впишется в зелёную зону, то визуально непривлекательную проводку будет гораздо разумнее скрыть с глаз. Как видим, при должных навыках и соблюдении известных правил создать требуемую световую картину всё же можно. Главное – подойти к процессу проектирования ответственно и постараться на ранних этапах учесть как можно больше нюансов.