string(0) "" Управление вниманием и освещение коммерческих экспозиций
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Управление вниманием и освещение коммерческих экспозиций

Искусство в любом его проявлении считается ценностью, над которой не властно время. Человек во все века тянулся к прекрасному, стремился узнавать новую информацию, развиваться духовно и интеллектуально. Организация подобных мероприятий является не менее интересным занятием, требующим специфических знаний, приёмов и навыков – в том числе, в сфере освещения.

Общеизвестно, что преимущественную долю информации человек воспринимает посредством визуальных ощущений. Изобразительное искусство было бы невозможно без чувства гармонии и созерцания, а оно, в свою очередь, без надлежащего света. Для художника или ваятеля свет – это одно, для зрителя – другое. С тех пор, как была изобретена первая лампочка, прошло уже много времени, и специалисты поставили подобные изделия на службу искусству. В наше время старые модели почти полностью вытеснены более современными и экономичными светодиодными лампами, благодаря чему удалось повысить и общее качество передачи исходных цветов.

Наверное, никто не станет спорить, что взаимодействие с предметом искусства включает в себя несколько этапов. Сначала это простое созерцание, затем осмысление увиденного, его анализ и собственная интерпретация, а в конце – выработка отношения и эмоциональной реакции. Несомненно, ведущую роль для всех последующих шагов играет именно первый, зрительный этап, ведь мыслительные процессы подключаются много позже. Соответственно, предусмотрев правильное освещение, устроители выставки зададут её тон, подскажут посетителям правильные мысли и настроят на диалог с произведением.

 

 Освещение в музее исторических скульптур

 

Управление вниманием публики

Критически важной задачей является объективность восприятия объектов, а она, разумеется, напрямую связана с освещением. Для того, чтобы оценить экспонат или картину по достоинству, обычному человеку нужно от нескольких секунд до пары минут, а особо увлечённые искусством личности могут рассматривать творение часами, находя в нём всё более интересные аспекты. Подвесные светильники зачастую не способны обеспечить достаточный уровень освещённости для того, чтобы посетитель разглядел мелкие детали, текстуру материала, изучил каждый миллиметр досконально.

Чтобы экспозиция выглядела органично в целом, требуется работа со световой картиной. К примеру, для освещения военных музеев лучше всего подойдут лампы с нейтральным цветом свечения, для инсталляций, связанных с космической тематикой – модели с холодным светом, а раритетная мебель наиболее приятно выглядит благодаря лампочкам с тёплым оттенком.

Самый важный момент в организации управления вниманием – это контрасты, игра света и тени. Светильники с широким углом рассеивания должны использоваться для общего освещения – направлять людские потоки по залу или обеспечивать хорошую видимость в переходах и коридорах. В отдельных случаях их можно также применять для штучного освещения больших объектов: деталей самолётов, старинных лодок, скелетов вымерших животных и пр.

Если же рефлектор предполагает малый угол разлёта лучей, не стоит давать ему нетипичных или непосильных задач. Наоборот, лучше использовать такой прибор там, где как раз и требуется небольшое световое пятно – зачастую это какие-либо узоры на национальной одежде, мелкие предметы старинного быта, функциональные части старинной техники, наиболее ценные экспонаты учреждения и т.д. Световой поток должен прямо указывать зрителям на место, достойное самого пристального внимания, буквально руководить изучением выставки при отсутствии экскурсовода.

Особенно последний момент важен в случаях, когда гид вообще не предусмотрен и публика предоставлена сама себе. Конструкция экспозиции заведомо создана с расчётом на определённую логику, которая и должна читаться благодаря свету. Предоставляя посетителям право на свободное перемещение по залу, персонал полагается на то, что именно дифференцированная освещённость подскажет им верное направление движения. Для облегчения задачи логическое начало традиционно делают слева от входа в помещение, а хронология развития событий и сопутствующие ей экспонаты «раскручиваются» по часовой стрелке.

 

 Трековые светильники в светлой галерее

 

Общепринятые осветительные приёмы

Разумеется, предмет основного внимания конкретной выставки обязан влиять на все сопутствующие эффекты: уровень естественной и искусственной освещённости, подбор окружения, коррекцию интерьера и пр.

  1. Особое место в музейном искусстве занимают статуи, поскольку они в отличие от большинства других экспонатов подлежат изучению со всех сторон. Их устанавливают в центре помещения, а световой акцент смещают прямо на них. Если именно скульптура является изюминкой данной выставки, над ней устанавливается спот с двумя плафонами, а в пьедестале обеспечивается подсветка снизу-вверх. Это позволяет добавить фигуре значимости и объёма, придаёт живости. Однако все остальные объекты при этом освещаться не должны. В особенности, крайне неверно освещать стены в помещениях со статуями. Даже если на них висят картины, можно быть уверенными, что они ничего не значат – это лишь фон, создающий антураж. Лишь освещённая скульптура имеет значение в данном контексте.
  2. Диорамы и обширные инсталляции обычно очень сложно осветить единым лучом. Для военной тематики порой ещё допустимо использовать матричные прожекторы, свет которых распространяется по диагонали, а вот для более интересных постановок применяют специализированные решения. Например, задний план нередко скрыто подсвечивают при помощи светодиодной ленты, а в подложку основания зашивают точечные светильники, светящие вверх, чуть под углом к задней стенке.
  3. Художественные галереи довольно часто обустраивают в просторных комнатах старинных особняков, а потому здесь могут быть вполне уместны даже люстры, подобранные под стиль соответствующей эпохи. Возможно, они и не дадут необходимой для помещения яркости, но однозначно станут отличными помощниками для создания правильного настроения.
  4. Стены необходимо освещать только косыми лучами, по касательной, и никогда – прямо. Так удастся создать приятный светлый фон для любой инсталляции. Разместив непосредственно перед ними экспонат, можно достичь весьма интересного визуального эффекта.
  5. Соотношение между освещённостью основных демонстрируемых объектов и проходов в музеях, на выставках и внутри галерей будет отличаться. Так, для музеев нормой будет величина от 4:1 до 6:1, для картинных галерей разница гораздо меньше – 2:1, а промышленные или коммерческие выставки имеют право вообще выглядеть почти однородными – 1,5:1.
  6. Если акцентное освещение картин неактуально для отдельно взятой экспозиции или рама произведения настолько велика, что почти выходит за границы поля зрения при рассмотрении вблизи, в потолке прямо над углами полотен размещают небольшие встраиваемые поворотные точечные светильники. Их ориентируют так, чтобы угол падения лучей составлял не более 30°, что полностью исключает возможность возникновения бликов.
  7. Практически незаменимым и универсальным средством для всех типов выставочных площадок (кроме мероприятий, проводящихся под открытым небом) являются трековые системы с поворачивающимся плафоном. Они позволяют полностью адаптировать освещение под нужды галеристов, а в случае возникновения необходимости что-либо изменить, легко поддаются перенастройке.

 

 Освещение коммерческой выставки

 

От высоких материй – к коммерции

Разумеется, качественное освещение нацелено на то, чтобы максимально выгодно показать арт-объекты, однако выставочные площади очень часто наравне с эстетическими преследуют и вполне конкретные финансовые цели. Заключительный блок этого материала будет разумно посвятить тому, как организаторы мероприятий играют на ощущениях публики, какие технологии они используют и может ли это существенно повлиять на впечатление от выставки.

Начнём с того, что любая инсталляция в специализированном зале вместо музея или галереи, о которых мы уже рассказывали, представляет собой небольшой коммерческий проект. Владельцы экспохоллов выставляют на аренду места, которые могут быть задействованы кем угодно для своих целей. При этом свет потолочных светильников практически полностью меркнет перед теми яркими лампами и прожекторами, которые ставятся рядом с торговыми отсеками.

Если Вы хотя бы периодически бываете на каких-либо выставочных мероприятиях, то наверняка сталкивались с тем, что в пределах одного помещения сосуществуют несколько концептуально несовместимых выставочных объектов. Например, к выставке работ подающей надежды молодой художницы присоседилась секция бус ручной работы. Это стопроцентный сигнал о том, что оба эти мероприятия сами по себе не имеют высокой эстетической ценности, но вместе помогают привлечь публику в заведение и обеспечить последнему определённый доход. Безусловно, осуждать такой подход никто не собирается, однако данное явление постепенно подтачивает саму сущность художественных экспозиций.

Здесь практически не применяются лёгкие трековые системы потому что они дают мягкий, хоть и акцентированный свет. Вместо этого, потолок увешан десятками спотов и светильников направленного света, выхватывающих пучками своих лучей произведения искусства и стеллажи с продукцией для продажи почти в равной мере. Часто речь в этих случаях уже не идёт о зрительном комфорте: картины подсвечены чересчур ярко, они не оставляют пространства для раздумий, а лишь стимулируют людей поскорее завершить просмотр этого вернисажа, бегло пробежавшись взглядом по полотнам.

Вместе с тем, нельзя забывать и о профильных выставках, где демонстрируются технические новинки, достижения науки и разработки изобретателей. Здесь действительно нет места излишней эстетике и неспешным раздумьям: многие экспонаты являются действующими моделями в миниатюре, демонстрирующими принцип работы какой-либо техники. И их имеет смысл осветить как можно более ярко. Для этих целей применяются настольные лампы на струбцинах и на прищепках, предусматривается внутренняя подсветка механизмов, монтируются специальные осветительные конструкции непосредственно в тех секциях, которые посвящены новинкам.

Участники чисто коммерческих выставок нередко действуют ещё агрессивнее – они используют прожекторы и дополнительные рассеиватели, чтобы стать самыми яркими на мероприятии и иметь возможность быть замеченными всеми приходящими на него посетителями. На выставках автомобилей, сельскохозяйственной техники и различных агрегатов такое освещение вполне уместно, поскольку позволяет продемонстрировать масштабность экспонатов и их визуальное исполнение. Основная миссия данного мероприятия – способствовать развитию бренда и его узнаваемости, а для этого все средства хороши.

Компании, принимающие участие в описываемых событиях, стараются преподнести себя как можно более солидно и задействуют обилие цветовых решений, что в конечном итоге редко играет на руку общему восприятию выставки. Она быстро становится слишком пёстрой и утомительной для публики, а потому рискует вызвать отторжение. Чтобы этого не произошло, устроители стараются заблаговременно позаботиться об установке осветительных приборов, уравнивающих совокупную световую картину. Чаще всего их роль играют промышленные светодиодные панели с нейтрально-дневным свечением. Они имитируют естественное освещение и как бы осветляют пространство под собой. В результате публика чувствует лёгкость, словно мероприятие проходит не в зале, а под открытым небом, что позволяет людям задержаться здесь подольше и тщательно изучить ассортимент.

Освещение выставочных стендов не составляет особых сложностей. Здесь главное избегать прямых отражений и бьющего в глаза свечения. Принципиально данный вопрос не регламентируется, однако проверенные временем приёмы состоят в том, чтобы не применять глянцевую печать плакатов и использовать только матовые лампы. Обычно этой простой меры и нормальной цветопередачи лампочек вполне достаточно для желанного привлечения внимания – если, конечно, предлагаемая компанией продукция действительно интересна!