Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Тканевые абажуры как элемент декора

Подавляющее число людей при упоминании уютного интерьера нарисует в своём воображении много элементов из ткани – и среди них окажется не только мебель, портьеры и скатерти с бахромой, но также светильники. Различные виды текстиля прошли огромный путь развития вместе с человеческой цивилизацией. Это один из древнейших материалов, которые использует человек – простой, в меру лёгкий, визуально приятный.

Ткани, применяемые при изготовлении абажуров различных моделей светильников, чаще всего подбираются таким образом, чтобы их плетение было максимально однородным, но не сплошным. Данный материал хорошо поглощает свет, а потому для прохождения лучей требуется, чтобы полотно не было чересчур плотным. В то же время, результирующее освещение, полученное от приборов с таким абажуром, всегда выходит мягким, уютным, без излишней яркости и слепящих эффектов.

 

 Настольные лампы и торшер с тканевым абажуром

 

Визуальная изюминка

Казалось бы, при нынешних темпах развития цивилизации, о традиционных материалах можно было бы легко забыть. Тем не менее, даже в эпоху пластика тканевая обивка популярна. Она пережила и стекло, и хрусталь, и металл, и дерево в качестве доминирующих в осветительном оборудовании элементов, сохранив свои позиции. Безусловно, мода не стоит на месте, а потому нынешние светильники с тканевым абажуром – это совсем не то же самое, что торшеры полувековой давности. В первую очередь, речь о форме: правильные округлые изделия разбавлены различными замысловатыми моделями, а абажуры в виде усечённого конуса трансформированы во вполне современные высокотехнологичные изделия.

Приятной стилистической особенностью ткани является её высокая универсальность. Приборы в подобном дизайне отлично смотрятся в классике, без труда вписываются в модерн, могут быть вполне уместны в кантри, а иногда даже в минимализме и лофте. Прямой запрет на их использование не налагает ни одно из стилистических течений – и так, скорее всего, происходит потому, что данная разновидность изделий прошла через многие века и действительно присутствовала в исторических интерьерах с подобным убранством.

Некоторые потребители порой высказывают скепсис в отношении ткани как материала для обивки светильников. Мол, это не очень современно, не очень безопасно, не очень удобно. На самом же деле, тканевые модели можно ставить в первую тройку рейтинга по совокупной полезности и удобству. Данный материал крайне экологичен сам по себе, не способен нанести вред человеку ни при работе, ни при разложении со временем, он не может даже разбиться, как стекло, при падении. Вместе с тем, приборы из данной категории весят совсем немного, сохраняют визуальную воздушность и мягко рассеивают свет. Если остановиться на последней характеристике более детально, то и здесь ткань будет иметь большие преимущества: лучи света при прохождении через полотно немного меняют своё направление, «переплетаются», теряют излишнюю яркость. В то же время, рассеивание происходит абсолютно равномерно, без перепадов по величине и направлению. Таким образом легко создать умиротворяющую, несколько расслабленную обстановку, не лишённую при этом достаточного уровня освещённости.

В последние годы тенденция к приобретению текстильных светильников разных типов даже немного увеличилась. Это объясняется тем, что потребители желают воссоздать в своих домах определённую стилистику, а для этого закупают соответствующие элементы антуража. К примеру, для крупных гостиных, столовых, частных домов и просто жилых комнат правильной четырёхугольной формы отлично подходят люстры с тканевыми абажурами, имеющие по три-пять рожков. Такие модели увеличивают радиус эффективного охвата пространства светом, выглядят стилистически верно и обеспечивают единство в любом интерьере.

Традиционно тканевые абажуры располагаются на тех осветительных приборах, вблизи которых собираются все члены семьи или гости. В подобной ситуации как раз и требуется высокая равномерность, умеренная яркость и хорошая освещённость. Сейчас этот приём взяли себе на заметку даже некоторые кафе и рестораны: они оснащают подобными источниками света свои заведения, зонируя или объединяя пространство по мере надобности. Психологически описанная атмосфера располагает людей к ненавязчивому общению, вызывает доверие к собеседнику.

 

 Кафе со светильниками в тканевых абажурах

 

Применение и материалы

Наиболее популярны в категории текстильных изделий именно люстры, торшеры и подвесные светильники. Первые два типа чаще всего имеют округлую форму или приближённую к ней, а модели на подвесах – наоборот, продолговатую прямоугольную. Светильники из последней категории нередко комбинируются по две-три штуки, располагаясь над обеденным столом в кухне или в комнатах дачного домика. Потребность в рассеянном освещении в таких местах гораздо более высока, чем в направленном – принимать пищу комфортнее в условиях достаточной видимости, но без бликов на собственной тарелке.

Среди особенностей именно подвесной группы моделей – их местоположение. В отличие от большинства других изделий, такие приборы не обязательно размещать в центре симметрии помещения. Даже наоборот – дизайнеры рекомендуют смещать их в тот угол, где находится обеденный стол или диван, а основную часть комнаты рассматривать как независимую и использовать для её освещения привычные виды люстр. Единственным исключением из данного правила послужит разве что кухня – в украинских реалиях это не очень большое помещение и визуально разбивать его на части совершенно ни к чему. Тем не менее, мы не можем не отметить, что как раз здесь использовать тканевые светильники не очень разумно. Во-первых, на кухне происходит достаточно большое число процессов, для которых требуется максимальная видимость, а не рассеянный свет. Во-вторых, тканевые абажуры будут быстро собирать на себя всю копоть от готовящихся блюд, и если их регулярно не чистить, то текстиль будет выглядеть неопрятно, а со временем начнёт гнить гораздо быстрее срока. Всё-таки кухня – это довольно химически агрессивная для приборов среда, а потому здесь гораздо уместнее будет стеклянная люстра или недорогая модель из пластика.

Используя изделие с тканевым абажуром в качестве источника света для чтения, необходимо подбирать однотонные модели без рисунка. В противном случае Вы рискуете постоянно видеть на страницах своих книг проекцию цветов и узоров от этого абажура. Кроме того, необходимо принять во внимание расстояние между Вашими глазами и книгой, источником света и книгой, а также лампой и глазами. Этот треугольник должен быть сбалансирован таким образом, чтобы на бумаге освещения было достаточно, но при этом прямой свет от лампочки не забивал Вам в глаза. Скорректировать локальную световую картину можно заменой абажура на более плотный или более лёгкий, а также путём перестановки источника света с места на место, если речь идёт не о стационарном приборе.

В качестве материала для большинства современных моделей выбираются синтетические ткани – и такой подход имеет как сильные, так и слабые стороны. Среди преимуществ можно назвать относительную дешевизну продукции, долговечность, возможность применения моющих веществ для ухода за прибором. К недостаткам относятся определённая скучность расцветок, шаблонность декоративных изображений, а также лёгкий неприятный запах от постепенного выгорания искусственного красителя материала. В качестве компромисса потребителям можно порекомендовать простейшую меру: в наше время многие абажуры можно приобрести отдельно (поштучно или даже целым набором), а потому, возможно, однажды стоит немного раскошелиться и приобрести несколько изделий из натуральных тканей с запасом на много лет вперёд.

Настольные лампы с тканевым абажуром лучше всего приобретать, выбирая модель из плотного сукна. Такие приборы находятся очень близко к лицу человека, а потому неминуемо будут действовать на глаза раздражающе, если ткань окажется чересчур тонкой. Кроме того, для работы за письменным столом предпочтительнее традиционные однотонные расцветки густого оттенка – тёмно-зелёные, насыщенные бордовые или коричневые. Многократно отражённый внутри такого абажура свет потеряет ослепляющую часть своего светового потока, но будет совершенно достаточен для работы с документами.

Некоторые потребители мечтают об абажурах из шёлка. Это не только дорогое удовольствие, но и крайне непрактичное. Шёлк довольно быстро разрушается, картинки на нём выгорают, а сам он желтеет. Если в такой светильник предполагается установка мощной лампочки, можно быть уверенным, что долго изделие не проживёт. Лучше использовать материалы попроще.

Среди в меру распространённых бюджетных моделей встречаются изделия из сатина и ситца. Они практичны и дёшевы, способны служить долго, однако чересчур тонки для использования в один слой. Обычно к ним на этапе изготовления абажура присоединяются подкладки из других нейтральных материалов.

Есть и их полная противоположность – бархат. Такой материал очень красив, сбалансирован с точки зрения соотношения между ценой и качеством, однако слишком плотен. Бархат поглощает чересчур много света, из-за чего чаще используется как компонент отделки или задействуется в виде фигурных вставок для крупных абажуров.

 

 Многоярусная люстра с абажурами из ткани

 

Цвета, формы, стили

Если раньше тканевые абажуры ассоциировались в первую очередь с пёстрой расцветкой, то сегодня есть тенденция к применению более однородных – одно- или двухцветных моделей. Гостиная, оформленная в классическом стиле, потребует от такого светильника не только роскошного внешнего вида, но и сдержанных форм. Оттенок чаще нужен светлый, немного романтичный. В небольшие комнаты и спальни удачно впишется атлас – световой поток в этом случае будет словно «просеян через сито» материала, оставаясь довольно ярким, но при этом не таким сфокусированным.

Для частного дома отлично подойдёт деревянная люстра, лампочки в которой облачены в юбки-шотландки – клетчатые абажуры зелёного цвета с коричневыми полосами. Погружаясь глубже в кантри-стиль, можно прийти к моделям в типично деревенском формате – с цветочным орнаментом и имитацией вышивки. В свою очередь, для интерьеров, стилизованных под модерн, отлично подойдут изделия, декорированные бантами и плоскими рюшами по окружности купола. Наконец, даже в хай-тек могут вписаться изделия с текстильным абажуром, если они выполнены со значительной долей минимализма, не имеют рисунков и однородны по цвету. Наиболее предпочтительны в данном случае будут светло-серая, светло-бежевая и песочная расцветки.

Чаще всего в продаже можно найти абажуры стандартной конструкции. Сами изделия представляют собой проволочный каркас, обтянутый тканью, что, с одной стороны, даёт теоретическую возможность формовать их совершенно произвольным образом, а с другой – чётко демонстрирует отсутствие необходимости выдумывать что-либо нестандартное. Традиционная форма юбки-колокольчика является беспроигрышным вариантом совершенно для любого стиля: главное, чтобы расцветка изделия верно подходила под требуемый дизайн интерьера. В поисках более неординарных решений можно остановиться на плиссированных моделях, будто сложенных в гармошку по всей окружности, а также на абажурах, украшенных лёгкими цветными подвесками, наподобие хрустальных люстр.

Если Вы оформляете интерьер в стилистике, которая склоняется ближе к восточному, азиатскому направлению, имеет смысл поискать округлые, сферические модели. Это не обязательно должны быть китайские фонарики – приплюснутые у полюсов шарики с кисточками и в красном цвете. Вполне возможно, что для Вас подойдут изделия в форме полусферы или ¾ сферы, дополненные узорной бахромой, кружевом или полупрозрачными вставками ниже средней линии купола. Любой Ваш выбор может стать как удачным дополнением интерьера, так и его изюминкой – всё зависит от первоначальной идеи и расстановки стилистических акцентов.