Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Типы освещения

Искусственное освещение в наше время подошло максимально близко к совершенству. Хотя учёные ещё бьются над повышением уровня энергосбережения и энергоэффективности, с точки зрения оптики и комфорта пользования, нынешние светильники близки к технически достижимому идеалу. Существует огромный ассортимент моделей, различающихся по внешнему виду, цвету, стилистике, размерам и функциональным возможностям, благодаря чему вопрос подбора осветительного прибора в помещение с самым разным ремонтом перестал быть проблемой.

Тем не менее, любой светильник, который человек использует в быту или на работе, формирует освещение разного типа. Это важно не только с утилитарной точки зрения, но и со стилистической. Именно поэтому многие дизайнеры уделяют немало времени выбору и позиционированию источников света. Среди обывателей можно услышать, что освещение может быть только направленным или рассеянным, однако это неточная формулировка. В действительности, профессионально расставленный свет имеет куда больше градаций, о чём и пойдёт речь в сегодняшней статье.

 

 Освещение кухни-гостиной

 

Описание и назначение типов света

  1. Прямой свет

Разумеется, на первое место следует поставить прямой свет, часто также называемый направленным. Такой способ освещения применяется, когда необходимо что-либо осветить ярко, не уделяя слишком много внимания соседним объектам или зоне поблизости. Изначально понятия прямого и направленного света рассматривались порознь, однако сегодня их принято объединять. Мы хотели бы внести ясность в эти понятия, объяснив едва заметную разницу между ними. Прямой свет исходит от источника света, который расположен таким образом, чтобы на пути лучей не было дополнительных препятствий. При этом не будет корректно говорить, что он целенаправленно ориентирован на определённый объект – скорее, он распространяется в заданном направлении, освещая часть пространства более ярко, а окружение получает лишь фоновую освещённость. Хорошим примером является свет солнца – о нём мы не можем сказать, будто он ориентирован определённым образом на конкретный объект, однако это однозначно прямое освещение.

В свою очередь, светильники направленного света конструктивно исполняются таким образом, чтобы создавать концентрированный световой пучок, лучи которого движутся по чётко определённой траектории. Зачастую конус света от таких источников имеет радиус основания всего в два-три раза больше, чем радиус плафона, в котором установлена лампочка. При этом освещение требуемого участка получается гораздо ярче, чем в случае с обычным прямым светом, а зона поблизости может продолжать оставаться во мраке. Для сравнения, приборы обычного прямого света, например, люстры с вытянутыми плафонами, имеют радиус основания светового конуса в пять, восемь, а то и пятнадцать раз больше, чем радиус плафона. Разумеется, часть светового потока, приходящаяся на периферию, существенно рассеивается, однако это уже вопрос другого характера.

Светильники, имеющие направленное или просто прямое свечение, используются в интерьерах для расстановки акцентов и подсветки наиболее важных для человека участков. В квартире это может быть письменный стол или обеденная поверхность, в офисе – рабочее место, на даче – участок тропинки, идти по которому без подсветки небезопасно. Отличный пример источника наружного освещения такого типа – прожектор. В зависимости от модели, а иногда и настроек внутренних шторок-рефлекторов, которые может вносить сам пользователь в процессе эксплуатации, его свечение меняет фокусное расстояние, яркость, направленность, уровень мягкости света и рассеивания лучей.

Следует чётко понимать, что направленный свет – это разновидность прямого, наиболее востребованная и распространённая, поэтому данные понятия и было предложено объединить в речи для упрощения понимания. Сугубо терминологические вопросы необходимо дополнить функциональными. Когда кто-либо говорит о прямом/направленном освещении, чаще всего подразумеваются источники, распространяющие свет сверху вниз. Порой это вызывает путаницу – к примеру, даже высоко расположенные настенные светильники не принято называть приборами с прямым светом, а дающая весьма локальный свет настольная лампав полной мере относится к рассматриваемому типу. Дело в том, что в каждом случае крайне важен контекст распространения лучей. Приборы, размещённые на стене, дают горизонтальное – боковое или косое – освещение, из-за чего восприятие света меняется, и специалисты не относят его к прямому. В то же время, настольные лампы чётко подпадают под описание источников направленного света – они формируют локальное освещение, фокусируясь на определённой зоне и оставляя пространство вокруг себя в полутени.

Тем не менее, всё же существуют светильники, которые крепятся на стену, но по праву носят название источников прямого света. Это специальные изделия подсветки, специально разработанные для того, чтобы вырабатывать узкий сфокусированный луч в заданном направлении. Их используют для более эффектной демонстрации висящих на стенах зеркал, картин или других произведений искусства. Сфера применения подобных изделий предельно ограничена, из-за чего даже профессионалы в области светового дизайна часто забывают их вносить в соответствующую группу изделий.

 

 Типы освещения функциональных зон

 

  1. Рассеянный свет

Рассеянный свет является функциональной альтернативой направленному, до определённой степени, его противоположностью. Существует он, в первую очередь, для того, чтобы предотвратить возникновение резких и глубоких теней, которыми «грешит» прямой. Считается, что разительные перепады по освещённости в помещениях существенно утомляют глаза, а порой действуют на человека раздражающе. Именно рассеянный свет призван успокоить зрительную систему, настроить людей на умиротворённый лад.

Наиболее типичное применение светильников, излучающих рассеянное свечение – это освещение спальни. Речь может идти как о люстре с матовым плафоном, так и о изящном бра – небольшом, но весьма эффективно выполняющем свою функцию. Разумеется, уровень рассеянности света должен регулироваться владельцами жилья индивидуально, самостоятельно. Для этого используются лампочки с разной мощностью и оттенком свечения, позволяющие сместить баланс световой картины в ту или другую сторону.

Следует отметить, что рассеянный свет одинаково хорошо подходит как для верхнего, так и для бокового освещения. Ввиду того, что лучи не концентрируются на определённом объекте, тени в интерьере получаются менее выразительными, а общий световой фон, наоборот, кажется более равномерным. Специалисты советуют соблюдать принцип симметрии при размещении подобных источников света. К примеру, настенные светильники рекомендуется вешать таким образом, чтобы свет от них заполнял пространство, начиная с определённой высоты. Важно отметить, что это совсем не то же самое, что заливающий свет от люстры! Термин «заполнение» означает покрытие светом предметов интерьера со всех сторон равномерно, а понятие «заливка» указывает на то, что совокупная освещённость разных участков будет выше лишь количественно, невзирая на образование теней.

Рассеянный свет является наиболее универсальным среди всех типов. При должной яркости он может не только успокаивать, но и быть основой освещения в помещении. К примеру, в современном дизайне довольно часто применяются люстры с тканевыми абажурами, у которых не менее пяти патронов. Такая комплектация изделия позволяет использовать обычные светодиодные лампы с мощностью на 8-10 Вт, формируя целостное освещение крупных гостиных, столовых или объёмных комнат с высокими потолками в частных домах. Также в данном случае важен тот аспект, что от источника лучи расходятся на все 360° – это означает значительное повышение равномерности освещения и максимально возможный КПД, поскольку слепые зоны, эффекты экранирования или невостребованные секторы излучения попросту отсутствуют.

С точки зрения полезности для дизайнеров, рассеянный свет имеет и другие преимущества. Если прямой свет даёт однонаправленное освещение, которое лишь подчёркивает все текстуры в помещении, то рассеянный наоборот их сглаживает, размывает. Подобное явление применимо в том случае, когда необходимо скрыть какие-либо недостатки – поверхностей, рельефа отделки, геометрии комнаты, углов и стыков перегородок. Благодаря грамотной расстановке светильников рассеянного света, даже далёкий от совершенства интерьер можно представить весьма презентабельно.

 

 Свет в просторной гостиной

 

  1. Отражённый свет

Отражённый свет нередко путают с рассеянным, точно так же как прямой с направленным. Тем не менее, данная пара понятий ещё дальше друг от друга. Рассеивание является результатом отражения, но обратного эффекта не наблюдается. Само предназначение отражённого света – предельная мягкость света, создание будто бы не основного освещения, а фоновой освещённости, даже если другие источники при этом отключены или отсутствуют.

Требуемого результата проще всего добиться, если направить плафоны на стены, в особенности, светлых тонов. Отражаясь от обоев и многократно преломляясь из-за шероховатости их поверхности, лучи теряют первоначальное направление и немного снижают свою яркость. Вместе с тем, подобное освещение абсолютно не напрягает органы зрения – смотреть на залитую светом стену можно даже длительное время без существенного дискомфорта.

Один из дополнительных эффектов, которые можно получить при помощи такого света – воздушность, невесомость обстановки. Умелые светодизайнеры таким образом решают проблемы небольших по объёму и загромождённых комнат. Порой тот же самыйприём используется в длинных коридорах и прихожих, чтобы добиться визуальной лёгкости, немного расширить пространство без каких-либо дополнительных технических средств.

Реализация отражённого света может быть построена по-разному. К примеру, в некоторых стеклянных люстрах отражения начинаются не у стен, а непосредственно на самом приборе. Его осуществляют различные подвесные элементы – гранёные фрагменты стекла, полированные металлические подвески или глянцевые вставки в плафонах. Следует обратить внимание, что в данном конкретном случае первично отражённый свет не получит той же мягкости, о которой речь шла ранее. Может получиться даже обратный эффект – яркость источника повысится, он станет причинять дискомфорт за счёт непредсказуемости углов отражения и их фокусировки через небольшие импровизированные линзы.

 

  1. Смешанный свет

Из названия нетрудно догадаться, что данный тип освещения соединяет в себе два или более рассмотренных ранее принципа распространения лучей в разных комбинациях. На практике чаще всего получается так, что искусственное освещение в наших домах на самом деле смешанное – нередко люстра работает одновременно с настольной лампой, если в комнате находится сразу несколько человек, занятых разными делами. Умышленно формировать световую картину, детально планируя смешанное освещение – довольно сложная задача, многовариантная и творческая. В подавляющем большинстве случаев дизайнеры ограничиваются лишь тем, что проектируют три ранее рассмотренных типа независимо, изолированно друг от друга, лишь иногда сопоставляя их между собой.

Тем не менее, в наше время появились и специальные светодиодные светильники, излучающие смешанное освещение. Чаще всего они имеют настенное крепление и предназначены для позиционирования на высоте около 2,2-2,5 м. Их плафоны или абажуры выполнены в виде матовых, иногда резных, каркасов с разным уровнем прозрачности отдельных участков. Такая конструкция позволяет излучать свет во всех направлениях с разной интенсивностью. На моделях с круглыми плафонами потребитель может самостоятельно немного отрегулировать световую картину в помещении, покрутив каркас вокруг своей оси. На сегодняшний день подобные модели ещё не очень популярны, но со временем они, возможно, вытеснят какие-либо другие виды осветительных приборов.