Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Световой поток и цвет интерьера

Казалось бы, любой человек знает практически всё о том, что такое свет, каковы его собственные предпочтения по цветовому оформлению жилого и рабочего пространства, какие оттенки помогают ему расслабиться, а какие тонизируют и настраивают на рабочий лад. Тем не менее, все эти аспекты тесно сопряжены с тем, к каким стереотипам приучила нас жизнь, а также целым рядом психологических нюансов, на которые человек реагирует, не осознавая этого.

На финальных этапах ремонта специалисты рекомендуют сначала определиться с тем, какова будет световая картина, достигаемая при помощи всех осветительных приборов в квартире, и только после этого приступать к выбору оттенка обоев или покраске. Важны не только светильники – равное внимание должно быть уделено и естественному освещению, особенно в случаях, когда световой проём велик, а вид за окном позволяет ничего не скрывать. Чтобы обеспечить баланс и гармонию, необходимо соблюдать три простых правила:

  • облицовочные материалы должны быть тёплых оттенков, но желательно глянцевыми, чтобы отражать как можно больше попадающего на них света;
  • подбор мебели лучше осуществлять тон-в-тон с основными отделочными материалами;
  • для случаев, когда сама квартира выходит на юг, вполне допустим переход от тёплых тонов к холодным.

Финальным штрихом будет учёт окружения самого здания. Вне зависимости от того, в какой цвет будут выкрашены стены и сколько точечных светильников с нужным оттенком Вы поместите в конкретной зоне, внешние факторы наложат свой отпечаток. Если прямо перед окном растёт дерево, то в тёплое время года лучи солнца, проходящие через крону, будут давать зеленоватое свечение, а зимой – отражать снежную наледь на ветках. Если же напротив Вашего дома стоит ещё один, из красного кирпича, этот цвет также будет в значительной мере «долетать» до Вас в виде отражённых лучей.

 

 Трековые светильники в гостиной

 

Понимаем ли мы, что такое цвет?

Многие знают, что у света есть множество характеристик: яркость, цветовая температура, оттенок, степень рассеивания, удельное количество на единицу площади, сила и пр. Для источников искусственного света также актуально понятие цветопередачи, отражающее процент искажения присущих объекту цветов. Последнее явление зачастую воспринимается как негативное, однако даже его можно поставить на службу своих интересов.

Следует отметить, что подавляющее большинство осветительных приборов совершенно индифферентны к тому, какого цвета лампочка в них установлена. Это может быть важно только для люстр из цветного стекла или с тканевым абажуром, поскольку наложение разнородных оттенков вызывает визуальный дискомфорт. В то же время, для придания дополнительной «изюминки» интерьеру окрас плафона можно усилить цветом лампочки или правильно подобранной температурой её свечения.

Палитра получаемых оттенков целиком и полностью связана с тем, как устроен светоизлучающий элемент. Например, в спектре ламп с вольфрамовой нитью фактически отсутствуют волны, совпадающие с длиной, которая соответствует диапазону оттенков от синего до фиолетового. В результате все объекты сине-зелёного цвета будут восприниматься при искусственном освещении совсем не так, как при естественном. В светодиодных лампах данный эффект практически полностью ликвидирован: основная масса изделий передаёт цвета равномерно, без перекосов, лишь слегка занижая общую планку, а дорогостоящие модели могут похвастаться уровнем цветопередачи, близким к стопроцентному.

Понятие восприятия цвета в значительной мере является… философской категорией. Не удивляйтесь: речь идёт именно о том, каким образом человек трансформирует видимую картину в то, что он может обозначить словами. Разумеется, каждый пешеход переходит дорогу на зелёный сигнал светофора и понимает, что красный цвет сигнализирует о необходимости остановиться. Тем не менее, ни один из нас не может передать степень своего восприятия цвета другому. Возможно, у стоящего рядом с Вами на тротуаре человека зелёный цвет «ещё зеленее», но об этом никто никогда не узнает – каждый привык видеть мир по-своему. Именно на этом и основано множество эффектов, используемых в световом дизайне. Не имея возможности вычленить чёткие границы цветов, люди придумали деление источников света на лампы с холодным и тёплым оттенком свечения. В зависимости от того, как Вы желаете обустроить своё пространство, понадобятся совершенно разные лампочки.

 

 Люстра в светлой гостиной

 

Освещение разных комнат

Весьма распространённым в световом дизайне является следующий ход: тёплый цвет света имеют все осветительные приборы, находящиеся в спальне. То есть, с максимальной вероятностью при покупке бра для спальни Вы обнаружите, что к ней прилагаются рекомендации для приобретения ламп с определённой цветовой температурой. Более того, и сам цвет изделия будет относиться к нейтрально-пастельным оттенкам, призванным подчеркнуть общую гамму. То же самое коснётся и люстры – если к ней в комплекте прилагаются лампочки, их цветовая температура наверняка будет относиться к тёплой части спектра. Даже для традиционных элементов спальни – настольных ламп – наиболее типичным является именно такой оттенок свечения.

В то же время, в гостиной практически всегда принято выдерживать более нейтральную обстановку и сюда стараются применить лампы с цветом свечения, близким к дневному. Это стандартное решение, которое потребитель всегда волен изменить, однако практика показывает, что даже при замене люстр на подвесные светильники, в них всё равно вставляют лампы с нейтральным оттенком. При таком освещении человеку проще выполнять основные жизненные задачи, кушать, читать, беседовать, смотреть телевизор, сидеть за компьютером.

Наконец, в кухне, где всегда что-то жарится, тёплый свет был бы просто убийственным. Внутри этого насыщенного событиями помещения не должно быть ничего психологически давящего, а потому эксперты рекомендуют в качестве верхнего источника располагать там приборы только переходного оттенка – от нейтрального к холодному. Это позволит хозяевам ощутить свежесть, которой здесь вечно не хватает. Конечно же, кроме пассивных мер, Вы можете также смело приобрести себе люстру-вентилятор и использовать её по вторичному назначению, когда это Вам потребуется. Вдобавок, на кухне часто применяется и локальное освещение. Оно реализуется при помощи светодиодной ленты, располагаемой по периметру так называемого «кухонного фартука», где собраны все рабочие поверхности. В этом месте можно совершенно без зазрения совести применять ленты с холодным свечением, поскольку именно при таком отливе света, снежном с синевой, очень удобно разделывать мясо и нарезать овощи.

Помещения наподобие коридора зачастую не нуждаются в особенном световом декоре. Человек проводит там не так уж много времени, и даже в такие моменты не склонен разглядывать окружение. Вместе с тем, если у Вас в квартире сделан хороший ремонт, не грех подчеркнуть это визуально: добавьте к основному освещению несколько локальных источников света, направленных вверх. Отлично для этой цели подойдут подсветки для стен с лампочками нейтрального света. Если же Вам требуется визуально расширить свою прихожую, можно выбирать лампы белого цвета. Однако размещать осветительный прибор с ними нужно будет чуть выше обычного, ближе к потолку, чтобы создать эффект парящего перекрытия.

Ванные комнаты и туалеты практически никогда не регламентируются в плане осветительно-цветовых решений. Всё будет зависеть от того, какого цвета плитка в них уложена, глянцевая она или матовая, каков общий метраж самого помещения и пр. Единственной рекомендацией остаётся цвет подсветки для зеркала – её традиционно делают тепло-нейтральной, чтобы цвет лица жильцов всегда выглядел естественно. Указанный момент лучше проконтролировать, поскольку будет весьма неправильно, если дома в ванной Вы будете видеть совсем не то же самое, что затем окружающие – на улице. Это может не только привести к разнообразным казусам, но и сказаться на Вашей репутации. От подобного обычно страдают женщины, которые не могут найти разумный предел при нанесении макияжа, имея неправильное освещение.

Цвет свечения внутри кладовок, ниш, гардеробных, различных вспомогательных помещений и на балконе лучше всего определять на основании субъективного комфорта. В таких местах нет места особым дизайнерским ухищрениям и все осветительные вопросы может решить простой настенный светильник или пара линейных моделей, установленных с разных сторон. Главное требование к ним – достаточная яркость, а все остальные характеристики уже второстепенны.

 

 Освещение в многофункциональной комнате

 

Влияние световых потоков на интерьер

Наряду с цветовой палитрой, в дизайнерском ремесле важнейшую роль играют потоки света. Их роль состоит не только в зонировании (о чём мы уже писали ранее), но и в придании помещению особой насыщенности, гармоничности, своего рода воздушности. При работе с интерьерами дизайнеры используют такую градацию световых потоков:

  • рассеянные;
  • локальные;
  • отражённые.

Рассеянное свечение зачастую становится основным, поскольку легко достигается при помощи всех видов приборов: люстр, бра, настенных и потолочных светильников, подсветок, светодиодных панелей и т.д. В зависимости от интенсивности светового потока, исходящего от источника, будет варьироваться и охват освещаемых объектов. В типовом проекте потребители всегда стремятся максимально осветить комнату верхним светом, поставив туда лампочки помощнее. Если такая мера вполне успешна и оправдана, дизайнер вмешиваться в это не станет. В ситуациях, когда несколько отдельных приборов создают неприятное наложение разнородного света или же, наоборот, оставляют большой процент затенённости, может потребоваться процедура выравнивания освещённости. Обычно её проводят путём установки спотов или небольших трековых систем, которые направленным светом освещают нужные зоны. При невозможности повторить оттенок лучей от основного источника, проходящих через плафон с цветным напылением, лучше всего использовать в упомянутых светильниках лампы примерно с той же гаммой, что и у обоев на стене, которую приборы освещают.

Локальное освещение реализуется в основном с использованием встраиваемых и накладных точечных светильников. Их задача – покрыть небольшую зону концентрированным световым потоком, который не затрагивает другие области. Если речь идёт о небольших моделях, то они в основном выполняют декоративную миссию, помогая правильно осветить элементы убранства квартиры, аксессуары, книжные полки и пр. Для подсветки мелких коллекционных предметов (монет, марок, значков) принято использовать мебельные точечные светильники, а для крупных (статуэток, ваз, картин) – светильники направленного света. Кроме того, последний тип изделий также нередко находит своё применение для организации освещения рабочего места. Наряду с лампами на прищепке или на струбцине, такие модели имеют высокую степень свободы и легко адаптируются пользователем для различных нужд.

Правильно использовать отражённое свечение могут позволить себе только профессионалы высокого класса, однако делать шаги в нужном направлении может каждый. Отзеркаленный свет будет более мягким, чем прямой, менее интенсивным и ярким. С точки зрения защиты человеческих глаз, это наиболее благоприятная ситуация. Вместе с тем, его не всегда хватает для полноценной деятельности. Отражатели в LED-панелях, к сожалению, не могут похвастаться полной безвредностью, однако при использовании матовых экранов-рассеивателей, пагубный эффект всё же снижается. В самых прогрессивных светильниках последних поколений изначально имеются качественные светоотражатели, которые снижают степень «вредной» яркости практически без потерь в общей освещённости.

 

 Комната в чёрно-белых тонах

 

Вместо заключения

Опытные дизайнеры могут посоветовать потребителю, какую мебель необходимо приобретать и какой цвет отделки выбирать для создания правильного настроения, но самое главное – проверить всё, что касается цветных объектов при разном освещении. Поскольку не все склонны обращаться к специалистам, для самостоятельного подбора цветовых и световых интерьерных решений необходимо использовать колористические таблицы. В них указывается, как поведут себя объекты определённого цвета в лучах тёплого и холодного освещения. Это поможет не только избежать досадных ошибок и несуразицы, но даже вдохнуть новую жизнь в привычные элементы мебели.