Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светодиоды в архитектурном освещении

Архитектурное освещение является ключевым элементом в формировании общего восприятия зданий и построек в тёмное время суток. Разумеется, оно не является совершенно обязательным для каждого дома, однако крайне рекомендовано для подсветки исторических и интересных с эстетической точки зрения архитектурных решений. Кроме того, тщательно выверенное и реализованное декоративное освещение здания становится довольно неплохим рекламным средством – как для тех заведений, что находятся именно в этой постройке, так и для других, чьи постеры будут размещены здесь же, в видимой зоне.

Концепции создания освещения могут быть прямо противоположными. Для одних владельцев и дизайнеров важнее броскость, яркие цвета и игра красок, а для других – элемент таинственности и нежные приглушённые тона. В первом случае будут задействоваться мощные прожекторы, направленные на фронтальную часть здания – с тротуара, с фронтона, со стоящих рядом столбов и т.д. В зависимости от выбранной яркости, подсветка (а вместе с ней и реклама) может быть более или менее агрессивной. В свою очередь, мягкая подсветка чаще всего организуется с использованием светодиодного гибкого неона, который прокладывается таким образом, чтобы повторять архитектурные формы отделки строения. В результате получается довольно интересная и богатая картина, представляющая фасад совершенно иным образом.

 

 Архитектурная подсветка официального здания

 

Сложности и особенности архитектурной подсветки

Не обязательно быть электриком или мастером по монтажу светотехнического оборудования, чтобы догадаться, с чем сопряжена работа источников света для освещения зданий. До 95% всех используемых приборов будут постоянно находиться на открытом воздухе, на улице. Как минимум, это означает регулярное воздействие разного рода природных явлений, а для тех изделий, которые располагаются на небольшой высоте, необходимо также учитывать вероятность разрушающих действий вандалов и элементарный человеческий фактор. Таким образом, любой светильник, применяемый в указанных условиях, должен быть надёжно защищён от наиболее типичных опасностей. Не всегда угроза прибору исходит от предсказуемых источников, однако повышать его «сопротивляемость» внешним факторам непременно необходимо.

Самый первый уровень – это использование мощных светодиодных светильников, имеющих класс защиты IP65 и выше. Эта простая мера решает преимущественную долю проблем, связанных с погодными воздействиями, и позволяет сконцентрироваться на защите от вторичных, вызванных деятельностью человека. Чаще всего такой подход полностью себя оправдывает, а единственным его минусом можно назвать стоимость осветительных изделий подобного рода, которая заметно выше, чем у бытовых моделей.

Безусловно, при создании проекта осветительного решения для здания учитывается и удобство обслуживания. Чем более долговечными будут источники света, тем проще решиться на их размещение в труднодоступных местах. Будучи уверенными в том, что качественный светодиодный светильник эффективно просуществует на своём месте и будет выполнять возложенные на него обязанности на протяжении пяти-семи лет, дизайнеры позволяют себе устанавливать его там, где это действительно требуется, а не там, откуда удобно менять комплектующие.

Среди особенностей осветительных приборов для рассматриваемых целей нельзя не упомянуть адаптивность. В отличие от бытовых изделий, которые активно эксплуатируются нами дома и в офисах на протяжении всего дня, от архитектурной подсветки в светлое время суток нет никакого толку. Её стихия – ночь и вечер, когда на фоне тёмного неба создаётся требуемый контраст. Поскольку мы живём в таких широтах, где продолжительность дня на пике зимой и летом отличается в два раза, число рабочих часов для оборудования также необходимо балансировать. Это можно делать тремя способами:

  • полностью вручную, включая и выключая оборудование в требуемое время и ориентируясь по погоде и освещённости улицы;
  • с использованием программируемого контроллера, который в автоматическом режиме будет активировать подсветку согласно предустановленному графику;
  • при помощи датчиков, которые самостоятельно будут включать приборы, принимая во внимание не только время суток, но и освещённость пространства – в том числе, даже днём при обилии осадков или в пасмурную погоду.

Среди нетехнических аспектов организации архитектурного освещения назовём не менее важным единство концепции в рамках улицы и города. Яркая подсветка одного-единственного здания на фоне стоящих в тени остальных выглядит хмуро. Обычно центральные районы городов почти полностью состоят из исторической застройки, которую необходимо одновременно беречь и преподносить красиво, формируя «лицо» каждой улицы. В таких местах зачастую уже имеются достаточно мощные архитектурные прожекторы, освещающие здания в целом, а потому важно вплести в существующую канву новые светотехнические изделия как можно более органично.

Вдобавок, следует всегда соблюдать и правила организации наружного освещения в целом. Оно не должно давать лишнего света на проезжую часть, слепить водителей и пешеходов, отвлекать или раздражать мерцанием. Витрины, дорога, тротуары и другие пешеходные зоны – всё это в идеале обязано не менять общий облик здания, имеющего историческую или архитектурную ценность. К сожалению, сейчас нередко можно увидеть, что новый торгово-развлекательный центр освещён куда ярче старинного здания с лепниной, из-за чего второе заметно проигрывает внешне. Бороться с этим нужно отнюдь не запрещением освещения коммерческих зданий, а инженерным мастерством и хитростью. Применяя профессиональные знания и ряд навыков по практическому применению гибкого неона, уличных светильников и прожекторов, можно добиться того, чтобы стоящее рядом торговое здание выглядело лишь фоновой подсветкой для основного, раритетного. Такие приёмы позволяют не только создать эффектное зрелище, но и существенно сэкономить энергию за счёт понимания того, какие участки исторического здания уже освещены долетающими к нему лучами коммерческого. В сотрудничестве светотехников с архитекторами и отраслевыми инженерами можно реализовывать самые смелые проекты без потерь для собственников всех зданий на улице и с сохранением эстетической привлекательности древних памятников истории.

 

 Архитектурная подсветка гостиницы

 

Работа с экстерьером

Как было сказано ранее, именно окружение добавляет в общую картину восприятия целостности, а потому при тщательной проработке концепции архитектурного освещения нельзя зацикливаться только на здании, полностью игнорируя прилежащую территорию. На крупных улицах здесь постоянно будут проходить люди, а потому необходимо создать условия для привлечения их внимания к световой композиции построек.

Самое первое действие специалистов – это анализ строения целиком. Затем принимается предварительное решение о концепции освещения и начинается неожиданный этап – сокрытие недостатков. Полная реконструкция здания – дело хлопотное, трудоёмкое и недешёвое, а потому на фасаде может сохраняться отбитая лепнина, осыпавшаяся штукатурка, остатки краски в несколько слоёв. Всё это необходимо так или иначе экранировать, сконцентрировавшись на других деталях. Чтобы достичь такого эффекта, мастера продумывают такое расположение матричных прожекторов, при котором их лучи будут крестообразно пересекаться, выхватывая из темноты отреставрированные участки, а менее презентабельные погружая в полутьму. Или же наоборот, источник света ставят непосредственно возле разрушенных элементов, благодаря чему зритель оказывается частично ослеплённым и не видит объекта прямо рядом с прожектором.

На уровне тротуаров привлекательности экстерьерам зданий придают не только клумбы, но и лаконичные уличные столбики. Чаще всего они выполнены в той же цветовой гамме, что и подсветка здания, благодаря чему площадь воспринимаемой глазом композиции автоматически увеличивается. Вместе с тем, приёмов создания световой картины здания с участием расположенных рядом объектов существует два.

Первый из них предполагает сохранность внешнего вида постройки вне зависимости от времени суток и освещённости. Он хорош для невысоких исторических зданий, имеющих не более трёх этажей. Считается, что их облик не должен зависеть от обстоятельств, а монументальность и ценность подчёркиваются неизменностью на протяжении длительного времени.

Второй приём полностью противоположен. Он используется для более современных зданий некоммерческого назначения, которые обычно выходят на главные улицы городов. Здесь наоборот используется максимальный контраст ночного и дневного образа города, позволяющий оценить всё многообразие архитектурных форм. Одной из отличительных черт данного приёма является использование светофильтров, которые придают свечению светодиодных лампочек различные оттенки – в том числе, динамические (если используется соответствующее оборудование).

Что касается принципов организации подсветки с чисто технической стороны, то специалисты обычно опираются на три базовых типа, периодически комбинируя не более двух из них в рамках одного проекта. Рассмотрим их далее.

  1. Акцентированное и локальное освещение. Чаще всего основу первого составляют прожекторы и уличные светильники для подсветки фасадов. В задачу этих приборов входит направленное свечение на несущие части здания. Локальное освещение реализуется с использованием отдельных небольших приборов, устанавливаемых на самом здании между окнами и на декоративных карнизах.
  2. Заливающее освещение. Данный принцип предполагает более рассеянный, но мощный свет, даваемый другим типом прожекторов. Очень часто такие изделия находятся не на земле, а на фонарных столбах, что позволяет сделать подсветку значительно равномернее, без вертикальных теней, падающих вверх от лепнины и отделки. Заливающее освещение предпочтительнее на крупных объектах, а мелкие строения в таком свете скорее теряются и не показывают всего своего великолепия.
  3. Скрытое освещение. На сегодня это самый распространённый экстерьерный тренд в западных странах. Механизм реализации такого освещения предполагает установку уличных настенных светильников в таких местах, где они будут максимально невидимы. Преследуется цель создать освещение, которое будто бы исходит из самой кладки здания. Наряду с полноценными приборами, сюда же относится использование гибкого неона и светодиодной ленты. Они закладываются вдоль горизонтальных элементов и совершенно не видны наблюдателям. При этом с их помощью можно устроить целое световое представление или организовать светомузыку прямо на здании, используя RGB-контроллеры.

В работе специалистов по архитектурной подсветке зданий очень важно понимать исходную идею исторических памяток, дабы не уничтожить её, а наоборот подчеркнуть. Имея облицовку из разных материалов с отличающимися оптическими свойствами, монтажники подбирают прожекторы с соответствующими рассеивателями или отражателями, корректируют углы разлёта лучей. В результате старинное здание сохраняет исходный дух, но при этом визуально выглядит не менее интересно, чем футуристические новостройки.

 

 Нижняя архитектурная подсветка здания

 

Заключение

Архитектурное освещение – это не просто подсветка, это своего рода искусство маневрировать между эстетикой и технологичностью исполнения. На каждом этапе перед специалистами встают вопросы, решаемые нетривиальным образом, в соответствии с тем, как выглядит само здание. Задача инженеров состоит в том, чтобы продемонстрировать преимущества строения и скрыть его недостатки исключительно осветительными приёмами – и многие такие техники имеют немало общего с теми, которые применяются профессионалами киноиндустрии при съёмке фильмов. Правильно выстроенное освещение призвано преобразить здание, вдохнуть в него вторую жизнь, вернуть былое архитектурное величие с использованием современных технических средств.