string(81) "2693,2854,10999,4355,14920,13,9,861,12507,12506,13929,13930,4623,4628,11859,15970" Светодиодное освещение храмов
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светодиодное освещение храмов

Светодиоды стремительно захватывают рынок осветительной продукции, однако есть ещё сферы человеческой жизни, где к ним по-прежнему продолжают относиться несколько настороженно. В данном случае мы хотели бы рассмотреть применение полупроводниковой светотехники для внешней и внутренней подсветки религиозных сооружений. Подобная тематика имеет огромное количество мелких нюансов, которые во всех остальных случаях попросту игнорировались бы.

В чём же ключевая особенность освещения храмов? Пожалуй, наиболее верным будет ответ, что здесь недопустимы какие-либо декоративные излишества, искажающие замысел архитектора постройки и, уж тем более, в таких случаях совершенно нет места современному дизайнерскому подходу. Из этого положения вытекают и все последующие: неизменность форм, каноничность отдельных участков, ряд запретов и пр. Хотя светодиодные изделия уже и начали активно использоваться для украшения и подсветки церквей, всё это происходит с большой осторожностью и уважением к первоначальному замыслу.

 

 Контурная подсветка собора

 

Как подготавливается наружное освещение храма?

Разумеется, первым этапом всегда служит тщательный анализ сооружения, его структуры, отдельных размеров и общего визуального восприятия храма с разных сторон. В отличие от жилых домов, где при помощи светодиодных лент обычно проводят контурирование лишь фасадной части здания, религиозные сооружения всегда подсвечивают полностью. Нельзя сказать, чтобы это существенно усложняло работу монтажников с чисто технической стороны, однако всё же заставляет мастеров и проектировщиков проявлять больше фантазии при решении специфических задач.

Очень важно осознавать, что даже современная религия не в полной мере включена в технологический прогресс. Таким образом, остаётся необходимость создать определённый канонический антураж, используя при этом технические средства нового времени. Задача состоит в том, чтобы сохранить величие постройки и не сделать её футуристичной, поскольку последнее может оттолкнуть прихожан и вызвать недовольство служителей. В подобном контексте очевидно, что большинство элементов современной техники должны быть скрыты от глаз людей и выполнять свою функцию визуально ненавязчиво.

Единственным осветительным прибором, который не подвергается гонениям в разрезе традиционности является прожектор. Подобные устройства часто можно увидеть как на самом здании храма, так и на газонах перед ним. Церкви часто имеют довольно большое количество деталей во внешней отделке, а с наступлением сумерек всё это архитектурное великолепие погружается во мрак. Чтобы этого не случалось, используются архитектурные прожекторы с мягким светом. Обычно они светят не направленным, а сильно рассеянным пучком света, обеспечивая заливающее освещение, растворяющееся в ночи.

В наружном освещении храмов традиционные световые акценты не особо приняты. Их используют только в тех случаях, когда на фронтоне здания имеется крупная икона или религиозная картина. В отличие от жилых домов и бизнес-центров, на обычных церквях контурная подсветка каждого горизонтального яруса выполняется весьма редко, хотя арочные элементы, наоборот визуально выделяют. Зачастую подчёркивается только верхняя линия здания, расположенная под самой крышей. Вместе с тем, основной акцент делается на подсветку маковок и крестов, водружённых на них. Округлую поверхность купола нередко покрывают сеткой из светодиодов, выполненной наподобие новогодней гирлянды, а кресты украшают тонкими светодиодными лентами с IP68, которые способны выдержать и снег, и зной, и ливень. Сложность на этом этапе кроется в том, куда следует направлять свечение изделий. Даже модели с большим углом рассеивания лучей не способны создать правильное впечатление при взгляде на них с тыльной стороны здания. Кроме того, было бы не лишним постараться как можно более полезно задействовать блестящую металлическую основу крестов. Поэтому монтажники часто идут на простую хитрость – используется не одна, а две широкоугольные ленты, располагаемые на разных сторонах креста «спина к спине». Так их свечение не только получается более красивым и объёмным, но и позволяет части излучения попадать на полированный металл, благодаря чему эффект свечения многократно усиливается.

Архитектура церковных сооружений сложна и многогранна, а потому световые эффекты здесь требуют тщательной проработки: подсвечивание лишь отдельных компонентов сделает восприятие строения скучным и плоским, в то время, как оно должно формировать у наблюдателей чувство возвышенности и обновления. Дополнительную сложность представляет необходимость изолировать внутреннее освещение храмов от наружного. Если Вы обратите внимание, открытых окон в церквях не очень много. Кроме того, проёмы сконцентрированы только на нижнем ярусе, а верхние остаются в затемнении. Это необходимо для формирования атмосферы таинственности у тех, кто приходит сюда.

Следует отметить, что у особо важных и крупных церквей подсветка может быть более яркой. В отдельных случаях гибким светодиодным неоном украшают даже забор, окружающий территорию храма. При этом всегда используются только монохромные модели с оттенком свечения, близком к жёлтому. Такой цвет традиционен, поскольку символизирует свет от лампад и свечей, являющихся неотъемлемыми атрибутами храмов.

 

 Яркое освещение церкви

 

Внутреннее освещение храмов

Организация подсветки внутри церковных помещений – ещё более сложная задача. Необходимо сформировать такой уровень освещённости, который бы позволял людям чувствовать себя комфортно, но при этом создавал видимость доминирования естественного излучения от свечек. В то же время, создавая проект осветительной системы, инженеры должны сохранять психологическую тональность сооружения: его чистоту, святость и возвышенность.

Для создания требуемых эффектов, весь внутренний объём храма разделяют на три уровня: нижний (до 2,5 метров), средний (от 2,5 до 5 метров) и верхний (центральный купол). При этом проще всего формировать освещение сверху вниз. Православные церкви расписываются изнутри таким образом, чтобы в самой крупной маковке располагалось изображение ключевой религиозной фигуры, называемой Бог-отец. Из всех верхних ярусов церкви, сколько бы их ни было, обычно только здесь располагаются световые проёмы. Соответственно, в течение большей части дня освещение под этим куполом совершенно естественное, а с наступлением сумерек его необходимо заменить таким же лёгким и воздушным искусственным. Чтобы сохранить верное впечатление, здесь по внутреннему диаметру маковки размещают светодиодную ленту с нейтральным цветом свечения, обязательно скрывая её за декоративным карнизом от глаз наблюдателей. Эта простая хитрость позволяет создать самый важный эффект: схождение дневного света сверху вниз, от центральной фигуры, в любое время суток.

Средний уровень освещения формируется зачастую при помощи настенных светильников небольшой яркости. В них устанавливаются лампочки с тёплым цветом свечения, похожим на отблески свечей. Единственная сложность здесь – использование таких приборов, которые выглядели бы не чересчур современно и не выбивались бы из общей стилистики помещения.

Наконец, на уровне человеческого роста и чуть выше его число светильников минимизировано. Роль основных источников света играют свечи, расставленные в больших церковных подсвечниках перед иконами. Чтобы углы помещения не были тёмными, идут на небольшие хитрости: либо загораживают такие зоны религиозной утварью, либо ставят на подходящую поверхность небольшие настольные лампы, излучающие тот же тёплый жёлтый оттенок.

Отдельное внимание нужно уделить алтарю, зоне выхода священников и наиболее важным святыням. Для этих культовых мест требуется своя, более адресная подсветка, которая, с одной стороны, будет визуально выделять их в помещении, а с другой – не станет контрастировать с окружением. Именно эта задача по праву считается самой сложной при оборудовании освещения церквей, поскольку сочетает в себе, казалось бы, противоположные по смыслу цели.

Алтарь отделяется от основной части помещения храма, доступной для прихожан, большим иконостасом, обычно простирающимся от пола до верха первого яруса. Чтобы эта зона не выглядела как театральная сцена, но при этом была достаточно хорошо освещена, применяют косое направленное освещение. По обе стороны иконостаса (а иногда и над ним) располагают узкие линейные светильники с экраном-отражателем, отсекающим ту часть светового потока, которая направлена к центру храма, на прихожан. Таким образом, лучи распространяются вдоль алтаря под минимальным углом к изображению, освещая его почти полностью, но не попадая в прямое поле зрения присутствующих.

Зона выхода священнослужителей и церковная трибуна, за которую они становятся для чтения молитв, также требуют подсветки. Эту задачу чаще всего решают «в лоб», но с соблюдением стилистики помещения. Над проходом или дверьми в алтарь устанавливают маленький спот-светильник, направленный вниз и немного назад, в проход. Таким образом, прихожане хорошо видят священника, когда он выходит, и дорожку перед ним, но не страдают от эффекта ослепления в притенённом храме. В свою очередь, небольшая трибуна для проведения службы в наше время оснащается компактным, часто портативным или просто переносным светильником. Особенно удобно использовать настольные лампы на прищепке, которые не просто направленно освещают священные книги, но и могут быть при необходимости легко перемещены или вовсе убраны, когда в них нет нужды.

Наконец, наиболее ценные иконы обычно располагаются и освещаются так же, как это происходит в обычных музеях с драгоценными экспонатами. Их помещают под стекло и ставят на подставки, придвигая вплотную к колоннам храма. Непосредственно над святыней монтируют светильник с крупным куполом-рассеивателем и матовой лампочкой. Такой локальной подсветки вполне достаточно для ознакомления с иконой, а общая световая картина практически не страдает. Иногда также можно увидеть, что рама погружается в ящик со внутренней подсветкой, организованной с использованием светодиодных линеек, однако такая концепция не только неприлично сильно выделяет святыню на фоне других, но и ужасно слепит прихожан, желавших её рассмотреть. Так что при прочих равных гораздо предпочтительнее сделать выбор в пользу первого варианта подсветки.

 

 Подсветка храма светодиодной лентой

 

Заключение

Сочетание достижений современной техники с культовыми сооружениями может давать интересные результаты, однако требует высокой внимательности к деталям и знания инженерами определённых религиозных нюансов. В данном случае мы рассматривали православные храмы, однако в других религиях и даже течениях христианства некоторые аспекты могут в значительной мере отличаться. Пренебречь ими нельзя, поскольку от этого пострадают в первую очередь прихожане и многовековые традиции, охраняемые верующими.

Световое оформление является одной из важнейших составляющих церквей. Тот факт, что освещение настолько важно, отражён и в нашем языке: со светом ассоциируется надежда, просветление, очищение, духовное спокойствие. Всё в архитектуре и отделке церковных построек должно подчёркивать возвышенные устремления человека и чистые помыслы. Особое внимание должно быть уделено тому, как храм выглядит в тёмное время суток: центральный верхний элемент не должен сливаться с остальной частью здания, а любые декоративные элементы обязаны быть грамотно подчёркнуты. Если в окнах имеются фрески, весьма разумно будет обратить на это внимание наблюдателей, а если строение оснащено отдельно вынесенной колокольной звонницей, вполне уместно организовать нижнюю подсветку колоколов.

В то же время, цветовая гамма подсветки должна гармонировать не только с постройкой, но и с окружением. Наиболее универсальным будет белый цвет, а для отдельных элементов может быть применён небесно-голубой. Стоит, однако, указать, что динамические световые эффекты при наружном освещении церквей почти никогда не используются в силу серьёзности и значимости этих построек.