Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светодиодная подсветка автомобиля

Как только светодиодные ленты появились в широкой продаже, им тут же нашлись десятки вариантов применения. Среди прочих обязательно необходимо упомянуть освещение в салоне автомобиля, подсветку под его днищем и под капотом, а также просто снаружи кузова. Народные умельцы сразу же нашли несколько интересных и полезных применений ленты, сделав её полноценным элементом тюнинга машины, тем самым повысив комфорт обращения с авто.

К основным достоинствам светодиодных лент обязательно следует отнести не только их экономичность, но и низкий вольтаж питания. Такой аспект одновременно увеличивает безопасность обращения с подсветкой и требует только тех ресурсов, которыми и так располагает система автомобиля. Для потребителя остаются лишь нюансы выбора ленты и крепления её на выбранные места. Именно на этом пути обычно возникают некоторые трудности, о которых мы сегодня и хотим поговорить с читателями.

 

 Подсветка нижней части салона автомобиля

 

Компактность и удобство

Разумеется, каждый автомобиль в достаточной мере оснащён штатными средствами освещения, которых достаточно для выполнения базовых функций и обеспечения удобства пассажиров. Тем не менее, ещё остаются места, где автовладелец хотел бы увеличить освещённость или провести независимый контур питания к осветительным приборам. Последнее особенно касается машин отечественного автопрома, у которых даже в заводской комплектации порой ощущается недостаток функциональности.

Перечислить причины популярности светодиодных лент среди автомобилистов довольно просто. Мы здесь упомянем лишь следующие семь факторов.

  1. Простота в установке. Каждый мало-мальски опытный мастер способен произвести прокладку светодиодной ленты в автомобиле. Если Вам доводилось менять розетку или чинить выключатель в собственной квартире, здесь точно проблем не будет. Хотя процесс монтажа подсветки обычно занимает немало времени, он скорее трудоёмок, нежели технически сложен.
  2. Экономичность. Светодиоды потребляют очень мало энергии, не перегружая аккумулятор автомобиля, однако при этом формируют довольно яркое и равномерное освещение.
  3. Эффектность. Современные RGB-ленты позволяют получить разноцветное свечение всех цветов радуги. Пусть это не очень часто применяется в салоне, зато в качестве подсветки кузова в целом подходит отлично.
  4. Длительный срок службы. Устанавливая светодиоды, можно быть уверенным в долговечности такого решения. В отличие от лампочек накаливания или галогенных моделей, автовладелец может быть уверен, что снимать и заменять осветительные приборы ему предстоит ещё очень нескоро.
  5. Высокая устойчивость ко внешним факторам. В отличие от лампочек накаливания, в которых от тряски может разбиться колба или порваться нить, светодиоды максимально стойки к вибрации. Они не боятся попадания грязи и пыли на поверхность, а высокозащищённые светодиодные ленты с IP65 и IP68 вообще спокойно переносят снег, дождь, езду по мелководью, затопление и пр. На отечественных дорогах все эти факторы имеют немаловажное значение.
  6. Безопасность и экологичность. Светодиоды изготавливаются из такого сырья, которое не представляет опасности ни для человека, ни для окружающей среды. Хотя известно, что машина сама по себе и продуцирует вредные выбросы, осветительные элементы в этом процессе участия не принимают. Кроме того, для человека использование LED-лент совершенно безопасно, а потому их можно спокойно монтировать в салонах, где регулярно перевозят детей.
  7. Авторский дизайн. Каждый автомобилист стремится к индивидуальности, желает придать своей машине неординарный, оригинальный облик. Для многих людей тюнинг различных аспектов – это ни что иное, как стиль жизни и любимое времяпрепровождение. С использованием светодиодной ленты или гибкого неона автовладелец получает двойное удовольствие – и на этапе монтажа подсветки, и в процессе использования машины.

Если говорить о минусах светодиодных решений для автомобиля, то акцентировать внимание следует, пожалуй, только на таких аспектах:

  • ленту допускается резать в чётко определённых местах, что означает необходимость заранее просчитывать конструкцию и точно отмерять требуемую длину отрезков;
  • большое разнообразие светодиодных лент обычно запутывает потребителя и не даёт представления о том, как конкретный тип изделия будет смотреться по месту установки;
  • фактор цены всегда остаётся актуален – хотя существуют и недорогие модели лент, для повышения надёжности работы и долговечности системы лучше всего приобретать изделия не ниже средней ценовой категории.

Кроме того, при подключении лент на 12 В и 24 В их требуется запитывать через специальную микросхему – стабилизатор напряжения, который ограничивает ток и приводит вольтаж к нужной величине.

 

 Освещение салона автомобиля светодиодами

 

Организация подсветки

Среди популярных мест установки светодиодной подсветки нужно назвать салон автомобиля, торец двери, видимый при её открывании, приборную доску, нижнюю часть кузова, подкапотное пространство и багажник, колёса, фары, а также любой наружный элемент или транспорт целиком. Для каждого из упомянутых случаев важно подобрать оптимальную модель ленты и подключить её таким образом, чтобы это не мешало водителю в пути. Абсолютно все варианты легко реализуемы самостоятельно, без привлечения автомехаников или других квалифицированных специалистов.

Очевидно, что первой задачей будет непосредственный выбор типа и модели ленты. Для подсветки салона или кузова вполне допустимо использование многоцветной ленты, однако для усиления контура фар необходимо применять только изделия с нейтральным белым или немного желтоватым свечением. Кроме того, понимая для каких именно целей будет применяться подсветка, необходимо подобрать корректную мощность. К примеру, для тех же фар этот показатель должен быть максимальным, а вот в салоне комфортнее всего будет ощущаться умеренная яркость свечения, причём желательно с цветовой температурой, соответствующей нейтрально-дневной или тёплой белой части спектра.

Не менее очевиден и тот факт, что для разных зон рационально применять модели с отличающимися индексами защищённости. Если днище, колёса и фары подвержены постоянному воздействию влаги и механических раздражителей, то в салоне всего этого не будет. То есть, в сухих защищённых зонах вполне допустимо монтировать светодиодные ленты с IP20 – на потребительских свойствах такая их характеристика никоим образом не скажется.

Кроме того, принимайте во внимание аспекты монтажа изделия. Например, вполне очевидно, что по указанным выше причинам в салоне или в багажнике можно без проблем применять самоклеящуюся LED-ленту, в то время так для установки в более агрессивной среде могут потребоваться более специфические меры – подготовка основания, закрепление кабельными стяжками и пр. Следует отметить, что приматывать ленту проволокой – не лучшее решение, даже если речь идёт о незаметном для наблюдателя месте и эстетическая составляющая не имеет значения. Дело в том, что металл проволоки со временем въедается даже в самую плотную оболочку и вполне может достигнуть зоны контактов. Это приведёт к неработоспособности ленты и необходимости производить повторный монтаж. Кроме того, не следует забывать, что все металлические элементы имеют обыкновение ржаветь и окисляться, а те, которые расположены близко к днищу автомобиля, ещё и претерпевают постоянные механические нагрузки. Это означает, что проволока, зацепленная за металл, довольно быстро изотрётся и перестанет держать ленту. Полимерные стяжки для кабелей и проводов в этом смысле гораздо надёжнее, особенно если использовать их парами. Такой материал не боится воды, не способен ржаветь и имеет период разложения гораздо больше, чем металл, используемый в проволоках.

Выбирая ленту, обратите внимание на тип используемых светодиодов. Практически для всех участков машины более целесообразно использовать изделия с крупными светоизлучающими элементами. В багажнике и под капотом их число имеет смысл сделать выше для увеличения яркости и равномерности свечения, а в салоне оно позволит человеку чувствовать себя комфортнее, поскольку источник света будет более наглядным. Таким образом, наиболее популярными среди автомобилистов являются светодиодные ленты типа SMD5050, а во всех остальных случаях используются модели с диодами SMD2835 или SMD3528. Следует всё же отметить, что последний тип уместен в тех зонах, где автовладелец стремится подчеркнуть контуры тонкой светящейся линией – с квадратными светодиодами нужного эффекта достичь не получится.

Разумеется, плотность размещения полупроводников на ленте также играет решающее значение. Приобретая изделие, уточните у продавца количество диодов и будьте внимательны: при покупке товара «с рук» некоторые недобросовестные торговцы вполне могут назвать общее число диодов в бобине, а она имеет длину пять метров. При этом количество диодов принято измерять в единицах, приходящихся на один погонный метр. Типичные величины кратны тридцати: 30, 60, 90, 120, 240 шт/м. Чем выше плотность, тем ярче будет светить лента, и тем меньше будут различимы световые пятна от отдельных диодов. Давать однозначные и универсальные рекомендации здесь довольно сложно, ведь всё зависит от освещаемой площади, уже имеющихся штатных источников света и просто пожеланий владельца машины. Зачастую автомобилисты остаются довольны светодиодной лентой со 120 шт/м, подбирая модель с подходящим именно им удельным энергопотреблением.

 

 Разноцветная подсветка автомобиля

 

Монтаж подсветки

Все приёмы монтажа светодиодной ленты в автомобиле можно разделить по степени «инвазивности»: какие-то потребуют вмешательства в центральную электросеть транспортного средства, а какие-то позволят осуществить всё независимо, с минимальным ущербом для системы. Мы не имеем права рекомендовать потребителям тот или иной способ, однако более безопасным, разумеется, будет тот, который предполагает создание отдельной питающей цепи для светодиодной подсветки, подключаемой к общей сети автомобиля на правах рядового потребителя энергии.

Всё, что Вам понадобится, чтобы сделать многоцветную подсветку, это отрезок ленты необходимой длины, ножницы, коннекторы, RGB-контроллер и несколько проводов. Предположим, что целью работы является подсветка углубления в приборной панели и боковых линий автомобиля внутри салона. Для начала необходимо разрезать ленту на фрагменты, соответствующие по длине тем участкам, на которых их планируется размещать. При кратности резки в 2,5 см вполне реально добиться гармоничного внешнего вида без больших «прогалин» или отрезков избыточной длины. В зависимости от формы основания, повороты можно выполнять либо изгибом ленты, либо при помощи коннекторов. То же самое касается участков, далеко отстоящих друг от друга. Если Вам приходится одну часть осветительного контура прокладывать вдали от другой, на коннекторах можно сэкономить и произвести соединение отрезков пайкой. Опытные мастера рекомендуют места пайки на всякий случай залить силиконовым клеем или прозрачным герметиком, чтобы защитить их от любых негативных воздействий.

На следующем этапе Вам необходимо лишь разместить ленту на своём месте. Клеевой состав, наносимый на обратную сторону изделия, хорошо держится на пластиковых элементах, коже и плотном войлоке, которыми обычно обивается изнутри салон машины, однако правильнее монтировать ленту при помощи специального алюминиевого профиля, чтобы обеспечить надлежащий теплоотвод. Некоторые автомобилисты для верности используют небольшие скобы при закреплении подсветки, однако эта мера остаётся на усмотрение владельца. Лучше всего лента смотрится при размещении на стыке швов обивки – она одновременно закрывает их и выполняет свою основную функцию.

Насколько сильно прятать провода между стенками автомобиля и обшивкой – решение индивидуальное. Разумеется, более эстетично будет выглядеть вариант со скрытой проводкой, однако не у всех имеется возможность аккуратно отогнуть слой обивки и поместить туда тонкий провод, порой это требует больших усилий и нарушения целостности отделки, что нерационально.

Далее цветные ленты подключаются сначала к контроллеру, а монохромные – сразу к аккумулятору под капотом через стабилизирующую микросхему. Главное – предусмотреть управляющий тумблер в таком месте салона, чтобы включать подсветку было удобно.