string(0) "" Светильники в восточном стиле
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светильники в восточном стиле

Как говорил один известный персонаж отечественного кинематографа, «Восток – дело тонкое». И подобные тонкости в действительности связаны не только с культурой, традициями и миропониманием, но и с различными аспектами домашнего быта. Тем не менее, для европейцев слово «восток» включает в себя ряд стран, находящихся друг от друга достаточно далеко, имеющих разное культурно-эстетическое наследие, а потому и существенно отличающийся интерьерный дизайн. Даже при первом упоминании легко понять, что Япония и Китай имеют мало общего со странами арабского мира, а Турция и Египет – с государствами, простирающимися от Индонезии в Океанию. Таким образом, их все нельзя одновременно записывать в единую стилистику, а следует рассматривать по отдельности.

Сегодня мы с Вами окунёмся в атмосферу далёких стран и посмотрим, какие типы светильников популярны в отдельных регионах. Эстетическая составляющая таких приборов продиктована в первую очередь местными традициями и религиозными соображениями, однако всё же не лишена и сугубо утилитарных хитростей. Восточный стиль набирает популярность в странах Западной Европы, поскольку во многих аспектах исповедует простоту и экологичность, а именно такие тенденции сейчас там главенствуют.

 

 Интерьер в японском стиле

 

Региональные особенности

Следует понимать, что для полноценного декорирования интерьера в восточном ключе недостаточно только лишь приобрести соответствующим образом стилизованные светодиодные светильники. Необходимо в максимальной степени воссоздать сущность таких интерьеров, раскрыть их глубинное содержание, добавить акцентов и мелких элементов. Все эти детали как раз и позволят поверить в то, что на таком удалении от «родины» возможно существование оазиса Востока. Главное в этом вопросе – не ошибиться в происхождении различных аксессуаров, а это зачастую составляет немалую проблему для европейца. Очень часто бывает так, что арабские или азиатские посетители ресторанов, приехавшие к нам в страну по каким-либо своим делам, начинают смеяться из-за принципиального несоответствия элементов, очень часто принадлежащих к странам разных религиозных течений. Но это меньшее из зол: порой неподходящее сочетание могут счесть даже оскорбительным, а потому тем, кто не просто делает стилизованный ремонт в своём жилище, а хочет открыть некое заведение для публики, рекомендуется приглашать специалистов-востоковедов. Они чётко осознают все непонятные для большинства культурные различия и обязательно помогут с наполнением интерьера.

Обычно всю совокупность восточных течений разбивают на четыре больших группы:

  • ближневосточная или арабская, включающая в себя самую большую группу стран с отличающимися религиями;
  • ориентальная (от английского «orient» – «восток»), типичнейшими представителями которой являются Япония и Китай, но также иногда включают Корею, Индию и Вьетнам;
  • западноафриканская, фактически единолично воплощённая так называемым марокканским направлением;
  • океаническая, объединяющая в себе элементы оформления, типичные для стран тропического региона, Полинезии, Бангладеш и группы островных государств.

Следует отметить, что последняя группа с эстетической точки зрения гораздо более скудна, чем остальные. В упомянутых странах на каждую комнату обычно полагается всего один потолочный светильник, а порой нет и его. С одной стороны, это обусловлено большей протяжённостью светового дня в регионе, а с другой – низким уровнем финансовой обеспеченности местного населения. Далеко не во всех домах осветительные приборы являются стационарными: наоборот, гораздо легче использовать мобильные переносные светильники, которые дают адресный свет там, где это требуется. Кроме того, для плавучих домов, типичных для рассматриваемого региона, вообще свойственно иметь лишь один-единственный источник света на всё жилище. Он работает от аккумулятора и заменяет все виды осветительных приборов. Для континентальной и островной части региона владение люстрой также может быть предметом роскоши, недоступной большинству. Украшением плафонов служат пейзажи и маринистические картины, а общее исполнение вдохновлено природной лёгкостью, узорами и округлыми грушеобразными формами.

Что касается остальных течений, гораздо более известных и распространённых на Западе, они наоборот пестрят обилием красок, мелких декоративных элементов, зеркальных фрагментов и сложных узоров. Обычно это действительно сложные в исполнении и невероятно красивые абажуры, которые состоят из нескольких материалов: стекла, дерева, тканей, металла, кости, зеркал, мозаичных элементов и пр. Даже в наше время пластиковые люстры здесь практически не встречаются – местные мастера предпочитают отдавать дань традиции и чаще работают с природными материалами.

 

 Подвесные светильники в японском стиле

 

Японский стиль

Легче всего начинать разговор об ориентальной эстетике именно со Страны восходящего солнца. Это самая прямолинейная и предельно утилитарная в быту стилистика, не изобилующая изгибами и причудливыми линиями. Большинство осветительных приборов здесь – это люстры с тканевым абажуром, натянутым на деревянную рамку. Форма рамки обычно квадратная или прямоугольная, расцветка чаще всего кремовая или в виде чёрного рисунка-иероглифа на белом фоне. В больших помещениях могут использоваться различные потолочные светильники, но не в открытом виде, как это принято на Западе, а зашитые в подвесной короб и задрапированные светлыми тканями.

Основным дизайнерским постулатом в Японии можно назвать сдержанность, уход от перегрузки визуальными элементами и упор на элегантность, заключённую в простоте форм. Асимметрия здесь практически не встречается и даже неоднородным природным материалам мастера всегда стараются придать более чёткую форму. Бамбук и дерево обтёсывают для сочленения элементов под углами 45° и 90°, а бумагу специальным образом подготавливают, чтобы она предсказуемо складывалась.

В офисных зданиях освещение холлов часто выполнено при помощи LED-панелей, объединённых в блоки по три-четыре штуки. Что типично, это не квадратные, а всегда прямоугольные осветительные конструкции с матовыми рассеивателями, окрашенными в кремовые тона. Кроме того, во многих приборах используется имитация рисовой бумаги по цвету и текстуре, а пластик применяется исключительно в том случае, если стоит цель придать светильнику современности.

Иногда в отечественных магазинах можно найти светильники, которые преподносятся продавцом, как изделия в японском стиле, однако отличить настоящий ориентальный светильник от стилизации очень просто. Если корпус имеет более трёх цветов, это лишь попытка изобразить Японию своими силами. В действительности каждый второй подвесной светильник здесь окрашен в сочетание из белого, бежевого, коричневого и чёрного цветов. Иногда может встречаться красный или розовый, однако синего и зелёного оттенков в этой стране практически не найти. Это отражено даже в самой культуре и языке страны: испокон веков один из упомянутых цветов считался лишь оттенком другого, символизирующим воду. А водная тематика в Японии по каким-то причинам мало популярна. Весьма сомнительным для данной страны будет и форм-фактор светильника, имеющий доминирующие круглые формы. И наоборот, угловатость будет хорошим указателем на страну происхождения или успешную имитацию.

Японцы грубо делят все светильники на два класса – бомбори и тётин. Первый является воплощением правильных (зачастую шестигранных) фигур и состоит из деревянной основы со вставками из стекла. Подобные приборы заменяют привычные нам подвесные потолочные модели и дают приятный рассеянный свет во все стороны. В свою очередь, тётин – это разновидность спирали из бамбука, окружённая бумажным абажуром. Цвет бумаги обычно густо розовый, но не красный, с обязательным цветочным орнаментом, расположенным вертикально. Для контраста этот узор либо наносится белым красителем, либо вырезается, то есть становится прозрачным, как кружево.

Последняя особенность, о которой нельзя не упомянуть – это количество ламп и источников света вообще. Зачастую на одно жилое помещение здесь полагается только один осветительный прибор – и чаще всего это будет какая-либо люстра из цветного стекла. Привычные нам локальные светильники бра здесь являются большой редкостью. Кроме того, в самой люстре зачастую один либо два патрона. Три и более лампочек считаются уместными только в очень просторных комнатах или административных учреждениях.

 

 Светильники в китайском стиле

 

Китайский стиль

Порой стилистику Японии перекладывают и на Поднебесную, однако узнаваемые пышные фонарики красного цвета встречаются только здесь. В наше время их изготавливают из более прочной бумаги или составов с добавлением пластификаторов, однако общий вид примерно тот же, что и много веков тому назад. Правда, внутри изделий установлены современные светодиодные лампы – но это дань политике энергосбережения, ничуть не портящая впечатление от изделий. Непрозрачный абажур скрывает лампочку на 90%, что позволяет не волноваться об аспектах визуальной аутентичности изделий.

В отличие от консервативной Японии, здешние светильники могут иметь самые различные формы и размеры. Не редкостью даже для средней семьи будет крупная люстра в форме шара, украшенная различными наклейками из бумаги, бечевы, лент и растительности. Практически на каждом приборе в обязательном порядке будут красоваться несколько иероглифов, несущих значение вечных ценностей: красоты, света, благополучия, любви, мудрости, гармонии, финансового благосостояния, мира, справедливости и пр. Всё это дополняется традиционными изображениями драконов, пейзажей и фортификационных сооружений. Дизайну придаётся огромное значение, всегда сочетающее в себе не только декоративную, но и философски значимую миссию. Отдельные элементы декора обязательно имеют глубокий смысл, объяснить который может даже человек без специального образования.

Очень важно отметить яркость используемых красок. На первом месте в палитре китайцев всегда стоит красный и его оттенки, на втором – чёрный, а все остальные цвета уже идут за ними. Концептуально мастера пытаются выразить силу, энергию и неиссякаемую мощь, но в то же время немало акцентируют внимание на приближённости к природе и всему естественному. Здесь так же, как и в Японии, применяется много природных материалов: древесина, бумага, бамбук, шёлк, стекло, мелкие камушки, а также гнутый металл вместо кованного. Экологически чистое сырьё позволяет показать воздушность оформления, приблизить быт современного человека к жизненному укладу предыдущих поколений, что для китайцев очень важно.

Особняком в китайской культуре украшения вещей и аксессуаров стоит стекло. Здесь к нему относятся несколько настороженно, однако немало используют для воплощения вариаций на традиционные темы. Люстры из стекла чаще всего имеют простую воронкообразную форму и выполнены из сырья с добавлением красителя. Иногда стеклодувы даже специально добавляют в уже застывающее стекло плафона вкрапления других материалов или краски, чтобы придать ему оригинальности. Тем не менее, саму форму они соблюдают неукоснительно.

Забавно, что в противовес Японии, китайские мастера наоборот очень часто изготавливают именно круглые плафоны. Каким бы ни был материал, именно округлость почитается здесь символом равновесия и вселенской гармонии. Всем известные китайские припотолочные люстры всегда имеют форму чуть сплюснутой полусферы. Это позволяет осветить даже большое помещение с использованием всего лишь одного источника света. Единственное, что западная культура смогла сюда привнести – это люстры-каскады, которые местные мастера успешно адаптировали под традиционные праздничные многоярусные фонарики. Их теперь не только не отличить от исконно китайских, но и совершенно не узнать из-за переработки минималистичного дизайна, символизирующего роскошь, в пёстрый и многоцветный с обилием мелких подвесных элементов.

 

В следующей статье мы продолжим разговор на тему восточных светильников и познакомим читателя с культурно-эстетическими особенностями интерьеров в других регионах мира.