Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светильники на шинопроводе

Трековые светильники ранее уже неоднократно упоминались в статьях нашего блога. Сегодня пришло время изучить их детальнее. С каждым годом популярность осветительных конструкций подобного рода только увеличивается, и эта тенденция похоже, будет сохраняться долго. Возможно, дело не только в современном подходе к искусственному освещению, но и в необычном внешнем виде изделий, привлекающем любителей всего нового.

Пожалуй, главной характеристикой трековых светильников можно назвать удачное сочетание простоты и управляемости. При этом основным отличием от абсолютного большинства других приборов будет максимальная мобильность. Эти «три кита» и составляют основу самой концепции трекового освещения. На сегодняшний день светильники на шинопроводе постепенно мигрируют из сферы технического и экспозиционного освещения в полностью жилое, обустроенное согласно всем новомодным веяниям. В этом процессе намечается разделение на несколько подвидов подобных моделей, которым предписываются своя область применения и уникальные характеристики.

 

 Трековые системы в кухне-гостиной

 

Конструкция, функционал и принципы подбора

В рассматриваемом случае, как никогда ранее, конструкция и функционал чрезвычайно тесно связаны, они буквально обуславливают друг друга: не будь возможности переместить светильник по направляющей, не было бы и хорошей управляемости световой картиной. Обычно потребители смотрят на шинные системы просто как на набор плафонов, однако в структуре осветительной конструкции больше элементов. Сюда включены не только направляющие рейки и светильники, но также соединительные элементы, компоненты для подключения к питающей сети, средства крепления и различные дополнительные аксессуары.

Шинопроводы также могут различаться: среди них бывают одно- и трёхфазные модели. Считается, что однофазные более предпочтительны для подключения низковольтных светильников, в частности, галогеновых, а трёхфазные способны питаться от стандартной бытовой сети 220 В, используя лампы любого требуемого типа. Кроме очевидных преимуществ изделий второй разновидности, также обязательно следует назвать возможность подключения всего комплекта источников света в виде нескольких независимых групп. Это позволит управлять ими как отдельными контурами при помощи обычного двух- или трёхклавишного выключателя.

Важно также отметить, что геометрия шинопровода определяется не производителем, а конечным потребителем. Для максимальной гибкости дизайна существуют различные переходы, тройники и крестовины, заглушки и пр. Для обхода округлых частей применяются дугообразные направляющие, однако такие элементы на сегодняшний день есть не у всех брендов, да и стоимость их немного выше, чем линейных отрезков трека. Кроме того, следует иметь в виду, что даже довольно крупные компании порой сознательно отказываются от выпуска криволинейных треков. Во-первых, такая геометрия в определённой мере провоцирует повышенный износ направляющей, если предполагается постоянное изменение местоположения светильников (как это происходит в торговых залах и выставочных центрах). А во-вторых, у изделий именитых брендов зачастую кронштейн-крепление к рейке состоит из усложнённого двухэлементного узла с замком, который попросту трудно вписать даже в очень плавный поворот с большим радиусом.

Вообще на рынке можно обнаружить огромное разнообразие моделей подобного толка с ценником, отличающимся в несколько раз. Мало сведущие в этом вопросе потребители стремятся сэкономить и неверно соотносят свои потребности с качеством и продуктивностью работы дешёвого осветительного оборудования. Продавцы и пёстрые упаковки товаров обманывают людей обещаниями яркого заливающего света всего лишь от пары светодиодных светильников на шинопроводе, а покупатели забывают уточнять, для каких нужд оптимизированы изделия. В частности, существуют модели для подсветки картин, для локального узконаправленного освещения, для создания общего светового фона, для формирования отражённого рассеянного света, а также отдельно для торговых, экспозиционных и жилых помещений.

Как же различить изделия, если никакой конкретной информации на их упаковке не представлено? Прежде всего, необходимо попросить продавца включить светильник в сеть – это, казалось бы, совершенно очевидное действие, которое почему-то совершают далеко не все покупатели. Уже на этом этапе можно наглядно оценить угол разлёта лучей от источника. При необходимости попросите заменить лампочку на более или менее мощную, чтобы чётче разглядеть конус света. Все эти действия призваны дать Вам представление о том, для освещения объектов какого размера и с какого расстояния наилучшим образом приспособлены конкретные изделия.

Следующий не менее важный и довольно легко проверяемый аспект – прочность элементов конструкции. Вам необходимо осмотреть направляющие рейки, вставить в них светильник и попробовать переместить его в одну и другую сторону. При движении шинопровод должен демонстрировать умеренную эластичность ходовой части, но при этом ощущаться как монолитная конструкция. Кроме того, крепёж светильника, находящийся в рельсе, должен иметь едва-едва заметный люфт, достаточный лишь для того, чтобы плафон можно было удобно передвигать, однако он не мог вывалиться из полозьев.

Также важно проверить более мелкие элементы – торцевые заглушки, переходы или просто места соединений. Отрезки направляющей трека должны сочленяться между собой максимально плавно, без перепадов или заусенец. Проводя плафоном через место соединения, Вы должны ощущать лишь небольшие вибрации, а в некоторых моделях ещё и тихие щелчки, которые совершенно не замедляют скорость передвижения вдоль рейки.

Разумеется, одним из важнейших факторов при выборе изделия является и материал шинопровода. У разных производителей в зависимости от цены и предполагаемой сферы эксплуатации приборов встречаются модели из пластика, металла или комбинированные металлопластиковые изделия. Из чего бы ни была изготовлена несущая часть, она должна быть выполнена цельным изделием, без спаек и ненужных соединений. Также контролируйте отсутствие трещин в пластике и следов окисления на металле. В качественной продукции пластик будет толстостенным, способным выдержать необходимую весовую нагрузку, а металл – полностью окрашенным. Обнажёнными имеют право оставаться только места электрического контакта (в некоторых моделях они даже не видны потребителю из-за строения паза в рейке).

 

 Светильники на шинопроводе в квартире

 

Монтаж трековой системы

Осветительные конструкции на шинопроводе не терпят примерных измерений, допущений и попадания в размер «на авось». Поскольку основным преимуществом системы является возможность условно свободного скольжения светильника по направляющей, всё должно быть смонтировано аккуратно и гладко. В целом, от монтажника не требуется каких-либо специфичных навыков – только лишь внимание к деталям. Мало-мальски опытный мастер справится с установкой системы шинопровода без привлечения сторонних специалистов, тем более, что стоимость подобной услуги у них может быть неадекватно высокой, как для довольно тривиальной задачи.

На самых начальных этапах необходимо продумать конструкцию в целом. Прежде всего, следует нарисовать план размещения направляющих, а затем при помощи карандаша перенести его на потолок. Если же рассматривается вариант использования модели на натяжных тросах, разметить места их крепления к стенам. Затем следует определиться с тем, как и откуда к осветительному контуру будут подходить провода и кабели, подводящие питание. При необходимости, в этот же момент следует заготовить штробы или предусмотреть пути прокладки наружного кабель-канала. Наконец, продумывается принцип управления освещением: будут ли все светильники включаться синхронно или их необходимо разбить на несколько контуров. От последнего зависит и модель трековой системы, и тип выключателя, и разновидность кабеля, и сложность подключения. Наконец, в завершение следует подобрать оптимальное место (с точки зрения удобства ежедневного использования) для размещения этого выключателя.

Пройдя теоретические и подготовительные стадии, можно приступать к практике. В первую очередь, необходимо по заранее известным размерам точно разметить необходимые прямые отрезки шинопровода. Затем с использованием самой обычной ножовки по металлу направляющая рейка нарезается на нужные фрагменты. Важно резать перпендикулярно изделию и оставлять как можно меньше заусенцев. Чтобы упростить задачу, рекомендуется использовать стусло, а после окончания резки аккуратно снять излишки материала с кромки при помощи небольшого напильника или надфиля.

Проще всего будет тем, кто крепит шинопровод напрямую к обычному потолку. Достаточно перфоратором или дрелью заготовить ряд отверстий на пути направляющей, вставить туда подходящие по диаметру дюбели и притянуть шурупами рейку к потолку. В целом, уже на этом этапе все сложности для описываемой ситуации окончены – остаётся лишь вставить в полоз узлы крепления плафонов, вкрутить в них лампочки, передвинуть на свои места, присоединить клеммник с питающим проводом, а затем закрыть торцы рейки заглушками.

В свою очередь, для формирования подвесной конструкции придётся потратить чуть больше времени. После подготовки отверстий в потолке, в них обычно вкручиваются специальные зацепы, крючки или петли, через которые впоследствии пропускается трос. Другой конец троса проходит сквозь подвижную скобу, которая способна перемещаться ещё по одному полозу с тыльной стороны рейки шинопровода. Здесь мастеру нужно чётко вымерять длины отрезков троса с разных сторон, найти центр тяжести конструкции, а также сбалансировать точки её крепления и их количество таким образом, чтобы при смене расположения светильников шинопровод не перекашивался набок, как чаши весов.

Общее в принципе монтажа всех типов трековых систем состоит в том, что многие операции можно упростить. Например, опытные мастера знают: при разветвлённой сети направляющих шинопровода порой лучше ещё на полу собрать несколько крупных участков сети, и только после этого закреплять детали конструкции на потолке. При таком подходе не только набегает меньшая погрешность позиционирования, но и появляется возможность выравнивать кромку шинопровода сразу с нескольких сторон. Кроме того, ещё «на земле» можно расставить заглушки со всех сторон, где не планируется подвод питания. Эта простая мера сэкономит немало времени и нервов на этапе окончания монтажа.

К большинству шинопроводов прикладываются свои фирменные коннекторы. Они вставляются в пазы точно так же, как и заглушки, только при этом обеспечивают электрический контакт между токоведущими частями оборудования. В то же время, принцип присоединения самих жил к ним мало отличается от обычных клеммников с винтовым зажимом. Достаточно сначала собрать пару «жилы-коннектор», а затем вставить коннектор на своё место в рейке, затянув специальный фиксирующий винт. На этом монтаж трековой системы можно считать оконченным.

Потребителям обязательно следует обратить внимание на следующие три обстоятельства:

  1. у каждого производителя имеется свой фирменный тип профиля, линейного соединения элементов и их пересечения, а потому каждый раз необходимо внимательно изучать инструкцию по монтажу;
  2. ввиду различий в конструкции между изделиями разных брендов, необходимо понимать, что светильник одного типа скорее всего невозможно будет установить в шинопровод другого типа;
  3. существуют модификации трековых систем, у которых установка плафона может производиться как на уже закреплённых рейках (путём зажима специальным замком), так и перед установкой заглушек (путём заведения удерживающего кронштейна за кромку рейки). Тем не менее, в продаже всё ещё остаётся немало моделей, плафоны которых можно смонтировать только вторым способом, и об этом нельзя забывать при установке системы.