Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Светильники для автозаправок

Автозаправочные станции представляют собой сложный комплекс из нескольких открытых пространств и закрытых помещений, нуждающихся в особом освещении. Это одновременно зоны, представляющие повышенную опасность, торговые объекты и рекламные площадки. Специфика их деятельности такова, что каждый день приходится иметь дело с различными непростыми задачами, а внимательность при работе является залогом безопасности. Весьма заметную роль во всём этом играет правильное искусственное освещение, ведь без него очень многие аспекты сервиса ставятся под вопрос.

Первое, что автомобилист видит на подъезде к АЗС – это наружная реклама. Она может быть выполнена в виде подсветки больших бордов мощными прожекторами или состоять из брендовой символики, освещающейся изнутри. Торговля топливом – это солидный бизнес, который приносит своим владельцам огромные дивиденды, а потому на рекламу здесь обычно не скупятся. Её можно увидеть повсеместно: возле колонок, у кассы, внутри кафе или магазинчика. Вместе с тем, персоналу для выполнения своих функций также требуется отдельное освещение – верхнее и местное. Сегодня мы поговорим о том, как всё это сочетается на одной территории, и какие требования предъявляются к применяющимся здесь типам светильников.

 

 Освещение автозаправки

 

Особенности светотехнического оборудования

Как и в любых других местах, освещение на автозаправке необходимо в первую очередь для круглосуточной работы. В тёмное время суток требуется покрывать светом достаточно большое пространство, а это означает, что используемые приборы однозначно должны быть высокой мощности. Кроме основной рабочей области, необходимо освещать прилежащую территорию, подъездную дорогу, прикассовую зону и пространство внутри магазина.

При проектировании всех электрических коммуникаций специалисты уделяют основное внимание тому, чтобы вся земля, принадлежащая заправочной станции, была покрыта ярким светом. Это издержки отраслевого бизнеса – реклама стоит во главе угла. АЗС необходимо не просто подсветить лучами матричных прожекторов, а выделить из общей массы объектов транспортной инфраструктуры, преподнести наиболее привлекательно, заинтересовать автомобилистов. Разумеется, решающую роль будут иметь ценовая политика и устоявшаяся привычка людей заправляться на станциях отдельных брендов, однако именно визуальная составляющая привлекает их туда впервые.

Совершенно очевидно, что водитель, впервые или редко проезжающий по данной трассе (а это примерно 25-30% от регулярного траффика) предпочтёт остановиться на той станции, которая выглядит более солидно. Постройка должна хорошо просматриваться издалека, иметь достаточное число указателей и располагать чётко выделяющейся в темноте зоной заезда. Последняя чаще всего выполняется по маркировочному принципу: вдоль подъездной дороги расставляются невысокие уличные столбики, которые ведут от основной трассы прямо под крышу станции. С высокой вероятностью можно говорить о том, что хорошее впечатление от всех аспектов сервиса при первом визите сделает автомобилиста приверженцем именно данного заправочного бренда на весьма длительный срок.

Если же заправка в ночное время освещается недостаточно, водитель и вовсе может побояться на ней останавливаться. Разумеется, дело не только в оформлении станции, но и в ощущении безопасности на данной территории. Многие автолюбители не рискнут своим здоровьем и дорогим транспортом, заезжая на подозрительную стоянку, расположенную на незнакомом участке пути. Кроме того, подсознательно все люди ассоциируют оформление торговых точек с качеством продаваемой на них продукции. То есть, они скорее всего сделают вывод, что бензин здесь низкокачественный, а потому и приобретать его не стоит.

 

 Верхний свет на заправочной станции

 

Ключевые характеристики применяемых приборов

Кроме обилия светодиодных светильников, светотехническое оборудование АЗС включает в себя специальные подвесы, опоры, мощные лампы, молниеотводы, рекламные щиты, табло или стойки для интерактивного показа стоимости топлива и пр. Для нормального функционирования каждая такая техническая система обязана соответствовать ряду простых требований.

  1. Высокий уровень яркости. Международные стандарты предполагают оборудование осветительных конструкций с яркостью на 10% превышающей расчётную для заданной площади. Это нужно на тот случай, если какой-либо из светильников выйдет из строя в ночное время, а заменить его оперативно возможности не будет. Данная норма в большей мере отвечает за безопасность деятельности заправки, нежели за визуальную составляющую.
  2. Хорошая защищённость приборов. Для автозаправок типично присутствие большого количества химических веществ и, прежде всего, летучих. Потому здесь применяют исключительно те LED-светильники, которые имеют маркировку IP65 и более. Они не только стойко переносят пары бензина, смазочных материалов и красок, но также не позволяют влаге или пыли проникнуть вовнутрь корпуса.
  3. Лаконичность и универсальность дизайна. Безусловно, автозаправки не претендуют на звание построек с высокой художественной ценностью, однако их оформление всё же не должно быть лишено привлекательности. В основном для верхнего освещения под навесом с колонками используются универсальные светодиодные панели, имеющие большой размер и широкий угол рассеяния. Если торговый бренд располагает символикой, выполненной в каком-либо однотонном цветовом решении, это может отразиться и на подсветке отдельных элементов. Тем не менее, цветное освещение основной зоны не рекомендуется. В панели принято устанавливать LED-лампы с нейтральным оттенком, которые проще всего воспринимаются глазом и позволяют быстрее различать капли топлива при случайном проливе.
  4. Высокая энергоэффективность. Поскольку многие автозаправки работают круглосуточно, их энергопотребление достаточно высоко. В светлое время дня обычно подсвечивается только навес и внутренние помещения, а вечером и ночью электричества расходуется почти в три раза больше. По состоянию на сегодня, эксперты признают, что именно светодиодные лампы являются наиболее эффективными среди имеющихся в продаже.
  5. Соответствие светильников, опор и подвесов правилам пожарной безопасности. Совершенно очевидно, что, находясь вблизи легковоспламеняющихся веществ, приборы должны иметь достаточную степень изолированности от окружения. Опоры всех подвесных светильников должны быть корректно заземлены, а на крыше здания автозаправки располагаться специальная громоотводная конструкция.

 

Накладные потолочные светильники под крышей заправки 

 

Принципы использования разных моделей

При прочих равных специалисты рекомендуют на открытом воздухе склоняться к монтажу в потолок навеса встраиваемых моделей светильников. В первую очередь, такие изделия занимают совсем немного места, что позволяет заезжать на заправку даже габаритной спецтехнике без опасности зацепиться за провода. То есть, наравне с легковыми и гражданскими автомобилями АЗС готова обслужить автобусы, трактора, экскаваторы и другие крупные машины. Кроме того, при надлежащей изоляции «потолка» навеса, встроенные приборы лучше защищены от негативных последствий влияния окружающей среды.

Встраиваемые потолочные светильники удобны в обслуживании, поскольку надёжно закреплены в основании, а замену ламп при наличии машины с подъёмником можно произвести всего за десять минут. Благодаря тому, что они спрятаны в основание заподлицо, пыль не может налипнуть на боковые стороны рассеивателя, а потому нормальный световой поток сохраняется на более длительный срок – и вместо еженедельного обслуживания с мытьём можно производить ежемесячное.

Подвесные потолочные светильники используются в основном на тех заправках, при которых действует СТО. Здесь они необходимы мастерам для равномерной засветки мастерской, частично находящейся на открытом воздухе. Гибкие подвесы никогда не применяются в силу того, что ветер может начать чрезмерно раскачивать осветительную конструкцию. Используются либо специальные металлические штанги, спущенные с потолка, либо дугообразные опоры с натяжной фиксацией светильника на цепях в четырёх точках – двух сверху и двух по бокам.

Любой применяемый светильник должен иметь прочный корпус и рассеиватель с антивандальным покрытием, даже если непосредственное взаимодействие с людьми ему не грозит. Этот фактор обеспечит дополнительную защиту при сильном ветре, попадании ветвей или камушков по стеклу, а также на случай непреднамеренного царапания при текущем обслуживании прибора.

Ещё на этапе подготовки каждого прибора к монтажу, специалисты оценивают его ресурс. Во внимание принимается так называемый «коэффициент запаса», который учитывают постепенное снижение со временем качества свечения. В отличие от ламп накаливания и люминесцентных изделий, для светодиодов уменьшение ресурса отсчитывают не от дня начала эксплуатации, а от даты, когда истекает их паспортный ресурс (теряется 30% первоначальной яркости). То есть, даже с этой точки зрения LED-элементы гораздо более выгодны в длительной эксплуатации, нежели другие типы.

Старение оборудования является естественным процессом, который связан со снижением светового ресурса лишь отчасти. Даже при нормальной работе ламп корпус светильника со временем может прохудиться, накопить слишком толстый слой грязи на тыльной или рабочей стороне без должного ухода. Всё это способствует не только падению эффективной освещённости, но и выходу изделия из строя. Нормативы предписывают регулярно производить мониторинг состояния светильников и оперативно заменять их при обнаружении признаков возможной поломки.

Узнать о неполадках в работе чаще всего удаётся визуально – по режиму горения лампочек. Систематическое их обслуживание является обязательным правилом на автозаправках, что прямо прописано в нормативных документах. Неисправная проводка способна породить искру, а она, в свою очередь, возгорание паров бензина и других легколетучих веществ, содержащихся в воздухе возле АЗС. Бренды, которые следят за своей репутацией, никогда не допустят, чтобы освещение заправки было низкокачественным, а вот на мелких частных предприятиях ситуация, к сожалению, гораздо сложнее. Здесь нередко встречаются случаи, когда приборы остаются без ремонта и обслуживания по нескольку лет, а уровень освещения низок до заметного дискомфорта посетителей.

 

 Встраиваемые потолочные светильники в крыше автозаправки

 

Освещение внутренних помещений

Часто на автозаправочных станциях располагаются небольшие кафе или магазины, где автомобилист может перекусить, пока работники обслуживают его транспортное средство. Зачастую здесь не очень высокие потолки и мало места, поскольку слишком большое количество людей одновременно находятся тут редко. Освещаться такие заведения могут либо всё теми же LED-панелями, либо точечными светильниками. Преимущественное число заправок не уделяет данным помещениям существенного внимания, а потому это будут самые простые из имеющихся на рынке моделей со средним уровнем яркости.

На некоторых АЗС взамен кафе посетителям предлагается подождать в помещении, которое сочетает в себе зал для отдыха и кассу. В этом случае дизайн интерьера прорабатывается несколько лучше – в комнатке обычно устанавливают диван и несколько кресел, кофе-машину и журнальный столик с лёгкой литературой, способной скрасить ожидание. При этом, кроме верхнего света, над местами для сидения располагают небольшие настенные светильники, а прикассовая зона освещается отдельно, направленным светом.

Для декоративной подсветки зона входа-выхода может быть украшена фигурными надписями, выполненными из гибкого неона, что также добавляет привлекательности заведению. В целом же, основные усилия администрация заправок тратит на яркую наружную рекламу и подсветку АЗС в ночное время. Привлечение новых и удержание постоянных клиентов составляет основу их бизнеса, а потому не стоит удивляться, что столь значительная роль в этой отрасли отведена именно рекламно-осветительным конструкциям.