Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Свет в кафе, барах и ресторанах

Сфера развлечений была и остаётся популярной среди населения, а это означает необходимость оборудования соответствующих заведений не только удобной мебелью, вкусной едой и качественными напитками, но и хорошим освещением. Всё многообразие баров и ресторанов невозможно объединить под каким-либо общим стилистическим названием – каждый собственник стремится создать неповторимый дизайн и тем самым повысить привлекательность заведения в глазах посетителей. Это совершенно нормально и полностью соответствует сегодняшним тенденциям открытого конкурентного рынка.

Предположим, Вы решили провести приятный вечер со своей второй половинкой в ресторане. Вы подыскали приятное на первый взгляд место: удобное местоположение, интересное меню, разумные цены. Придя туда и сев за столик, Вы рассчитывали получить романтическую атмосферу и приятный полумрак, а взамен сидите в темноте, практически не видя партнёра. Или наоборот: свет заливает Ваш столик целиком, бьёт в глаза, отражается от глянцевого меню – и спасения от этого не видно. Эта ситуация, к большому сожалению, встречается не так редко. Неправильно расставленные светильники общего и локального света напрочь отбивают охоту вернуться в заведение, делают посетителей нервозными, отвлекают от общения и употребления яств.

Когда что-либо в подобном ключе доставляет дискомфорт, ситуацию не может спасти ни хорошее обслуживание, ни изысканные блюда. А если цветопередача используемых светодиодных лампочек ещё и ниже необходимого уровня, всё содержимое тарелки выглядит неаппетитно. Посеревшее мясо, неестественно бирюзовая зелень, вино с синим отливом – всё это ярчайшие признаки того, что концепция освещения в данном заведении должна быть кардинально пересмотрена в самое ближайшее время.

 

 Естественное освещение столиков у окна

Целевое назначение света в заведениях

Важно понимать, что в сфере заведений общественного питания присутствует специфический вид освещения, направленный как раз на саму продукцию. Вместе с тем, не остаются в стороне и традиционные типы источников света. Посещая новое для себя кафе, клиент вряд ли сразу отмечает, какие потолочные светильники в нём установлены, зато автоматически оценивает количество и качество света, а также обеспечиваемый ими комфорт в помещении.

Все используемые тут источники света можно условно разделить на три категории:

  • освещение для посетителей;
  • освещение помещения (основное и декоративное);
  • освещение блюд.

 

Освещение для посетителей

Ни для кого не будет новостью, что в сфере обслуживания человек стоит во главе угла. Потому первое, что должен сделать хороший ресторан, это порадовать вошедшего уже на пороге. Безусловно, основная миссия в этом плане возложена на галантного распорядителя зала, однако оттенять его должна уютная и непринуждённая обстановка. С этой целью на первых метрах внутри заведения вешаются крупные потолочные светильники. Их свет должен быть в меру ярким, но направленным строго сверху вниз. Тогда зашедший посетитель буквально окажется в этом круге из света, что заставит его почувствовать себя особенным.

Наилучшим решением для основной части зала является комбинация естественного и искусственного света. Поскольку именно солнечное излучение является оптимальным для пробуждения аппетита и комфортного принятия пищи, лучше всего в светильники над столами устанавливать LED-лампы с нейтральным цветом свечения, максимально близким к дневному. Имитировать естественность необходимо осторожно, применяя такие источники света, которые будут в достаточной мере удалены от посетителей – описываемое освещение должно быть фоновым, а не привлекающим внимание к интерьеру кафе.

Очень важно придерживаться равномерности по яркости света и его однородности. Даже если владельцы заведения хотят воссоздать праздничную атмосферу, крайне не рекомендуется делать это путём комбинации лампочек с разным цветом свечения. Обстановка получится не просто цирковой, а совершенно раздробленной, неприятной до раздражения. При необходимости воплотить подобную идею (например, для организации детского праздника, проведения корпоративной вечеринки или свадьбы) лучше уж сделать однотонные цветовые уголки. Тогда одна зона кафе будет залита красным светом, другая – синим, третья – зелёным и т.д. Это позволит сохранить хотя бы некое подобие организованности.

Также важно не забывать о наполнении окружения и интерьере заведения. Если в нём используются споты или трековые системы, лучи их света должны проходить по касательной к основным светоотражающим поверхностям. Не стоит направлять плафоны и на однотонную драпировку, иначе все жидкости в бокалах примут тот же оттенок, а это будет выглядеть не очень хорошо. Кроме того, объём помещения тоже необходимо правильно учесть: если здесь используются припотолочные люстры, они должны располагаться таким образом, чтобы свет равномерно наполнял зал, без промежутков (темных участков) и наложения конусов света (излишне ярких зон).

 

 Освещение ресторана подвесными люстрами

 

Основное и декоративное освещение зала

Безусловно, данное освещение в аппаратурной части преимущественно пересекается с предыдущей категорией, однако полностью объединять их не стоит. Прежде всего, отличие состоит в том, где будут размещаться осветительные приборы в каждом случае. Например, в качестве основного источника могут применяться LED-панели – особенно в крупных кафе, где проходы занимают около 50% площади заведения, а вот уже над каждым столиком будет иметься собственное светотехническое изделие, непосредственно для клиентов.

Декоративная функция реализуется через стилизованную подсветку отдельных зон, объектов в интерьере или архитектурных особенностей здания. Если здесь присутствуют массивные балки, которые удалось удачно дизайнерски обыграть, к ним можно добавить разноцветные гирлянды или подсветку из гибкого неона. Это создаст универсальную праздничную иллюминацию, которая сможет находиться на своём месте постоянно, не нуждаясь в демонтаже и установке по случаю торжества.

С натяжными и навесными потолками можно экспериментировать ещё больше. Например, неплохо выглядит монтаж серии точечных светильников над проходами, сочетающийся с подвесными люстрами прямо над столиками. При этом у каждого гостя будет создаваться впечатление, что он сидит в более освещённой зоне, чем вокруг, а это придаст атмосфере доверия и интимности, даже если сам стол стоит не у стены, а в центре заведения.

Чтобы слишком высокие потолки не делали помещение прохладным, по его периметру на высоте около 2,2-2,3 метра можно проложить карниз со светодиодной лентой. Это позволит немного разбавить визуальный эффект от завышенных сводов, выгодно показать потолок и добавить рассеянного света в целом. Здесь уже можно применять ленту с тёплым цветом свечения, а для заведений в кантри-стиле вполне допустим даже ярко выраженный жёлтый тон.

 

Освещение блюд

Данная разновидность света является наиболее специфической, типичной именно для заведений общественного питания. Хитрость здесь состоит в том, чтобы каждое кушанье выглядело одинаково аппетитно как на витрине/стойке (если таковая имеется в заведении), так и на столе у клиента. Первое, к чему прибегают специалисты – это подбор цветовой температуры лампочек.

В первой половине дня, когда в заведение могут прийти на завтрак или ранний бизнес-ланч, ещё много естественного света. Потому персонал обычно старается отдёрнуть шторы, открыть окна и пустить в помещение солнечные лучи. Если в заведении присутствует основная стойка метрдотеля с баром, почти всегда здесь же располагают витрину с десертами, кексами и лёгкими закусками. Чтобы все они выглядели свежими, на стыки стеклянных частей витрины клеят светодиодные линейки, преимущественно в нейтрально-холодной гамме. Так получается поддерживать белизну белкового крема, видимость свежести и охлаждённости продукции.

Поскольку посетителей в это время обычно не очень много, пришедшим предлагают расположиться прямо возле окна, а не в глубине помещения. Данная мера преследует сразу несколько целей. Во-первых, это очевидная экономия электроэнергии, а во-вторых, наполнение столиков у окна создаёт у прохожих впечатление популярности заведения и вызывает желание заглянуть в него самостоятельно. Для того, чтобы кофе в чашках выглядел красиво и имел бархатный золотисто-чёрный оттенок, на самих столиках располагают настольные лампы. Вот здесь как раз более уместен бывает тёплый цвет свечения, а для внешней имитации ламп накаливания применяют филаментные светодиодные лампочки.

В обеденный перерыв люди зачастую стремятся быстро перекусить, не засиживаясь в заведении, а потому нет смысла хорошо освещать что-либо, кроме основных витрин. В такое время обычно задействуют светильники направленного света, которые освещают пространство возле стойки в ресторанах самообслуживания, а также проходы между столами. Чтобы получить хорошую выручку, заведение должно создать предпосылки для быстрой оборачиваемости потока клиентов. Залогом этому служит умеренная освещённость входа в заведение и немного большая яркость внутри него – подобное освещение выглядит зазывающее, но после перекуса не удерживает людей на месте. Сидя за столиком, клиенты видят более тёмную зону входа, что психологически приглашает их убедиться в том, насколько на улице всё же светлее. Упомянутый подход очень распространён среди профессиональных маркетологов на Западе, где все заведения быстрого питания оснащены линейными спотами, плафоны которых направлены строго определённым образом.

По вечерам же кафе наполняются гораздо быстрее. Люди приходят сюда после работы и готовы провести, отдыхая, несколько часов кряду. Чтобы желания покинуть кафе не возникало, свет стараются сделать немного приглушённым. В свете настенных светильников и бра тарелки с яствами выглядят довольно аппетитно, но не излишне ярко. Важно использовать матовые рассеиватели, чтобы фарфор и столовые приборы не бликовали, а также включать посетителям тихую неторопливую музыку для медленного потребления пищи.

 

 Полумрак в баре

 

Освещение баров и барных стоек

Отдельно следует рассмотреть принципы организации света в барах. Преимущественное число таких заведений погружены в лёгкий полумрак, но при этом не выглядят хмурыми. Добиться такого эффекта помогает почти полное отсутствие верхнего освещения. Взамен посетителям предлагается наслаждаться неяркой подсветкой для стен, равномерно расположенной вдоль всех вертикальных поверхностей в заведении. Там, где имеются места для сидения, устанавливают настольные лампы с тканевым абажуром, чудесно рассеивающим свет.

В спортивных барах верхнее освещение всё же встречается, но его также не должно быть слишком много. С этой целью на потолке устанавливаются встраиваемые точечные светильники, свет которых направлен строго вертикальными столбами и минимально рассеивается вокруг. Кроме того, в спортбарах дополнительным источником освещения выступают экраны телевизоров, коих зачастую сразу несколько.

В области барной стойки важно соблюсти два правила: правильно преподнести обилие стекла и не создать многочисленными отражениями дискомфорта для самих барменов. С этой целью всё рабочее пространство для персонала здесь делится на несколько частей. Предметы, располагающиеся под основной столешницей, освещаются при помощи встраиваемых мебельных точечных светильников – дабы работникам было удобно доставать напитки и ингредиенты, брать необходимую посуду, смешивать коктейли, делать записи и формировать счета. За спиной барменов полки с бутылками подсвечиваются светодиодной лентой, позволяющей рассмотреть этикетку, но не слепящей глаза. Над головой работников располагают простые поворотные светильники, чтобы люди могли оперативно переместить своё рабочее место в другой край стойки. Наконец, перед длинной столешницей со стороны клиента стараются вообще ничего не монтировать, чтобы барная зона выглядела более привлекательно, маня к себе клиентов, как бабочек, на свет. С декоративной целью периметр стойки можно оснастить светодиодной лентой в силиконовой трубке, которая будет давать мягкий свет и не станет бояться пролитых клиентами напитков, однако данная мера всегда остаётся на усмотрение владельцев заведения.