Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Стиль ар-деко в интерьере и освещении

Ар-деко принадлежит к категории относительно молодых стилистических направлений, внезапно обрётших популярность в наше время. Даже для искушённого зрителя он представляет собой весьма неординарную концепцию: это настоящий винегрет из других стилей, течений и направлений, который всё же не кажется аляповатым. Как же достигается этот эффект? Давайте разбираться.

Прежде всего поставим то же самое ограничение, которое установлено в самой сути данного стиля: «никакой дешевизны». Приняв этот факт, становится гораздо проще посмотреть на его реализацию и осознать, почему здесь способны сочетаться несочетаемые, казалось бы, вещи. Прежде всего, так происходит потому что каждый элемент интерьера – и ковры, и мебель, и светильники, и аксессуары, и отделка стен – выполнены на таком уровне качества, что автоматически становятся вровень друг с другом. Безусловно, нельзя говорить, будто их визуальная разноплановость полностью нивелируется, однако в таком представлении они значительно ближе друг к другу, чем аналогичные товары из разных ценовых категорий.

 

 Роскошная гостиная в стиле ар-деко

 

История направления и его особенности

Стиль ар-деко получил своё название от выставки Art Decoration (сокращённо называемой Art Deco), которая проходила в Париже в 1925 году. Прямой перевод названия – «декоративное искусство», причём на французский манер это словосочетание читается мягко, «ар-деко», а на английский – твёрже, «арт-деко». В русском языке оба выражения допустимы и равнозначны. Даже получив сокращённое название, данное направление тут же приобрело второе прозвище – «стиль звёзд».

Формирование стиля происходило в период между двумя мировыми войнами, условно около двадцати лет. В послевоенные годы интерес к нему вернулся не сразу, на это потребовалось больше времени. Когда в 1960-х годах снова начали появляться интерьеры с мебелью и люстрами, тяготеющими к ар-деко, само течение ещё не считалось самостоятельным. Чаще всего его называли ответвлением модерна, во Франции носившего название ар-нуво.

Первый существенный рывок ар-деко осуществил на волне технологической перестройки общества, значительной урбанизации. Стремительное развитие техники, машин и механизмов, самолётостроение, использующие не только сухой математический расчёт, но и элементы декоративного подхода, сплелись воедино и нашли своё отражение в ар-деко. Таким образом, взамен традиционных проявлений декорирования с использованием ажура и цветочного орнамента, ноток флористики и плавных округлых форм, появилось более суровое течение. Здесь было больше правильных линий, геометрической чёткости, свойственной конструктивизму в промышленности и архитектуре. При этом, конечно же, изделия не начали выглядеть грубыми – они лишь приобрели иной оттенок своего шарма.

Специалисты по истории дизайна утверждают, что фактические основы стиля были полноценно заложены в западных странах в 20-х – 30-х годах прошлого столетия, но назревавшему качественному скачку помешала Вторая мировая война. Пришлось на некоторое время если и не забыть, то отбросить всё второстепенное и сконцентрироваться действительно на серьёзных вещах. С возвращением в 60-х годах, стиль приобрёл новое качество – простоту и некоторую визуальную суровость. Последняя была особенно полезна в архитектуре и при производстве мебели, хотя затем распространилась также на осветительные приборы и аксессуары. Сложнее прочих довелось стеклянным люстрам – эта разновидность источников света традиционно символизировала лёгкость, однако в каноническом ар-деко такого понятия не было и в помине. Тем не менее, стеклянные модели, пусть и чуть более строгие на вид со своим геометрическим орнаментом, всё же прижились, по-своему трансформировав стилистическое направление.

 

 Столовая с люстрой в стиле ар-деко

 

Внезапно, так и не достигнув пика своей славы, ар-нуво потерял актуальность. Около 25 лет он был лишь воплощён в имевшихся интерьерах, но не претерпевал развития. И только в 90-е годы его популярность начала возвращаться. Новые времена внесли свои правки, а дизайнеры видоизменили первоначальную концепцию. Если в начале ХХ-го века эстетика стиля была более аскетичной, то теперь он начал ассоциироваться с роскошью и богатством, аристократизмом и принадлежностью к высшим кругам.

Для изготовления накладных и подвесных светильников используются действительно дорогие материалы, сама технология производства многих элементов изделия сложна и дорогостояща, а итоговое качество продукции уравнивает сырьё и отделку в цене, делая продукцию премиальной. Следует отметить, что и визуально-психологическая концепция также сменилась: из сурового, монументального и немного довлеющего стиль трансформировался в полноценно декоративный, жизнерадостный и выразительный. Более того, в начале XXI-го века ар-деко скорее даже принято считать демонстративным: мол, он играет на тщеславии собственника подобных вещей и чувстве зависти наблюдателя, поскольку явственно показывает собственную стоимость.

Вместе с тем, называть стиль современным у профессионалов язык не повернётся: ар-деко сознательно вомногом ориентирован на стилистику минувшей эпохи. Имея хорошую базу, сейчас легко создавать требуемый налёт «правильного» времени. Умелое сочетание примитивного искусства, элементов экзотики и роскошной подачи делает рассматриваемое направление куда более интересным среди сравнительно однотипных течений последних десятилетий. Нелинейная история развития стиля позволяет дизайнерам экспериментировать, не выходя за рамки исторической канвы, сочетая американские направления с восточными, старину с современностью, плавность линий с геометрической чёткостью. То же самое касается и материалов: если обычные люстры из цветного стекла уже не так популярны, как раньше, то с нужным орнаментом они приобретают совершенно другой оттенок стиля.

Ключевой особенностью ар-деко и по сей день остаётся его неоднородность. Возможно, в каком-то контексте это и послужило бы существенным минусом, однако сейчас однозначно предоставляет дизайнерам максимальную гибкость в подходе к процессу творчества. Тот факт, что для данного течения одинаково характерны как прямые, так и ломаные линии, позволяет использовать изделия с противоположными свойствами. К примеру, классический интерьер не потерпит вольностей в стилистике мебели или форматах осветительных приборов, а ар-деко позволяет даже в жилых помещениях использовать линейные светильники, если они декорированы требуемым образом.

Ровно с тем же успехом можно экспериментировать и с материалами. Текстура каждого из них совершенно не важна – ключевую роль играет узнаваемая геометричность. Если это древесные кольца или зигзаги – пусть будут они, если скруглённые формы стекла – ничего страшного, холодность полированного металла – вполне корректная отсылка к конструктивизму. Применение текстиля, керамики, бронзы, кожи, мрамора и прочих материалов не способно разобщить концепцию ар-деко. В подобных интерьерах даже деревянные люстры легко сочетаются с дорогой мягкой мебелью из натуральной кожи, а подиумы в жилище не противоречат концепции роскошной утилитарности помещения. Вдобавок, с точки зрения работы осветительных приборов очень важно, чтобы в каждой комнате было достаточно объектов с глянцевыми поверхностями. И даже здесь ар-деко полностью соответствует такой производственной необходимости: ещё с семидесятых годов стиль включает в себя хромирование различных предметов как базовый компонент.

 

 Квартира-студия в стиле ар-деко

 

Применимость ар-деко

Пожалуй, самой неординарной особенностью рассматриваемого стиля является его демонстративная разобщённость. Если другие течения стремятся к единству всех элементов, визуальной целостности концепции и мгновенной узнаваемости, ар-деко не гонится ни за одним из этих явлений. Вместо создания единой композиции, стиль дробит её на отдельные фрагменты, обеспечивая расстановку акцентов на каждой вещи. Свет в данном случае лишь помогает зрителю быстрее фокусировать свой взор на отдельных объектах в интерьере. Разумеется, немалое значение здесь отводится светильникам направленного света, непосредственно воплощающим авторские задумки в жизнь.

Вместе с тем, ар-деко не переходит границу с музейным стилем: помещение остаётся жилым, по-своему обжитым, а не просто набором предметов, подготовленных для выставки. Грамотный дизайн балансирует на грани показной роскоши и сдержанной, несколько небрежной подачи всего великолепия интерьера. Нейтрализация выставочного эффекта осуществляется за счёт применения неярких цветов в отделке фона. Обои в таких помещениях зачастую либо чисто белые, либо чёрные, либо золотые. Для комбинации с ними могут использоваться оттенок слоновой кости и светло-коричневые вставки.

Ещё одна интересная особенность ар-деко – плохая совместимость с зеленью. Традиционно, вне зависимости от страны и континента, люди украшают своё жилище живыми растениями, однако в подобных интерьерах такое соседство практически не встречается. Его мало даже в виде узоров – растительные мотивы в отделке почти отсутствуют, обивка мягкой мебели обычно однотонна, а привычные нам люстры в стиле «флористика» считаются для ар-деко моветоном. С другой стороны, их есть, чем заменить – в подавляющем большинстве случаев это изделия классического стиля в неординарном исполнении. Трудно не согласиться с тем, что хрустальная люстра подчеркнётроскошь в доме, как ничто другое. Единственным её отличием среди подобных изделий послужит форма кристаллов – скорее всего, это будут правильные многогранники или нестандартного вида подвески, расположенные по особой системе.

В наше время стиль ар-деко как нельзя лучше применим для оформления гостиных, особенно с большим общим метражом. На этом пространстве есть, где развернуться великолепию, подчёркнутому разнонаправленным светом. Указанная ранее чёрно-белая с золотом цветовая гамма лучше всего подчёркивается свечением лампочек с тёплым оттенком. В отличие от большинства интерьеров, здесь подобная колористика фона не выглядит угнетающей и сонной. Наоборот, в подобной атмосфере раскрывается вся роскошь изделий с позолотой.

В этом же контексте важным аспектом является направленность. Зачастую здесь совершенно неуместно боковое освещение, из-за чего настенные светильники применяются крайне редко. Для описываемых целей гораздо нужнее вертикальный свет – как конусовидный, так и в виде световых столбов. Разумеется, в богатом жилище количество освещения – это одна из базовых характеристик. Много света здесь попросту не бывает: даже для создания романтической атмосферы существенно снижать освещённость в подобных интерьерах не рекомендуется, а для повседневного пользования – и подавно следует выбирать высокую яркость. Низко расположенные источники или светильники с малым углом разлёта лучей заставят обстановку выглядеть бедновато, что в данном случае совершенно равносильно полному краху.

 

 Уютная спальня в стиле ар-деко

 

Заключение

Стиль ар-деко пережил непростые времена, но сумел выстоять, переродиться в новом качестве и заслужить уважение людей другого поколения. В начале его триумфального пути в США случилась Великая депрессия, которая привела к обнищанию населения и отказу от всего, что не связано с сиюминутной утилитарностью. Полноценно добравшись до Европы, стиль натолкнулся на войну и её последствия, при которых мало у кого было желание всё также развлекаться, как и ранее. Быть неописуемо богатыми стало не только немодно, но даже странно, опасно и неуважительно к общечеловеческой трагедии.

Прошло время и ар-деко трансформировался вместе с возродившимся миром. На новом витке стиль сумел вобрать в себя компоненты нескольких культур и течений, напитаться духом разных эпох и научиться их сочетать. Пополнился также и арсенал используемых материалов – они стали более традиционными и изысканными, сформировалась общая цветовая гамма. По сей день ар-деко является воплощением мечты – пускай, и не всем доступной, но оттого не менее манящей.