Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Специфика освещения зоотоваров

В прошлой статье мы уже рассмотрели, какие приёмы принято использовать при оборудовании освещения в магазинах с живым товаром. Это далеко не все особенности, которыми мы хотели бы поделиться с читателями. В сегодняшней статье мы разберём, какие ещё аспекты имеет данная сфера и почему корма для определённых видов животных обычно находятся в противоположной от вольеров части магазина. Забегая наперёд, хочется отметить, что любые аспекты, не касающиеся непосредственного содержания товаров (в данном случае – животных), всегда сводятся к вопросам экономии или продиктованы аспектами мерчендайзинга и элементарного удобства.

Уход за питомцами требует достаточно большого набора различных аксессуаров, которые продаются в специализированных магазинах. Прежде всего, это различные приспособления для ухода за животными, посуда, игрушки, одежда, а также всяческие корма, добавки, витамины и лекарства. В большинстве случаев светильники в чисто торговой зоне выделяют акцентным лучом отдельные группы товаров или марку, а общий уровень освещённости держится на уровне, достаточном для прочтения этикеток и составов. Зачастую цветовая температура источников близка к нейтральному свечению, но вблизи некоторых боксов с животными может отклоняться в ту или иную сторону.

 

 Верхнее освещение в зоомагазине

 

Сочетание живого и неживого товара

Пожалуй, наиболее интересным и самым неоднозначным из аспектов данной сферы является тот, что внимание посетителей всегда приковано лишь к живущим в клетках питомцам. И только в том случае, если произойдёт покупка, оно переключается на различные вспомогательные товары. Ввиду такой неравномерности, можно заметить тенденцию выставлять огромные мешки с кормами и наполнителями для лотков на передний план в проходах между стеллажами, а преимущественную часть клеток с животными располагать вдоль стен.

Вдобавок нельзя игнорировать и тот факт, сколь ярким является такой магазин по своей сути. Окраска многих домашних любимцев и, в особенности, птиц, часто является одним из основных украшений магазина. Для того, чтобы как можно более эффектно преподнести всё это великолепие, необходимо использовать только те светодиодные лампы, индекс цветопередачи которых составляет не меньше 80 единиц. Разумеется, яркие упаковки товаров точно так же нуждаются в качественной подсветке. Таким образом, здесь нет противоречия между эстетическими потребностями и маркетинговыми задачами.

Качественные светодиодные светильники в полной мере отвечают тем требованиям, которые предъявляются для осветительных приборов в таких местах и даже способны сократить негативные эффекты. Например, одной из проблем зоомагазинов ещё чуть более десяти лет назад была сохранность пищевой продукции. В еду для животных производители стараются добавлять как можно меньше консервантов, поскольку при обилии химии питомцы попросту отказываются употреблять подобные корма. В итоге, значительная часть продукции, стоящая на открытых витринах, под действием лампочек накаливания, могла нагреваться и портиться со временем. Полупроводники же полностью решили эту проблему, поскольку не имеют значимого теплового излучения.

И если раньше всю скоропортящуюся продукция можно было освещать исключительно приборами, расположенными на потолке, то теперь нет совершенно никаких проблем с адресной подсветкой полок светильниками на прищепках. Не менее позитивно сказалось и отсутствие ультрафиолета в излучении светодиодов, благодаря чему появилась возможность делать упаковки более открытыми и прозрачными. Эта мелкая мера в действительности существенно повышает привлекательность продукции, поскольку показывает владельцам животных, что именно они приобретают в магазине. Наконец, нельзя забывать, что наряду с сухими продуктами питания в таких местах могут продавать и живой корм для отдельных видов животных. Он в ещё большей степени подвержен порче под воздействием вредоносного термического излучения, а потому в наше время станет выглядеть гораздо лучше, чем это было ранее.

Кроме того, по меньшей мере половина осветительных приборов в таких магазинах функционирует в нетипичном режиме: например, в сутки на 20 часов работы приходится всего 4 часа отдыха или же для поддержания правильного режима сна светильники включаются всего на 12 часов, а потом отключаются вне зависимости от внешних факторов. При этом не берётся в расчёт ни естественная освещённость за окном, характерная для данного сезона, ни часы работы магазина.

Привычки и биоритмы животных пытаются соблюдать всеми доступными способами и использование автоматики в этом плане существенно помогает. Для отдельных насекомых, членистоногих или рептилий поддерживается режим гибкой освещённости. С этой целью осветительное оборудование управляется не выключателями, а светорегуляторами, которые позволяют плавно повышать или снижать яркость в течение суток.

Основную же часть здешней автоматики формируют датчики освещённости и таймеры, позволяющие полноценно следить за соблюдением режима животных – в том числе, по ночам и в выходные дни, когда персонала может не быть вовсе. В крупных вольерах для собак иногда даже устанавливаются датчики движения, реагирующие на активность питомцев. Справедливо будет сказать, что современное оборудование берёт на себя часть жизненно важных обязанностей, перенимая функции хозяев и дрессировщиков. В отдельных продвинутых магазинах система кормления также автоматизирована, что позволяет администрации вдобавок к охране не нанимать дополнительного сотрудника для присмотра за питомцами в нерабочее время.

 

 Освещение торгового зала в магазине зоотоваров

 

Важные маркетинговые аспекты

Общей привлекательности самому магазину придают пёстрые вывески и разноцветная реклама. По вечерам естественного освещения не хватает и на выручку приходят прожекторы, которые подсвечивают название заведения и основные декоративные элементы. Тем не менее, на этом все хитрости зоомагазинов не заканчиваются. С появлением современных средств рекламы, всё чаще стали использоваться различные динамические устройства и конструкции. С ними очень выгодно сочетаются светодиодные ленты, дающие свет будто бы изнутри таких фигур.

Крупные витрины, занимающие часть окна, чаще всего посвящают какому-либо одному виду продукции или животному. Обычно предприниматели стараются не экспериментировать и использовать проверенные образы кошек и собак, как наиболее типичных питомцев. Для того, чтобы привлечь детей (которые в свою очередь могут уговорить взрослых на покупку домашнего любимца) применяется множество приёмов. Один из таких – это торжественная иллюминация, гирлянды или контурная подсветка, выполненная из гибкого неона. Подобный светодиодный шнур в эластичном корпусе способен принимать практически любые формы, что позволяет использовать его в качестве декора, складывая всеми узнаваемые образы.

Практически в каждом магазине присутствует пара ведущих торговых марок так называемой «вспомогательной» продукции, с помощью которых собственник получает основной доход. Этим товарам необходимо обеспечить максимальную привлекательность – и в первую очередь за счёт освещения. Чаще всего тематические стеллажи вынесены несколько вперёд и акцентировано подсвечиваются целым рядом спот-светильников, расположенных на потолке и стенах. При этом не имеет значения ни размер товаров, ни их предназначение – во главу угла поставлена цель сделать бренд как можно более знакомым для посетителей, чтобы в дальнейшем они приобрели несколько единиц продукции.

Часто можно заметить, что некоторые корма для собак и кошек располагаются в самом конце торгового зала, но никак не возле вольеров тех, для кого предназначены. Такое позиционирование товаров преследует две цели. Во-первых, постоянно ощущая запах корма, животное может потерять к нему интерес и не употреблять в дальнейшем, ведь проживающих в магазине питомцев зачастую кормят гораздо скромнее. Во-вторых, так пытаются увлечь вглубь магазина тех покупателей, кто пришёл исключительно за кормом. Человек вынужден пройти мимо пары витрин и нескольких десятков разновидностей мелкой сопутствующей продукции, а это повышает шансы на то, что покупатель заинтересуется, остановится и купит что-либо ещё сверх запланированного изначально.

Самый яркий свет традиционно располагается в отсеках с посудой и игрушками. И если даже по всему залу верхний свет обеспечивают обычные LED-панели, то здесь наверняка будет дополнительный источник света на средней высоте. Всё дело в том, что хозяева очень часто поступают дальновидно – приходят в магазин не одни, а со своим питомцем. Тогда наверняка удастся купить такую игрушку, которая понравится животному. Именно для того, чтобы любимец сам сделал этот выбор, здесь стараются качественно осветить нижние полки. Более того, именно здесь складывают всё то, что может заинтересовать собаку или кошку, но никогда не придёт в голову приобретать их хозяевам. Безусловно, животные не различают брендов, но известные компании делают ставку не на визуальную составляющую, а на запахи. Обычно их корм и игрушки опрыскиваются одними и теми же натуральными ароматизаторами, чтобы животное выбирало игрушки узнавая их исключительно при помощи обоняния.

Обувь и одежду нередко выносят в отдельное помещение магазина, поскольку они нуждаются в примерке. Животные могут вести себя неспокойно в присутствии множества людей в основном зале, всё время на что-либо отвлекаясь. А в этой своеобразной примерочной удаётся подобрать нужный размер и фасон гораздо быстрее. Важно отметить, что здесь практически всегда используются лампы с тёплым цветом свечения – и тому есть простое объяснение. Дело в том, что одёжка на питомцев подбирается для ношения в зимний период, а, значит, она должна хорошо греть. При соответствующей цветовой температуре у людей складывается впечатление, будто изделие действительно очень тёплое, практически вне зависимости от толщины материала. Эта уловка совершенно не свидетельствует о недобросовестности магазина – скорее всего, продаваемые одежда и обувь имеют надлежащее качество. Просто именно при таком подходе владельцам животных удаётся быстрее определиться с выбором, а сами любимцы чувствуют атмосферу, похожую на домашнюю, и ведут себя спокойнее при примерке.

 

 Подсветка стеллажей с кормами для животных

 

Ветеринарные аптеки

В общем и целом, ветеринарные аптеки обустроены по тому же принципу, что и магазины профильного направления, с той только разницей, что они уже являются заведениями другого типа и обязаны подчиняться единым нормативам. Медикаменты для животных точно так же, как и для людей, должны храниться и реализовываться по законодательно определённым правилам. Согласно им, все источники света должны быть надёжно изолированы и не оказывать термических воздействий на препараты и пищевые добавки.

При этом, конечно же, в силе остаётся и рекламная составляющая. Освещение аптек практически всегда организовано таким образом, чтобы свет был равномерным на всей площади заведения и позволял легко читать этикетки. В качестве верхних источников принято применять подвесные светильники и трековые системы. Первые обеспечивают требуемую однородность, а вторые отвечают за адресную подсветку тематических секций или торговых марок.

Как для поддержания необходимого санитарно-гигиенического уровня, так и для увеличения эффективной освещённости, внутри аптек всегда много светоотражающих поверхностей. Во-первых, это неизменное напольное покрытие в виде глянцевой плитки, а во-вторых – отделка стен в светлых тонах. Кроме того, и сами стеллажи зачастую имеют светлую окраску, подчёркивающую серьёзность продукции и увеличивающую освещённость пространства. Декоративная составляющая в таких местах минимизирована и обычно сводится к небольшим иллюстрациям видов животных и/или их пород, для которых предназначаются конкретные лекарственные средства.