Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Специфика музейно-выставочного освещения

Вряд ли кто-то станет спорить, что экспозиционные площади требуют совершенно особенного освещения, в значительной мере отличающегося ото всех иных жилых и нежилых помещений. Здешний свет обязан не просто быть качественным и правильно направленным, но ещё и подчёркивать представленные работы как можно лучше. Таким образом, привычные характеристики интенсивности, светового потока, угла рассеивания и цветовой температуры приобретают кардинально другой уровень значимости. На территории выставок именно свет формирует настроение посетителей, позволяет им настроиться правильным образом на созерцание всевозможных шедевров и экспонатов.

Кроме чисто технических аспектов и очевидной комфортообразующей составляющей, освещение выставки должно также соответствовать задумке автора произведений. Нередко творец прямо диктует организаторам правила постановки света, который поможет правильно передать его собственную индивидуальность и лучше отразить сущность произведения. Не принимая во внимание особенности экспозиции, галерейщики рискуют потерять всяческое уважение публики и художников, игнорируя определённые смысловые компоненты произведений, а потому выстраивать освещение для авторской выставки лучше всего прямо с их создателями и экспертами.

 

 Трековые светильники в галерее

 

Специфика музейно-выставочного освещения

Используемые здесь светильники практически всегда имеют очень высокое качество. Их приобретение является весьма недешёвым удовольствием, однако без него посетителей заведение вряд ли дождётся. Справедливости ради, отметим, что государственные музеи и муниципальные галереи страдают от недостатка желающих полюбоваться чьим-либо творчеством не только по этой причине, однако атмосфера в них всё же оставляет желать лучше по причине недостатка качественного освещения. Создаваемая приборами световая картина должна одновременно охватывать помещение целиком, придавая ему единства, расставлять акценты на требуемых объектах и быть комфортной для длительного пребывания человека. Часто при проектировании освещения здесь прибегают к частичной интеграции осветительных приборов и архитектурных форм, имеющихся в самом выставочном зале. Таким образом достигается большая органичность, равномерность и мягкость освещения.

Любой используемый в таких местах светодиодный светильник обязан соответствовать набору несложных правил. В первую очередь, он должен иметь достаточный ресурс для долговременной и стабильной работы, полностью исключать мерцание и стробоскопический эффект, а также позволять легко менять лампочки без существенной разборки корпуса, что может неоднократно пригодиться при смене экспозиции. В целом же, говоря о принципах организации света в музейно-выставочных залах, исключению подлежат такие факторы как высокая блёскость, чрезмерное количество отражающих и зеркальных поверхностей, избыточная контрастность.

Отдельно необходимо упомянуть два весьма важных аспекта, называемых регулируемостью световой конструкции и регулируемостью световой картины. Первое понятие говорит о том, что подавляющее большинство приборов, используемых для указанных целей, в обязательном порядке должны иметь максимальную степень свободы. Потолочные светильники с поворачивающимся плафоном обычно применяют как в больших, так и в малых залах, поскольку данные модели позволяют гибко регулировать освещённость и являются оптимальным решением для большинства музейных задач. В то же время, модели с неподвижным плафоном на потолок вешают только в том случае, если вид и размер данной секции неизменен – например, в музеях истории и природы, где экспозиция не меняется десятилетиями.

В свою очередь, понятие регулируемости световой картины в большей степени связано с дополнительным техническим оснащением осветительных конструкций. Основное внимание здесь уделяется тому, чтобы применялись только качественные светодиодные лампы, позволяющие использовать режим диммирования. Фактически, диммеры в помещении полностью замещают обычные выключатели, но при их наличии сотрудники учреждения получают возможность изменять освещённость помещений или их отдельных зон без необходимости физической замены ламп. Требуемая регулировка яркости осуществляется вручную и может даже неоднократно корректироваться в течение дня, чтобы правильно коррелировать с естественной освещённостью.

 

 Споты в освещении картинной галереи

 

Определение целей и задач выставочного освещения

На данном этапе мы не станем привязываться к конкретному типу экспозиций или учреждений, а сконцентрируемся на том, чего же необходимо достигнуть в результате грамотных действий. Не будет сильным преувеличением сказать, что организация света в таком месте также является разновидностью искусства. Всё, что касается визуального восприятия, должно быть подобранно верно: одновременно изысканно и крайне полезно для реализации конкретной задачи.

  1. Самым главным аспектом, разумеется, является правильное общее восприятие экспонатов. Для того, чтобы посетители с любым зрением имели возможность рассмотреть содержимое стеллажей или произведения на полотнах, применяют несколько разновидностей подвесных светильников. Их миссия – в максимальной степени способствовать быстрому распознаванию объектов, корректному восприятию формы, цвета и текстуры выставленных образцов. Немалую роль здесь играет не только яркость, но и уровень цветопередачи ламп. Чем он выше, тем натуральнее будут цвета на картинах и естественные внутренние тени на скульптурных композициях.
  2. Не менее важным является и фактор безопасности. Музейщикам часто приходится искать компромиссы между тем, как наиболее интересно представить какой-либо объект, и при этом не навредить ему. Художественные экспонаты имеют неприятное свойство выцветать со временем, а под ярким светом ламп эти процессы только ускоряются. В связи с этим для картин обычно применяется подсветка чуть издали – косвенным, фоновым или отражённым светом. Ну а предметы старины, монеты, каменные, деревянные и металлические орудия, статуэтки или иные подобные изделия вполне допустимо освещать даже с близи лампами на прищепках. Они не столь сильно подвластны влиянию света и времени, и в большей степени нуждаются в защите от злоумышленников или нерасторопных посетителей, способных повредить их по незнанию.
  3. Безопасность в отношении людей также входит в круг прямых «обязанностей» качественного освещения. Обычно группа приходящих сюда любителей старины и искусства пребывает на сравнительно небольшой территории в течение нескольких часов. И посвящено это время не активным развлечениям, а созерцанию и мерному прохождению между стеллажами, витринами или развешенными картинами, а потому является довольно утомительным процессом. Не станем лукавить, многие люди считают посещение музеев занятием скучным, и этот аспект также принимается во внимание при постановке света. Правильное освещение создаёт ненавязчивую и комфортную атмосферу, а не давящую и гнетущую, которая годами была присуща музеям советского периода. Современные спот-светильники вносят даже в самый хорошо стилизованный исторический интерьер не только акцентированный, но и одновременно тонизирующий свет. Длительное пребывание на ногах утомляет наблюдателя, а мягкий, но яркий свет позволяет лучше сконцентрироваться на речи экскурсовода, помогая не потерять нить повествования, отвлёкшись на собственные ощущения.
  4. Естественно, для огромных и для небольших экспонатов требуется разное освещение, однако суть его одна – привлечь к данным объектам необходимое внимание публики, пробудить и поддержать интерес к каким-либо аспектам. Крупные объекты освещают преимущественно светильниками направленного света с двух или трёх сторон одновременно, а для мелких применяют те же самые споты или точечные светильники. Чем больше труда приложено к грамотной расстановке акцентов, тем выгоднее будет смотреться экспозиция в целом.
  5. Наконец, локальное и верхнее освещение экспозиции должны вместе ложиться в одну канву. Тематические зоны или залы обычно имеют собственную подсветку, но в целом посетителю обязательно видеть единство. Этого достигают, выстраивая витрины полукругом или кольцом, замыкая световую картину верхним светом. Публика может даже не видеть центрального подвесного потолочного светильника, но именно его лучи как бы «собирают» всё помещение воедино, концентрируя лучи к центру.

 

 Освещение галереи трековыми светильниками

 

Знаковые ошибки в световой концепции

Можно без преувеличения говорить о том, что наиболее вредоносным явлением для постановки света на выставках является халатное отношение персонала. Наверняка каждый человек, читающий эти строки, сталкивался с ситуацией, когда при попытке рассмотреть картину или старинный документ в витрине ему банально не хватало света. В глубине души Вы на это досадовали, но продолжали изучать выставку дальше. Тем не менее с предельно высокой степенью вероятности такая ситуация не является реализацией авторской задумки, а лишь небрежным отношением работников.

Число светильников в выставочных залах всегда достаточно высоко, чтобы суметь направить на каждый мало-мальски важный объект хотя бы одну единицу осветительной техники. Однако это требует проведения большой работы для техников: установки лестницы, корректировки угла свечения и пр., а потому нередко игнорируется. В результате посетители покидают учреждение несколько разочарованными, с неприятным осадком от того, что у них, вроде бы, и была номинальная возможность увидеть больше, но их её лишили.

На самом же деле в наше время есть простое и лаконичное решение – встраиваемые мебельные светильники. Они размещаются прямо в стенках витринного ящика и позволяют отлично осветить его содержимое. При этом энергопотребление таких приборов не приведёт к избыточным затратам заведения, а яркости всего двух изделий хватит для комфортного изучения достаточно большого количества мелких экспонатов. С большими объектами обычно особых проблем не возникает, поскольку они так или иначе попадают под лучи нескольких верхних источников и вполне пригодны к изучению. Даже если какой-то фрагмент публике виден не будет, общее впечатление от посещения инсталляции не испортится.

Ошибки в расстановке света не позволяют публике получить те впечатления, которые заложены авторами или запланированы организаторами выставки. И это не просто досадно – это прямо противоречит самой сущности похода на подобное мероприятие и посещение экскурсии. На самом деле предъявляемые к здешним осветительным системам требования не настолько сложны, чтобы отказывать публике в удовольствии получить желаемые впечатления. Далее мы перечислим несколько самых типичных ошибок, встречающихся в музеях.

  • Использование светильников с низким индексом передачи цветов.
  • Применение избыточно экранированных источников света (матовых плафонов с не очень яркими лампами, неуместное использование бра в качестве единственного местного источника света для освещения большой прилежащей площади и пр.).
  • Включение в исторические интерьеры светильников из нынешней эпохи на видимых местах, несоответствие общей эстетики или стилистики светильников и обстановки.
  • Подбор чересчур яркого освещения для залов с небольшим метражом, что оказывает давящий эффект.
  • Неверное позиционирование приборов, приводящее к обилию отблесков или отражений.
  • Применение ламп накаливания с гнетущим жёлтым свечением вместо светодиодных моделей с нейтральным светом.
  • Неуместная подсветка пустующей периферической зоны экспозиции вместо акцентированного освещения выставленных объектов.

 

Рассмотренная сегодня тематика получит своё развитие в следующей статье нашего блога. Следите за обновлениями на сайте, чтобы узнать больше.