Сколько света требуется для освещения жилья?
При входе в помещение каждый человек неосознанно анализирует освещённость в нём. Это связано с тем, что мы пытаемся рассмотреть объекты, напрягая свои глаза в разной степени. В результате же наряду с физически воплощённым интерьером люди отмечают для себя и качество освещения. Таким образом формируется не только впечатление о самом месте, но и наше настроение, что ничуть не менее важно.
Не секрет, что в некоторых местах человека клонит ко сну, а в других – наоборот, вскипает энтузиазм приступить к какой-либо деятельности. Легко сделать вывод, что в первом случае свет в помещении был приглушён, а во втором присутствовала высокая яркость. Разумеется, можно грешить на лампочки или светильники, однако световую концепцию в своём жилище определяем только мы сами. Давайте же разберёмся, сколько света и в каких пропорциях нужно обычной украинской семье для комфортного существования.
Оценка и нормирование потребностей
Если Вы хотите изменить световую картину в своём доме, самое первое, что следует сделать – это трезво оценить используемость каждой комнаты и отдельных зон в них. Очень часто случается, что мы неверно расставляем приоритеты, недооцениваем или переоцениваем значимость какого-либо участка в своём жилье.
Типичный пример – спальня. Если ваша семья живёт в двух- или трёхкомнатной квартире, то с максимальной вероятностью спальня взрослых используется не очень активно: преимущественную часть времени жильцы проводят в гостиной, а дети – в своей комнате. Таким образом, искусственное освещение в спальне фактически используется только вечером, когда люди готовятся ко сну. То есть, большое количество светильников здесь не очень оправданно, а яркий свет перед отдыхом также мало вяжется с расслабляющей атмосферой.
Ещё один распространённый пример – гостиная, особенно в семьях без детей. Скорее всего, что домочадцы в этом помещении только лишь смотрят телевизор, сидя на диване, или там же занимаются мелкими домашними делами: читают, вяжут, иногда работают за ноутбуком. Таким образом, вторая половина комнаты попросту простаивает как малофункциональная. Освещать её не имеет смысла: пользы для людей никакой, а дополнительный расход электроэнергии ведёт к неразумным тратам на оплату коммунальных платежей.
Таким образом, совершенно очевидно, что количество и яркость используемых светодиодных светильников должны быть скорректированы с учётом реальных потребностей жильцов. Фактически, все нормативы подобного толка уже разработаны специалистами и собраны воедино в документе под названием «Государственные строительные нормы» (ДБН «Природнє та штучне освітлення»). Здесь описаны десятки типичных осветительных ситуаций и приведены нормы мощности источников света, подходящей для каждой из них.
Прежде, чем перейти к расчётам яркости в первом приближении, давайте чётко структурируем осветительную концепцию во всём доме. Для этого необходимо разбить все помещения по категориям.
- Самыми яркими местами традиционно являются кухня и детская комната. В этих помещениях располагаются не только люстры, которые дают общий верхний свет, но и более мелкие приборы локального действия – настенные или встраиваемые в мебель.
- Вторыми по яркости следуют те участки гостиных, на которых люди фактически проводят своё время, а также кабинеты или рабочие места в комнатах. В обоих случаях обычно необходимо не только равномерное освещение сверху-вниз, но и направленное.
- Третье место по описанным ранее причинам удерживает спальня – для пущего удобства здесь может быть необходимо несколько светильников, но общий уровень яркости приборов всё же ниже, чем в других местах.
- На четвёртом месте расположились прихожие, коридоры и лоджии с подсветкой. Все эти места в силу своей специфики обычно используются не очень долго и без напряжения для глаз.
- Наконец, на пятом месте стоят ванные комнаты, туалеты и кладовые – здесь будет вполне достаточно самого мягкого света, а некоторые люди любят даже заметно приглушённый, позволяющий принять ванну в максимально расслабленном состоянии.
Последнее, о чём необходимо упомянуть – это гибкость освещения в зависимости от функционального наполнения. В подавляющем большинстве случаев это касается самой крупной комнаты в доме, служащей гостиной, однако этот вопрос может затрагивать и кабинет. Речь идёт о том, что в подобных помещениях периодически может собираться нетипично большое количество людей – для проведения праздника или дружеских бесед. Таким образом, кроме люстры, необходимо предусмотреть ещё один независимый контур освещения. Чаще всего это несколько парных настенных светильников, размещаемых на противоположных стенах комнаты – они включаются на время семейных мероприятий, добавляя яркости, но в повседневной жизни практически не используются. Особняком в этом плане стоят спальни: здесь также наряду с люстрой требуются более мелкие осветительные приборы – бра. Они помогают настроиться на отдых, почитать в постели и погасить свет без необходимости вставать и идти через всю комнату к выключателю.
Прикидочный расчёт для бытовых условий
Уровень освещённости пространства в наше время приобрёл некоторую сложность для понимания. Связано это с тем, что все базовые нормативы рассчитывались ещё во времена активного и повсеместного использования лампочек накаливания, а потому все величины автоматически привязывались к мощности изделий. Сейчас, когда появилось огромное количество светодиодных ламп с пониженным энергопотреблением, стало очевидно, что следует перейти на привязку к характеристике светового потока.
Для вычисления суммарного значения уровня яркости специалисты предлагают умножать площадь рассматриваемого помещения (или зоны) на коэффициент удельной мощности Р, измеряемый в Вт/м2. Значение последнего может меняться при оценке показателей для комнат с потолками выше трёх метров. Чтобы уравновесить эффекты, в таких местах довольно уместно монтировать подвесные светильники, опуская их на более привычную высоту.
Памятуя группировку помещений, приведённую выше, несложно будет произвести простые математические операции.
1) Для участков и комнат из первой группы необходима освещённость на уровне 250-300 лк, что в случае светодиодных изделий соответствует коэффициенту Р, равному 3,5-4 Вт/м2.
2) Вторая группа рассчитана на 220-250 лк и имеет удельный коэффициент около 3,3 Вт/м2.
3) Освещённость среднего уровня для бытовых условий составляет 180-220 лк с мощностью до 3 Вт/м2.
4) В свою очередь, четвёртая категория предполагает около 150-180 лк, а коэффициент Р равен 2,8 Вт/м2.
5) Самые тусклые, но всё ещё комфортные зоны имеют освещённость на уровне 100-150 лк и удельную мощность в 2-2,5 Вт/м2.
Иногда может возникнуть необходимость немного перераспределить освещённость в помещении – например, когда жильцы чаще предпочитают использовать боковую настенную подсветку вместо включения люстры. Описанная ситуация показывает, что приборы редко работают одновременно и дублируют друг друга, так что вполне допустимо установить такие настенные светильники для гостиной, которые фактически возьмут на себя функции основного источника света.
Всегда следует помнить лишь об одном: освещённость непосредственно связана с расстоянием между источником света и объектом, который освещается. Причём это относится и к вертикальному, и к горизонтальному, и к диагональному распространению лучей. Разместив один довольно мощный светильник в углу комнаты или у дальней стены, не следует ожидать комфорта за счёт компенсаторного эффекта. Для равномерности освещения в большинстве комнат требуется либо крупная рожковая люстра, направляющая лучи в разные концы помещения, либо несколько равномерно стоящих светильников.
Добавим, что специалисты производят расчёт по гораздо более сложным алгоритмам. Они принимают во внимание форму комнаты, её архитектурные особенности, соотношение сторон, количество и габариты элементов интерьера, цвет отделки стен и обивки мебели, наличие глянцевых и зеркальных поверхностей. Кстати, с учётом всех этих факторов в обычной квартире реальная освещённость будет выше в полтора раза, чем рассчитанная по алгоритму выше. Это абсолютно нормальная ситуация, типичная для нашего жилья, и поправка на это уже была заложена в величину удельной мощности Р.
В целом же, учёт погрешности профессионалы разбивают на две составляющие: функциональную и ситуативную. Первая связана с тем, что человек неминуемо использует свет неодинаково – садится к источнику под разным углом, сам себе создаёт тень или же выполняет различные активности в разных зонах помещения. Предусмотреть все эти случаи попросту невозможно – взамен лучше перестраховаться и установить несколько осветительных приборов взамен одного-единственного. Так не только смягчатся тени, но и вырастет вероятность того, что, развернувшись в определённом направлении, жилец перейдёт от конуса света первого источника к конусу света другого. В свою очередь, ситуативный аспект отражает наличие естественного света в помещении в различное время суток, сторону света, куда выходят окна, высоту потолков и преобладающую цветовую гамму отделки, которая повлияет не только на результирующую освещённость, но и на подбор лампочек с определённой цветовой температурой. По аналогии с лампами накаливания многие приобретают модели с тёплым оттенком свечения, хотя специалисты утверждают, что гораздо более универсальными являются изделия с нейтральным тоном излучения. Редко используемыми в быту остаются лишь лампочки с холодным цветом света – они находят своё применение разве что в качестве подсветки застеклённых лоджий или кладовок, где необходим контрастирующий или даже голубоватый оттенок вместо усыпляющего тёплого.
Заключение
Световой дизайн складывается из множества мелких нюансов, однако его канву формирует именно грамотно выстроенное и функциональное освещение. Порой люди даже бывают некоторое время недовольны свежим ремонтом и его удобством, пока не придут к мысли, что им банально не хватает света. Разумеется, освещение должно быть дозированным, однако с полной уверенностью можно говорить о том, что только лишь один и притом неяркий источник допустим разве что в кладовке. Все остальные зоны и помещения нуждаются по меньшей мере в двух приборах. Даже в ванной комнате наряду с верхним светом сейчас всё чаще используют адресный – подсветки для зеркал или двухстороннее направленное освещение. В жилых же помещениях эти явления ещё более применимы: поддерживающий свет помогает расставлять визуальные акценты, графически рифмовать элементы отделки, регулировать освещённость под свои нужды, а кроме того, нередко ещё и экономить электроэнергию.
Не нужно забывать о колористике, формирующий атмосферу и настроение. Причём в первую очередь речь идёт о той, которая тяготеет к естественному освещению. Везде, где это только возможно, старайтесь полнее задействовать световые проёмы, прибегайте к приёмам имитации солнечного света в дальних углах. Даже возле рабочего места помните о физиологии органов зрения: света должно быть ровно столько, чтобы человеку было комфортно выполнять свои задачи. Избыток белого и отражённого свечения ведёт к усталости глаз, потому превышать верхние границы не стоит даже в тех случаях, когда письменный стол, казалось бы, стоит в тёмной зоне. Наконец, декоративное освещение должно оставаться фоновым, оттеняющим, не перетягивающим на себя внимание наблюдателя.
В основе комфортного, сбалансированного и равномерного освещения лежит вариативность форм – не следует опасаться установки осветительных приборов разного рода: люстр, настенных светильников, торшеров и бра. Каждый из них выполняет собственные функции в Вашем доме и не создаёт атмосферы избыточности. Гораздо лучше иметь возможность выключить часть освещения, чем сидеть в полумраке, не позаботившись об альтернативном или локальном освещении. На всех этапах своих расчётов разумнее несколько завышать мощность и/или количество требуемых лампочек, тем самым создавая себе функциональный резерв.