Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Сколько света требуется для освещения жилья?

При входе в помещение каждый человек неосознанно анализирует освещённость в нём. Это связано с тем, что мы пытаемся рассмотреть объекты, напрягая свои глаза в разной степени. В результате же наряду с физически воплощённым интерьером люди отмечают для себя и качество освещения. Таким образом формируется не только впечатление о самом месте, но и наше настроение, что ничуть не менее важно.

Не секрет, что в некоторых местах человека клонит ко сну, а в других – наоборот, вскипает энтузиазм приступить к какой-либо деятельности. Легко сделать вывод, что в первом случае свет в помещении был приглушён, а во втором присутствовала высокая яркость. Разумеется, можно грешить на лампочки или светильники, однако световую концепцию в своём жилище определяем только мы сами. Давайте же разберёмся, сколько света и в каких пропорциях нужно обычной украинской семье для комфортного существования.

 

 

Освещение интерьера трековыми светильниками

 

Оценка и нормирование потребностей

Если Вы хотите изменить световую картину в своём доме, самое первое, что следует сделать – это трезво оценить используемость каждой комнаты и отдельных зон в них. Очень часто случается, что мы неверно расставляем приоритеты, недооцениваем или переоцениваем значимость какого-либо участка в своём жилье.

Типичный пример – спальня. Если ваша семья живёт в двух- или трёхкомнатной квартире, то с максимальной вероятностью спальня взрослых используется не очень активно: преимущественную часть времени жильцы проводят в гостиной, а дети – в своей комнате. Таким образом, искусственное освещение в спальне фактически используется только вечером, когда люди готовятся ко сну. То есть, большое количество светильников здесь не очень оправданно, а яркий свет перед отдыхом также мало вяжется с расслабляющей атмосферой.

Ещё один распространённый пример – гостиная, особенно в семьях без детей. Скорее всего, что домочадцы в этом помещении только лишь смотрят телевизор, сидя на диване, или там же занимаются мелкими домашними делами: читают, вяжут, иногда работают за ноутбуком. Таким образом, вторая половина комнаты попросту простаивает как малофункциональная. Освещать её не имеет смысла: пользы для людей никакой, а дополнительный расход электроэнергии ведёт к неразумным тратам на оплату коммунальных платежей.

Таким образом, совершенно очевидно, что количество и яркость используемых светодиодных светильников должны быть скорректированы с учётом реальных потребностей жильцов. Фактически, все нормативы подобного толка уже разработаны специалистами и собраны воедино в документе под названием «Государственные строительные нормы» (ДБН «Природнє та штучне освітлення»). Здесь описаны десятки типичных осветительных ситуаций и приведены нормы мощности источников света, подходящей для каждой из них.

Прежде, чем перейти к расчётам яркости в первом приближении, давайте чётко структурируем осветительную концепцию во всём доме. Для этого необходимо разбить все помещения по категориям.

  • Самыми яркими местами традиционно являются кухня и детская комната. В этих помещениях располагаются не только люстры, которые дают общий верхний свет, но и более мелкие приборы локального действия – настенные или встраиваемые в мебель.
  • Вторыми по яркости следуют те участки гостиных, на которых люди фактически проводят своё время, а также кабинеты или рабочие места в комнатах. В обоих случаях обычно необходимо не только равномерное освещение сверху-вниз, но и направленное.
  • Третье место по описанным ранее причинам удерживает спальня – для пущего удобства здесь может быть необходимо несколько светильников, но общий уровень яркости приборов всё же ниже, чем в других местах.
  • На четвёртом месте расположились прихожие, коридоры и лоджии с подсветкой. Все эти места в силу своей специфики обычно используются не очень долго и без напряжения для глаз.
  • Наконец, на пятом месте стоят ванные комнаты, туалеты и кладовые – здесь будет вполне достаточно самого мягкого света, а некоторые люди любят даже заметно приглушённый, позволяющий принять ванну в максимально расслабленном состоянии.

Последнее, о чём необходимо упомянуть – это гибкость освещения в зависимости от функционального наполнения. В подавляющем большинстве случаев это касается самой крупной комнаты в доме, служащей гостиной, однако этот вопрос может затрагивать и кабинет. Речь идёт о том, что в подобных помещениях периодически может собираться нетипично большое количество людей – для проведения праздника или дружеских бесед. Таким образом, кроме люстры, необходимо предусмотреть ещё один независимый контур освещения. Чаще всего это несколько парных настенных светильников, размещаемых на противоположных стенах комнаты – они включаются на время семейных мероприятий, добавляя яркости, но в повседневной жизни практически не используются. Особняком в этом плане стоят спальни: здесь также наряду с люстрой требуются более мелкие осветительные приборы – бра. Они помогают настроиться на отдых, почитать в постели и погасить свет без необходимости вставать и идти через всю комнату к выключателю.

 

 Комната с декоративной подсветкой потолков

 

Прикидочный расчёт для бытовых условий

Уровень освещённости пространства в наше время приобрёл некоторую сложность для понимания. Связано это с тем, что все базовые нормативы рассчитывались ещё во времена активного и повсеместного использования лампочек накаливания, а потому все величины автоматически привязывались к мощности изделий. Сейчас, когда появилось огромное количество светодиодных ламп с пониженным энергопотреблением, стало очевидно, что следует перейти на привязку к характеристике светового потока.

Для вычисления суммарного значения уровня яркости специалисты предлагают умножать площадь рассматриваемого помещения (или зоны) на коэффициент удельной мощности Р, измеряемый в Вт/м2. Значение последнего может меняться при оценке показателей для комнат с потолками выше трёх метров. Чтобы уравновесить эффекты, в таких местах довольно уместно монтировать подвесные светильники, опуская их на более привычную высоту.

Памятуя группировку помещений, приведённую выше, несложно будет произвести простые математические операции.

1)    Для участков и комнат из первой группы необходима освещённость на уровне 250-300 лк, что в случае светодиодных изделий соответствует коэффициенту Р, равному 3,5-4 Вт/м2.

2)    Вторая группа рассчитана на 220-250 лк и имеет удельный коэффициент около 3,3 Вт/м2.

3)    Освещённость среднего уровня для бытовых условий составляет 180-220 лк с мощностью до 3 Вт/м2.

4)    В свою очередь, четвёртая категория предполагает около 150-180 лк, а коэффициент Р равен 2,8 Вт/м2.

5)    Самые тусклые, но всё ещё комфортные зоны имеют освещённость на уровне 100-150 лк и удельную мощность в 2-2,5 Вт/м2.

Иногда может возникнуть необходимость немного перераспределить освещённость в помещении – например, когда жильцы чаще предпочитают использовать боковую настенную подсветку вместо включения люстры. Описанная ситуация показывает, что приборы редко работают одновременно и дублируют друг друга, так что вполне допустимо установить такие настенные светильники для гостиной, которые фактически возьмут на себя функции основного источника света.

Всегда следует помнить лишь об одном: освещённость непосредственно связана с расстоянием между источником света и объектом, который освещается. Причём это относится и к вертикальному, и к горизонтальному, и к диагональному распространению лучей. Разместив один довольно мощный светильник в углу комнаты или у дальней стены, не следует ожидать комфорта за счёт компенсаторного эффекта. Для равномерности освещения в большинстве комнат требуется либо крупная рожковая люстра, направляющая лучи в разные концы помещения, либо несколько равномерно стоящих светильников.

Добавим, что специалисты производят расчёт по гораздо более сложным алгоритмам. Они принимают во внимание форму комнаты, её архитектурные особенности, соотношение сторон, количество и габариты элементов интерьера, цвет отделки стен и обивки мебели, наличие глянцевых и зеркальных поверхностей. Кстати, с учётом всех этих факторов в обычной квартире реальная освещённость будет выше в полтора раза, чем рассчитанная по алгоритму выше. Это абсолютно нормальная ситуация, типичная для нашего жилья, и поправка на это уже была заложена в величину удельной мощности Р.

В целом же, учёт погрешности профессионалы разбивают на две составляющие: функциональную и ситуативную. Первая связана с тем, что человек неминуемо использует свет неодинаково – садится к источнику под разным углом, сам себе создаёт тень или же выполняет различные активности в разных зонах помещения. Предусмотреть все эти случаи попросту невозможно – взамен лучше перестраховаться и установить несколько осветительных приборов взамен одного-единственного. Так не только смягчатся тени, но и вырастет вероятность того, что, развернувшись в определённом направлении, жилец перейдёт от конуса света первого источника к конусу света другого. В свою очередь, ситуативный аспект отражает наличие естественного света в помещении в различное время суток, сторону света, куда выходят окна, высоту потолков и преобладающую цветовую гамму отделки, которая повлияет не только на результирующую освещённость, но и на подбор лампочек с определённой цветовой температурой. По аналогии с лампами накаливания многие приобретают модели с тёплым оттенком свечения, хотя специалисты утверждают, что гораздо более универсальными являются изделия с нейтральным тоном излучения. Редко используемыми в быту остаются лишь лампочки с холодным цветом света – они находят своё применение разве что в качестве подсветки застеклённых лоджий или кладовок, где необходим контрастирующий или даже голубоватый оттенок вместо усыпляющего тёплого.

 

 Подвесная люстра в комнате

 

Заключение

Световой дизайн складывается из множества мелких нюансов, однако его канву формирует именно грамотно выстроенное и функциональное освещение. Порой люди даже бывают некоторое время недовольны свежим ремонтом и его удобством, пока не придут к мысли, что им банально не хватает света. Разумеется, освещение должно быть дозированным, однако с полной уверенностью можно говорить о том, что только лишь один и притом неяркий источник допустим разве что в кладовке. Все остальные зоны и помещения нуждаются по меньшей мере в двух приборах. Даже в ванной комнате наряду с верхним светом сейчас всё чаще используют адресный – подсветки для зеркал или двухстороннее направленное освещение. В жилых же помещениях эти явления ещё более применимы: поддерживающий свет помогает расставлять визуальные акценты, графически рифмовать элементы отделки, регулировать освещённость под свои нужды, а кроме того, нередко ещё и экономить электроэнергию.

Не нужно забывать о колористике, формирующий атмосферу и настроение. Причём в первую очередь речь идёт о той, которая тяготеет к естественному освещению. Везде, где это только возможно, старайтесь полнее задействовать световые проёмы, прибегайте к приёмам имитации солнечного света в дальних углах. Даже возле рабочего места помните о физиологии органов зрения: света должно быть ровно столько, чтобы человеку было комфортно выполнять свои задачи. Избыток белого и отражённого свечения ведёт к усталости глаз, потому превышать верхние границы не стоит даже в тех случаях, когда письменный стол, казалось бы, стоит в тёмной зоне. Наконец, декоративное освещение должно оставаться фоновым, оттеняющим, не перетягивающим на себя внимание наблюдателя.

В основе комфортного, сбалансированного и равномерного освещения лежит вариативность форм – не следует опасаться установки осветительных приборов разного рода: люстр, настенных светильников, торшеров и бра. Каждый из них выполняет собственные функции в Вашем доме и не создаёт атмосферы избыточности. Гораздо лучше иметь возможность выключить часть освещения, чем сидеть в полумраке, не позаботившись об альтернативном или локальном освещении. На всех этапах своих расчётов разумнее несколько завышать мощность и/или количество требуемых лампочек, тем самым создавая себе функциональный резерв.