string(0) "" Постановка света на выставках, в музеях и галереях
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Постановка света на выставках, в музеях и галереях

В прошлой статье мы уже начали анализ экспозиционного освещения, успев рассмотреть его особенности, основные задачи и наиболее типичные ошибки. Основной акцент сегодня будет не на технические характеристики используемых приборов в чистом виде, а на их сочетаемость со вторичными факторами. Именно такие комплексные и разумные функционально-эстетические решения в действительности являются наиболее жизнеспособными для успешной галерейной деятельности и в максимальной степени соответствуют потребностям посетителей.

Чего не следует ждать от различных учреждений подобного типа, так это шаблонности. Особая прелесть каждого музея, галереи или конкретной выставки как раз и заключается в её индивидуальности, неповторимости, авторском видении мироздания. Эффектно преподнести всё вышеуказанное в наше время проще, чем когда-либо: сейчас существуют светодиодные лампочки с различной предельной яркостью, цветовой температурой, размером и внешним видом. Даже в музейные интерьеры можно поместить некоторые их разновидности без существенного стилистического вреда. Таким образом, остаётся лишь разобраться в том, что лучше для каждого конкретного случая, а чего допускать ни в коем случае не стоит.

 

 Освещение в картинной галерее

 

В чём отличие между различными выставочными площадями?

Настало время познакомиться поближе с различиями в аппаратурном оформлении разных выставочных площадок. Для того, чтобы читателю было проще провести чёткую грань между понятиями, мы дадим краткую терминологическую справку о структурном отличии между музеем, выставкой, галереей и экспозиционным залом.

  • Музеями называются заведения, в которых экспонаты располагаются на своих заведомо известных местах и весьма редко претерпевают изменение или перемещение. Здешние светильники практически всегда носят характер стационарных приборов, поскольку статичность экспозиции не предполагает радикальных изменений. Музеи обычно располагаются в зданиях, состоящих из нескольких этажей, и на каждом из них может быть организована своя световая картина – в зависимости от эпохи, преобладающей величины экспонатов, жанровой стилистики и пр.
  • Выставкой фактически является набор экспонатов, имеющих некую художественно-эстетическую ценность. При этом сама выставка является, скорее, мероприятием – мобильным явлением, которое может видоизменяться частично или полностью, что потребует переоборудования осветительных конструкций. Если выставка проводится в рамках музейного здания, здесь могут применяться штатные осветительные приборы, а если она полностью выездная, используются различные прожекторы на штативах, компактные лампы на прищепках или на струбцинах и т.д.
  • Галереями называют особые заведения, специализирующиеся преимущественно на выставках художественных полотен. Таким образом, живопись является общим доминирующим форматом, хотя её содержание вполне может меняться. Для галерей типично использование комбинированного света от верхних источников и задействование локального освещения. Фактически, здесь обычно свет по умолчанию дают трековые системы, а их плафоны уже ориентируется организаторами требуемым образом на этапе размещения полотен. То есть, приборы здесь задействованы преимущественно стационарные, но их ориентация всегда коррелирует с целями и настроением каждой отдельно взятой экспозиции.
  • Выставочные площадки представляют собой совершенно независимый тип помещений, которые в одинаковой мере могут быть оснащены универсальным освещением или вообще не иметь такового. Чаще всего это площади, которые могут быть арендованы для проведения различных мероприятий, в том числе, абсолютно не связанных с искусством. Сюда же относятся все ярмарки вакансий, дни открытых дверей, тематические праздники, посвящённые конкретным событиям, любительские встречи, клубы по интересам или выставки промышленных достижений. Зачастую собственники помещений заботятся лишь о том, чтобы в них дежурным образом присутствовали достаточно яркие потолочные светильники, а всё остальное оборудование участники приносят с собой и располагают в рамках предписанной территории.

 

 Подсветка экспонатов в музее

 

Правильное освещение в музее

Музейные экспонаты в большинстве своём являются предметами весьма непритязательными, достаточно стойкими к яркому освещению и длительному пребыванию в незащищённом стеклом виде. Деликатные же объекты помещают в специальные условия, где им не так страшен ультрафиолет или прикосновения посетителей. Сложнее всего приходится книгам, которые одновременно рассыхаются и желтеют, а чернила в них выцветают. К сожалению, достаточно эффективного способа сохранить их пока ещё не придумали, а потому используют щадящий режим: свет включают только по надобности, а нагрев от него стремятся минимизировать. В этом смысле светодиодные светильники полностью удовлетворяют нужды музейных работников – дают достаточный для обзора свет, излучают минимум ультрафиолета, создают необходимый цветовой контраст с пожелтевшей бумагой и практически не нагревают пространство вокруг себя.

В музеях современного типа уже успела хорошо себя показать рассеянная подсветка объектов. За рубежом стали использовать специально заниженные натяжные потолки, на которые направляется яркий свет с нейтрально-дневным цветом свечения. Отражённые лучи рассеиваются по экспозиционному залу равномерно и добавляют лёгкости восприятия в само музейное помещение. Кроме того, такой эффект призван нейтрализовать нежелательные тени и сократить перепад по яркости между конусами света от светильников направленного света и окружением.

Поскольку практически в каждом музее имеется несколько тематических экспозиций, такое зонирование должно быть подкреплено светом. Если Вы находитесь в музее истории, где наряду с предметами быта представлены также художественные произведения определённой эпохи, последние должны быть оснащены собственной подсветкой, изолированной от других предметов интерьера. Уровень освещённости холста, написанного масляными красками не должен превышать 150 лк, а вот предметы из дерева, камня или металла вполне можно залить светом около 500 лк без вреда для них.

Грамотно выстроенная световая картина в музее позволяет эффективно управлять потоками посетителей, «перемещать» их между стеллажами, призывая переходить от одного к другому. Задав правильный ритм, экскурсоводы получат возможность легко переходить по музею с несколькими группами посетителей, направляясь по выстроенным светом дорожкам. При этом смысловые центры каждой зоны обязательно должны быть визуально привлекательны, чтобы посетителю действительно хотелось следовать по намеченному светодизайнерами пути. Лучше всего такими «дорожными указателями» послужат споты – причём как в активной, так и в пассивной роли. Освещая проход, они укажут публике, как следует двигаться, а будучи симметрично отвёрнутыми от него, просигнализируют, что смысловой центр находится сбоку от человека.

 

 Трековые системы в галерее

 

Правильное освещение в галерее

Галереи традиционно отличаются гораздо большим количеством пустующего пространства, поскольку основные достопримечательности здесь расположены на стенах. Общий свет в таких местах чаще всего организован при помощи различных подвесных светильников, размещаемых вдоль импровизированных проходов.

Главную сложность тут вызывает качественное освещение полотен. Приблизить к ним источник света – означает, с одной стороны, ускорить выцветание красок и разрушение холста, а с другой – создать почву для отблесков, продуцируемых яркой глянцевой поверхностью. В связи с этим специалисты зачастую стремятся поискать такой баланс, при котором все вышеуказанные явления будут сведены к минимуму. Опять же, остаётся под вопросом процент искажения, вносимого в сущность самого произведения неверной подсветкой. Автор наверняка не оценил бы того, что галерейщики сделали его жизнерадостную картину хмурой, а более умиротворённую – чрезмерно яркой.

Раскрытие эстетической ценности произведений несомненно остаётся ключевым камнем преткновения при оборудовании галерей. И среди известных выходов из этой ситуации следует упомянуть два прямо противоположных приёма – унификацию и индивидуальное освещение. Первая предполагает совершенно одинаковое освещение по всей галерее, примерно на уровне около 150-200 лк. Посетитель будет с самого начала делать поправку на него, рассматривая конкретное произведение, и составит более-менее соответствующее исходному посылу мнение. Второй же подход подразумевает отсутствие верхнего и фонового света, оставляя наблюдателей один-на-один с направленной подсветкой. При этом в каждом случае она будет своя: где-то ярче, где-то приглушённее, где-то в холодном спектре, где-то в нейтральном. Реализуют её зачастую при помощи спотов на 3 или на 4 плафона. Такая комбинация позволяет в каждый прибор поставить необходимую лампочку и направить его на требуемый холст, не приближаясь к нему непосредственно.

Разумеется, для того, чтобы пейзажи и портреты были восприняты так, как того хотел бы художник, всё искусственное освещение должно быть оборудовано с использованием наиболее качественных лампочек. Недостаток уровня цветопередачи компенсировать невозможно ничем – и это будет самый больной удар по художественному произведению. Здесь допустимо применять только лампы с Ra> 90 единиц от производителей, имеющих хорошую репутацию и не завышающих данный показатель. По всему миру общепризнанными лидерами в этой категории являются лампочки Philips и Osram, а дешёвые китайские товары находятся далеко в конце рейтинга.

Отдельно необходимо упомянуть использование поворотных светильников всех мастей. Это действительно универсальное средство, подходящее для галереи с картинами любого стилистического направления и форм-фактора, однако в то же время, подобные приборы склонны делать всё помещение чересчур однообразным. Их лучше использовать тогда, когда все представленные в экспозиции произведения принадлежат одному автору или выполнены в схожих стилях, а во всех остальных ситуациях правильнее применять полноценное зонирование.

 

 Подсветка в музее современного искусства

 

Правильное освещение выставки

Как Вы уже могли понять, выставка не имеет чётко очерченных смысловых границ или рамок, в которые можно уложить известные варианты. Чаще всего это достаточно разношёрстная экспозиция, в которой может быть представлена и керамика, и вышивка, и роспись, и картины, и скульптуры, и миниатюры. Мероприятия подобного толка проводятся зачастую для того, чтобы привлечь как можно больше посетителей всех возрастов и поднять престижность конкретного учреждения. Приходя сюда посмотреть одну часть выставки, публика может заинтересоваться другой и не только увеличить выручку организаторов, но и пригласить затем сюда же своих знакомых.

Исходя из описанной характеристики нетрудно догадаться, что подобное мероприятие как минимум отчасти является рекламным, а потому сопровождается дополнительным праздничным антуражем. Гостей встречает яркий свет LED-панелей, повсеместно расклеены красивые постеры, а экскурсовод постоянно показывает связь между объектами, выходящими за границы текущей экспозиции.

Здесь практически не бывает конкретных смысловых акцентов. Весь зал, этаж или здание делится между представителями отдельных тематических секций и освещается в соответствии с их потребностями. Если формат мероприятия позволяет, столы подсвечиваются настольными лампами на прищепках, благодаря чему у посетителей появляется шанс рассмотреть предметы как можно лучше. Кроме того, нередко у них есть возможность даже приобрести что-либо, особенно в случаях тематической выставки различных украшений, минералов, поделок, изделий ручной работы от авторов и пр.

 

В следующей статье мы дополним наше исследование экспозиционных площадок новыми интересными аспектами. Следите за обновлениями блога на сайте «5watt.ua».