Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение примерочных

В наше время поход по магазинам непродовольственных товаров и одежды – это уже самостоятельный вид досуга, пусть и специфический. Всем известно, что женщины любят шоппинг, и одним из его важнейших элементов является примерка покупаемых товаров. Задача маркетологов – сформировать атмосферу, которая будет поддерживать и даже подогревать интерес покупательниц, создавать приятное впечатление. Правильно выставленное освещение и небольшие хитрости в примерочной зоне помогут сделать женщинам «визуальный комплимент», выгодно подчеркнуть фигуру, заставить нравиться себе в любой рассматриваемой одежде.

Привлечь потребителей в магазин помогает не только известное имя производителя или бренд на вывеске, но и общая атмосфера за порогом. А составляют её, прежде всего, яркое влекущее освещение и приятная музыка. Сегодня покупатель весьма искушён не только роскошными тканями и стильным дизайном, но также различными визуальными эффектами, маркетинговыми приёмами и уловками. Потому задача привлечь человека даже немного уступает по значимости задаче удержать его в магазине, заставить изучать и примерять одежду. В этом контексте главенствующую роль приобретают светильники, размещённые в зоне примерочной, поскольку они должны создать условия, которые ещё нескоро захочется покидать.

 

 Освещение в примерочном зале

 

Комфорт – залог успеха

Статистически женщины тратят на примерку вещей примерно в три раза больше времени, чем мужчины. Представители сильной половины человечества останавливают свой выбор примерно на третьей вещи, максимум – на пятой, после чего, удовлетворившись в качестве и внешнем виде изделия, целенаправленно идут на кассу. Даже весьма опытным маркетологам и хорошим продавцам-консультантам сложно навязать им дополнительный товар, поскольку к выбору одежды мужчины подходят практично. Они посещают магазин с целью приобрести какой-либо конкретный вид товара, и к рассмотрению возможности «заодно» купить и другой практически всегда не готовы.

В магазинах мужской одежды или просто мужских примерочных освещение зачастую организовано предельно просто, а само пространство оформлено весьма аскетично. Наиболее типичный случай – над несколькими стоящими рядом кабинками располагаются крупные светодиодные панели, света которых, по идее, должно хватить сразу на всех. При этом сами кабинки довольно малы, и единственное, что в них находится, это пара крючков. В более престижных магазинах размеры кабинок чуть больше, на полу может стоять небольшой пуфик, а общее освещение дополнено небольшим настенным светильником. На большее зачастую рассчитывать не приходится. В силу психологии потребительской группы, внутри кабинок иногда даже нет зеркала, и для того, чтобы посмотреть на себя, мужчинам приходится выходить в общую зону примерочной. Вдобавок, здесь часто практикуется немного умышленно приглушённое освещение – такой приём одновременно придаёт некоторой солидности обстановке и не провоцирует покупателей поскорее покинуть магазин из-за слепящих ламп.

В то же время, в женских примерочных всё обстоит совершенно иначе. Покупательницы с лёгкостью переключаются между товарными группами, готовы рассматривать варианты изделий из разных категорий, комбинировать их между собой в поиске наилучшего сочетания. Всё это означает гораздо большую длительность пребывания на территории магазина. С коммерческой точки зрения важно, что при условии, если женщина признает себя привлекательной в той или иной одежде, она купит сразу несколько единиц товара. Помочь её удержать в примерочной также призван свет.

Каждый современный магазин стремится сделать зону женских примерочных как можно больше. В угоду западной модели, даже отечественные магазины переходят от соотношения 9:1 к 6:4, где меньшее из чисел – доля примерочной зоны от общей площади магазина. В отличие от мужских зон, где не так много кабинок и все они малы по размеру, здесь под них отводится огромная часть торговой площади, а сами кабинки гораздо больше и комфортнее. Даже не в самом элитном магазине здесь можно найти мягкий стул или пуфик, коврик для удобства переобувания, несколько крючков с вешалками-плечиками и, конечно, ростовое зеркало. При этом осветительная концепция такова, что над каждой кабинкой как минимум имеется свой собственный верхний источник света. Кроме того, нередко здесь оборудуется отдельная подсветка для зеркала, которая помогает создать более доверительную атмосферу.

Психология продаж состоит в том, что потребителя необходимо мягко подтолкнуть к тому, чтобы совершить покупку. Большинству людей сложно сориентироваться в обстоятельствах, которые оказывают на него психологическое влияние, а потому в женских примерочных всё направлено на то, чтобы такое давление снять. Размеры кабинок сделаны довольно большими, чтобы пространство не ощущалось замкнутым, наличие большого зеркала дополнительно визуально увеличивает объём, яркое освещение помогает добавить воздушности, создать праздничную обстановку, а лёгкая музыка на фоне заглушает голоса других посетительниц, прибавляя уединённости.

Другой подход – целенаправленное создание камерной атмосферы. Для этого обычно используются трековые светильники, которые размещаются над кабинками парами – таким образом, чтобы давать косой свет слева-сзади и справа-сзади, если человек смотрит на себя в зеркало. Подобный приём отлично позволяет скрыть недостатки фигуры, сделать отражение стройнее, создать эффект нуара, который обычно нравится прекрасному полу. Кроме того, в этой концепции имеется одна очень важная хитрость: стоящему перед зеркалом человеку очень хорошо виден свой облик при положении анфас, однако в профиль на себя смотреть будет не очень удобно, поскольку при положении боком лицо будет повёрнуто в сторону любого из светильников. Соответственно, долго искать изъяны в одежде или в том, как она сидит, не захочется, и решение о покупке будет приниматься преимущественно под впечатлением о хорошо видимом ракурсе.

Из всего сказанного выше, очевидно, что основные усилия дизайнеров направляются на то, чтобы сделать зону примерочной удобной для потребителя. Некоторые компромиссы здесь, безусловно, возможны, однако они также должны играть в пользу продаж. Самое главное – дать возможность покупателю остаться наедине с изделием, чтобы ему казалось, что решение о покупке принято самостоятельно, без давления и под воздействием объективных факторов. А вот о том, что такие факторы в значительной мере сформированы под влиянием светодизайнеров и маркетологов лучше умолчать.

 

 Светильники в кабинках примерочной зоны

 

Эволюция примерочной зоны

Наверняка многие потребители ещё отлично помнят времена, когда для примерки вещей была отведена не комфортная кабинка, а просто небольшой участок пространства за тонкой шторкой. На этапе, когда разграничивать зоны доводилось отрезку трубы со скользящим по нему лоскутом ткани, говорить о каком-либо специфическом освещении не приходилось. Сегодня подобную картину уже не встретить в магазинах – она осталась уделом вещевых рынков и торговли в контейнерах.

Вместе с ростом конкуренции, развивалась и сфера светодизайна. С определённых пор для любой уважающей себя торговой точки крупнее обычного места на базаре стало важным уделять внимание интерьеру в целом. Сначала преобразились сами помещения, а вслед за этим произошло и полноценное зонирование площади. Примерочные стали делать более обособленными от остальной части торгового зала – в качестве перегородок начали использовать древесно-стружечные плиты с отделкой, матовый поликарбонат, гипсокартон. Появилась тенденция оборудовать более одной кабинки, а вслед за этим наметилась необходимость использовать и дополнительные потолочные светильники для обеспечения хорошей видимости и комфорта посетителей.

В современных магазинах и бутиках, которые базируются внутри крупных торгово-развлекательных центров, наличие достаточного числа оборудованных примерочных критически важно. Согласно многим маркетинговым исследованиям, в наше время жёсткой конкуренции отсутствие места для покупателя или необходимость длительного ожидания в очереди равноценна потере клиента. Количество кабинок должно быть таким, чтобы их хватало на всех даже в выходные, когда наблюдается максимальный наплыв публики. Если человеку приходится ждать, его первым желанием будет пойти к конкурентам – буквально в соседний магазин. Потому важно сделать так, чтобы ожидание было как можно более комфортным: установить телевизор для отвлечения внимания, включить расслабляющую музыку, не стимулирующую к движению куда-либо, обеспечить комфортное для глаз освещение, расставить несколько диванчиков для максимально удобного времяпрепровождения.

Разумеется, хорошее освещение в примерочной зоне, которая сейчас уже однозначно перестала быть второстепенной частью магазинного интерьера, требует определённых финансовых вложений. Хорошие светильники стоят немало, однако их цена с лихвой окупается увеличением прибыли. Остаётся при этом место и для здравой экономии: используя светодиодные лампочки вместо ламп накаливания или люминесцентных моделей, можно существенно сократить расходы на электроэнергию. Кроме того, полупроводниковые изделия придают дополнительную гибкость оформлению магазина – цветовую гамму в нём можно легко скорректировать, используя лампочки с разной температурой свечения.

Чем крупнее и дороже магазин, тем более продуманным является подход к проектированию примерочных. Подавляющее большинство монобрендовых магазинов ориентированы только на женскую аудиторию и это во многом развязывает им руки. Выставочная часть зала становится даже менее значимой, чем более удалённая примерочная. Кабинки здесь делают просторными, с общим продольным коридором, диванчиками в торцах, телевизорами и зеркалами на стенах. Освещение при этом выполняют разноуровневым – подвесные светильники дополняются настенными, трековые модели имеют разную направленность для создания светового фона.

В некоторых премиальных бутиках примерочные вообще могут представлять собой небольшие комнатки, где вместе с посетительницей вполне разместится подруга или супруг, чтобы помочь подобрать новый наряд. Вполне логично, что в описываемых обстоятельствах дизайнерам необходимо воссоздать как можно менее формальную, домашнюю обстановку, а потому на потолке вполне может висеть даже миниатюрная люстра, символизирующая уют.

Для примерочных в детских магазинах также следует отводить много места. Минимальные размеры кабинки должны составлять 1,5 х 1,5 метра, поскольку с ребёнком туда наверняка зайдёт и один из родителей. Детям освещение не так сильно важно, но в условиях присутствия сразу нескольких человек в небольшом пространстве обязательно следует предусмотреть не менее двух источников света. В противном случае родитель может расположиться так, что попросту заслонит один из них своим телом. Хороший вариант – комбинация из пары линейных светильников, размещённых слева и справа над перегородками. Они будут освещать сразу две соседних примерочных и позволят добиться равномерного освещения.

Безусловно, не все магазины обладают достаточной площадью, чтобы оборудовать у себя объёмные примерочные. К сожалению, компромиссные решения тут не приветствуются: уменьшение размера кабинок приведёт к дискомфорту посетителей, а снижение их количества – к очередям и недовольству. В некоторых местах умышленно используют политику построения кабинок с минимально удобными размерами – около 1 х 1 метра. При этом каждая из них имеет индивидуальное освещение, выполненное при помощи подвесного потолочного светильника на длинных штангах или тросах. Подобный подход рассчитан на то, что в условиях высокой освещённости покупатели будут меньше рассматривать себя в зеркале и, будучи уверенными в том, что всё хорошо разглядели, в конечном итоге быстрее склонятся к покупке. Однако такая концепция обычно работает только в действительно недорогих торговых точках и в тёплое время года, когда люди быстрее переодеваются. Во всех остальных случаях она оказывается несостоятельной.