Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение подземных переходов и тоннелей

Транспортная инфраструктура состоит из множества элементов, некоторые из которых теряются на фоне более крупных объектов, хотя и не очень сильно уступают им по значимости. Автомобильные и пешеходные тоннели предназначены для того, чтобы частично снять нагрузку с надземных коммуникаций и обеспечить людям комфортное передвижение по сложным участкам. Освещение таких зон имеет свои особенности, о которых сегодня и пойдёт речь.

Среди наиболее важных аспектов, связанных с оборудованием и внутренним техническим оснащением тоннелей и переходов, упомянем психологический комфорт человека. Находясь в длинном закрытом помещении, к тому же нередко расположенным под слоем грунта, нам необходимо чувствовать полную безопасность. В темноте или полумраке это практически невозможно, а потому именно качественные светильники дарят пешеходам и автомобилистам уверенность, позволяя следовать по заданному маршруту.

 

 Периметральное освещение тоннелей

 

Круглосуточное освещение и зонирование туннелей

Исходя из местоположения рассматриваемых транспортных коммуникаций, нетрудно догадаться, что естественный свет в них не поступает. Это обуславливает ежедневное и круглосуточное функционирование приборов, постоянное энергопотребление и дополнительный износ. С учётом этих факторов и должно подбираться осветительное оборудование – оно обязано быть надёжным, экономичным и обладать продолжительным сроком службы без замены. В наше время под все упомянутые требования лучше всего подходят светодиодные светильники. При обеспечиваемом ими освещении водители машин получают достаточный обзор дорожного полотна впереди себя, мало отличающийся от того, к которому они привыкли на открытом шоссе, а пешеходы свободно оценивают безопасность подземного перехода и видят все объекты у себя под ногами.

Водители должны иметь возможность располагать максимально достоверной информацией о состоянии дорожного покрытия и поведении других участников движения. Скорость реагирования на чрезвычайную ситуацию или препятствие прямо пропорциональна тому, насколько хорошо просматривается пространство. Самыми технически сложными являются зоны въезда и выезда из туннеля, ведь в таких местах очень важно не создать перепада по освещённости. Если сделать это неверно, автомобилисты будут на несколько секунд дезориентированы, а пока органы зрения подстроятся, может случиться неприятность. Таким образом, освещение начинает работать уже на подъезде к тоннелю, как бы подготавливая человека.

Находясь на открытом участке шоссе, шофёр не способен детально различить объекты, расположенные внутри тоннеля и лишь по мере приближения он начинает видеть их более ясно. Издалека въезд воспринимается человеком как «чёрная дыра». Если туннель имеет небольшую протяжённость, объекты внутри него на просвет могут восприниматься инвертировано по цвету, с отрицательной контрастностью. Это означает, что водитель увидит округлую тёмную рамку со слепящей пустотой.

Подобные трудности чётко говорят нам о необходимости освещать тоннели постоянно – не только ночью, но и днём, чтобы максимально повысить вероятность распознавания человеком обстоятельств впереди него. Способ подсветки определяется в зависимости от метража переезда, его геометрии, видимости выхода с точки входа, плотности транспортного потока и других параметров. Для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень освещённости, общая протяжённость тоннеля разбивается на пять зон, в каждой из которых размещается свой тип уличных светильников. Упомянутые зоны носят названия въездной, пороговой, переходной, внутренней и выездной. Они могут иметь различный метраж в зависимости от особенностей конкретного переезда, однако подчиняются разграничению по одним и тем же правилам.

  1. Въездная зона фактически не является частью туннеля, этим термином называют пространство на подъезде к нему. Свет здесь должен быть организован таким образом, чтобы водитель имел возможность рассмотреть препятствия внутри переезда и при необходимости нажать на тормоз. В связи с последним, длина этой зоны должна быть по меньшей мере равна длине тормозного пути автомобиля (обычно не менее 20 м).
  2. Пороговая зона непосредственно связана со въездной. Здесь может продолжиться торможение автомобиля, а потому перепад по освещённости должен быть минимизирован. В самом её начале яркость наиболее высока, сопоставима с яркостью на открытом пространстве, а к концу она нормализуется до величины в 40% от максимума. Сам по себе данный отрезок пути имеет весьма незначительную протяжённость.
  3. Переходная зона предназначена для плавного снижения яркости до того предела, который будет комфортным для водителя на всём пути следования по туннелю. Обычно правильный эффект достигается с использованием потолочных светильников, в которые вставлены лампы одного типоразмера, но отличающиеся по мощности.
  4. Внутренняя зона представляет собой «сердце» туннеля – это самая протяжённая секция, не имеющая дополнительного дробления и перемен в освещённости.
  5. Выездная зона обустроена так, что в ней происходит довольно быстрый подъем яркости. Это необходимо для того, чтобы водители более крупных транспортных средств могли видеть едущие позади легковые машины через зеркало заднего вида. Кроме того, любой тоннель должен быть готов к аварийным ситуациям, при которых выезд сможет также использоваться в качестве въезда (на невысокой скорости).

Дополнительно внутри переезда существует система аварийного освещения, питающегося от автономной сети. Обычно она представляет собой набор крупных настенных светильников, размещённых с одинаковым интервалом на всём протяжении туннеля и служащими визуальными «маячками» в чрезвычайной ситуации. Работа этой сети обеспечивается комплексом из генератора и аккумулятора, рассчитанных на продолжительную работу в случае возникновения такой необходимости.

 

 Освещение автомобильного тоннеля

 

Принципы организации освещения

Преимущественная часть длины туннелей освещается равномерно и симметрично, однако у этого правила есть и исключения. Асимметрия может наблюдаться во въездной зоне в том случае, если необходимо повысить её контрастность. Также могут применяться инверсные способы освещения (против направления движения транспорта) – они требуются тогда, когда нужна высокая яркость, особенно на отрезке, где может продолжать происходить торможение.

Обычно в качестве приборов здесь применяются продолговатые линейные светильники – такая форма лучше всего подходит и по внешнему виду, и по принципу рассеивания света, и по рациональности задействования пространства. При использовании методики поперечного освещения источники располагаются так, чтобы свет падал почти под прямым углом к воображаемой оси туннеля. В этом случае водитель получает отличную ориентацию в пространстве, с минимальной вероятностью оказывается ослеплён бликами или прямым светом, а также может хорошо отслеживать состояние дорожного полотна в промежутках между автомобилями. Если же задействуется методика осевого освещения, свет распространяется вдоль оси переезда. В данном случае удаётся снизить общее число приборов, увеличив промежутки между ними. Тем не менее, при подобной расстановке источников возможны тени и неравномерность света при освещении боковых стен туннеля.

Наиболее комфортной для водителя будет подсветка дороги по направлению движения. Так удаётся избежать лучей, забивающих прямо в кабину, а также хорошо видеть ситуацию впереди. Повышенные контрасты прибавляют движению транспорта безопасности и позволяют без опаски ехать с равномерной скоростью. Для реализации этого способа применяются специальные продолговатые прожекторы, размещаемые на своде туннеля дугообразно.

Наиболее корректная с технической точки зрения организация освещения туннелей предусматривает наличие двух режимов – дневного и ночного. Они не просто включаются и отключаются по срабатыванию датчиков освещённости окружающей среды (с учётом времени суток или погодных условий), но и представляют собой гибкую систему управления яркостью. В большинстве случаев освещение является полностью диммируемым и на уровне автоматики подстраивается под необходимые параметры. Таким образом достигается постоянство перепада по освещённости на открытых участках дороги и внутри тоннелей, вне зависимости от каких-либо третьих факторов.

Среди типоразмеров светодиодных ламп, применяемых в крупных светильниках, выделяют модели с цоколем Т8 и Е40. Первые применяются в длинных изделиях, рассчитанных на трубчатые лампы, а вторые – представляют собой изделия, похожие на привычные всем нам, но гораздо крупнее. Цветовая температура свечения устанавливается в соответствии с архитектурой туннелей. Чаще других применяются холодные и нейтральные тона, а тёплый можно заметить только на очень коротких переездах – под мостами, в горах или над водоёмами, поскольку на основной части трассы он может воздействовать на водителя усыпляюще.

Во всех используемых здесь светильниках предусмотрены качественные отражатели. В преимущественном большинстве случаев последние изготовлены из анодированного алюминия повышенной чистоты. Сама конструкция устройства предполагает с одной стороны крепость корпуса, а с другой – возможность лёгкой разборки электрической и оптической части в целях ремонта, обслуживания или замены с использованием минимального количества специального инструмента.

Внутри пешеходных переходов применяется техника немного проще. Самая главная их характеристика после яркости – прочность антивандального корпуса. Такие изделия монтируются под мостами, в переходах метро, в подземных пешеходных туннелях под проезжей частью и пр. К сожалению, в упомянутых местах нередко собирается публика, которая не привыкла щадить общественное имущество, а потому последнее должно быть от этого защищено в максимальной степени. Кроме того, что здесь применяются уличные светильники с IP65 или IP67, они также могут иметь прочный металлический корпус с зарешёченным прозрачным рассеивателем, препятствующим умышленной порче приборов.

Ещё одной сложностью, типичной для подземных переходов, является высокая влажность окружающей среды, стен и потолков, на которых закреплены приборы. С целью продления срока их службы между сводом и крепёжным кронштейном устанавливаются специальные экранирующие прокладки или нейлоновые шайбы, снижающие риск электрохимической коррозии. Безусловно, все коммуникации, находящиеся под напряжением, должны скрываться в кабель-каналы и по мере возможности утапливаться в основание. Это обеспечит им сохранность не только от действий граждан, но и от стекания капель конденсата по поверхности. Крепёжные кронштейны выполняются из нержавеющей стали и имеют возможность корректировать угол наклона осветительного прибора в пределах до 30° или до 60°.

Короб изделия изготавливается таким образом, чтобы минимизировать ветровые нагрузки, скомпенсировать давление со всех сторон и исключить слабые места сборки. Корпус выполняют из экструдированного алюминия, полностью лишая сварных швов, стяжек и резьбовых соединений. Торцевые крышки и стеклянный/поликарбонатный рассеиватель надевается на боковые грани корпуса, уплотняясь силиконовыми прокладками, что позволяет обеспечить максимальный класс защиты изделий – от IP66 до IP68.

 

 Подсветка тоннеля потолочными светильниками

 

Заключение

Освещённость пространства является ключевым фактором безопасности в любой сфере, а в контексте дорожного движения этот показатель выходит на новый уровень. Даже в светлое время суток, когда достаточно солнечного света, случается очень много ДТП, а по ночам и в местах со слабым освещением их вероятность ещё больше. Потому так важно при сооружении тоннелей грамотно спланировать осветительные конструкции и уравнять яркость таким образом, чтобы зрение водителей могло комфортно адаптироваться к новому окружению. Точно так же забота о пешеходах выражается в установке надёжных и высокозащищённых светильников внутри подземных переходов.