Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение памятников, скульптурных композиций и мемориалов

Подсветка тематических монументов, предметов исторического наследия и памятников культуры – довольно распространённая задача для профильных специалистов. Тем не менее, её реализация – это всегда уникальный проект, полный сложностей и неординарных решений, обусловленных особенностями рельефа, архитектурных форм, тематики места и требуемой атмосферы. На территории нашей страны можно найти немалое количество не только обычных памятников выдающимся деятелям культуры и искусства, но также траурных инсталляций, посвящённых моментам великой истории.

Чаще всего перед светотехниками, скульпторами и архитекторами ставится задача создания строгой, но ненавязчивой атмосферы, одновременно несущей торжественность и выражающей почтение подвигам героев. Так как большинство подобных композиций посвящены военным действиям и их участникам, необходимо правильно передать дух эпохи. Современные светодиодные лампы, которые используются в таких местах ради экономии электроэнергии, обязаны быть в значительной мере замаскированы от глаз наблюдателя, чтобы не нарушать эстетическую тональность композиции. Вечерняя подсветка должна радовать глаз, но при этом выглядеть не праздничной иллюминацией, а лишь фоном для самого монумента.

 

 Освещение военной скульптурной композиции

 

Используемое оборудование

Основу осветительной системы для любого памятника историческим событиям и персонажам составляют мощные направленные светильники и прожекторы. Их размеры, оттенок свечения и величина светового потока будут варьироваться в зависимости от внешнего вида скульптур и эмоциональной тональности мемориалов. Так, более простые фигуры и единичные памятники стараются освещать прямым светом, аллеи памяти делают умеренно торжественными, а мемориальным комплексам стремятся придать нотку осязаемой скорби. Правильная постановка света в таких местах – это настоящее искусство.

Чаще всего инсталляции состоят из нескольких крупных элементов – главный из них располагается посередине, а второстепенные окружают его по контуру или с разных сторон. Наиболее значимую часть принято подчёркивать снизу, хотя это и не обязательно – определяющую роль будет играть концепция скульптурного комплекса в целом. Одной из особенностей подсветки подобного рода является необязательность некоторых классических правил. К примеру, для ряда военных мемориалов характерна определённая асимметрия – она помогает зрителям лучше прочувствовать боль персонажей или отсутствие чего-либо важного в их жизнях. Подчеркнуть это поможет такая же асимметричная подсветка. Вдобавок, количественная равномерность освещения композиции также может нарушать традицию: некоторые фигуры подсвечиваются только с одной стороны, а на других свет падает таким образом, чтобы рассеянные лучи доминировали над прямыми.

Стелы и барельефы, которые нередко присутствуют на мемориальных комплексах, стремятся осветить таким образом, чтобы надписи оставались читаемыми. Для этого либо обустраивают контурную подсветку упомянутых объектов, либо расставляют неподалёку высокие фонарные столбы таким образом, чтобы их свет долетал до надписей. В отдельных случаях текст на монументах никак не освещается, однако из уважения к памяти погибших героев так стараются не поступать.

Всего на территории мемориалов задействуется четыре группы осветительных приборов: направленные, линейные, заливающие и грунтовые. Рассмотрим их детальнее.

  1. Приборы направленного освещения помогают выделить главное в скульптурной композиции и направить взгляд наблюдателя нужным образом. Зачастую они подчёркивают ключевую фигуру в большой группе или фокусируются на нескольких наиболее важных персонажах. Используемые для этого светильники направленного света включают в себя специальные линзы, концентрирующие световой пучок, благодаря чему даже при высокой яркости освещения всей композиции главная фигура (или фигуры) будут визуально выделяться.
  2. Линейные приборы в большей степени используются для создания правильных контуров композиции. С их помощью в вечернем сумраке границы инсталляции не выглядят размытыми – они обрисованы довольно чётко, из-за чего наблюдатель сразу понимает общий размах монумента.
  3. Заливающий свет необходим, во-первых, для формирования психологического комфорта посетителей, а во-вторых, для смыслового объединения разрозненных скульптурных элементов на большой площади. Его задача придать всей территории равномерную освещённость, привычную человеческому глазу. При этом за счёт уровня яркости формируется настроение – более печальное или жизнеутверждающее, в зависимости от тематики памятников.
  4. Грунтовые приборы помогают придать объём фигурам и создать необходимый драматический эффект. За счёт распространения лучей снизу-вверх под небольшим углом, освещёнными порой оказываются те участки, на которые днём не попадает даже солнечный свет. Кроме того, уличные грунтовые и тротуарные светильники часто используют для обрамления аллей и более мягкого формирования контуров зоны мемориального комплекса.

 

 Освещение мемориального комплекса

 

Отдельно следует отметить, что обелиски и памятные плиты лучше всего освещать немного рассеянным, но ярким светом. Большинство из них высечены на полированной поверхности камня, а потому прямые лучи будут провоцировать возникновение бликов, из-за которых надписи станут нечитаемыми. В таких местах предпочтительнее выглядят светодиодные лампы с тёплым оттенком свечения, поскольку они лучше других сочетаются с золотыми буквами на камне.

Особое внимание необходимо уделить крупным объектам, которые не делятся на структурные элементы – например, фигуры, превышающие два человеческих роста, или единицы военной техники. Для того, чтобы они хорошо смотрелись в сумраке, их необходимо освещать сразу с нескольких сторон. При этом может преследоваться две цели – продемонстрировать мощь или показать драматическую составляющую композиции. В первом случае действовать гораздо проще: на высоких опорах вокруг техники радиально расставляются уличные светильники с большими углами охвата, за счёт чего орудия выглядят грозно и величественно. Однако если речь идёт о том, чтобы правильно преподнести скульптуру, изображающую людей в героической ситуации, нужно действовать гораздо тоньше. В частности, нижнюю подсветку располагают не на газоне перед композицией, а в непосредственной близости к фигурам – на постаменте или прямо под ним. При этом источники общего света наоборот убирают из поля зрения наблюдателя, вынося их на опоры или растяжные конструкции над головами людей. Важно сделать композицию хорошо видимой, но при этом не переусердствовать с яркостью – для этого верхний свет часто делают рассеянным или отражённым при помощи специальных чашеобразных плафонов вокруг светильников.

Поскольку контроль за большим количеством осветительного оборудования довольно сложен, администрация мемориальных комплексов старается в максимальной степени автоматизировать управление подсветкой. Для этого применяются сумеречные реле и различные датчики движения, активирующие подсветку в удалённых уголках мемориала при обнаружении там кого-либо. Пользу таких систем сложно переоценить: они чутко реагируют на человека или погоду и не нуждаются в перенастройке при сезонном изменении продолжительности светового дня. То есть, однажды установленные датчики всегда корректно обеспечивают подсветку памятников, когда в этом есть необходимость.

Тематические аллеи с бюстами, памятниками, барельефами или стелами стараются обустроить наиболее привычным образом с небольшими элементами дополнительной декоративности. Поскольку вдоль таких пешеходных зон практически никогда не встречаются лавочки, фонари принято устанавливать только с одной стороны прохода – обычно с той, которая противоположна скульптурам или памятным доскам. Кроме того, интервалы между источниками света подбираются так, чтобы каждый знаковый объект был освещён конусами лучей от двух фонарей с разных сторон. С одной стороны, такая мера придаёт эффектности, а с другой – позволяет продублировать каждый осветительный прибор на случай выхода второго из строя.

В очень редких случаях над аллеями и другими пешеходными дорожками размещают светильники на подвесах или растяжках. Большинство моделей такого рода выглядят неуместными в местах боевой славы, а получаемое от них освещение недостаточно эффективно. К подобным приёмам прибегают лишь тогда, когда проходные аллеи очень широки, но при этом вдоль них не расположены никакие памятные сооружения.

 

 Подсветка памятника боевой славы

 

Иногда для проведения торжественно-траурных мероприятий возле центрального монумента имеется несколько флагштоков. В обычное время на них не висят знамёна, однако в знаковые даты туда принято водружать флаги. Чтобы не разрушать световую композицию, но при этом сделать развевающиеся на ветру полотна более заметными, их освещают с земли. Для этого вокруг зоны опор флагштоков, в радиусе от 0,5 до 2 м располагают мощные прожекторы с матовыми рассеивателями. В данном случае очень важно подобрать правильный угол освещения: чем крупнее знамя, тем больше должно быть расстояние от источника света до его опоры. Кроме того, на флаги обязательно должно попадать общее освещение комплекса – только лишь нижней подсветки для правильного вида недостаточно!

Некоторые скульптурные композиции или символичные человеческие фигуры свыше шести метров можно освещать подвижными прожекторами. Это придаёт живости монументу, однако часто напрочь лишает его трагического содержания, потому использовать этот приём лучше только в отношении относительно нейтральных фигур или тех, которые олицетворяют некий патриотический призыв. Такие объекты обычно изначально устанавливаются на возвышении и в непосредственной близости от них нет никаких мелких памятников. Многоэлементные мемориальные комплексы почти всегда изначально выстроены так, чтобы изделия разных габаритов не находились слишком близко, а потому ненужного контраста не будет, а вдобавок и проблем с поиском места для расположения подвижных прожекторов у подножия крупных статуй быть не должно.

Существуют условные памятники, миссия которых скорее состоит в том, чтобы показать величие нации, нежели почтить память воинов и отдать дань погибшим. Чаще всего это орудия или техника, наиболее интересные модели танков и самолётов, стоящие под углом к горизонту и устремлённые ввысь. Такие объекты допускается декорировать и освещать более свободно. К примеру, контуры крыльев и нос летательного аппарата отлично подчеркнёт светодиодная лента, а на крупных гусеницах танка можно разместить гибкий неон. При этом цвет свечения полупроводниковых изделий также необязательно должен быть нейтральным – в сочетании с металлом отлично смотрятся оттенки синего и оранжевого, реже применяются красный и зелёный.

Фигуры всадников на своих скакунах были и остаются наиболее сложными для освещения даже в среде профессионалов. При нижней подсветке практически под любым углом фигура коня начинает отбрасывать тень на седока, что считается недопустимым. Выходят из подобной ситуации по-разному: к примеру, за рубежом композицию целиком, вместе с пьедесталом, освещают ровным светом от источников, расположенных вокруг, не расставляя акценты, а в странах бывшего СССР, наоборот, подножие оставляют без внимания и фокусируют лучи на всаднике – при этом скакун остаётся в полутени, а очертания постамента вообще размываются.

Для того, чтобы подчеркнуть характер персонажа, скульптуры деятелей искусства и правителей нередко освещают под непривычными углами. Это формирует неожиданные тени и создаёт дополнительный эффект величия личности. Вместе с тем, для ростовых скульптур с траурным сюжетом более приемлемой считается ровная подсветка, имитирующая дневное освещение и круглосуточно сохраняющая дневной образ памятника. В целом же, при создании осветительной композиции для любого памятника важно вовлечь в сотрудничество не только инженеров и специалистов по светотехнике, но и историков, архитекторов, скульпторов. Общими усилиями им удастся добиться намного более эффектного результата и не потерять при этом исходный замысел композиции.