Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение мансарды

Освещение мансарды – довольно интересная инженерная задача, в меру творческая и вариативная. Чаще всего владельцы частных домов занимаются данным помещением в последнюю очередь, когда дизайн всех остальных комнат согласован и утверждён. Для многих чердачно-мансардная зона является отличным способом расширить жилое пространство, разнообразить его и при этом получить фактическую пользу от каждого метра площади своего дома. Сегодня мы поговорим о том, каким образом можно привести мансарду к полностью обитаемому виду, умело расставив светильники и нивелировав различные недостатки планировки такого помещения.

Особенностью мансарды часто являются не только наклонные или низкие потолки, но также наличие нескольких окон, расположенных друг напротив друга и почти полная невозможность переделать электропроводку осветительных приборов после утепления и внутренней отделки потолков. Вместе с тем, на стилистику подобного помещения не накладывается никаких ограничений, из-за чего владельцы имеют максимальную свободу в выборе дизайна интерьера, форм-фактора мебели, светильников, аксессуаров и цветовой гаммы. Хотя работа с чердачными помещениями всегда таит в себе некоторое количество неожиданностей, по крайней мере часть из них могут оказаться довольно приятными.

 

 Освещённая мансарда

 

Некоторые правила организации освещения на мансарде

Сообразно с тем, как устроено чердачно-мансардное помещение, могут изменяться некоторые аспекты его обустройства. Тем не менее, дизайнеры сумели выделить десяток наиболее общих правил, которые справедливы для абсолютного большинства случаев. Рассмотрим их далее.

  1. Мансарду следует рассматривать не как зону, а как отдельный этаж с собственными условиями, отличными от остальной части дома. В светлое время суток это не так заметно, однако к вечеру становится всё более отчётливо видна разница в освещённости по сравнению с основными этажами. При этом важно отметить, что отличия будут наблюдаться всегда – вне зависимости от формы крыши, числа окон и расположения постройки по сторонам света. Так, вечером в домах с покатыми крышами естественный свет ещё долго проникает через окна на мансарду, в то время, как другие этажи погружаются в сумрак. И наоборот, имея плоскую крышу, Вам придётся зажечь лампы на чердаке гораздо раньше заката, хотя остальные комнаты без этого вполне обойдутся. При этом окна, выходящие на юго-запад, обычно получают больше света в конце дня, но по утрам практически лишены естественного освещения.
  2. По умолчанию считается, что мансарда – это условно тёмное, теневое помещение с низким потолком, а потому обойтись одним центральным источником света тут не удастся. Чаще всего по площади пола мансарда сравнима с целым этажом, а потому разумным будет выполнить здесь некое зонирование с собственным освещением. Даже если Вы не желаете возводить дополнительных перегородок, позаботьтесь о том, чтобы на весь потолок приходилось хотя бы две люстры и ещё несколько настенных светильников.
  3. Расчёт общей требуемой мощности необходимо производить на самое тёмное вечернее время, но без учёта зонирования. На мансарде принято зажигать свет целиком, а не только в той зоне, которая используется. В отличие от обычных жилых комнат, где фрагментарное освещение возможно, здесь частичный полумрак всегда вызывает дискомфорт. Безусловно, такой подход свидетельствует о некоторой расточительности из-за фактической невостребованности части светового потока, однако с этим придётся смириться.
  4. Превращайте минусы помещения в плюсы: максимально задействуйте пространство и добивайтесь визуального увеличения комнаты за счёт осветительных приборов. В частности, используйте светильники направленного света, ориентируя их лучи таким образом, чтобы стены оказывались освещёнными касательно снизу-вверх. Это создаст впечатление дополнительной высоты и при этом добавит лёгкой таинственности интерьеру.
  5. При возможности замените центральный свет периметральным. Такой приём позволит сделать помещение более геометрически правильным и при этом немного расширит комнату. Если дополнить интерьер несколькими зеркалами, данный эффект можно усилить ещё больше.
  6. Если стены и/или потолки несимметричны, используйте этот факт по максимуму. Когда одна сторона является частью стены, а вторая представляет собой скат крыши, на вертикальной конструкции обязательно следует разместить не только большое зеркало, но и пару настенных светильников. Таким образом Вы получите сразу тройной эффект: во-первых, помещение начнёт визуально казаться вдвое больше, во-вторых, оно приобретёт симметрию, а в-третьих, Вы обеспечите равномерное распределение света по помещению за счёт огромной площади отражающей поверхности даже при небольшом числе светильников.
  7. Только на самых маленьких мансардах, где задействуется не вся полезная площадь чердачного помещения, можно использовать один источник света. Минимальное же их число – три: один в области лестницы, ведущей на мансарду, и ещё два в разных зонах комнаты.
  8. Нейтральные и, особенно, холодные оттенки свечения на мансарде почти всегда выглядят неуместно. Данное помещение всегда ассоциируется с определённой теснотой, а потому и уютом, символом которого является желтоватая цветовая гамма. Лучше всего применять светодиодные лампы с тёплым свечением и умеренной яркостью.
  9. Помните, что в данном случае количество осветительных приборов должно преобладать над их мощностью. В силу малой высоты потолков и некоторого уклона, разумнее эксплуатировать несколько мелких светильников, расставленных по мансарде равномерно, чем один большой, имеющий засветку радиусом всего в пару ближайших метров.
  10. Освещение и стилистика комнаты должны формировать единое целое. В этом плане в чердачно-мансардных помещениях нельзя позволять себе таких вольностей, какие возможны в других комнатах. Любая визуальная дисгармония здесь читается гораздо более отчётливо. Потому цвето-световая концепция обязана максимально перекликаться с интерьером и выглядеть как неотъемлемая часть обстановки.

 

 Светильники в перекрытиях мансарды

 

Используемые осветительные приборы

В современных ремонтах крайне популярны стили лофт и кантри, которые идеально вписываются в естественную атмосферу чердачно-мансардных помещений. Кроме того, довольно удачно здесь может также смотреться эко-стиль или элементы скандинавского направления. С каждым из указанных дизайнерских течений согласуются свои виды осветительных приборов, формирующих требуемую световую картину. Сгруппируем их все следующим образом:

  • деревянные люстры и подвесные светильники;
  • настенные модели, в том числе, бра и подсветки;
  • торшеры и крупные напольные светильники;
  • настольные лампы, особенно полузакрытого типа;
  • точечные светильники.

Безусловно, все вместе эти изделия никогда не используются – обычно дизайнеры ограничиваются приборами из одной категории и лишь иногда дополняют их несколькими моделями из другой в виде интерьерных аксессуаров. Кроме того, некоторые разновидности светильников вообще применяются факультативно, при возникновении крайней необходимости. Например, наименее используемыми сейчас являются точечные светильники – их свет мало подходит для мансарды, а потому монтируют подобные источники света только для локальной подсветки ниш и стеллажей, до которых не долетает свет от основных источников. Устанавливать их в стену и, уж тем более, в потолки сейчас совсем не принято. Мало того, что в течение светового дня на наклонных поверхностях подобные «тёмные отверстия» смотрятся довольно странно, так ещё и по вечерам они не способны обеспечить достаточную освещённость. Многим кажется, что точечные модели хорошо впишутся в концепцию замены общего освещения распределённым, однако на деле это приводит к разрозненности световой картины и полному отсутствию зрительного комфорта.

Зато бра и различные виды подсветок довольно-таки эффективны в качестве вспомогательных источников освещения при наличии более крупных центральных – подвесных или припотолочных. К примеру, если на мансарде обустроена спальня или игровая комната для ребёнка, бра послужит отличным ночником – одновременно эстетичным и вполне эффективным. Для кантри и, возможно, лофт-интерьеров, тяготеющих по своей стилистике к средневековью, металлические модели смотрятся как нельзя кстати, а наклонные стены ничуть не портят впечатление, имитируя своды старинных замков. В том же контексте могут найти своё применение и подсветки, особенно если на стенах имеются произведения искусства или стеллажи с книгами, цветами, часами или другими аксессуарами, которые нуждаются в более локальном освещении.

Разумеется, по эффективности конусной засветки окружающего пространства ни с чем не сравнятся подвесные светильники. Благодаря возможности изменять длину подвеса, такие модели можно располагать и по серединной линии чердачного помещения, и спускать с потолка на требуемую высоту над столами, и делать световой коридор через всю комнату. Именно за сочетание универсальности таких изделий с большим эффективным радиусом освещения и функциональностью они столь любимы дизайнерами по всему миру. Порой их нельзя ставить, если высота потолка слишком мала, ведь крупный купол попросту не поместится, куда следует, однако в этом случае и сама концепция помещения наверняка будет совершенно другой.

Торшеры здесь применяют больше в качестве аксессуаров, способных при необходимости обеспечить локальное освещение, чем в качестве сугубо осветительных приборов. Обычно их ставят в углы, тем самым маскируя несовершенство форм стыков в мансардном помещении и формируя зрительную ярусность объектов. В свою очередь, настольные лампы, как и в подавляющем большинстве случаев, напротив, призваны воплощать изысканную утилитарность. Они стоят на письменных местах или тумбах возле спального места, чтобы дать человеку возможность читать или работать при местном освещении точно так же, как это происходит в обычных жилых комнатах.

 

 Освещение кабинета в мансарде

 

Несколько полезных советов

Проектируя интерьер мансарды, начните с расстановки мебели, которую Вы считаете нужным расположить в этом помещении. Когда перечень будет составлен, оцените количество глянцевых, полированных и зеркальных элементов. Все виды светоотражающих объектов должны находиться в стороне от линии падения прямых солнечных лучей через окна. Мало того, что это многократно усложнит пребывание в такой обстановке в светлое время суток, такое позиционирование прибавит мороки и по вечерам. Если зеркальный шкаф будет стоять напротив окна, в пространстве между ними совершенно точно не повесят потолочный светильник, потому что это будет выглядеть неуместно – его перенесут в сторону. Вместе с тем, после заката, когда включится искусственное освещение, полезная зеркальная поверхность, которая потенциально могла бы дополнительно рассеивать лучи света, останется не у дел.

Кроме того, крайне рекомендуется исключить источники продольного освещения, которые распространяют лучи не сверху-вниз или вокруг себя, а далеко в сторону. Хотя кажется неплохой идеей закрепить мощный светильник или даже прожектор в торце помещения, чтобы одним разом обеспечить заливающее освещение, так поступать нельзя. Прежде всего, результатом описанного подхода станет множество теней от предметов интерьера, стоящих на пути у лучей, а также заметный дискомфорт для человека. Стоя лицом к источнику продольного света, он оказывается ослеплён, а находясь спиной – сам для себя создаёт постоянную тень. Единственный схожий с описанным приём применяется в виде перекрёстного освещения скатов крыши на самом верху свода, в поперечном направлении от условной оси помещения.

Наконец, никогда не забывайте о достаточной подсветке лестницы. В первую очередь, это вопрос безопасности, и только потом – дизайна. Постарайтесь предусмотреть всё так, чтобы спуск и подъём по ступеням всегда осуществлялись при достаточном освещении сверху и снизу лестницы. При необходимости даже оборудуйте этот участок дома проходным выключателем.