Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение магазинов посуды и бытовых принадлежностей

На определённые группы товаров спрос не зависит ни от погоды, ни от сезона, ни от текущей моды. Такие вещи зачастую связаны с ведением домашнего хозяйства, готовкой, уборкой и пр. Одна из крупнейших категорий подобных товаров – посуда, и профильные магазины по её продаже наряду с другими нуждаются в качественном освещении. В чём его специфика и чего следует избегать, создавая дизайн-проект осветительной конструкции для торгового зала, мы сегодня и поговорим.

Прежде всего, необходимо понимать, что здесь, как и во всей коммерческой сфере свет, должен быть ярким, привлекающим посетителей. В то же время, используемые светильники обязаны иметь довольно тривиальный вид, дабы не отвлекать потенциальных покупателей от самой продукции. Во многом ставка делается на то, что основная масса приходящих в подобные магазины людей – это женщины, ведущие домашнее хозяйство, а потому и обстановка должна быть сформирована соответствующая: уютная, располагающая, немного строгая, приглашающая к детальному изучению товаров на полках.

 

 Освещение стеллажа с посудой встраиваемыми LED-панелями

Аспекты осветительной концепции

На первый взгляд, рассматриваемая нами сегодня специфика товаров кажется не очень значимой, однако, если вдуматься, то можно понять: это одна из самых востребованных категорий вещей ежедневного использования. Посуда и домашние принадлежности – это то, с чем имеет дело каждый из нас, без исключений, причём сталкивается он с ней регулярно, по нескольку раз каждый день. Таким образом, мы наблюдаем подобные изделия в разных ситуациях и под разным освещением, а потому достаточно неплохо понимаем, что именно хотим увидеть, приходя в магазин за покупками. Подсветка посудной лавки – это гораздо более тонкое ремесло, чем мы привыкли думать. Здесь нужно показать крепость, но сохранить изящество, продемонстрировать высокое качество, но не превращать товар в музейную экспозицию. Чтобы все эти правила корректно сочетались между собой, общая композиция торгового помещения должна включать в себя несколько типов светодиодных светильников: большие, мелкие, модели для общего и направленного света. Однако, обо всём по порядку.

Около половины всех профильных магазинов обустраиваются таким образом, чтобы создать типичную атмосферу – некую безразмерную кухню, где на полках есть всё, чего только душа может пожелать. При этом очень важна группировка товара: как с точки зрения маркетинга, так и с точки зрения планирования освещения. Белый фарфор должен стоять с белым, цветной – с цветным, а металлические изделия и кастрюли – отдельно от изделий из стекла. Всё это необходимо не только для удобного поиска товаров, но и для минимизации бликов света от разношёрстной продукции на полках.

Осветительное оборудование, которое используется для организации верхнего света, обычно стремятся сделать предельно нейтральным. Чаще всего им выступает набор LED-панелей, встраиваемых в подвесной потолок, а над низкими стеллажами или в залах с высокими перекрытиями можно увидеть подвесные модели светильников. Оба упомянутых типа призваны сформировать равномерное заливающее освещение, необходимое не столько для изучения товаров, сколько для создания приятной атмосферы и светового фона.

В свою очередь, для акцентного освещения используются различные трековые системы или стоящие поодиночке спот-светильники, направленные на наименование известного бренда, крупный товар или секцию. Важно отметить, что при создании адресной подсветки в обязательном порядке учитываются светоотражающие свойства объектов, прилежащих к целевому. Так, стеклянная и фарфоровая посуда лучше всего воспринимается на прозрачных полках из стекла или полимеров, поскольку это придаёт изделиям лёгкости, воздушности, дополняет их естественную эстетику. В свою очередь, тяжеловесные кастрюли и сковородки на лёгкие полки не поставишь, а потому их следует вешать или размещать на деревянных и металлических стеллажах. Грамотный подход предполагает, что опорная поверхность должна быть матовой и тёмной, поглощающей свет – лучше всего, быть покрытой плотной тканью. Металлический каркас имеет смысл выкрасить в такой же тёмный оттенок или, по крайней мере, использовать неполированные стеллажи. В противном случае, каждая лампочка, находящаяся в том же помещении, будет отражаться от глянцевых поверхностей и крайне раздражающе действовать на потребителей.

Хотя выше мы рассматривали сложности, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам магазинов посуды из-за яркого освещения, его можно взять и в союзники. Так, при выгодных продавцу углах падения света и взвешенном подборе цветовой гаммы торгового зала, дополненной нужной температурой свечения ламп, даже не очень дорогие тарелки и бокалы можно преподнести как премиальные. Роскошный вид и привлекательность не всегда опираются на цену и качество исполнения – в ряде случаев, это лишь умелая постановка света.

 

 Подсветка торгового зала с домашней утварью

 

Размещение продукции и её подсветка

Все витрины, используемые в данном бизнесе, можно разделить на четыре группы:

  • открытые стеллажи с фоновой или боковой подсветкой;
  • полузакрытые витрины, располагаемые вдоль стен;
  • подставки для единичных товаров, позволяющие потребителям рассмотреть товар со всех сторон;
  • «островные» раскладки товара, размещённые на небольшой высоте, нередко в виде насыпи.

Дадим краткую характеристику каждому из упомянутых типов.

Классические стеллажи зачастую освещаются подвесными светильниками, которые располагаются над проходами. Это позволяет качественно осветить основную часть изделий с двух сторон, а менее существенные детали (крышки, днища, мелкие надписи и логотипы) оставить в полутени. Зачастую в таких местах успешно стоят кастрюли из основного потребительского сегмента, кофейники, формы для выпечки и пр. Популярность данных товаров ничуть не страдает от того, что они освещены не на 100% – ведь их в конечном итоге всё равно снимут с полки для того, чтобы подержать в руках, опробовать ручки и изучить покрытие.

Закрытые и полузакрытые витрины можно увидеть вдоль стен магазина. Обычно здесь более дорогой товар, модели с интересной расцветкой, орнаментом или просто продукция от известных брендов. Преподносить все эти изделия необходимо так, чтобы их высокое качество читалось с первого взгляда, преимущества были ясны, а внешний вид прост для понимания. Последний аспект проблематичен для случая, когда источник света находится лишь с одной стороны витрины, а потому в таких местах верхние светильники дополняются локальной неакцентированной подсветкой. Её реализуют при помощи светодиодных лент или LED-линеек, размещаемых в непосредственной близости от товара. Светоизлучающие печатные платы помещают в рассеивающие корпуса и прокладывают вдоль самой стенки – прямо по полкам или под ними. В итоге формируется требуемый эффект лёгкой таинственности, но сохраняется отличная видимость продукции.

Единичные товары, размещённые на специальных подставках, освещаются направленно. Зачастую это новинки рынка, неординарные модели известных марок или акционные предложения. Такие изделия должны хорошо просматриваться из любой точки магазина, быть полностью подсвечены и принудительно акцентировать на себе внимание. Чтоб добиться требуемого эффекта, в каждом крупном магазине имеется особое место, на которое ориентирован луч светильника направленного света. Часто используются такие модели приборов, которые можно оснастить регулируемым экраном-рефлектором, позволяющим корректировать углы разлёта лучей в зависимости от габаритов специального предложения, стоящего на данном стенде.

Наконец, «островки» с продукцией, довольно часто принадлежащей к категории расходных материалов или просто наиболее дешёвого товара в магазине, нуждаются только в верхней подсветке. Зачастую здесь почти в одну кучу может быть свалена разнородная продукция, а потому направленный свет, способный отразиться от товаров, был бы неуместен. Обычная верхняя подсветка, такая же, как и в большинстве проходов, чаще всего полностью удовлетворяет нужды потребителей, которые изъявляют желание изучить данную витрину.

Особое внимание следует обратить на цветовую гамму. Нередко именно она становится наибольшей сложностью для дизайнеров подобных помещений. Почему же так происходит? Дело в том, что наблюдаются очевидные противоречия в том, что требуется для формирования настроения у покупателей, и тем, что необходимо для качественной подсветки товаров. Так, наиболее уютную атмосферу можно было бы сформировать при помощи установки лампочек с тёплым цветом свечения, однако этот оттенок действует усыпляюще, из-за чего не подходит для активной торговли. Он уместен разве что в отделе с чугунной посудой, и то не всегда. В свою очередь, светлые тарелки имеет смысл преподносить при помощи света лампочек с холодным оттенком, однако тогда сочетание белого фарфора и слегка голубоватого тона ламп будет порождать очень некомфортную атмосферу, далёкую от ожидаемой. Решить эту проблему за счёт монтажа ламп с нейтральным тоном свечения также не выйдет: в условиях закрытого помещения и наличия глянцевых поверхностей результирующее освещение получается скучным, невыразительным, не способным расставить акценты на брендах и товарных группах. Выходом служит зонирование и дробление продукции на категории. При этом общее освещение зала и проходов сохраняется, а вот внутри, между стеллажами, световая картина в каждом случае своя: на полки устанавливаются светильники на прищепках, распространяющие свет именно того оттенка, который требуется для данной секции.

 

 Постановка освещения в супермаркете посуды

 

Запреты и полезные осветительные приёмы

Если говорить о крупных и полноценных запретах, то главным из них будет совет не использовать зеркала в оформлении витрин. Хотя и сегодня многие фирмы применяют зеркальные вставки при оформлении прилавка, эта мера скорее вредит, нежели приносит пользу. Сейчас трудно найти товар, который не был бы глянцевым и блестящим, а потому многократное усиление его светоотражающих способностей совершенно не требуется. Применять зеркала допустимо разве что в секциях с дополнительной кухонной утварью: щётками, лопатками, прихватками, губками, салфетками и бытовой химией, а также разнообразными крышками для банок и пищевыми пластиковыми контейнерами. Перечисленная продукция преимущественно матовая, а потому дополнительная подсветка ей не повредит.

Наиболее ювелирно свет следует выставлять возле витрин со столовыми приборами. Металлы настолько хорошо отражают лучи во все стороны, что порой потребитель даже не может подойти близко к витрине с такими изделиями, поскольку он оказывается ослеплён отражённым от неё светом уже издалека. Бороться с этим явлением необходимо применением исключительно небольших точечных встраиваемых мебельных светильников, оснащённых матовыми рассеивателями. Более того, оптимальным считается вариант, когда их свет направлен не на сами столовые приборы, а стелется над ними, благодаря чему изделия изначально находятся в зоне рассеивания. Таким образом создаётся комфортный для человека баланс света и приемлемый вид продукции.

Если в магазине имеется секция сопутствующих товаров, где представлены полотенца, прихватки, тряпки для уборки и прочие текстильные мелочи, то на этой территории допустимо использовать тёплый свет. Здесь он куда более уместен и позволяет сформировать у потребителей ощущение высокой плотности тканей, их удобства для повседневной эксплуатации и надлежащего качества. Вместе с тем, необходимо соблюсти цветовой баланс с соседствующими секциями, дабы в этой зоне не терялось ощущение новизны и свежести представленной продукции.

В целом, при организации света в торговом зале необходимо минимизировать яркостные перепады и сохранить целостность освещения. Освещённость между проходами и стеллажами должна отличаться не более, чем в три раза, а внутри небольших секций – в два. Для яркой и многоцветной продукции, демонстрации рисунков на фарфоре и кастрюлях следует применять лампы с высоким уровнем цветопередачи. Выразительность световой картины и информативность витрин должны получаться такими, чтобы каждый покупатель всегда находил то, за чем пришёл.