Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение конференц-залов

Крупные собрания, совещания или другие ответственные мероприятия необходимо проводить в соответствующей обстановке: спокойной, комфортной и настраивающей на продуктивную мозговую деятельность. Главной задачей для освещения конференц-залов является удобство докладчика, проводящего презентацию своих достижений, и возможность правильно воспринять информацию, располагаясь в любой точке помещения. В зависимости от площади зала, он может соответствовать одной из двух общепринятых моделей – «амфитеатра» или «комнаты переговоров». Заданный формат полностью определяет атмосферу, которую требуется воссоздать и, несомненно, влияет на освещение.

Следует понимать, что фактическое назначение конференц-зала не ограничивается одними только деловыми совещаниями – здесь также могут проходить творческие вечера, тематические собрания, научные конференции, профессиональные съезды и другие мероприятия, связанные с обменом опытом и межчеловеческой коммуникацией. Современный конференц-зал оборудован не только несколькими уровнями светильников, но и мультимедийной аппаратурой для демонстрации фото- и видеоматериалов. Обычно для того, чтобы смотреть на экран было комфортнее, свет необходимо частично приглушать, а это означает, что все осветительные приборы в таком месте должны быть диммируемыми.

 

 Люстры в зале заседаний

 

Постановка задач по планированию освещения

Из сказанного выше можно сделать вывод о фактической многофункциональности и гибкости освещения, поскольку спектр реализуемых им световых сценариев должен быть максимально широким. Кроме того, будучи местом большого скопления людей, конференц-зал обязан иметь не только качественные, но и визуально привлекательные осветительные приборы. Для нынешнего ассортимента тематической продукции это не составляет особого труда – обычно всё упирается в цену изделий, то есть, готовность заказчиков платить за хорошее и красивое оборудование.

На этапе планирования светотехнических конструкций перед инженерами ставятся следующие пять задач:

  • разработка концепции, учитывающая архитектурные особенности помещения и его площадь;
  • необходимость реализации нескольких осветительных сценариев для отдельных режимов работы конференц-зала;
  • разработка общей световой картины, подходящей для деловой атмосферы и вероятной аудитории посетителей (так называемый «режим ожидания»);
  • подбор современного, безопасного и энергоэффективного оборудования;
  • применение арматуры и специальной оснастки, обеспечивающих высокую надёжность и долговечность приборов.

С точки зрения реализации, преимущественное большинство конференц-залов освещается по аналогичной схеме: потолочные светильники, обеспечивающие рассеянный свет, направленная подсветка столов и президиума крупными спотами, контурирование периметра помещения при помощи светодиодной ленты средней яркости. Как уже было отмечено, ключевой функциональной особенностью таких аудиторий должна быть регулируемость освещения в целом, поскольку здесь нередко могут проходить просмотры видеоматериалов и презентаций. Для того, чтобы плавное снижение и повышение яркости было возможным, в качестве светоизлучающих элементов должны использоваться только диммируемые светодиодные лампы. По внешнему виду они ничем не отличаются от обычных LED-моделей, однако повышают совокупную стоимость оборудования, что также необходимо иметь в виду.

В единый традиционный осветительный концепт всегда можно включить дополнительные средства и приборы – локальные или верхние. Так, если для докладчика предусмотрена отдельная трибуна, над ней может быть установлен более яркий прибор, хотя это и не очень рекомендуется. Оптимальным способом повысить освещённость в таком месте послужит маленькая настольная лампа на прищепке, закреплённая непосредственно на опорной части самой трибуны. Это убережёт зрителей от ослепления и чрезмерного светового контраста, но вместе с тем позволит говорящему хорошо видеть заготовленный текст доклада.

Локальный свет также может применяться для каждого места в зрительном зале, особенно – если он выполнен в виде амфитеатра, как здание украинского парламента. При необходимости демонстрации большого количества мультимедийного материала, местную подсветку может получить также пульт управления или консоль оператора. И если индивидуальная подсветка кресел является редкостью, то настольные лампы перед председателем заседания можно назвать одним из самых традиционных способов организации локального освещения.

Необходимо отметить, что на этапе проектирования должны быть учтены отражающие способности присутствующих в помещении предметов мебели. В абсолютном большинстве случаев ими выступают лакированные столы, сохраняющие естественную желтизну древесины. С одной стороны, это привносит в обстановку дополнительную позитивную ноту, а с другой – многократно усиливает отражения. Ввиду наличия указанной цветовой гаммы, в таких помещениях рекомендуется устанавливать только лампочки с нейтральным цветом свечения, полностью отказавшись от тёплого. Мало того, что последний обычно действует чересчур расслабляюще, так он ещё и будет приумножать оттенок мебели, что считается неприемлемым.

Кроме того, важно замерить фактическую освещённость в разных точках конференц-зала и попытаться привести её примерно к одной величине. Немалую роль в этом играют оконные проёмы – в дневное время именно из них исходит около 80% освещения, а с наступлением вечера ранее освещённые места становятся полностью затемнёнными. Чтобы избежать подобных перепадов, необходимо предусмотреть несколько независимых контуров освещения: днём будет работать только меньшая их часть, а в тёмное время суток включатся все приборы.

В контексте последнего нельзя не упомянуть и о весьма желательной двухуровневой структуре построения освещения. Например, общий заливающий свет без труда обеспечат LED-панели, расположенные непосредственно на потолке, но следующий ярус должен находиться гораздо ниже, на подвесах или жёстких штангах. Это избавит конференц-зал от так называемой «плоской тени», которая свойственна высоким помещениям. При этом результирующая освещённость на местах не должна падать ниже 300 лк, а ещё лучше – поддерживаться на уровне около 500 лк.

Может показаться, что упомянутые ранее отражения от мебели несут в себе исключительно негативный окрас. На самом деле это не так: при грамотном оборудовании конференц-зала именно отражённый от столов, стен и потолка свет составляет 80-85% освещения, а оставшиеся 15-20% приходятся на прямой вертикальный. Подобное соотношение создаёт зрительный комфорт для людей, провоцирует меньше теней, заставляет лица выглядеть более естественно при свете ламп. Кроме того, если ведётся видеофиксация или трансляция конференций, такое освещение сохраняет правильный контраст и яркость объектов, заметно облегчая операторскую работу.

 

 Освещение конференц-зала

 

Подбираем ключ к верному освещению

Основной помехой нормальной постановке света практически всегда являются дизайнерские решения, несовместимые с требуемым качеством освещения. Например, так бывает, когда предлагается использовать в подобных местах массивные люстры с обилием светоотражающих элементов. Возможно, это и будет смотреться эффектно, но совсем недолго: при проведении самого мероприятия такие объекты провоцируют ненужные отражения, создают помехи проекторной технике и слепят зрителей.

То же самое касается динамических цветовых эффектов: в стремлении придать помещению большую индивидуальность, дизайнеры используют светодиодную RGB-ленту вместо монохромной. Это решение практически никогда не оправдано и находит своё применение разве что при проведении праздничного концерта в рассматриваемом помещении. Во всех же остальных случаях спокойная подсветка периметра на уровне чуть выше пола гораздо более разумна: она очерчивает границы пространства и помогает сориентироваться при приглушённом свете, не запнувшись о ступени или мебель. Многоцветная лента хороша лишь там, где наряду с деловыми мероприятиями регулярно проводятся досуговые (свадьбы, юбилеи, корпоративные вечеринки), а для сугубо официальных лучше сохранять выдержанность и нейтральность стиля.

Имея огромный арсенал современных средств управления светом, не стоит ими пренебрегать. Для обеспечения удобной организации освещения в конференц-залах используются переносные и стационарные пульты управления, основанные на интеллектуальных системах. Они реагируют на освещённость за окном, умеют распознавать количество и локализацию публики в зале, реагируют на включение видеоматериала приглушением фоновой яркости верхних источников. Кроме того, смарт-системы отлично помогают оптимизировать энергопотребление и снизить регулярные эксплуатационные расходы.

Среди типичных ошибок можно назвать неоптимизированное (или недостаточное) общее освещение и наоборот, чересчур направленную подсветку. Корень обеих проблем кроется в желании администрации сэкономить на оборудовании, в результате чего нарушается не только качество освещения, но и его целостность, что вообще сводит к нулю все усилия светодизайнеров. В первом случае руководство ограничиваются малым количеством приборов, расставляя их слишком высоко и на большом расстоянии друг от друга. В итоге со стороны может выглядеть так, будто зал достаточно залит светом, но на практике сидячие места, размещённые не столь высоко от пола, погружены в полумрак. Если же избавиться от такого эффекта пытаются путём замены источников рассеянного освещения на светильники направленного света, конференц-зал наполняется бессмысленными световыми пучками, провоцирующими резкие тени и совершенно неподходящими для деловой обстановки.

Что касается предпочтительных форм-факторов и типоразмеров приборов, здесь всё определяется параметрами конкретного помещения. Для комнат с перекрытиями лишь немного выше стандартной величины верхний и средний ярус можно объединить на уровне потолка, но реализовать разными типами приборов. Например, заливающий свет обеспечат накладные модели, а более направленный моделирующий – спот-светильники, состоящие из нескольких плафонов. Такая засветка создаст необходимый объём, сформирует небольшие, но комфортные тени от объектов и снизит нагрузку на зрительный аппарат. Мощность приборов определяется индивидуально – по площади освещаемой поверхности, конфигурации помещения и оптических свойств отделки.

Если под конференц-зал отведено не отдельное крупное помещение, а обычная просторная комната в здании, можно ограничиться лишь верхним заливающим освещением. Диммируемость при этом послужит дополнительным фактором гибкости. Обычно такая ситуация складывается в офисах, где переговорные комнаты превращают в помещения для официальных мероприятий. В качестве осветительных приборов здесь зачастую применяют светодиодные панели или обычные линейные светильники с нейтральным светом. Для большинства некрупных внутренних мероприятий подобного оборудования действительно может быть вполне достаточно.

 

 Подвесные светильники в большой аудитории

 

Заключение

Многофункциональность и тематическая направленность конференц-залов одновременно определяют и выдержанность их дизайна, и динамичность освещения. Грамотное сочетание доступных технологий, элементов автоматики и качественного оборудования является залогом успеха деловых и развлекательных мероприятий, проводимых на этой площади. Крупные залы можно подвергнуть зонированию, разделить на функциональные области, выделить отдельные секторы, трибуну с докладчиком, место для оператора мультимедийного контента и т.д. Помещения поменьше и попроще достаточно подсвечивать ярким, но рассеянным светом нейтральной цветовой температуры. При использовании современной светодиодной продукции можно быть полностью уверенными в качестве освещения и долговечности работы оборудования.