string(0) "" Освещение чистых помещений. Библиотеки
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение чистых помещений. Библиотеки

В двух предыдущих частях мы уже рассмотрели требования к организации освещения и аппаратурному обеспечению для медицинских учреждений, архивов и книгохранилищ. Вместе с тем, ещё остаются места особого назначения, которые принято относить к наиболее чистым. Это могут быть библиотеки, лаборатории немедицинского предназначения, цеха по сборке электроники, фармацевтические производства и пр. Фактически, «чистыми» принято называть те помещения, в которых искусственным образом поддерживается определённый режим. Это влияет на движение воздуха, где могут содержаться частички пыли, грязи, испарения различных химических веществ, вредные микроорганизмы и аэрозольные вкрапления.

В каждом случае вред от воздействия упомянутых факторов на рабочие поверхности будет разным, но защита требуется им всем – просто в отличной степени. Естественно, защищать необходимо не только предметы труда и инструмент, но и вспомогательное оборудование. И чем большее значение имеет освещение, тем пристальнее должно быть внимание к его сохранности и поддержанию исправного состояния. В подавляющем большинстве упомянутых здесь и ранее случаев специалисты рекомендуют устанавливать светодиодные светильники с IP65, что минимизирует вред для осветительных приборов и позволяет выносить всю светотехническую конструкцию «за скобки». Это очень важно, поскольку изолированные технические системы заметно упрощают уборку, сохранность экспонатов, контроль качества продукции или обслуживание помещения – в зависимости от функционального назначения последнего.

 

 Освещение стойки в читальном зале

 

Библиотеки

В отличие от книгохранилищ, которые в большинстве своём являются учреждениями с весьма специфическим спросом и низкой посещаемостью, в библиотеки люди ходят даже в наш век высоких технологий. Чаще всего библиотечные интерьеры не так аскетичны, как архивные. Здесь наоборот стараются создать приятный дизайн и уютную атмосферу, несколько завораживающий дух старины и прикосновения к тайне. Наряду с красотой не забывают и про функциональность: каждое место в читальном зале обязано иметь достаточное количество света для работы с литературой.

В крупных муниципальных библиотеках обычно нет достаточного количества средств для оборудования индивидуального направленного освещения, а потому посетителям приходится довольствоваться ярким верхним светом. Зачастую это продолговатые подвесные светильники, имеющие матовый или полупрозрачный рассеиватель. Там, где ещё не так давно использовались только люминесцентные лампы, сегодня установлены светодиодные модели с цоколем Т8. Это достойная замена – как по форм-фактору (без необходимости менять светильник полностью), так и по экономичности работы. В то же время, освещённость прилежащего пространства при использовании последних только выигрывает.

Традиционно библиотеки требуют повышенного внимания к эстетической составляющей. Точно также как в музеях, театрах или галереях, здесь царствует атмосфера подчёркнутой интеллигентности и всеобщей элегантности. В этом контексте светотехнические параметры тоже не остаются в стороне – только при правильной расстановке светильников можно получить хорошую освещённость, гармоничное распределение света, минимальные тени и высокий уровень передачи исходных цветов. Эстетические и функциональные задачи здесь решаются совместно и совершенно друг другу не противоречат, что во многом упрощает работу специалистов.

 

 Верхнее освещение между стеллажами

 

Сразу же оговоримся: даже при всём классическом антураже, в наше время библиотека – это уже не просто собрание мудрости веков, а обширная база знаний и ресурсный центр. Теперь здесь есть не только читальные залы, но и комнаты, где можно осуществить поиск требуемого издания на компьютере, поискать электронную версию редкой книги, а также найти отсканированный или полностью оцифрованный вариант старинного фолианта. Для удобства работы на отдельных столиках расположены настольные лампы, а верхний свет даёт фоновое освещение.

Места для сидения людей в общем зале и в конкретных функциональных помещениях часто обладают разным уровнем освещённости. Обычно там, где люди имеют возможность взять книгу на вынос, хватает величины около 300 лк. Этого достаточно для беглого и расслабленного чтения, а при нежелании находиться на территории заведения посетитель может покинуть его и отправиться изучать литературу домой. Если же читателя интересует более редкое издание, выходить с ним на улицу может быть запрещено – посетителя пригласят сесть в оборудованном зале, где показатели общей освещённости имеют порядок не менее 500-600 лк. При таком свете человек со средним зрением сможет большее время комфортно работать с печатными символами, не перенапрягая при этом зрительный аппарат.

Часто библиотеки выставляют в витринах под стеклом особенно интересные издания. Обычно они не самые ценные из имеющихся, однако достойные внимания публики. Такие книги лежат на высоких тумбах-пюпитрах и подсвечиваются светильниками направленного света. Общеизвестно, что избыточное ультрафиолетовое излучение губительно для страниц, а потому в качестве светоизлучающих элементов в таких случаях всегда применяются только светодиодные лампочки. Они не провоцируют дополнительного нагрева окружения, что также играет немалое значение при выборе их на эту роль.

В холлах, коридорах и помещениях для хранения практически всегда весьма высокие потолки, не менее трёх с лишним метров. В проходных зонах это позволяет использовать подвесные потолочные светильники умеренной яркости, спускаемые до высоты около 2,1 м. Таким образом одновременно достигается требуемый для посетителей комфорт и разумное энергопотребление. Зачастую для формирования правильной атмосферы все вспомогательные помещения имеют одинаково невысокий уровень освещённости со схожей цветовой температурой, а читальные залы наоборот становятся «глотком воздуха» в этом полумраке. В гардеробе, коридорах и переходах используются в основном лампы с тёплым свечением, а в местах для чтения и длительного пребывания – изделия с нейтрально-дневным светом. Такой намеренный контраст заставляет людей перемещаться в оборудованные зоны и наслаждаться литературой с комфортом.

 

 Освещение проходов

 

Около половины всей площади данных учреждений занимают книжные полки и стеллажи, которым также требуется определённая освещённость. Если речь идёт не об архиве, предназначенном только для хранения изданий, а о полноценной библиотеке, куда постоянно ходят люди, корешки книг необходимо подсвечивать качественно – иначе найти среди них необходимую будет крайне сложно.

Как бы это забавно ни звучало, основные осветительные сложности роднят библиотеки с супермаркетами. И там, и там имеются длинные и узкие ряды стеллажей, которые нет смысла ярко освещать сверху, но и боковую подсветку реализовать проблематично – уже с технической точки зрения. Освещение вертикальных поверхностей изначально диктует заметный дисбаланс: чтобы на нижних полках было хоть что-нибудь видно, возле верхних должен обеспечиваться избыток яркости. Самое простое решение – это продолговатые потолочные светильники, располагаемые чётко параллельно стеллажам над проходами. Однако для достаточной засветки всегда требуются специальные рефлекторы и подбор высоты, подходящей для минимизации бесполезных потерь освещённости.

Среди возможных альтернатив порой рассматриваются точечные встраиваемые светильники для мебели – они занимают немного места и могут располагаться в непосредственной близости от книг. Однако такая мера имеет два неприятных аспекта. Во-первых, для того, чтобы освещения действительно хватало, на каждой полке длиной более полутора метров необходимо хотя бы два точечных источника света – по одному с каждой стороны. В результате, это выливается в совершенно невероятное количество осветительных приборов на всё здание. Даже при условии предусмотренной возможности ситуативного включения подсветки полок или стеллажей поотдельности в целях экономии энергии, прямые затраты на закупку оборудования моментально исчерпают годовой бюджет учреждения. Во-вторых, пожарная опасность в описываемой ситуации неразумно повышается: любое искрение в неисправной проводке или неверно прилегающем контакте может быстро перерасти в пожар. А уж хорошо горящих объектов в библиотеке достаточно – потому распространяться он будет просто молниеносно. Инженеры по безопасности труда рекомендуют свести здесь к минимуму даже количество розеток и штепсельных соединений, а непосредственная близость электричества (в том числе, слаботочного) существенно снижает шансы на признание пожарной комиссией помещения пригодным для эксплуатации.

Есть и другие варианты решения поставленных проблем. Например, использование светильников на прищепке, имеющих непосредственное подключение в электросеть. Они во всех смыслах мобильны: здесь поворачивается не только купол плафона, но и возможна небольшая перестановка самого прибора. При этом пожарная опасность тоже немала, но всё же гораздо меньше – хотя бы по той причине, что одной упомянутой моделью, вращая плафон в нужную сторону при поиске книг, можно заменить пару десятков точечных светильников.

 

 Свет в читальном зале

 

Кроме того, для рассеянно-боковой подсветки можно использовать потолочные светильники для высоких пролётов, располагая их не вдоль проходов, а поперёк – частично даже над стеллажами. При этом определённый процент света, несомненно, будет теряться, освещая лишь крышки полок, однако совокупная освещённость повысится из-за иного распределения лучей. О достоинствах и недостатках данного способа можно много спорить, однако он нередко встречается не только в отечественных, но и в зарубежных библиотеках, где озаботились вопросами энергосбережения и повышения эффективности работы приборов гораздо раньше Украины.

Приёмы по модернизации существующего светотехнического оборудования чаще всего сводятся к замене старых газоразрядных трубочных ламп на новые светодиодные. Порой эту меру стараются дополнить современными отражателями и рассеивателями. Если за работу берутся специалисты, то комплексный подход действительно демонстрирует существенную эффективность. После замены ламп, энергопотребление снижается на 30-45%, а с добавлением рефлекторов показатели освещённости могут возрастать почти вдвое. Это очень существенно, как для столь технически простой и финансово оправданной модернизации. Самое приятное, что после этого можно как угодно переставлять в помещении столы и стеллажи, а освещённость при этом практически не пострадает.

Более прогрессивное усовершенствование потребует замены осветительных приборов на два разных типа. Например, некоторые учреждения освещают стеллажи и проходы между ними линейными светильниками с фиксированным углом рассеивания света. Это позволяет чётко контролировать границы разлёта лучей, не освещать невостребованные поверхности и обеспечивать максимальную освещённость полок. В то же время, читальные залы обеспечиваются предельно однородной засветкой благодаря использованию LED-панелей подвесного типа. Приборы расставляются по симметричной сетке или в шахматном порядке (в зависимости от конфигурации помещения) и испускают мягкий нейтральный свет, благодаря чему освещение кажется воздушным, позволяя комфортно изучать литературу на протяжении длительного времени.

Наконец, самый прогрессивный на сегодняшний день способ освещения применяется в крупных библиотеках США. Общий зал освещается крупными накладными потолочными светильниками округлой формы, имеющими опаловый рассеиватель и высокую яркость ламп. Столы оборудованы небольшими горизонтальными подсветками-стикерами на гибких стойках, а стеллажи с книгами имеют выносные линейные осветительные приборы, крепящиеся на короткий кронштейн к самой верхней полке. Так свет получается адресным, достаточно безопасным и обеспечивает умеренное энергопотребление.

 

Последнюю часть материала по рассматриваемой теме читайте в нашей следующей статье.