Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение автосервисов и автомоек

Мастерские любого спецназначения требуют особого подхода к оборудованию рабочих мест сотрудников. В отличие от офисов, где в первую очередь речь идёт про удобное расположение офисной техники, комфортную мебель и мощные компьютеры, и только потом – про освещение, в сервисных центрах по обслуживанию транспорта именно свет выходит на первое место. От него во многом зависит не только скорость работы мастеров, но и качество конечного результата. Кроме того, достаточная освещённость рабочего пространства служит залогом безопасности жизни и здоровья специалистов, что также необходимо принимать во внимание.

Около 30% задач, которые решаются персоналом автосервисов, требуют значительного зрительного напряжения и высокой точности. Потолочные светильники чаще всего не способны обеспечить должное освещение, поскольку ремонтные работы осуществляются в стеснённых обстоятельствах: под кузовом, сбоку или даже в салоне автомобиля. Особенно важна хорошая освещённость на этапе диагностики отдельных узлов и выявления возможных неисправностей – если будут обнаружены не все проблемы или их не устранят в полном объёме, ни о какой безопасности на дороге не может быть и речи.

 

 Освещение автосервиса потолочными светильниками

 

Реализация освещения автосервисов

Наряду с другими, более сложными объектами, автосервисы нуждаются в ярком, надёжном, безопасном и финансово экономичном освещении. Функциональность светильников здесь должна сочетаться с удобством их использования в конкретных производственных ситуациях. Крупные автопроизводители, которые открывают собственные фирменные сервисы в разных уголках мира, всегда устанавливают целый набор жёстких требований к осветительному оборудованию, которые должны неукоснительно соблюдаться. Ознакомиться с ними может даже клиент официального дилерского центра автомобилей: эти сведения обычно помещают в конце каталогов или бренд-буков, широко представленных в точках продаж. Там чётко указывается, что в корпоративных автомастерских не может быть простеньких светодиодных светильников китайского производства с низким световым потоком, а вместо одного верхнего осветительного прибора используется несколько настенных, напольных или локальных.

Кроме того, нельзя забывать и о государственном регулировании данного вопроса. В каждой стране существуют собственные положения в СНиП, посвящённые освещению автосервисов. В них регламентированы нижние границы величины освещённости, высота размещения приборов над полом, предполагаемый разряд зрительной работы с перечислением отдельных функциональных зон помещений.

Следует отметить, что принятая на территории стран бывшего Союза традиция оборудовать автосервисы в полуподвальных помещениях и гаражах, прямо противоречит общеевропейским и американским стандартам подобного рода. Верным считается подход, когда ремонтный цех располагается на уровне первого или полуторного этажа. Это позволяет задействовать не только искусственный свет ламп, но и естественное освещение. При должной площади остекления в течение большей части рабочего дня мастера получают более яркую, но в то же время знакомую и приятную засветку.

Непосредственно зона ремонта зачастую имеет несколько источников света. Освещённость здесь достигает величины в 600-1000 лк, в зависимости от высоты потолков и площади. Верхний свет обычно обеспечивается универсальными LED-панелями, которые равномерно рассеивают лучи во всех направлениях. В то же время, только лишь их недостаточно для полноценной работы специалистов. Потому на стенах также можно увидеть дополнительные источники света – чаще всего, подвижные, с возможностью поворота купола плафона в нужную сторону.

Технически наиболее сложно верно оборудовать смотровую яму. Здесь необходимо получить яркое освещение, которого было бы достаточно для комфортной починки автомобиля, но при этом исключить фактор ослепления персонала лучами, идущими снизу-вверх. Кроме того, ширина ямы не позволяет использовать крупные светильники с экранами-отражателями, которые урезали бы световой поток, защищая глаза мастеров. Компромиссом в этом случае являются специальные линейные светильники в металлических корпусах. Такие модели довольно компактны, способны создавать яркое и равномерное освещение, а также легко прячутся в защитный короб на стене непосредственно на верхних границах смотровой ямы.

В отдельных случаях для выполнения сложных процедур, а также работы в тёмное время суток применяются прожекторы. Используются не типовые изделия для наружной подсветки зданий, а специальные рефлекторные, снижающие дискомфорт для глаз мастеров. Тем не менее, их стараются всячески избегать, заменяя несколькими более мелкими (и зачастую переносными) осветительными устройствами.

 

 Линейные светильники в автомастерской

 

Дополнительным средством повышения удобства работы является грамотно выстроенная цветовая гамма в помещениях автосервисов. Обычные мастерские зачастую имеют серую гамму, обусловленную наличием металла и естественно загрязнённых поверхностей. В то же время, в рекомендациях по оборудованию автосервисов можно найти указание на то, что светлые поверхности являются более предпочтительными. Использовать чисто белый цвет, конечно же, нерационально: во-первых, отражения могут стать чересчур раздражающими, а во-вторых, условия мастерской быстро превратят отделку в грязно-серую, с обилием масляных пятен, следов ржавчины и царапин. В качестве неплохой альтернативы предлагается светло-синяя гамма. При использовании светодиодных ламп с нейтральным цветом свечения именно такая отделка даёт наиболее приятное отражение.

Отдельное внимание нужно уделить нюансам. Так, даже большого количества осветительных приборов, размещённых на потолке и стенах, может не хватать для выполнения конкретных задач. Облегчить жизнь мастерам довольно просто: достаточно разместить по нескольку розеток в каждой из стен – и туда можно будет включать переносные лампы. Единственное, о чём не стоит забывать в этом контексте, так это уровень запылённости воздуха. Обычные бытовые модели розеток с низкой степенью защиты не должны применяться в мастерских, где постоянно во все стороны летит стружка и распыляются различные агрессивные вещества. Уберечь фурнитуру достаточно просто – в таких условиях необходимо использовать розетки с крышкой или со шторками. Это не только продлит жизнь оборудованию и электропроводке, но также повысит общий уровень безопасности работы в мастерской.

Свою специфику имеют и покрасочные камеры. Здесь зачастую важно иметь не столько яркую, сколько равномерную подсветку, чтобы оператор видел качество своей работы и мог оперативно устранить недочёты. Для хорошей вертикальной и горизонтальной освещённости применяют комбинированный настенно-потолочный монтаж светильников. Приборы закрепляются чуть выше человеческого роста и ориентируются под необходимым углом к геометрическому центру покрасочной камеры. К самим светильникам особых оптико-технических требований здесь не предъявляется – накладывается лишь условие необходимости качественного корпуса, который бы в течение длительного срока выдержал систематическое влияние распыляемых лаков и красок.

Наконец, для любого освещения необходимо предусмотреть некоторую степень гибкости. Поскольку в пределах одного крупного помещения может выполняться несколько разнородных ремонтных операций, это необходимо отразить в световом зонировании и управляемости приборами. Верстаки и чертёжные столы, а также рабочие места с компьютерами однозначно нуждаются в собственной подсветке, не зависящей от верхнего освещения. В большинстве случаев над станками будет удобно расположить продолговатые подвесные светильники, а на столах закрепить настольные лампы на струбцинах, способные наклоняться и поворачиваться во все стороны. Данное местное освещение не должно мешать деятельности, а потому чрезмерная яркость здесь не требуется – достаточно уже фактора локальности и направленности светового потока, исходящего от приборов. Также необходимо следить за общей контрастностью, чтобы глаза работников не переутомлялись без лишней надобности.

 

 Освещение автомойки

 

Реализация освещения автомоек

Даже в тех случаях, когда очистка машины входит в комплекс мероприятий по сервисному обслуживанию и автомойка географически тесно соседствует с автомастерской, здесь действуют свои законы. И обусловлены они все производственной необходимостью. Когда речь идёт не об автоматизированной мойке, а о работе с привлечением персонала, важную роль приобретает субъективная оценка оператора струйной машины собственной деятельности. В процессе мытья он должен визуально контролировать качество воздействия водяной струи, а для этого ему необходим достаточный уровень освещённости. В то же время, условия цеха не позволяют размещать приборы слишком близко к автомобилям, а потому стоит задача одновременно создать не только равномерное рассеянное, но и направленное освещение.

Капот, багажник и боковые стороны кузова зачастую освещаются несколькими прожекторами или светильниками направленного света, размещёнными на стенах под самым потолком вдоль всего периметра помещения. Применение подвижных и регулируемых приборов является предпочтительным, но не обязательным условием. И уж точно полный запрет накладывается на трековые системы, которые, как кажется, хорошо бы подошли для описываемых целей. Всё дело в том, что шинопроводы последних очень сильно страдают от воздействия температур и влажности. Токопроводящая жила может окисляться, подвижные части ржаветь, а вся конструкция в целом – заметно деформироваться. Потому лучше всего здесь подойдут стационарные приборы, просто оснащённые поворотными плафонами.

В свете сказанного ранее становится очевидным, что в зоне автомойки допустимо монтировать только те светодиодные светильники, которые имеют класс защиты IP65 и выше. Использование бытовых моделей чревато не только непродолжительным сроком службы устройств, но и возможными проблемами с электропроводкой, а то и её возгоранием при коротком замыкании окислившихся проводов. Кроме того, следует помнить, что даже высокозащищённые приборы здесь редко монтируются на такой высоте, где на них может попасть струя воды. В отличие от бытовых условий, где направленный поток воды подобным моделям обычно не страшен, напор, выдаваемый струйной машиной, крайне высок. Он нацелен на силовой отрыв частичек грязи и имеет значительную пробивающую силу, а потому от него лучше беречь всю неподготовленную к таким явлениям технику.

На автоматических мойках освещение не столь важно. Многие современные моющие станции вообще оснащены ультрафиолетовыми камерами, которые отличают загрязнения по свечению в своём диапазоне и направляют автоматику на устранение таких проблемных мест. Таким образом, высокая яркость здесь требуется только на выходе из секции, где зрительно оценивать качество работы будет уже заказчик.

Чуть более нестандартные условия необходимо создать в зоне полировки кузовов. Именно в этом месте наблюдается противоречие требований: для работы необходима высокая яркость, но слишком яркий свет, отражённый от глянцевых металлических поверхностей, будет слепить операторов. Решение может быть найдено одним из двух следующих способов или их комбинацией. Во-первых, с яркими светодиодными лампами можно использовать матовые рассеиватели, снижающие дискомфорт для глаз, а во-вторых, сами операторы могут применять при работе специальные защитные очки, поляризующие свет таким образом, что нагрузка на зрение снижается, а видимость ничуть не страдает.

Во всех зонах автомойки необходимы осветительные приборы, которые устойчивы к воздействию горячего пара не только на уровне электрической защищённости корпуса. Не менее важна стойкость материалов: рассеиватели должны быть выполнены не из пластика, а из силикатного стекла, чтобы не потечь со временем, не выцвести и не пожелтеть. Всегда необходимо помнить, что пространство любой мастерской является агрессивной средой для оборудования, а потому его защита – это первый шаг к безопасности персонала, клиентов и обслуживаемой техники.