Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Освещение аэропортов

Такие крупные и сложные объекты, как аэропорты, нуждаются в огромном комплексе мер по обеспечению собственной работоспособности и безопасности людей, которых они обслуживают. В этих процессах освещение играет далеко не последнюю роль – без него нельзя было бы вывести самолёт на полосу, осуществить посадку, перевезти пассажиров и обеспечить работу стоек регистрации. С инженерной точки зрения именно такие объекты принадлежат к категории наиболее сложных для проектирования. Сегодня мы попытаемся рассмотреть лишь некоторые из аспектов, которые учитывают профильные специалисты, разрабатывая проекты освещения аэропортов.

Как известно, воздушные суда могут перевозить не только пассажиров, но также различные грузы, почту или технику. Таким образом, приобретает значение освещение на всех этапах маршрута: посадки или погрузки, взлёта, непосредственно полёта, приземления, высадки или выгрузки. Аэропорт действует как один огромный организм, согласуя действия различных департаментов и используя разнородную технику. На взлётной полосе используются более мощные прожекторы, в погрузочных отсеках – послабее, в зале ожидания – несколько разновидностей светильников, в зависимости от высоты потолков, метража и отделки помещения.

 

 Наружное освещение аэропорта

 

Безопасность превыше всего

Как все мы знаем, именно сами самолёты и обслуживающая техника являются наибольшей угрозой для человека. Неправильные или непредсказуемые действия перед лицом огромных и беспристрастных механизмов способны привести к трагедии. Чтобы этого не случилось, администрация тщательно следит за тем, какой уровень освещённости поддерживается в каждом помещении. Следует понимать, что инфраструктура аэропорта – это не только отдельно стоящее административное здание с залом ожидания и взлётной полосой. Сюда же включается аэродром, на котором отстаиваются самолёты, целый комплекс ангаров и мастерских, терминалы, диспетчерская, сторожевые пункты, сооружения для хранения топлива и запчастей, стоянка грузового и легкового транспорта, подъездные дороги и прилежащая к аэропорту зелёная территория. Каждое из указанных мест имеет индивидуальную линию электропитания и освещается различными типами уличных светильников.

Учитывая условия, в которых приходится эксплуатироваться осветительным приборам, подавляющее их большинство выполняется в ударопрочном корпусе, способном противостоять воздействию летящих на скорости камней и веток, порывам ветра, талому снегу и дождю. Уличные светильники с IP65 устанавливаются практически везде, кроме самой взлётно-посадочной полосы, поскольку на ней требуются более специфичные источники света.

Среди базовых требований к приборам, используемым для указанных целей, можно назвать следующие:

  • возможность полноценной работы при любых погодных условиях;
  • наивысший уровень яркости;
  • энергетическая экономичность, важная при круглосуточной работе;
  • надёжность и долговечность;
  • умеренная простота в ремонте и обслуживании.

В данном случае нельзя говорить о том, что какой-либо один из факторов более важен, чем остальные. Когда речь идёт о безопасности пассажиров и персонала, все остальные аспекты отходят на второй план. Само проектирование аэропортов осуществляется в соответствии с чётко выверенными международными и национальными нормативами, в которых указаны все технические мелочи. Разумеется, здесь же можно найти и правила обустройства источников света, прокладки электрокоммуникаций, энергетического менеджмента и осветительной эргономики. Всё это так или иначе связано с комфортом пассажиров, а потому полностью является областью компетенции проектировщиков.

Не нужно забывать о таком важном факторе, как режим работы. Для аэропортов он составляет круглые сутки, вне зависимости от сезона и погоды. Безусловно, в дневное время используется несколько меньшее число светильников, поскольку учреждение получает много естественного света извне, но с наступлением темноты все мало-мальски важные объекты на этой территории освещаются искусственно. Если говорить о разнообразии видов приборов, которые встречаются на территории аэропорта, то оно совершенно точно будет наибольшим среди всех транспортных и административных объектов.

 

Освещение в терминале аэропорта 

 

Всю структуру источников света можно построить на приборах семи категорий, внесённых в классификацию по комплексному признаку места и назначения использования. Рассмотрим их подробнее.

  1. Архитектурная подсветка здания терминала. Порой сюда же могут быть включены отдельные технические объекты или постройки. В данном случае источники света располагаются непосредственно на самом строении – чаще всего ими выступают архитектурные прожекторы, направленные снизу-вверх, или гибкий неон.
  2. Освещение автостоянки для пассажиров и персонала. Здесь применяются крупные фонарные столбы, дающие засветку на большую площадь вокруг себя.
  3. Декоративное освещение внутренних помещений аэровокзала. В данном случае речь идёт именно о декоре и убранстве пространства, помогающем создать торжественную или даже праздничную атмосферу. Очень часто в этой роли выступают различные гирлянды, светодиодные ленты, фигурные светильники и пр.
  4. Наружное освещение площадок, на которых происходит перемещение служебного транспорта, персонала и пассажиров. Чаще всего подобные места находятся в непосредственной близости от здания терминала и освещаются лучами мощных матричных прожекторов, света которых хватает на 30-40 метров.
  5. Аварийное освещение. Как нетрудно понять по названию, данный тип приборов предназначен для работы при возникновении чрезвычайных и нештатных ситуаций. Все устройства, принадлежащие к этой категории, подключены к автономной сети питания – чаще всего, генераторной. Возможен также вариант подачи тока от дублирующей магистральной линии, которая не имеет отношения к самому аэропорту, а лишь следует мимо него транзитом – например, к ближайшему населённому пункту.
  6. Освещение подъездных дорог и эвакуационных транспортных путей. В данном случае речь идёт о комплексе фонарей, размещённых на подъездах к аэровокзалу с разных сторон. Их питание с равной степенью вероятности может быть привязано как к аэропорту, так и к единой муниципальной сети.
  7. Освещение взлётно-посадочной полосы. Обычно на каждом аэродроме имеется сразу несколько полос, одна из которых является рабочей, ещё одна резервной, а на остальных осуществляются различные подготовительные манёвры. Для формирования линии, которую из своей кабины видят пилоты, применяются специальные приборы – они сочетают в себе внешний вид уличных металлических столбиков и огромную интенсивность света. Их свечение должно быть чётко различимо с большой высоты, а режим управления допускать гибкий контроль над яркостью, режимом мерцания и даже цветом.

Несоответствие установленным правилам большей части из рассмотренных категорий объектов может привести к штрафам для аэропорта или даже его закрытию до устранения всех проблемных нюансов. Разумеется, первостепенное значение имеет именно лётное поле, однако правильное оборудование прилежащей инфраструктуры также важно с точки зрения противодействия террористическим атакам и предупреждения возникновению чрезвычайных ситуаций.

 

 Светодиодные панели в зале ожидания

 

Освещение отдельных зон

Несмотря на раскрытую выше классификацию осветительных зон, для среднестатистического человека аэропорт представляет собой только две из них – основной зал и взлётную полосу. Такое впечатление создаётся потому, что именно с ними пассажирам приходится более всего взаимодействовать в том или ином виде. Потому сейчас мы считаем необходимым остановиться детальнее лишь на этих двух категориях.

Здание терминала обычно представляет собой двух- или трёхэтажную постройку с высокими потолками и обилием окон, сквозь которые пассажиры могут наблюдать за движением самолётов, работу погрузчиков или просто наслаждаться солнцем в течение светлой части суток. Тем не менее, искусственные источники света здесь продолжают работать круглосуточно. В тех местах, где потолок не простирается до самой крыши здания, монтируются крупные LED-панели, обеспечивающие яркую и равномерную засветку. Такая ситуация наблюдается в коридорах, переходах, уборных, в зоне кафе или у стойки информации. В свою очередь, основной зал освещается при помощи подвесных светильников на длинных подвесах. Они создают эффект гармоничной объёмности, умеренно заполняют пустующее пространство над головами людей и формируют психологически комфортное ощущение. Очень важно применять здесь только качественные лампочки, имеющие высокий коэффициент цветопередачи. Если этого не сделать, то огромное количество людей в разноцветных одеждах с пёстрыми сумками и чемоданами будут выглядеть не только визуально неприятно, но даже утомительно для глаз.

Между соседствующими помещениями важно не создать перепада по освещённости и цветовой температуре. Наиболее приемлемым считается нейтральный тон, переходящий в тёплый. Такая гамма расслабляет посетителей и успешно имитирует солнце. Вместе с тем, в борьбе за освещённость нельзя переусердствовать с яркостью: в аэропортах более 80% отделки выполнено с участием отличного износостойкого материала – керамической плитки. Это обуславливает два противоположных эффекта: с одной стороны, помещения кажутся светлее, а с другой – формируются ненужные блики на глянце. Избежать последнего практически невозможно, ведь даже изначально матовая плитка очень быстро полируется ногами пассажиров и приобретает глянцевую поверхность.

В тех коридорах, по которым пассажиры следуют на посадку в самолёт или выходят после приземления лайнера, необходимо снизить интенсивность света. Резкий перепад освещённости после салона воздушного судна в сторону большей яркости неприятно бьёт людей по глазам и причиняет значительный дискомфорт. Правильнее оснастить такие проходы небольшими настенными светильниками со средней мощностью и тёплым оттенком свечения, что поможет человеку быстрее адаптироваться к новому освещению.

В свою очередь, рабочая часть аэродрома не терпит притенённых участков и всегда освещается по принципу крайних положений: освещение либо есть, либо его нет. Разумеется, первое из них относится к отрезку полосы, на котором осуществляется манёвр, взлёт или посадка, а второе – экранирует наземную ситуацию от взора лётчиков в воздухе, дабы не сбивать их с намеченного курса.

При полноценной работе аэропорта освещение высокой интенсивности обычно получает около 50% площади аэродрома: это не только сами полосы, но также выезды из ангаров, рулёжные дорожки, разворотные площадки, зона подъезда багажного и обслуживающего автотранспорта. Пока у людей кипит работа, над их головами не меньше трудятся светодиодные приборы – прожекторы всех мастей, фонари на опорах, подвесах и растяжках, грунтовые светильники и огромные дальнобойные рефлекторные установки. Каждый из упомянутых приборов имеет свою, чётко выверенную позицию и угол свечения. Ни один лишний луч не должен попасть в небо, где находятся воздушные суда. Наоборот, если требуется подсветка сверху, применяются приборы на высоких мачтах, если снизу – промышленные светильники с экранирующими заслонками, усекающими конус света.

Наконец, для самих пилотов наиболее важным является фактор распознаваемости объектов, маркировок и цветов сигнальных огней. Чаще всего для индикации посадочной полосы используются два типа приборов – дальнего и ближнего действия, расположенных близко друг к другу. Если для общей ориентации самолёта хватает упомянутых ранее световых столбиков, то непосредственно перед посадкой освещение переключается на грунтовые прожекторы, подсвечивающие покрытие полосы, благодаря чему пилоты могут убедиться в отсутствии на ней препятствий. В целом же, бесперебойная работа аэропорта обеспечивается за счёт слаженных действий персонала, надёжной охраны территории и, безусловно, качественного освещения во всех его подструктурах.