Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Особенности ближневосточных светильников

В прошлой статье мы уже успели поговорить об ориентальном, азиатском направлении восточного стиля, а также немного коснулись его океанической ветви. Сегодня же нас будет интересовать стилистическое течение, типичное для Ближнего Востока, Марокко и ряда арабских стран. Их особенность состоит в невероятном количестве декоративных элементов, а также кропотливой работе резчиков и ювелиров, благодаря чему такие светильники получаются невероятно насыщенными, небанальными и многокомпонентными.

Кроме того, для данного региона очень типично применение тонкого листового металла в отделке, что не встречается в Азии. Многие орнаменты вырезаются прямо по гнутому листу латуни или медного сплава, что впоследствии создаёт интереснейшую световую картину, изобилующую причудливыми тенями. Наконец, последним объединяющим эту стилистику аспектом является яркость светильников. Зачастую их свет приглушён, из-за чего преимущественная часть прилежащего пространства находится как бы в полутени, испытывая недостаток яркости. Это очень тонкий элемент культуры, который и до сегодняшнего дня сохраняется в традиционных интерьерах.

 

 Интерьер в восточном стиле

 

Общие черты и отличия разных направлений

Востоковеды яро протестуют против объединения стилистических течений в большие категории и позволяют группировать их лишь руководствуясь географическим положением. Мы также попытаемся быть максимально объективными и не станем приписывать каким-либо направлениям несвойственные им характеристики. Однако начинать необходимо с того, что именно сейчас для восточного стиля наступил период испытаний. Во все времена он считался наиболее стабильным, традиционным, консервативным – но сейчас, в век высоких технологий, начинает выглядеть заметно устаревшим, если не прибегает к средствам осовременивания. Это касается и визуальной, и технической стороны. Причём вторая, в сущности, гораздо проще для подобной стилистики. Например, около века назад переход от лампад и свечей на лампочки накаливания произошёл достаточно легко. Как только новая технология развилась достаточно для повсеместного применения, она сразу же обрела сторонников. Мастера немного видоизменили привычные чаши люстр, чтобы туда могла помещаться грушеобразная лампочка. При этом внешний вид не пострадал, и лишь немного увеличился размер традиционно небольших приборов.

В наше время технологический переход произошёл ещё проще: светодиодные лампочки вытеснили модели накаливания, но в силу совпадения их размеров и форм-фактора, в самих светильниках менять что-либо не пришлось. Тем не менее, среднестатистический современный покупатель куда более искушён визуально. Его не удивить простыми элементами арабистики и приглушённым светом – ему подавай броскость, изысканность, зрелищность, которые действительно способны поразить воображение гостей дома.

Подобное положение вещей фактически привело к расколу ближневосточного течения на две ветви: внутреннюю и коммерческую. На деле это означает, что местные жители могут по-прежнему использовать старые типы осветительных приборов с привычной им отделкой, а на экспорт идут более новые светодиодные светильники, украшенные так, чтобы понравиться европейцам или американцам. При этом изделия, безусловно, сохраняют все необходимые стилистические элементы и ничуть не теряют в исконности своего происхождения.

 

 Светильник в арабском стиле

 

Арабский стиль

Привычные представления потребителей об этом стиле обычно себя целиком оправдывают. Данному течению присуща всесторонняя роскошь, насыщенность, изящность форм и национальный колорит. Среди декоративных элементов на подвесных светильниках можно заметить фрагменты хрусталя, стекла, полированного металла и пр. Кроме того, здесь присутствует достаточно много кованных деталей, а наряду со сталью применяются иные виды металла. Плафоны и абажуры изготавливаются из бронзы и различных сплавов с красителями, нередко имеют слой толстой позолоты. Кроме того, для придания ещё более богатого во всех смыслах вида, мастера часто инкрустируют плафоны полудрагоценными минералами и разноцветными кристаллами.

Всё это даёт игру красок, причём совсем не такую, как европейцы привыкли получать от свечения хрустальных люстр. В отличие от последних, арабские светильники дают неоднородный и цветастый разброс лучей, формируют немного таинственную атмосферу и некую непредсказуемость. Важно указать также на размер упомянутых декоративных элементов: они всегда мелкие, но их очень много, что лишь придаёт значимости изделию.

Для светильников, так же, как и для интерьеров, наиболее типичными являются красный, жёлтый и золотой цвета. В отделке также используют зелёные оттенки, но чаще их можно заметить именно в местах сочленения объектов: на стыках, по периметру, в виде обрамления предмета мебели, светильника или картины. Как нетрудно догадаться, упомянутая колористическая гамма символизирует блеск драгоценностей, что в свою очередь говорит о богатстве.

Форма светильников зачастую округлая и куполообразная, с плавными линиями и без резких переходов. Большое внимание уделено настенным светильникам, по внешнему виду обычно приближенным к небольшим лампадкам или факелам. В сравнении с другими стилистическими течениями здесь умеренное количество резьбы на элементах, и она обычно более крупная. С точки зрения номинальной стоимости, светильники в арабском стиле являются наиболее ценными из всего восточного направления.

 

 Освещение зала в марокканском стиле

 

Марокканский стиль

Марокканский стиль часто незаслуженно обделяют вниманием, объединяя вместе со всем арабским миром, однако этот «островок культуры» вблизи Сахары всё же заметно отличается. Ключевое влияние на стилистику оказало то, что к традиционным арабским мотивам добавились африканские и средиземноморские. Приборы, выполненные в подобном дизайне, являются поистине произведениями ювелирного искусства, небольшими домашними шедеврами.

Используемые в марокканских домах потолочные светильники всегда сочетают в себе палитру солнца и земли: оттенки жёлтого цвета, золото, бежевые и коричневые оттенки, охру. Украшать источники света принято сразу несколькими техниками. Обычно всё начинается с изготовления плафона требуемой формы, затем следует кропотливая резьба по дереву или металлу. После этого на всё изделие наносят слой краски, а затем поверх неё начинается ручная роспись орнаментами. По окончании работ, мастера выковывают все необходимые крепёжные и оформительские элементы для плафона. Наконец, финальным этапом будет инкрустация получившегося изделия драгоценными камнями или яркими минералами.

Среди наиболее типичных форм-факторов – лампада-полусфера и факелообразные настенные модели. При этом первый тип может быть реализован двояко. Люстры на длинном подвесе, похожие на наши кадила, обычно размещаются в комнатах с высокими потолками, предназначенными для отдыха и бесед. В то же время, в небольших комнатушках и домах людей со средним достатком можно увидеть изделия примерно той же формы, но уже в виде припотолочных люстр, немного уплощённой конструкции.

Важно отметить, что именно марокканскому стилю присуще локальное и дополнительное освещение. Кроме аутентичных ночников, выполненных из глины, металла и стекла, в таких интерьерах часто присутствуют торшеры. Для европейцев они имеют немного необычный вид – это высокие изделия, никак не менее полутора метров, на тонкой прямой опоре и с малюсенькой подставкой. При этом вместо обычного абажура, похожего на шляпу, они оснащены небольшой вогнутой «тарелкой» с глубоко погружённой вовнутрь лампочкой. В итоге, такие приборы светят только расходящимся снизу-вверх конусом, что весьма неожиданно в нашем понимании.

 

 Убранство и освещение в турецком стиле

 

Турецкий стиль

Османская империя очень долго имела свою величественную историю, редко заимствующую элементы соседних культур. И хотя её декоративные элементы несомненно тяготеют к восточной стилистике, здесь также имеются своеобразные черты. В первую очередь, необходимо отметить обилие ажурных деталей, обычно водружённых в стеклянные рамки – такое сочетание не встречается больше нигде. Кроме того, здесь округлые формы переработаны в объёмные многогранники – обычно на восемь сторон. Такое геометрическое решение выглядит неожиданно органично и часто вызывает удивление у европейцев.

Можно с уверенностью заявлять, что турецкие мастера испытывают какую-то особенную привязанность к стеклу. Здесь оно используется в разных видах и техниках, применяется как главный и дополнительный элемент декора, выполняет функцию рассеивателя или экрана. Более половины всех турецких светильников будут иметь явно выраженные акценты на стеклянные детали в той или иной интерпретации. Стеклянные люстры здесь обычно украшены различными контрастными росписями и узорами, но какого-либо религиозного наполнения они не несут, как это бывает в других странах восточного мира.

Отдельно следует упомянуть люстры из цветного стекла и мозаичные модели. Первые оснащены плафонами, которые выполнены путём традиционного литья и выдувания, а во вторых мелкие фрагменты наклеены на основание. Мозаичная техника придаёт свечению сказочности, делает пространство наполненным атмосферой тайны. Часто такие изделия продуцируют неожиданные эффекты: например, при обилии стеклянных и зеркальных фрагментов ожидается, что вся комната будет залита светом, а взамен получается полумрак. Не стоит думать, будто что-то не так с конструкцией источника света: скорее всего, именно такой и была изначальная задумка авторов. В обычных турецких домах нередки полностью затенённые зоны и это никоим образом не связано с невозможностью установки большего числа светильников. Наоборот, принято делать акцент именно на основную зону, где находятся люди, а всё периферийное пространство заволакивать полутьмой.

Историки полагают, что именно Турция является родиной мозаики, поскольку подобная техника зародилась тут около шести тысяч лет тому назад и совершенствуется по сей день. Среди нововведений стиля – методика американского художника Луиса Тиффани, полтора века назад предложившего каждый фрагмент цветного стекла оборачивать в тонкую медную фольгу. Полученные фрагменты в последующем собираются в единый рисунок и спаиваются оловом. Такая техника решила проблему с приданием сложных форм, имеющих двояковыпуклые изгибы и сделала ассортимент турецких моделей ещё более обширным.

 

 Обстановка комнаты в египетском стиле

 

Египетский стиль

Несправедливо бы обойти вниманием ещё пару стилей, которые чуть менее известны широкой публике. Так, например, египетский стиль характерен для соответствующего региона и, согласно многовековым традициям, исповедует политику поклонения солнцу. Большинство таких светильников выполнены в корпусах из жёлтого (но не золотистого) металла, имеют правильную круглую форму и обрамление из кованных «лучиков».

Среди типичных рисунков на их плафонах – узнаваемые символы и архитектура. Это могут быть пирамиды, фрески, разнообразные иероглифы, геометрический орнамент и пр. Большое внимание уделяется симметрии композиции, а потому такие светильники зачастую не имеют «основного» рисунка или фасадной стороны. Даже сюжетные изображения переносятся сюда так, чтобы они удобно читались при взгляде под любым углом.

 

Мавританский стиль

Несмотря на то, что этот стиль относится к восточным, он совершенно самобытен. Наиболее распространены два форм-фактора светильников: подвесные с конусными плафонами и люстры с ответвлениями от центра, напоминающими змей. Последние заметно напоминают привычные нам рожковые люстры, однако при первом же взгляде будет очевидно, что они однозначно тяготеют к этническим моделям.

Важно отметить, что мавританские светильники в большинстве своём – невероятно большие, раскидистые, требующие много места для монтажа. Они могут дополняться подвесными украшениями, росписью или трёхцветной окраской крепёжной конструкции. Кроме того, здесь очень часто можно встретить асимметричные модели с закрученными под неожиданным углом рожками.



0,0
Купить
0,0
Купить
0,0
Купить
0,0
Купить
0,0
Купить