Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Ошибки при планировании освещения: технические аспекты

Продолжим разговор о типичных и популярных ошибках в дизайне освещения, который мы начали в предыдущей статье. Сегодня упор будет сделан больше на техническую и эксплуатационную сторону вопроса, нежели на дизайнерскую, однако всегда стоит помнить, что в реальности они чаще идут рука об руку, нежели порознь. Подход к проектированию освещения должен быть комплексным: без этого надеяться на хороший результат совершенно неразумно.

 

В этот раз мы начнём с ошибки, связанной с неверной оценкой высоты потолка. Она далеко не так очевидна, как может показаться на первый взгляд, и совершенно простительна тем, кто только приобрёл новую квартиру. Если люди привыкли жить в помещениях с относительно высокими потолками (от 2,7 метра и выше), при переезде в новое жильё они нередко могут проигнорировать тот факт, что привычные им модели люстр сюда могут совершенно не подходить. Разумеется, чисто психологически они сразу отметят для себя дискомфорт, связанный с малой высотой, однако внести необходимые коррективы в подход к выбору светильников скорее всего забудут.

Практически тотальный запрет в помещениях с потолками около 2,4-2,5 м накладывается на традиционные виды люстр, имеющие подвес или штангу длиной около 40 см. Нетрудно подсчитать, что плафоны таких изделий будут находиться на высоте менее двух метров, что совершенно гарантированно станет постоянным источником дискомфорта. Низко висящие люстры легче разбить нечаянным касанием, они будут сильно мешать при перестановке мебели в комнате, а для людей с высоким ростом станут настоящими источниками неприятностей и гнетущей атмосферы. Если уж есть непреодолимое желание украсить гостиную традиционным образом, лучше всего установить припотолочную люстру округлой формы или типа «паук» с расходящимися в стороны (но не вниз!) опорами плафонов. А для тех, кто настроен более решительно и современно, существуют точечные светильники. В условиях экономии пространства разумно использовать накладные точечные модели, которые требуют минимальной толщины декоративного потолка в отличие от встраиваемых изделий.

Отдельно следует поговорить и о случаях с высоким потолком. Такие квартиры встречаются реже, зато предоставляют больше пространства для творчества. Сюда вполне подойдут и подвесные светильники, и люстры на длинном подвесе, и нестандартные дизайнерские модели, которые в других интерьерах выглядели бы неуместно из-за габаритов. Кроме того, надо иметь в виду также освещённость пространства, коррелирующую с высотой перекрытий. Если Вы не хотите иметь тёмных углов и бездонного, теряющегося в выси потолка, следует приобретать светильники с большим числом плафонов, обеспечивающим свет сразу в нескольких направлениях.

 

 Световое зонирование спальни

 

Следующая ошибка построена на восприятии, но относится к техническим. Более того, она объединяет в себе сразу две тенденции, присущие мышлению многих потребителей – неверную оценку требуемой освещённости и неправильный подбор лампочек по мощности. Может показаться, что это одно и тоже, однако разница в этих понятиях всё же есть. Рассмотрим простой пример.

Представьте, что у Вас есть небольшая комната, например, уютная спальня. Кроме кровати, в ней минимум мебели потому что места и так немного, но при этом здесь висит крупная люстра со множеством плафонов –потому что позволяет высота. Установив в них даже не очень мощные лампы, Вы получите избыточную иллюминацию, а вместо комфорта и расслабления, присущего спальням, будете чувствовать себя словно на сцене в свете софитов. Не нужно даже говорить, что от избыточного освещения начинают уставать глаза, может разболеться голова, пропадёт сон, возникнет необоснованное раздражение на окружающих. Потому в подобной ситуации нужно либо устанавливать обычную люстру с одним патроном, либо прибегать к использованию диммеров для плавной корректировки уровня освещённости. В противоположном случае, когда света в комнате мало, негативный эффект, в сущности, только один – людям приходится напрягать зрение. Тут нужно либо поставить лампочку помощнее, либо заменить плафон или абажур на более прозрачный.

В свою очередь, фактор подбора лампочек по мощности изначально основывается на положении, что корректировать световую картину нужно не количеством, а качеством. То есть, при нехватке света нужно сначала убедиться, что установленные в светильнике лампы имеют характерную для заданного помещения мощность, а не задумываться об удвоении количества светоизлучающих приборов. Так, например, в гостиных принято использовать лампы, эквивалентные вольфрамовым моделям на 75 или 100 Вт, в спальне – эквивалент 60 Вт, в санузле – 60-75 Вт и т.д. Такие сложные зоны, как кухня, обычно освещаются по усмотрению хозяев – либо просто ярко, либо очень ярко, но никак не меньше эквивалента 75 Вт. Разумеется, у каждой семьи свои привычки и потребности, однако чаще всего люди идут на поводу у мыслительного шаблона, что во всех помещениях следует устанавливать одинаковые лампы. При этом они не задумываются о том, что в одних местах часть светового потока окажется невостребованной или даже нежелательной, а в других – будет наблюдаться явная нехватка.

 

 Освещение кухни с локальным светом

 

Далее нельзя не упомянуть о любителях точечных встраиваемых светильников, которые превращают свой потолок в решето. Во-первых, это в абсолютном большинстве случаев совершенно непрактично, а с другой – указывает на тотальное отсутствие вкуса у хозяев. Вначале нужно вспомнить о том, что точечные источники света изначально задумывались как второстепенные по значимости – дополнительные, а не доминирующие. Кроме того, модели, утопленные в потолок, не способны давать требуемого для комфортной жизни рассеивания лучей. То есть, их излучение направлено строго вертикально, концентрированным пучком. Даже изделия с повышенным углом рассеивания не способны стать полноценным источником света.

Немало людей надеются на то, что, испещрив свой потолок мелкими светильниками и превратив его в кусок мультяшного сыра, они добьются высокого коэффициента суммарной засветки и получат цельное заливающее освещение. Вместо этого же возникает так называемый пространственный стробоскопический эффект: идя по комнате и многократно попадая то под столб света, то в зону полутени, человеческий зрачок каждый раз производит аккомодацию – подстраивается под уровень освещённости. Как понятно из названия, это очень похоже на то, что происходит при мерцании обычного стробоскопа, но вот только в случае с ним человеку двигаться совершенно необязательно.

В сфере светотехники есть такой термин – «плоское освещение». Так вот он чётко характеризует световую картину в зоне, освещаемой только точечными светильниками. Их допустимо использовать в небольших помещениях – ванных и туалетах, кладовых или гардеробных. В жилых комнатах такие устройства необходимо дополнять источниками, которые на некоторое расстояние отстоят от потолка – подвесными светильниками или люстрами. Добавление всего одного такого прибора значительно разбавит обстановку и сделает освещение гораздо более комфортным. Вдобавок, в зависимости от высоты его подвеса, можно добиться эффекта мягкой основной заливки помещения или сделать акцент на центре комнаты.

 

 Кухня с дизайнерским светильником

 

На очереди вопрос, который нередко ставит в тупик многих потребителей: когда последние приходят в магазин, консультант в числе первых вопросов спрашивает их – «Как будете крепить?». И тут у многих возникает ступор: они либо не задумывались, либо попросту не понимают важности вопроса. Среднестатистический украинский потребитель привык, что люстра крепится на крюк – и никак иначе. Тем не менее, многие современные модели, особенно зарубежного производства, выпущенные брендами с мировым именем, предполагают монтаж на планку. В ряде случаев переделывать принцип крепления по стоимости обойдётся как полцены самой люстры, если не больше. Нужно ли так усложнять себе жизнь? Вместе с тем, разумно ли соглашаться на не очень симпатичную Вам люстру, но с нужным типом крепления? На оба вопроса ответ отрицательный. Самый рациональный выход из ситуации – изначально ограничить для себя доступный ассортимент только теми моделями, которые используют, например, крюк. И если в данном конкретном магазине Вам ни одно изделие не понравилось, идите в другой или попробуйте поискать в интернете – благо, сейчас в выборе мест для покупки недостатка нет.

Вопрос с креплением порой может коснуться и настенных светильников, когда речь идёт не о простеньких и лёгких изделиях, а о тяжёлых дизайнерских моделях. Последние начали появляться в интерьерах всё чаще – они помогают переключить внимание наблюдателя на стены, иначе преподнести комнату, сделать убранство жилища более интересным. Вместе с тем, крепить тяжёлые предметы на перегородки, не являющиеся несущими, иногда затруднительно. Более того, если Вы живёте в доме советской постройки даже тонкая стена из одного кирпича, дранки и нескольких слоёв штукатурки ещё способна выдержать осветительный прибор, но в новостройках с этим случаются проблемы. Внутренние перегородки выполняются из гипсокартона, крепящегося к металлическим опорным стойкам, и сама по себе эта конструкция вполне жизнеспособна. Однако для закрепления на ней чего-либо тяжелее настенных часов нужно использовать закладную или стараться попасть в стойку профиля. Найти её можно при помощи магнита: хоть сама она обычно выполнена из алюминия, закрученные в неё саморезы обладают магнитными свойствами. Достаточно внимательно пройтись с крупным магнитом по стене и выявить вертикальные линии, где он притягивается к металлу.

 

 Точечные и подвесные светильники на кухне

 

Хотелось бы также остановится на более мелких, но оттого не теряющих своей значимости ошибках. Одной из таких является объединение выключателей. Некоторые потребители, особенно состоятельные люди, не любят наблюдать большие плашки розеток и выключателей на пять-шесть гнёзд в своих дорогих ремонтах. Вместе с тем, их не устраивает и такое комбинирование, при котором применяются двух- или трёхкнопочные выключатели, поскольку те выглядят недостаточно эстетично. В результате совместно с дизайнером ими принимается опрометчивое решение объединить провода от разных источников света под одной кнопкой. Мол, если всё это относится к одному помещению, то почему бы и нет? На самом же деле подобный подход лишает заказчиков гибкости освещения, которая со временем может оказаться довольно востребованной. Если единственная проблема состоит действительно в эстетике данного вопроса, можно использовать не горизонтальную рамку, а вертикальную – такое позиционирование выключателей многим нравится больше. Если же один электроузел включает в себя и выключатели, и розетки, и диммеры, хорошим решением будет разбить его на два яруса – к примеру, использовать две рамки по три гнезда в каждой – таким образом, данное «пятно» на фоне обоев приобретёт правильные очертания квадрата.

Ещё одна утилитарная мелочь – это освещение внутри шкафов. В наше время это отнюдь не роскошь и не позёрство, а вполне разумное использование достижений современной техники. Пара компактных встроенных лампочек способна помочь жильцам быстро находить одежду на полках и при этом не приводить к существенным затратам на электроэнергию. Их можно врезать в полки, в стенки, в дверцы (если они цельные и массивные), разместить по периметру и т.д. Кроме того, принцип их срабатывания может быть основан на открывании дверец или щелчке выключателем вручную. В этом же контексте нужно не забывать, что грамотное расположение зеркал позволит удвоить освещённость полок и дополнительно упростить использование шкафа.

 

Резюмировать данный материал хотелось бы тем, что залогом успешного планирования освещения является детальный анализ привычек жильцов и практичности предполагаемых к установке осветительных приборов. Обратите внимание на свой режим и образ жизни: не придётся ли Вам что-либо существенно менять по вине неудобного размещения светильников? Достаточно ли комфорта выбранные модели привнесут в Вашу жизнь? Тщательно оптимизируйте все мелочи с точки зрения повседневного использования – и тогда Вам никогда не придётся досадовать, что какие-либо моменты можно было сделать лучше.