Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Ошибки при планировании освещения: дизайнерские аспекты

Казалось бы, на просторах интернета, в газетах и по телевидению все мы видели десятки рекомендаций, связанных с благоустройством жилища. И тем не менее, досадные ошибки по-прежнему случаются. Разумеется, нас здесь в первую очередь интересуют те из них, которые связаны с освещением, однако от общего дизайна интерьера зачастую полностью абстрагироваться всё же не получится.

С чем же связана преимущественная часть ошибок? Как ни странно, ответ на этот вопрос чрезвычайно прост и универсален для самых разных ситуаций – с недостаточной продуманностью визуальной концепции и банального удобства. Расположение светильников, розеток и выключателей будет разниться от ремонта к ремонту, но определённая безответственность в планировании типична для подавляющего большинства случаев. Особенно сильно это заметно тогда, когда речь идёт о проведении строительных работ самостоятельно, а не с привлечением представителей специализированных организаций.

 

 Освещённая кухня

 

Разбор ошибок

Мы умышленно не станем нумеровать рассматриваемые ситуации, поскольку их можно классифицировать как минимум по двум признакам: по частоте и по значимости. Дабы избежать путаницы, мы разберём их в таком порядке, который кажется нам наиболее структурно логичным – от простого к сложному. Кроме того, мы постараемся предложить читателю пути выхода из описываемых ситуаций и готовые решения для уже оконченного ремонта.

Первой по очереди, но не по значимости, является ошибка, связанная с буквализацией визуального представления. Нередко потребители, увидев где-нибудь в журнале чудесный интерьер, загораются желанием воплотить его у себя дома, при этом зачастую напрочь позабыв соотнести его с имеющейся планировкой. Глупо говорить, что стопроцентное повторение «комнаты с картинки» чаще всего невозможно по чисто техническим соображениям – где-то не предусмотрены коммуникации, где-то использованы декоративные усложнения, не совместимые с повседневным бытом, где-то банально применены такие дизайнерские светодиодные люстры и светильники, которых не существует в природе.

Кроме того, представленный на картинке образец интерьера всегда формируется таким образом, что доминирующую роль в освещении играет именно солнечный свет. То есть, даже при всём мастерстве проектировщиков и таланте дизайнеров изображённое в журнале – ситуация неповторимая. Даже в пределах одного многоквартирного дома освещённость и световая картина будут разными: квартиры могут выходить на солнечную или теневую сторону, располагаться в верхних этажах или нижних, испытывать затенение от соседних объектов или возвышаться над всеми ближайшими постройками. Не большим секретом будет и то, что фотографии для журналов делаются в специальных студиях, которые зачастую располагаются довольно далеко – не просто в других городах, но даже в далёких странах.

Достойным выходом из данной ситуации может быть только полноценная адаптация увиденного к существующим реалиям. Для этого придётся проанализировать расположение окон на изображении и в своей квартире, внести на это поправки, оценить суточное количество естественного света и при необходимости восполнить его недостаток. В случае, когда воссоздание интерьера в целом возможно сделать достаточно близким к оригиналу, но освещённость жилища заметно ниже, имеет смысл прибегнуть к замаскированным источникам света. Сейчас для этого принято использовать трековые системы, направляющая которых монтируется вдоль карниза и распространяет мягкий нейтральный свет из-под него прямо в направлении комнаты. При этом исполнение такой подсветки может быть полностью скрытым – светильники прячутся за карниз, закрытый широкой декоративной панелью, или частичным – плафоны немного выглядывают из-за линии карниза. С точки зрения визуального восприятия первый вариант является более предпочтительным, но при этом может фактически теряться до 30% исходного светового потока, излучённого лампочками.

 

 Большая гостиная с потолочными и подвесными светильниками

 

Следующая рассматриваемая нами сегодня ошибка – скорее структурная, нежели техническая. Заключается она в неверном восприятии последовательности ремонта и отделочных работ. Зачастую люди способы логически догадаться, что делать первым – стены и потолок или напольные покрытия, но на осветительное оборудование их мышление почему-то не распространяется. Таким образом, даже по сей день весьма распространённым остаётся мнение, что планирование и монтаж освещения является если и не финальным, то наверняка одним из завершающих этапов в ремонте.

Не все даже подходят к этому осознанно: кто-то становится заложником обстоятельств, другие неверно рассчитывают первоначальный бюджет, третьи попросту забывают об этой детали интерьера, вспоминая о ней лишь ближе к концу. Довольно часто бывает так, что вопросы прокладки электропроводки каким-то неведомым образом потребители не отождествляют с выбором и расстановкой конкретных светильников, рассчитывая на «авось». В результате освещение получается не таким, как хотелось бы, и, что ещё печальнее, не таким, каким могло бы быть при имеющихся исходных данных.

Для отечественного потребителя типична именно нехватка бюджета, откуда и произрастает желание разобраться со светом в последний момент. Чтобы не попасть впросак по столь тривиальной причине, можно на начальных стадиях хотя бы ориентировочно набросать план, какие приборы будут потом приобретаться. Продумать расстановку самых базовых объектов в комнате и предусмотреть светильники с нужным количеством плафонов, направленных в разные стороны. Благодаря этой нехитрой мере Вам не придётся выкручиваться из крайне неудобной ситуации в конце, а лишь вносить конкретные коррективы в предварительный план.

Поскольку рассматриваемая ошибка структурна, впоследствии побороть её кардинально скорее всего не получится – необходимо существенно переделывать ремонт. Некоторые решаются на это, отклеивают часть обоев, штробят стены и меняют схему разводки, а другие просто живут в не очень удобном для них ремонте и используют альтернативные источники света. Так даже в небольших комнатах появляются изначально не заложенные в проект торшеры и различные настольные лампы, которые нужны для обеспечения локального освещения. Избежать подобных неприятностей можно только одним способом: когда Вы продумываете, как будут открываться двери, где расположится диван, а где встанет крупный шкаф с ростовым зеркалом, соотнесите свои пожелания с электрикой.

Две самых распространённых ситуации связаны с положением диванов и шкафов в комнате. Если существует вероятность перемещения спального места от одной стены к другой, лучше на каждой из них предусмотреть прибор локальной подсветки. Зачастую им выступает обычный светильник бра – небольшой, но чрезвычайно эффективный в описываемом контексте. Если разместить два таких прибора симметрично друг другу или ориентировать их по центрам стен на определённой высоте, диван впоследствии можно будет переставлять куда угодно. Более того, если проложить в стене достаточно резервных кабелей, то потом легко обменять местами даже диван со шкафом. Мешающий последнему светильник легко снимется с монтажной основы, провода заизолируются и останутся закрыты мебелью.

Вторая из упомянутых ситуаций состоит в том, что именно шкаф становится проблемой. Представьте, что Вы уже полностью выверили дизайн помещения, но тут нашли шкаф побольше, шире. Возможно, для остальной части обстановки этот аспект и не сыграл бы роли, но теперь боковая стенка нового шифоньера перекроет Вам доступ к выключателю верхнего света. Как же быть? Универсального ответа нет: иногда это гнездо приходится переносить на другую сторону дверного проёма, иногда люди продолжают пользоваться выключателем в неудобном месте. Тем не менее, существует совет, который часто помогает разобраться в ситуации на этапе планирования: задействуйте ту часть стены, которая противоположна дверным петлям. В подавляющем большинстве случаев люди не склонны устанавливать в этой зоне громоздкую мебель потому что она мешает проходу, ухудшает обзор помещения и делает атмосферу давящей. Если же там встанет кресло, тумба или письменный стол, на стене всегда найдётся место выключателю, до которого будет удобно дотягиваться.

 

 Уютная комната с люстрой

 

На очереди ошибка, которая является одной из самых банальных, потому мы не станем уделять ей чересчур много внимания в сравнении с предыдущими. Речь идёт о композиции и стилистическом единстве. Как мебель, так и приборы освещения должны быть визуально согласованы между собой. Несмотря на максимальную очевидность этого постулата, часть потребителей забывает или пренебрегает его смыслом. Бывает так, что в центре футуристического интерьера вдруг оказывается типичная классическая люстра. Как же это произошло? Всё банально: на волне эмоций потребители приобретают то изделие, которое им просто понравилось, игнорируя общую стилистику помещения. При этом аргументом нередко выступает тезис о том, что данная модель «очень красивая и наверняка впишется куда угодно». На самом деле это не так – универсальных моделей не бывает, встречаются лишь те, которые с некоторой натяжкой способны эффектно выглядеть в схожих интерьерах или жилищах, оформленных в родственной стилистике.

Разумеется, мы не имеем права запрещать потребителям приобретать те изделия, к которым у них в наибольшей степени лежит душа, однако настоятельно рекомендуем придерживаться единства стиля. Лучше потратить ещё немного времени и подобрать прибор, который будет полноценно гармонировать с обстановкой и при этом искренне нравиться владельцам. Кроме того, когда в Ваш дом придут гости, они явно сразу же отметят для себя единство композиции – и, если в ней будет визуальный разнобой, это не останется незамеченным. Вместе с тем, следует помнить, что каждый человек обустраивает жилище под себя, а потому самое главное, чтобы удобно было в первую очередь домочадцам. Стилистика должна отражать настроение хозяев и так или иначе характеризовать именно их образ жизни.

Следующий фактор – количественный. Задумайтесь, как много источников света Вам на самом деле нужно. В абсолютном большинстве случаев ответ на этот вопрос – два: общий и локальный. В то же время, конкретная реализация вполне может отличаться: где-то уместен верхний свет, обеспечиваемый люстрой, и локальная подсветка над письменным столом, а где-то распределённое общее освещение и небольшой настенный светильник для комфортного проведения досуга. Правило двух источников справедливо практически для всех помещений, за исключением, разве что, туалета и небольшой лоджии. Приведём простые примеры.

В гостиной хорошо смотрится композиция из роскошной люстры и мобильного торшера. Они полностью удовлетворят потребность жильцов в свете, но при этом никогда не будут конкурировать. В домашнем кабинете уместна стандартная люстра или LED-панель, дополненная настольной лампой на струбцине с трансформирующимся опорным механизмом. На кухне верхний свет можно дополнить локальным от точечных источников света, встраиваемых в мебель, что лишь увеличит комфорт и безопасность при готовке. В коридоре часто не нужны разнотипные модели светильников, однако два источника света здесь всегда удобнее, чем один, поскольку позволяют удобно одеться и обуться, рассмотреть себя в зеркале, разминуться с другим человеком и не мешать ему изучать свой внешний вид в отражении, полностью закрыв собой единственный светильник. Даже в ванной комнате в последние годы стала весьма популярной тенденция использовать кроме общего света подсветку для зеркала. В кладовой действует тот же принцип, что и в коридоре – два источника гораздо удобнее, чем один. Пока одна лампочка освещает нижние полки, вторая даёт освещение для верхних.

 

Безусловно, сегодня мы рассмотрели далеко не все типичные ошибки и досадные ситуации, встречающиеся в световом дизайне, а потому продолжим изучение этой темы в следующей статье.