Ошибки при планировании освещения: дизайнерские аспекты
Казалось бы, на просторах интернета, в газетах и по телевидению все мы видели десятки рекомендаций, связанных с благоустройством жилища. И тем не менее, досадные ошибки по-прежнему случаются. Разумеется, нас здесь в первую очередь интересуют те из них, которые связаны с освещением, однако от общего дизайна интерьера зачастую полностью абстрагироваться всё же не получится.
С чем же связана преимущественная часть ошибок? Как ни странно, ответ на этот вопрос чрезвычайно прост и универсален для самых разных ситуаций – с недостаточной продуманностью визуальной концепции и банального удобства. Расположение светильников, розеток и выключателей будет разниться от ремонта к ремонту, но определённая безответственность в планировании типична для подавляющего большинства случаев. Особенно сильно это заметно тогда, когда речь идёт о проведении строительных работ самостоятельно, а не с привлечением представителей специализированных организаций.
Разбор ошибок
Мы умышленно не станем нумеровать рассматриваемые ситуации, поскольку их можно классифицировать как минимум по двум признакам: по частоте и по значимости. Дабы избежать путаницы, мы разберём их в таком порядке, который кажется нам наиболее структурно логичным – от простого к сложному. Кроме того, мы постараемся предложить читателю пути выхода из описываемых ситуаций и готовые решения для уже оконченного ремонта.
Первой по очереди, но не по значимости, является ошибка, связанная с буквализацией визуального представления. Нередко потребители, увидев где-нибудь в журнале чудесный интерьер, загораются желанием воплотить его у себя дома, при этом зачастую напрочь позабыв соотнести его с имеющейся планировкой. Глупо говорить, что стопроцентное повторение «комнаты с картинки» чаще всего невозможно по чисто техническим соображениям – где-то не предусмотрены коммуникации, где-то использованы декоративные усложнения, не совместимые с повседневным бытом, где-то банально применены такие дизайнерские светодиодные люстры и светильники, которых не существует в природе.
Кроме того, представленный на картинке образец интерьера всегда формируется таким образом, что доминирующую роль в освещении играет именно солнечный свет. То есть, даже при всём мастерстве проектировщиков и таланте дизайнеров изображённое в журнале – ситуация неповторимая. Даже в пределах одного многоквартирного дома освещённость и световая картина будут разными: квартиры могут выходить на солнечную или теневую сторону, располагаться в верхних этажах или нижних, испытывать затенение от соседних объектов или возвышаться над всеми ближайшими постройками. Не большим секретом будет и то, что фотографии для журналов делаются в специальных студиях, которые зачастую располагаются довольно далеко – не просто в других городах, но даже в далёких странах.
Достойным выходом из данной ситуации может быть только полноценная адаптация увиденного к существующим реалиям. Для этого придётся проанализировать расположение окон на изображении и в своей квартире, внести на это поправки, оценить суточное количество естественного света и при необходимости восполнить его недостаток. В случае, когда воссоздание интерьера в целом возможно сделать достаточно близким к оригиналу, но освещённость жилища заметно ниже, имеет смысл прибегнуть к замаскированным источникам света. Сейчас для этого принято использовать трековые системы, направляющая которых монтируется вдоль карниза и распространяет мягкий нейтральный свет из-под него прямо в направлении комнаты. При этом исполнение такой подсветки может быть полностью скрытым – светильники прячутся за карниз, закрытый широкой декоративной панелью, или частичным – плафоны немного выглядывают из-за линии карниза. С точки зрения визуального восприятия первый вариант является более предпочтительным, но при этом может фактически теряться до 30% исходного светового потока, излучённого лампочками.
Следующая рассматриваемая нами сегодня ошибка – скорее структурная, нежели техническая. Заключается она в неверном восприятии последовательности ремонта и отделочных работ. Зачастую люди способы логически догадаться, что делать первым – стены и потолок или напольные покрытия, но на осветительное оборудование их мышление почему-то не распространяется. Таким образом, даже по сей день весьма распространённым остаётся мнение, что планирование и монтаж освещения является если и не финальным, то наверняка одним из завершающих этапов в ремонте.
Не все даже подходят к этому осознанно: кто-то становится заложником обстоятельств, другие неверно рассчитывают первоначальный бюджет, третьи попросту забывают об этой детали интерьера, вспоминая о ней лишь ближе к концу. Довольно часто бывает так, что вопросы прокладки электропроводки каким-то неведомым образом потребители не отождествляют с выбором и расстановкой конкретных светильников, рассчитывая на «авось». В результате освещение получается не таким, как хотелось бы, и, что ещё печальнее, не таким, каким могло бы быть при имеющихся исходных данных.
Для отечественного потребителя типична именно нехватка бюджета, откуда и произрастает желание разобраться со светом в последний момент. Чтобы не попасть впросак по столь тривиальной причине, можно на начальных стадиях хотя бы ориентировочно набросать план, какие приборы будут потом приобретаться. Продумать расстановку самых базовых объектов в комнате и предусмотреть светильники с нужным количеством плафонов, направленных в разные стороны. Благодаря этой нехитрой мере Вам не придётся выкручиваться из крайне неудобной ситуации в конце, а лишь вносить конкретные коррективы в предварительный план.
Поскольку рассматриваемая ошибка структурна, впоследствии побороть её кардинально скорее всего не получится – необходимо существенно переделывать ремонт. Некоторые решаются на это, отклеивают часть обоев, штробят стены и меняют схему разводки, а другие просто живут в не очень удобном для них ремонте и используют альтернативные источники света. Так даже в небольших комнатах появляются изначально не заложенные в проект торшеры и различные настольные лампы, которые нужны для обеспечения локального освещения. Избежать подобных неприятностей можно только одним способом: когда Вы продумываете, как будут открываться двери, где расположится диван, а где встанет крупный шкаф с ростовым зеркалом, соотнесите свои пожелания с электрикой.
Две самых распространённых ситуации связаны с положением диванов и шкафов в комнате. Если существует вероятность перемещения спального места от одной стены к другой, лучше на каждой из них предусмотреть прибор локальной подсветки. Зачастую им выступает обычный светильник бра – небольшой, но чрезвычайно эффективный в описываемом контексте. Если разместить два таких прибора симметрично друг другу или ориентировать их по центрам стен на определённой высоте, диван впоследствии можно будет переставлять куда угодно. Более того, если проложить в стене достаточно резервных кабелей, то потом легко обменять местами даже диван со шкафом. Мешающий последнему светильник легко снимется с монтажной основы, провода заизолируются и останутся закрыты мебелью.
Вторая из упомянутых ситуаций состоит в том, что именно шкаф становится проблемой. Представьте, что Вы уже полностью выверили дизайн помещения, но тут нашли шкаф побольше, шире. Возможно, для остальной части обстановки этот аспект и не сыграл бы роли, но теперь боковая стенка нового шифоньера перекроет Вам доступ к выключателю верхнего света. Как же быть? Универсального ответа нет: иногда это гнездо приходится переносить на другую сторону дверного проёма, иногда люди продолжают пользоваться выключателем в неудобном месте. Тем не менее, существует совет, который часто помогает разобраться в ситуации на этапе планирования: задействуйте ту часть стены, которая противоположна дверным петлям. В подавляющем большинстве случаев люди не склонны устанавливать в этой зоне громоздкую мебель потому что она мешает проходу, ухудшает обзор помещения и делает атмосферу давящей. Если же там встанет кресло, тумба или письменный стол, на стене всегда найдётся место выключателю, до которого будет удобно дотягиваться.
На очереди ошибка, которая является одной из самых банальных, потому мы не станем уделять ей чересчур много внимания в сравнении с предыдущими. Речь идёт о композиции и стилистическом единстве. Как мебель, так и приборы освещения должны быть визуально согласованы между собой. Несмотря на максимальную очевидность этого постулата, часть потребителей забывает или пренебрегает его смыслом. Бывает так, что в центре футуристического интерьера вдруг оказывается типичная классическая люстра. Как же это произошло? Всё банально: на волне эмоций потребители приобретают то изделие, которое им просто понравилось, игнорируя общую стилистику помещения. При этом аргументом нередко выступает тезис о том, что данная модель «очень красивая и наверняка впишется куда угодно». На самом деле это не так – универсальных моделей не бывает, встречаются лишь те, которые с некоторой натяжкой способны эффектно выглядеть в схожих интерьерах или жилищах, оформленных в родственной стилистике.
Разумеется, мы не имеем права запрещать потребителям приобретать те изделия, к которым у них в наибольшей степени лежит душа, однако настоятельно рекомендуем придерживаться единства стиля. Лучше потратить ещё немного времени и подобрать прибор, который будет полноценно гармонировать с обстановкой и при этом искренне нравиться владельцам. Кроме того, когда в Ваш дом придут гости, они явно сразу же отметят для себя единство композиции – и, если в ней будет визуальный разнобой, это не останется незамеченным. Вместе с тем, следует помнить, что каждый человек обустраивает жилище под себя, а потому самое главное, чтобы удобно было в первую очередь домочадцам. Стилистика должна отражать настроение хозяев и так или иначе характеризовать именно их образ жизни.
Следующий фактор – количественный. Задумайтесь, как много источников света Вам на самом деле нужно. В абсолютном большинстве случаев ответ на этот вопрос – два: общий и локальный. В то же время, конкретная реализация вполне может отличаться: где-то уместен верхний свет, обеспечиваемый люстрой, и локальная подсветка над письменным столом, а где-то распределённое общее освещение и небольшой настенный светильник для комфортного проведения досуга. Правило двух источников справедливо практически для всех помещений, за исключением, разве что, туалета и небольшой лоджии. Приведём простые примеры.
В гостиной хорошо смотрится композиция из роскошной люстры и мобильного торшера. Они полностью удовлетворят потребность жильцов в свете, но при этом никогда не будут конкурировать. В домашнем кабинете уместна стандартная люстра или LED-панель, дополненная настольной лампой на струбцине с трансформирующимся опорным механизмом. На кухне верхний свет можно дополнить локальным от точечных источников света, встраиваемых в мебель, что лишь увеличит комфорт и безопасность при готовке. В коридоре часто не нужны разнотипные модели светильников, однако два источника света здесь всегда удобнее, чем один, поскольку позволяют удобно одеться и обуться, рассмотреть себя в зеркале, разминуться с другим человеком и не мешать ему изучать свой внешний вид в отражении, полностью закрыв собой единственный светильник. Даже в ванной комнате в последние годы стала весьма популярной тенденция использовать кроме общего света подсветку для зеркала. В кладовой действует тот же принцип, что и в коридоре – два источника гораздо удобнее, чем один. Пока одна лампочка освещает нижние полки, вторая даёт освещение для верхних.
Безусловно, сегодня мы рассмотрели далеко не все типичные ошибки и досадные ситуации, встречающиеся в световом дизайне, а потому продолжим изучение этой темы в следующей статье.