Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Организация света в вечерних и развлекательных заведениях

Часть досуга как детей, так и взрослых людей проходит вне дома – в местах, где присутствует специальное оборудование, создана располагающая атмосфера и немало таких же желающих скрасить свой выходной день развлечениями. Основная задача таких мест – создать приподнятое настроение, подарить новые эмоции, отвлечь от повседневной рутины и суеты. Большое значение в этом процессе играют и осветительные приборы, благодаря которым формируется требуемый антураж. Сегодня мы поговорим о том, каким образом специалисты по светотехнике организовывают освещение в театрах и кинотеатрах, бильярдных и боулинг-клубах, а также других заведениях подобного рода.

При открытии нового учреждения для досуга параллельно с основной сущностью развлечений продумывается и интерьер. Каждый его элемент оказывает небольшое воздействие на восприятие, но все вместе они дают возможность посетителям составить мнение о том месте, куда они пришли. Наряду с мебелью, технологичными приборами и отделкой стен, немало внимания уделяется также подбору светильников, их стилизации и размещению в требуемых местах. Правильно расставленный свет является неотъемлемым компонентом успеха заведения и его популярности среди потребителей.

 

 Освещение в развлекательной зоне

 

Развлекательные центры

Преимущественная часть развлекательных центров в одинаковой мере способна организовать досуг для взрослых и детей, предлагая им различные активности. Это могут быть автоматы, аэрохоккей, игры на точность и скорость, ледовый каток и пр. Каждый вид развлечения предполагает свою планировку помещений и освещения в них.

К примеру, комнаты с играми-автоматами и аэрохоккеем обычно имеют сравнительно невысокие потолки и залиты равномерным светом. Чаще всего здесь дизайнерам не требуется идти на ухищрения, а потому для освещения достаточно обычных LED-панелей. Их свет достаточно однороден и способен распространяться на несколько метров во все стороны. Среди приёмов декорирования главенствующую роль играют цветастые обои, предметы интерьера ярких расцветок и картонные фигурки мультипликационных персонажей для развлечения детей. Залогом успешного существования развлекательных центров также является весёлая и задорная музыка, так что почти в каждом помещении здесь можно обнаружить по меньшей мере пару динамиков.

Залы для подвижных детских игр обычно крупнее: с большой площадью и высокими потолками. Здесь могут быть установлены небольшие аттракционы в виде машинок, батуты, надувные городки и горки, спортивные автоматы для игр на силу или точность попадания мячом в цель. В этом случае освещаемая игровая площадь более неоднородна, из-за чего разнотипные приборы комбинируются между собой: светодиодные панели встраиваются в потолок и закрываются металлическими решётками в тех местах, где велик риск их физически повредить, а в других зонах применяются подвесные светильники, высота подвеса которых корректируется пропорционально габаритам окружения.

Над ледовой ареной осветительные приборы обычно размещаются как можно более равномерно. Здесь важно создать хорошую видимость, но при этом не ослеплять посетителей отражениями ото льда. Чтобы этого избежать, используют только матовые светодиодные лампочки и специальные воронкообразные рассеиватели. Последние помогают распределить световой поток таким образом, чтобы освещение было цельным, заливающим, но при этом продуцировало минимум бликов на поверхности.

 

 Точечные светильники в кинотеатре

 

Кинотеатры

Данные заведения крайне специфичны по причине того, что их сотрудники и атмосфера не являются ключевыми звеньями в создании впечатления от выбранного посетителями развлечения. Фактически, они всего лишь предоставляют площадку и формируют общее настроение, отвечая в большей степени за техническое обслуживание, нежели за сам досуг. Уже на подступах к кинотеатрам можно заметить огромное количество светящихся элементов, привлекающих внимание публики. Чаще всего в оформлении названия заведения и его афиш принимает участие гибкий неон. Его универсальность состоит в возможности неоднократно видоизменять свою форму, трансформироваться, играть различными красками и дистанционно управляться так, как это требуется администрации. Подобная реклама выглядит не только ярко и интересно, но также способна работать на открытом воздухе зимой и летом, что крайне важно для данного вида развлекательного бизнеса.

Внутри кинотеатра можно выделить кассовую зону, зрительный зал, коридоры (залы ожидания сеанса) и кафе. Зачастую все упомянутые помещения стараются стилизовать одинаково, чтобы создать визуальное единство заведения, однако порой отдельные площади могут быть оформлены в тематике какой-либо новинки или наоборот, классического произведения кинематографа. Например, последнее не является редкостью для зоны кафе, где посетители могут подождать сеанса, выпив чашечку кофе с пирожными. Освещение здесь вполне стандартное для сферы общепита – верхний свет умеренной яркости, даваемый подвесными потолочными светильниками с закруглёнными плафонами. В такой атмосфере легче расслабиться и без нервозности дождаться начала своего сеанса.

Разумеется, ключевым помещением заведения является кинозал: здесь требуется обеспечить максимальное удобство и безопасность передвижения в темноте. Самыми травматичными являются секции возле проходов и выхода из зала. Дабы опоздавшие на сеанс зрители быстро нашли свои места и не мешали уже сидящим на своих креслах, напротив каждого из рядов на ступеньках имеется подсветка. Она выполнена либо при помощи встраиваемых точечных светильников, либо с использованием светодиодной ленты. В обоих случаях обеспечиваемая освещённость должна быть достаточной для лёгкого распознавания подписей и беспрепятственного перемещения, но при этом не мешать самому просмотру кино.

Общее освещение зала всегда организуется с использованием диммируемых источников света, что позволяет плавно понижать яркость в начале показа фильма и наращивать по его окончании. Средняя освещённость зала в режиме ожидания показа должна составлять около 100 лк, а на протяжении демонстрации кинокартины полностью обеспечиваться за счёт событий на экране. В качестве верхних источников здесь могут применяться универсальные LED-панели или различные разновидности подвесных светильников, а боковой свет обеспечиваться за счёт мощных настенных моделей.

 

 Освещение партера театра

 

Театры

Обычные драматические театры во многом близки по оформлению к рассмотренным выше кинотеатрам, однако имеют несколько отличительных особенностей. В первую очередь, это касается источников света для ориентирования в пространстве. Зачастую такие заведения были построены очень давно, а потому они не столь технологичны, как кинотеатры и не адаптированы ко многим новинкам. Значительным достижением для многих из них будет уже подсветка ступеней светодиодной лентой, а при наличии дополнительных средств освещения для удобного передвижения по проходам такое заведение можно считать вполне технологичным.

Театральное искусство имеет богатую историю, из-за чего подобные заведения десятилетиями, а иногда и веками базируются в одних и тех же зданиях. Соответственно, убранство их интерьеров нередко тяготеет к стилям ушедших эпох. В фойе можно наблюдать красивые крупные люстры, в переходах и коридорах – старинные светильники (пусть даже и с современными лампами). Общий дизайн помещений стараются сделать роскошным – но в классическом стиле, а не высокотехнологичном.

Поскольку в коридорах театров очень часто висят афиши различных представлений, а также портреты актёров, им всё же полагается индивидуальное направленное освещение. Зачастую его организовывают по галерейному принципу: однотипные объекты размещаются на стенах на одинаковой высоте, а свет на них подаётся сверху под углом. Задействованные при этом трековые системы или просто одиночные светильники позволяют добиться отличной видимости и создать мягкую атмосферу.

Наконец, в зрительном зале публику ожидает общее освещение с использованием множества мелких и крупных осветительных приборов, часть из которых располагается на потолке, а вторая часть висит на стенах. Кроме того, для театров характерна такая особенность как возвратное двунаправленное свечение. Это означает, что сама сцена во время представления освещается сверху и по бокам мощными прожекторами, но они направлены от зрителя. В то же время, от объектов на ней отражается немалый процент света, который возвращается в сторону аудитории, смешиваясь с прямым светом, падающим на актёров сверху. В результате, типичная картина освещённости театрального зала – это треугольник с основанием у сцены, стороны которого сходятся на «галёрке» в центре. Из-за этого люди, сидящие на боковых местах, могут находиться в полутьме и испытывать лёгкий дискомфорт от перепада по яркости вблизи и вдали, а те, кто сидит спереди посередине – оказываются слегка ослеплены отражённым светом. К сожалению, выровнять данные эффекты не получится, потому что тогда развалится вся концепция типового театрального освещения.

 

 Подсветка зоны боулинга

 

Боулинги и бильярдные клубы

Чаще всего в обоих типах упомянутых заведений имеется три зоны – касса, столики с лавочками и непосредственно игровые дорожки. Первая и вторая несоразмерно малы в сравнении с основной зоной и обычно имеют стандартную подсветку самыми простыми потолочными светильниками. Стойки с шарами и дорожками вынесены немного в сторону, чтобы играющая публика не могла ненароком травмировать отдыхающих, а между зонами создана полоса полутьмы, которая чётко указывает границы для всех посетителей заведения.

Над дорожками обычно не требуется чересчур яркого света: в первую очередь, в этих местах необходима максимальная равномерность освещения и минимум отблесков от глянцевой маслянистой поверхности. С этой целью здесь располагают линейные светильники с матовыми рассеивателями, дающими однородное свечение. Наиболее ярко освещается пространство с кеглями, на котором и сконцентрировано всё внимание игроков.

Освещённость в зоне отдыха поддерживается на уровне 200 лк, на подходе к дорожкам – около 300 лк, вдоль самих дорожек – также на уровне 300-350 лк, а в их конце – не менее 400 лк. Таким образом соблюдается не только визуальное зонирование, но и пропорциональная подсветка удалённых от наблюдателя частей помещения. Чтобы игроки не были ослеплены глянцевыми поверхностями шаров и дорожек, а также могли беспрепятственно следить за своими результатами на мониторах, сами дисплеи размещаются исключительно в зонах падения косых лучей.

В свою очередь, в бильярдных клубах над столами устанавливают целые осветительные конструкции, которые состоят из трёх-четырёх плафонов традиционного зелёного цвета. Они висят на высоте около двух метров от пола и полностью покрывают стол своим свечением. В то же время, зона вокруг него находится в полутьме, что создаёт необходимый акцент на игровом поле и позволяет не отвлекаться на вторичные факторы. Типичный уровень здесь – около 200 лк, но из-за малого расстояния для полного рассеивания освещённость может казаться заметно выше. Чаще всего применяются светодиодные лампочки с нейтральным цветом свечения – они не греются при работе и дают мягкое освещение, приближённое к естественному свету солнца. Оно отлично сочетается с мягким зелёным цветом сукна на бильярдном столе и способствует приятному проведению досуга.

Во всех остальных заведениях, где зона отдыха и питания комбинируется с территорией для активных развлечений, наблюдается их визуальное разграничение с использованием света. Основное внимание уделяют тому, чтобы все ступени и неожиданные повороты были освещены как можно лучше, а травмоопасность отдельных зон сведена к минимуму. В конечном итоге, только так можно добиться атмосферы, в которой будет приятно и безопасно отдыхать всей семьёй.