Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Настольные лампы для школьников и студентов

Для большинства родителей конец лета каждого года знаменуется периодом подготовки своих чад к обучению. Кого-то отправляют в школу впервые, кто-то идёт уже в очередной класс, другие же поступают в университет. Сколько бы ни было лет учащемуся, ему нужно хорошо оборудованное и безопасное рабочее место, в котором весьма значимую роль играет освещение. Подолгу корпя над домашними заданиями или курсовыми, ученик должен концентрировать своё внимание на сути работы, а не напрягать зрение, чтобы рассмотреть что-нибудь в учебнике или на экране.

Как правило, в комнате, где стоит письменный стол ребёнка, уже имеется верхний свет – люстра или потолочный светильник, однако это не отрицает необходимости иметь локальное освещение. И им традиционно выступает настольная лампа того или иного формата. Найти нужную модель в продаже сейчас довольно просто, однако чётко определить, какой же именно прибор лучше всего подойдёт для конкретных условий, для некоторых родителей бывает проблематично. Нередко случается так, что при всём старании взрослые выбирают такую лампу, которая совершенно не согласуется с потребностями ученика, хотя и выглядит вполне функциональной. Как же так может получиться? Давайте разбираться вместе.

 

 Освещение настольной лампой

 

Правила выбора настольных ламп

В первую очередь необходимо понимать, что глаза детей гораздо более чувствительны к освещённости, чем органы зрения взрослых. Это сугубо физиологический аспект, о котором многие вообще не задумываются: ребёнку не «кажется», что освещение от двух разных ламп отличается, как думают родители, он действительно воспринимает значительную разницу между ними – просто взрослые не способны это подтвердить. Потому всегда стоит привлекать к выбору светильника именно пользователя, и приобретать только тот прибор, который обеспечивает комфортный для него уровень освещения. Безусловно, лампы любого типа поддаются замене, однако всегда имеют вес такие вещи, как форм-фактор изделия и его дизайн. Если вы хотите, чтобы ребёнок меньше уставал от учёбы и сохранил хорошее зрение на долгие годы, необходимо с первого же класса обеспечить ему правильную освещённость рабочего места. В этот период приходится много читать, и дети нередко делают это с неохотой, а при недостаточном освещении такой процесс вообще будет вызывать отвращение, что может сохраниться на всю жизнь.

Прежде, чем начать речь непосредственно о настольных лампах, зададим родителям вопрос: достаточно ли в комнате ребёнка света от люстры, чтобы можно было хотя бы 10 минут читать книгу, просто сидя на диване, и не испытывать при этом дискомфорта. Если ваш ответ положительный – можно сразу приступать к выбору источника локального освещения, но, если нет – сначала позаботьтесь о том, чтобы заменить в люстре лампочки на более мощные. Фоновое и заднее освещение в помещении не менее важно для правильной зрительной нагрузки, чем местное.

Приходя в магазин, многие люди в первую очередь смотрят на цены – это вполне объяснимо, однако не очень согласуется с целью приобрести для ребёнка действительно качественный светильник. Продукцию из самого дешёвого сегмента следует отбросить сразу же – и на то есть несколько причин. Во-первых, низкокачественные материалы, применённые здесь, не позволят изделию служить долго и в конечном итоге экономия наоборот повлечёт за собой дополнительные расходы – ежегодную покупку нового светильника. Во-вторых, экологичность сырья в таком случае скорее всего минимальна, а потому с течением времени при нагреве изделия из него будут выделяться пары вредных химических веществ. В-третьих, из-за некачественной сборки повышается риск поражения электрическим током при взаимодействии с подобной настольной лампой. Таким образом, лучше сразу установить нижнюю ценовую планку на 15-20% выше цены самого дешёвого товара с витрины.

Ограничив зону выбора, можно приступать к более детальному изучению моделей. Очень важно при этом держать в голове планировку комнаты, в которой стоит письменный стол ученика, и размещение других источников света в ней. К примеру, если ребёнок будет сидеть к верхнему свету боком, не заслоняя его, вам вполне подойдёт относительно невысокая (до полуметра) модель с конусовидным плафоном. Разместив её с противоположной от люстры стороны рабочего места, удастся эффективно увеличить освещённость и минимизировать тени. Если же ученик будет сидеть спиной к верхнему источнику, полностью загораживая себе свет, настольную лампу нужно не просто сместить симметрично ближе к центру стола, но и подобрать правильный форм-фактор. К примеру, модели с узкими продолговатыми рассеивателями в подобной ситуации будут гораздо уместнее. Чтобы обеспечить хорошую равномерность освещения, следует сразу же приобретать высокие складывающиеся модели, не менее метра в выпрямленном состоянии. Обычно крепятся такие настольные лампы на струбцинах, которые позволяют закреплять прибор на разных поверхностях и в разных плоскостях.

 

 Ассортимент настольных ламп

 

Если же вы понимаете, что верхнего света вполне достаточно для общей освещённости рабочего места и не хватает именно локального света, изучите более привычные модели на подставках. Рекомендуется всегда выбирать модели с длинной и гибкой ножкой. С одной стороны, большая высота размещения источника света на столе даёт дополнительное преимущество в увеличении площади засветки, а с другой – позволяет сделать освещение более адаптивным. Дети быстро растут, а это означает, что уже через год, сидя на том же месте, школьник почувствует, что чересчур приземистая лампа для него не эффективна. Если же со временем немного корректировать изгиб опорной ножки, можно добиться более комфортного угла падения лучей.

Ещё один важный аспект для традиционных моделей на подставке – это площадь и вес основания. Оно должно быть достаточно тяжёлым и устойчивым, чтобы при случайном взмахе рукой светильник не отлетел на полметра, ничего не разбил и не разбился сам. Разумеется, модели с металлическим корпусом не бьются, однако могут существенно повредить другое имущество: монитор, вазу, стеклянные дверцы шкафов. Пластиковые модели довольно упруги, если для их изготовления использовалось хорошее сырьё, однако специалисты всё же рекомендуют постараться минимизировать число таких изделий в детских комнатах из-за возможных вредных испарений. Если вы используете светодиодные лампы, а не стеклянные лампочки накаливания, опасаться острых осколков при внезапном падении светильника со стола не придётся. Такие изделия состоят из небьющихся материалов – полимеров, керамики и металла, так что не страшны даже для самых маленьких детей.

Если площадь стола не очень велика, и места для лампы на подставке не хватает, подыщите точно такую же по формату модель настольной лампы на прищепке. Она закрепится на кромке стола и не соскользнёт с его поверхности даже при случайном касании. Кроме того, изделие с таким способом крепления можно разместить значительно выше уровня стола и даже сидящего человека, закрепив прищепку на книжной полке рядом с письменным столом. Результирующее освещение будет равномерным, точно охватит всю плоскость рабочей поверхности и при этом останется вне поля зрения, не ослепляя учащегося.

Принято считать, что источник света должен находиться слева от человека, занятого письменной работой, однако это не совсем верно. Такие представления были разработаны для школ в советское время, чтобы правильно позиционировать парты относительно окон. Их актуальность не подвергается сомнению в целом, однако многие забывают, что в данном контексте речь всегда шла о боковом освещении, которое никак не могло стать верхним, а потому принималось решение выбрать меньшее из зол. В доме же, оборудуя рабочее место для своего ребёнка, родители вполне имеют возможность создать условия для равномерного распространения лучей по всей поверхности стола. При этом левая сторона всё равно остаётся предпочтительной для установки основания светильника, закрепления его прищепки или струбцины – как минимум потому, что справа у правшей всегда собирается гораздо больше вещей для быстрого доступа: книг, учебников, тетрадей и письменных принадлежностей, из-за чего размещение там ещё и источника света будет затруднительно.

Отдельно необходимо сказать несколько слов о размере настольной лампы. Чем она будет крупнее во всех отношениях, тем лучше. Большой плафон или рассеиватель, длинная ножка, массивное основание – всё это является залогом того, что результирующая световая картина и удобство использования сделают изделие действительно эффективным средством освещения, которое будет пригодно для самых разных учебных активностей и хобби ребёнка.

 

 Настольная лампа на длинной опоре

 

Подбирая светильник также следует убедиться в удобстве ежедневного обращения с ним. К примеру, у некоторых моделей кнопка включения расположена на основании, у других – на плафоне, у третьих – вообще на шнуре питания. Чаще всего первый вариант будет самым удобным – к управлению светом имеется лёгкий доступ, а сама кнопка нажимается довольно легко. Проблемой в данном случае может стать разве что желание ребёнка сложить сверху на плоское основание лампы стопку книг. Модели с выключателем на плафоне, наоборот, зачастую крайне неудобны. Безусловно, привыкнуть можно ко всему, однако зачем обрекать ребёнка на то, чтобы он каждый раз, покидая рабочее место, тянулся куда-то высоко и далеко, дабы нажать на тумблер, который даже не виден? Лучше изначально подыскать более практичную модель. Выключатели на шнуре зачастую встречаются в моделях на струбцинах и относятся к среднему уровню комфорта.

Сравнивая между собой разные настольные лампы, уделяйте внимание деталям. К примеру, у любого светильника на складном штативе должна быть возможность регулировки положения. В идеале, средства фиксации должны находиться во всех «суставах» опоры, а не только в одном из них. Это одновременно вопрос удобства и безопасности изделия, возможности быть уверенным, что лампа под собственной тяжестью однажды не сложится, ударив ребёнка по голове, из-за единственного прослабившегося винта. Кроме того, следует взглянуть и на сам зажим: его рукоятка вполне может являться пластиковой, однако основной механизм обязан быть металлическим. Если вы обнаружили, что в таком важном месте установлен пластиковый винт, похожий на элемент из детского конструктора, надёжность крепления будет весьма сомнительной, а потому от покупки данной модели лучше сразу отказаться.

Технические характеристики лампочки должны быть таковы: если светильник находится ниже уровня глаз, близко к поверхности стола, мощность следует искусственно уменьшить, дабы не слепить ребёнка отражённым от бумаги светом. При этом всегда нужно выслушивать мнение ребёнка: если он говорит, что яркости не хватает, попробуйте поставить лампу помощнее, если наоборот – приобретите изделие меньшей мощности. В случае использования лампочек накаливания нужно устанавливать в светильник модели на 60 Вт, а при эксплуатации светодиодных – не более 7-8 Вт. Если же плафон размещён выше головы и не попадает в поле зрения, мощность можно доводить до 10 Вт. Изделия, более чем на 12 Вт, ставить не рекомендуется даже в высоко расположенные светильники, поскольку их световой поток явно избыточен в качестве локального источника.

Цветовая температура излучения должна соответствовать не только общепринятым стандартам, но и психологии учащегося. Считается, что нейтрально-дневной оттенок является оптимальным, поскольку не действует усыпляюще, как тёплый жёлтый тон, и излишне не тонизирует, как холодный. В то же время, опыт показывает, что каждому из нас больше нравится собственная гамма, а потому мерить всех по одному шаблону не стоит. Поэкспериментируйте с разными лампочками, чтобы выяснить вкусы ученика. Кроме того, не забывайте, что с возрастом предпочтения меняются и люди обычно переходят от более тёплых оттенков к нейтральным.

Выбирая светильник вместе с ребёнком, постарайтесь объяснить ему, на какие параметры, кроме внешнего вида, необходимо обращать внимание. Возможно, он сумеет увидеть недочёты конструкции или заводской брак там, где вы даже не думали смотреть. Кроме того, именно он, как будущий владелец, должен «утвердить» ту модель, которую вы подберёте для него, руководствуясь сугубо техническими характеристиками.