Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Монтаж настенного светильника

Хотя доминирующую роль в искусственном освещении комнат играют приборы верхнего освещения, боковой свет человеку всё же необходим. Настенные светильники помогают смягчить тени, созданные люстрой, повышают зрительный комфорт и увеличивают общую освещённость помещения. Особое значение они приобретает, если речь идёт о чтении книг или о рукоделии. Здесь напряжение глаз повышается и компенсировать негативный эффект можно только за счёт увеличения яркости.

В отличие от потолочных светильников и люстр, настенные модели не так жёстко привязаны к геометрии комнат, не обязаны ориентироваться на центр симметрии помещения. В зависимости от стилистического решения и общей визуальной концепции настенных светильников может сразу быть по нескольку на каждой стене – один, два, три. К тому же, в некоторых ремонтах можно наблюдать картину, когда они даже образуют некую ярусность – но в этом случае приборов должно быть не меньше трёх. Давайте рассмотрим как можно больше вариантов монтажа и их влияние на ремонт в целом.

 

 Пара настенных светильников

 

Особенности настенных светильников

Разумеется, мы не станем перечислять все стилистические течения, дизайн которых воплощает всё множество настенных моделей. В данном случае нас интересует монтаж приборов на стену и сопряжённые с этим процессом трудности. Итак, в настоящее время в продаже можно обнаружить настенные светильники, предполагающие следующие три типа монтажа и управления:

  • традиционная навесная установка с наружным шнуром питания, выключателем на этом шнуре и штепселем на его конце;
  • встроенная установка с питанием через кабель или провод, проложенный в штробе (в толще стены) с управлением через выключатель настенного или шнурового типа (для включения или выключения прибора необходимо потянуть за шнурок, свисающий непосредственно с корпуса);
  • встроенный монтаж светильника, при котором выключатель в традиционном понимании отсутствует, а управление освещением производится при помощи пульта ДУ и контроллера, встроенного в сам прибор.

Нетрудно увидеть, что первый способ монтажа – самый простой и не требующий дополнительных пояснений. Для закрепления устройства на нужном месте будет достаточно прикрутить на стену монтажный кронштейн, а затем просто соединить его со светильником. Данный подход всё ещё довольно популярен, однако заметно уступает другим по уровню эстетичности: висящие вдоль стен провода не добавляют украшения помещению и обычно смотрятся неаккуратно. Кроме того, жильцы получают одно вечно занятое гнездо розетки, а если речь идёт о территории возле кровати в спальне, там эта розетка может быть гораздо нужнее для зарядки телефона.

Таким образом, сегодня мы сконцентрируем своё внимание на встраиваемом типе монтажа как более интересном, стильном и современном, но при этом трудоёмком, требующим определённого навыка. Здесь необходимо производить штробление стен, закреплять светильник и выключатель, добиваться определённой эстетики и безопасности.

Одним из весьма важных аспектов, который всё сильнее проявляет себя в последние годы, является монтаж осветительных приборов на гипсокартонные перегородки. В данном случае и подготовка поверхностей, и сам способ закрепления будут отличаться. Однако, прежде, чем перейти к детальному анализу принципа монтажа, кратко перечислим, как вообще необходимо подходить к проектированию настенного бокового освещения.

  1. Прежде всего, следует чётко расставить приоритеты: очертить для себя функциональность будущих приборов, понимая ради каких задач они устанавливаются. Обычно тут всё сводится к выбору между дополнительным освещением для чтения книг / досуга / просмотра телевизора или основным освещением, которое зачастую касается маленьких помещений – кладовок, ванных комнат, коридоров, балконов, мансард и пр.
  2. На следующем этапе необходимо выбрать сами настенные светильники из всего того многообразия, которое предлагает рынок. Здесь ключевыми факторами будут стилистика изделий и их габариты. Следует понимать, что крупные модели хорошо смотрятся исключительно в просторных залах, объёмных квартирах-студиях или многоэтажных коттеджах. В обычные квартиры разумнее покупать приборы поменьше.
  3. Имея перед собой конкретное изделие, следует изучить принцип его крепления и требуемую подготовку поверхностей. Зная размеры кронштейна или монтажной скобы с зацепом, нужно разметить место на стене под сам светильник и под коммуникации для него.
  4. Следующий этап завершает подготовительную стадию – просверливаются основные отверстия, прокладываются кабели и системы прокладки кабеля, протягиваются провода через пластиковые каналы.
  5. Ключевым элементом является сборка питающей цепи, закрепление светильника на своём месте, присоединение выключателя.

 

 Алгоритм монтажа настенного светильника

 

Подбор светильника и этапы монтажных работ

В наше время наиболее целесообразно приобретать светильники с простыми лаконичными формами, предсказуемыми углами рассеивания лучей и высокой результирующей яркостью. Если раньше компактность осветительных изделий заметно противоречила возможности их охлаждения, то сейчас такая проблема полностью исчезла. Лампы накаливания значительно нагревали цоколь светильника и его корпус, провоцировали свето-тепловое выжигание обоев вблизи подобного источника света, однако в наше время применяются светодиодные лампы, которые лишены всех этих недостатков. Таким образом, при выборе опираться необходимо лишь на технические характеристики изделий: предельную мощность, вид и величину питающего напряжения, способ управления и совместимость с лампочками разных форм-факторов.

Если потребитель хочет решить при помощи настенного светильника декоративные вопросы в интерьере, безусловно, необходимо подбирать визуально интересные модели. Однако всегда следует соблюдать разумный баланс между эстетикой и утилитарностью: различные плафоны-розочки не всегда безопасны на высоте человеческого роста. В отличие от тех же форм в оформлении люстр, здесь приборы гораздо проще зацепить и разбить. Кроме того, в подобные плафоны часто требуются лампочки с необычным форм-фактором или цоколем, что усложнит последующую их замену. Специалисты рекомендуют стремиться к тому, чтобы применять изделия, рассчитанные на работу с обычными лампами Е27 или хотя бы Е14 – это упразднит неоправданные трудности и позволит с большей вероятностью рассчитывать на хороший световой поток от прибора.

Также во внимание необходимо принять специфику помещения, в котором планируется эксплуатировать светильник. Поскольку настенные модели часто монтируют в ванных комнатах, туалетах, раздевалках, бассейнах и подобных помещениях, крайне желательно предусмотреть их повышенный уровень защищённости. Настенные модели с IP65 станут отличным универсальным решением для любой ситуации, где влажность или запылённость отличается от обычной.

Начнём разбор монтажных работ. На очереди наиболее сложный и трудоёмкий процесс – штробление стен. Здесь все работы проводятся традиционным образом – точно так же, как и для монтажа большинства встраиваемых розеток и выключателей по всему дому. Принцип коммутации проводов в распределительной коробке комнаты ничем не отличается от их присоединения в случае подключения люстры: питающий контур проходит через выключатель к потребителю и обратно.

Если в Вашем доме смонтированы гипсокартонные перегородки, это частично упростит прокладку кабеля, но усложнит само закрепление светильника. Оптимальным является монтаж всех закладных и кабель-каналов на этапе, когда фальш-перегородки ещё не возведены. Благодаря такому подходу все коммуникации будут надёжно зафиксированы, а потому более безопасны. Если же идея повесить настенный светильник возникла позже, опытные мастера рекомендуют идти на определённые хитрости. Хотя последние и усложняют сам монтаж, они дают дополнительные гарантии того, что светильник будет закреплён прочно и сможет служить долгие годы, не доставляя проблем.

 

 Настенный светильник над креслом

 

Рассмотрим несколько приёмов, которыми пользуются профессионалы. К примеру, для того, чтобы осуществить проводку в гофре, они используют длинную прочную проволоку-зонд, которую пропускают между точками установки выключателя, распределительной коробкой и местом монтажа светильника. Для этого в гипсокартоне сверлом-коронкой просверливаются небольшие отверстия, затем после нескольких манипуляций в межстенном пространстве сцепляются две встречных проволоки. Один их конец выводится наружу, к нему крепится гофра и загоняется вовнутрь.

Основная проблема здесь состоит даже не только в том, что процесс сцепки проволок в невидимой зоне длительный и малоприятный, а в том, что гофру требуется закрепить. Если этого не сделать, нарушится не только технология прокладки проводов, но и предсказуемость проводки в целом, поскольку все силовые точки должны соединяться между собой соосно или под прямыми углами. Тем не менее, монтажники уже научились устранять и эту сложность: перед протяжкой трубного канала они монтируют в отверстие зажимную скобу, в которую затем защёлкивается гофра. В данном случае канал должен быть хорошо натянут, поскольку он имеет всего две точки крепления.

Если светильник вешается на обычную стену, в ней будет достаточно просверлить отверстие, поместить туда дюбель, а затем закрутить шуруп или саморез, притянув им опорный кронштейн. Провода при этом спрячутся в штробе вместе с каналом. Но что делать, если нужно повесить прибор на тонкую гипсокартонную стенку, за которой пустота? Решений также может быть несколько. В том случае, если разговор идёт о небольшом ночнике или лёгком светильнике бра, будет достаточно применить специальный дюбель-бабочку для гипсокартонных перекрытий. Он «раскрывается» в простенке и надёжно удерживает такое изделие.

Если же речь идёт о светильнике потяжелее, здесь к таким дюбелям мастера крайне рекомендуют добавлять закладную или контроль-шуруп. К примеру, при сверлении отверстия под кабель-канал, через отверстие можно поместить в простенок несколько небольших деревянных колодок, которые армируют данное соединение, заполняя полость за будущим светильником. Подобные манипуляции крайне сложны и трудоёмки, требуют сноровки и даже везения, а потому на них идут только в самых крайних случаях. Более лёгкий способ – применить контроль-шуруп. Чаще всего им является обычный саморез длиной не менее 100 мм, который закрепляет кронштейн через гипсокартонную стенку к основной. Он закручивается «наживую» – то есть, без предварительного отверстия и установки дюбеля. В данном случае крайне важно не перетянуть соединение, иначе саморез проломит гипсокартон и углубит крепёжную площадку вместе с собой. Чем длиннее будет контроль-шуруп, тем лучше. Если есть возможность сделать два верхних шурупа, удерживающих кронштейн, контрольными при монтаже тяжёлого светильника, так и следует поступать.

Для упрощения работ, повышения их безопасности, а также достижения максимально возможной надёжности, рекомендуется следовать нескольким базовым правилам оптимизации. Рассмотрим их на двух простых примерах.

Если настенные светильники монтируются возле кровати, где спят супруги, разумнее всего предусмотреть по одному индивидуальному источнику света для каждого человека, а не устанавливать один центральный. Это не только сделает освещение независимым и более комфортным для каждого из них, но и позволит разместить соответствующий выключатель непосредственно под светильником, который он контролирует. И если работы будут производиться в уже готовом ремонте с гипсокартонными стенами, неудобства в процессе прокладки кабелей будут минимальными (особенно, если хотя бы с одной стороны кровати уже имеется розетка).

Применение крупных настенных приборов в жилых комнатах в абсолютном большинстве случаев себя не оправдывает. Даже если они монтируются на обычные стены, которые легко выдержат любой вес, подобное освещение – это совсем не то, что требуется человеческому зрению на повседневной основе. Мы все привыкли, что основной свет исходит сверху, а потому пытаться синтезировать заливающее освещение при помощи двух-трёх настенных моделей – неудачная идея. Она может быть уместна разве что для обустройства небольшой спальни на чердаке Вашей дачи.