Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Ландшафтное и парковое освещение

По вечерам, особенно в тёплое время года, всем нам приятно прогуляться по уютному и благоустроенному парку. Даже короткий променад позволяет переключить свои мысли, насладиться свежим воздухом и, хотя бы ненадолго, сменить окружающую обстановку. Уютную атмосферу здесь формирует не только благоустроенность газонов и фонтанов, но и освещение. Оно одновременно является мягким и ненавязчивым, заметно рассеянным и в то же время достаточным для комфортного передвижения людей по аллеям.

Разумеется, не всякий парк может похвастать обилием фонтанов, скульптур, клумб, цветочных композиций и просто интересных объектов. Таким образом, для задания разной стилистики будет применяться отличающееся светотехническое оборудование. Канву освещения традиционно составляют уличные фонарные столбы, обрамляющие основные дорожки парка, а световые акценты по необходимости расставляются светильниками и прожекторами с направленным лучом.

 

 Подсветка парковой аллеи

 

Обустройство парков

Общепринятой нормой считаются светильники сугубо функционального назначения: с их помощью гуляющие пары безопасно передвигаются вдоль аллей, вовремя замечают ступеньки и мостики, легко обходят лужи и ямы. Тем не менее, только этим освещение парков ограничиваться не может. В таких местах всегда найдутся интересные объекты, на которых следует заакцентировать внимание зрителя, а в тёмное время суток помочь этому могут только осветительные приборы.

Прежде всего, особую подсветку имеют входы и выходы парка – в особенности, если они выполнены в виде арки или колоннады. Такая архитектурная композиция обычно освещается из нескольких точек с небольшого расстояния, а также имеет собственную накладную подсветку. Чтобы как можно более полно показать великолепие основных порталов, чаще всего применяются грунтовые прожекторы. Их опоры погружаются на некоторую глубину внутрь почвы, то есть, точка излучения находится гораздо ниже человеческих глаз. Благодаря такому эффекту угол свечения получается довольно большим и световое пятно охватывает значительный фрагмент конструкции. Кроме того, если высота последней позволяет, прямо здесь же устанавливаются дополнительные источники света. Если это тяжёлая и крупная колоннада, выполненная из кирпича, её линии часто подчёркивают светодиодными лентами, а для более лёгких порталов подходит местная подсветка, осуществляемая за счёт небольших прожекторов, направленных сверху-вниз под небольшим углом к конструкции.

Во многом аналогичные приёмы применяются и в освещении беседок. Их контуры повторяют подсветкой из светодиодной ленты, а издалека освещают прожекторами. Однако есть и отличие: в таких местах люди обычно проводят некоторое время, а не просто проходят мимо. Поэтому необходимо создать условия для их комфортного пребывания. Зачастую данный вопрос решается при помощи уличных светильников на подвесах, спускаемых с крыши беседки на удобную высоту. Такие модели отличаются от своих собратьев гораздо более изящным исполнением, сочетаемым с механической прочностью и высоким уровнем влагозащищённости.

Обычно парковую инфраструктуру планируют таким образом, чтобы фонарные столбы были расставлены вдоль аллей одним из двух способов: либо строго попарно, друг напротив друга по обе стороны дорожки, либо в шахматном порядке. Первый случай можно наблюдать в крупных парках, где ширина проходов не позволяет лучам от фонаря эффективно долетать до противоположной стороны аллеи, а второй – в небольших скверах с узкими тропинками, поскольку здесь радиус распространения света охватывает пропорционально большую часть тротуара.

Несмотря на то, что парки стараются обустраивать так, чтобы любой склон или спуск в них был плавным, существуют места, где совершенно невозможно обойтись без ступеней. Дабы сделать ходьбу безопасной, в подобных зонах число источников света удваивают. Если речь идёт всего о паре-тройке ступенек, достаточно поставить два мощных фонаря на высоте около двух метров – даже при выходе из строя одного из них, второй неплохо справится со своими обязанностями. Если же на пути отдыхающих встретится целая лестница, здесь не обойтись без вереницы осветительных приборов. Нередко в таких случаях применяют тротуарные светильники, которые встраиваются не в сами ступени, а в боковые стенки лестницы, тем самым улучшая видимость и повышая комфорт.

Наконец, существуют парковые зоны, где допустим отдых не только на лавочках, но и на газонах. Безусловно, целиком охватить светом огромную зелёную территорию очень сложно, даже используя мощное оборудование, а потому администрации парков чаще всего используют альтернативные подходы. Сюда включены специальные уличные светильники с уровнем защиты IP67, а также грунтовые модели со штыковым креплением, которые могут устанавливаться непосредственно в землю газона в любом месте.

 

 Декоративные светильники в парке

 

Осветительные приёмы в парках

Чаще всего освещение в общественных местах создаётся не сугубо системно, а таким образом, чтобы сформировать особый световой сценарий. Для достижения требуемых эффектов специалисты сочетают три базовых типа освещения – общее, заливающее и направленное, однако к ним практически всегда подключается декоративная составляющая для достижения эстетических целей. Рассмотрим наиболее популярные варианты подробнее.

  1. Общее освещение служит в качестве ориентира внутри парка. Его воплощают мощные приборы, помечающие ключевые объекты и пространство возле них. Такое освещение можно встретить у главного входа, возле обустроенных выходов с территории парка, вблизи лестниц и поворотов аллей, огибающих постройки, которые отбрасывают крупные тени.
  2. Заливающее освещение чаще можно увидеть на открытых пространствах – площадках для проведения празднеств, автостоянках, детских зонах и пр. Оно выполняет функцию формирования однородной световой среды, перемещаясь по различным участкам которой человек будет чувствовать себя одинаково комфортно. Чаще всего заливающий свет дают фонарные столбы на опорах выше трёх или даже пяти метров.
  3. Направленное освещение можно увидеть перед объектами, представляющими некоторую эстетическую ценность. Чаще всего это скульптурные композиции, клумбы с цветами или декоративные фигурки, призванные веселить детей. Их обычно подсвечивают снизу с небольшого расстояния, применяя для этого уличные садово-парковые светильники, устанавливающиеся непосредственно в грунт или в специально подготовленное основание из бетона или древесины.
  4. Эффект затенения является одним из простейших. Для его воплощения необходим либо светильник со специальным рефлектором, либо попросту какой-либо объект между источником света и освещаемой зоной. Чаще всего в качестве последнего естественным образом выступают ветви деревьев, что делает тень не только драматической, но и динамичной.
  5. Эффект пересечения достигается путём использования нескольких источников света – чаще всего двух направленных, одного общего и одного направленного или одного общего и двух направленных. Перекрёстные лучи хорошо помогают визуализировать расстояние между объектами, показать трёхмерность окружения. В частности, данный эффект применяется в тех случаях, когда аллея заканчивается круговым тупиком, окружающим скульптуру. Описанная комбинация световых потоков выдвигает фигуру на первый план, а лавочки вокруг прячутся в полутени.
  6. Эффект нижней подсветки уже упоминался нами ранее, поэтому сейчас хотелось бы заакцентировать внимание на том, что у него есть две модификации: косой нижний свет и строго вертикальный. Первый используется для освещения небольших строений и различных фигурок на траве, а второй применяется в фонтанах.
  7. Эффект верхней подсветки зачастую используется для романтического освещения больших пространств газонов. Для этого осветительные приборы закрепляются на ближайших деревьях и направляются на импровизированные зелёные площадки. В целом, это разновидность заливающего освещения, однако яркость источников в данном случае будет нетипично низкой.
  8. Лунным светом называют приём, заключающийся в том, что на определённом участке аллеи работает всего один светильник. На самом деле их несколько, но, поскольку опоры фонарей существенно удалены друг от друга, а сами источники света подняты высоко над головой людей, возникает нужное ощущение. В поле зрения наблюдателя попадает только один крупный матовый фонарь или прожектор с рассеивающим светофильтром жёлтого оттенка, который очень напоминает свечение луны. Особенно красиво данный эффект выглядит в безветренную погоду, не раскачивающую фонари.
  9. Лунный свет на воде схож по названию с предыдущим эффектом, однако отличается по исполнению и применимости. Его можно воссоздать только в тех парках, где есть водоём, причём крайне желательно, чтобы он был вытянутой формы. Последний аспект позволяет установить вдалеке от наблюдателя мощный круглый фонарь, направленный под углом к воде, и сформировать на ней лунную дорожку.
  10.  Маркировочное освещение структурно отличается ото всех предыдущих и использует иное оборудование. Здесь задействованы уличные столбики, которые даже при умеренной яркости могут выступать единственными источниками света. Их миссия – создать умиротворённую и романтическую атмосферу, при этом сохранив ключевую функцию освещения, связанную с обеспечением хорошей видимости.

 

 Уличные столбики для освещения дорожек

 

Вместо заключения

Освещённость отдельных участков парка подчиняется тем же правилам нормирования, что и более привычные нам объекты – магазины, кафе, больницы, учебные заведения и пр. Тем не менее, доминирующую роль здесь играет освещённость в горизонтальной плоскости и её минимально допустимый с точки зрения безопасности человека уровень. Так, совершенно очевидно, что прямая аллея с ровным покрытием допускает меньшую величину светового потока, а ступени и мостики требуют повышенного внимания. По закономерным причинам ещё более высокую освещённость обязаны иметь площадки для массовых мероприятий, пространства перед сценами под открытым небом, детские и спортивные зоны.

Также следует отметить, что функциональная компонента освещения сейчас заметно уходит на второй план. Это легко объясняется нынешним уровнем технического прогресса – имея в своём распоряжении мощные и компактные светодиодные светильники, администрация парков не боится недостатка освещения и может больше внимания уделять эстетической составляющей. Яркость большинства современных осветительных приборов такова, что они без дополнительных энергозатрат способны покрывать значительно большие площади, чем это могли делать лампы накаливания. Более того, даже при равном световом потоке полупроводники потребляют в 5-7, а иногда и в 10 раз меньше электроэнергии. Это позволяет дирекции обеспечить качественную подсветку даже зонам второстепенной важности – клумбам в дальних уголках парка, террасам, особо ценным деревьям или даже просто фактурной кладке на постройках, расположенных на территории данной зоны.

С практической точки зрения необходимо помнить, что для постоянного пребывания на открытом пространстве могут применяться только специальные виды уличных светильников, имеющие класс защиты IP65 или IP67. Они будут без проблем служить долгие годы, не боясь осадков, попадания грязи вовнутрь корпуса, накопления конденсата или запылённости. В остальном же, сущность требований сводится к величине фактической световой отдачи: данный параметр одновременно охватывает показатель освещённости пространства, обеспечиваемой прибором, и его экономичность в условиях длительной эксплуатации. Следует также отметить, что для подсветки скульптур, арт-объектов и зоны главного входа всегда необходимо использовать приборы с лампами, имеющими высокий индекс цветопередачи. Это сделает парк гораздо более привлекательным и позволит посетителям наслаждаться красками вокруг даже в тёмное время суток.