Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Какое освещение лучше: тёплое или холодное?

О понятии цветовой температуры начали активно упоминать лишь около десяти лет назад, когда на рынок осветительной техники полноценно вышли светодиоды. В эпоху повсеместного применения лампочек накаливания по умолчанию считалось, что свет может иметь только один оттенок и этот аспект не ставился под вопрос. Хотя уже давно существовали газоразрядные модели с так называемым «дневным светом», их форм-фактор традиционно оставался таков, что установка в обычный плафон подобных изделий была невозможна. Затем, с появлением галогенных источников, которые уже через несколько месяцев эксплуатации начинали грешить синюшными оттенками, вопрос корректировки цветовой температуры был поставлен перед инженерами более остро.

Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, насколько цвет свечения, исходящего от светильника, влияет на восприятие интерьера в целом. Тёплое или холодное освещение формирует определённое настроение, задаёт тональность и уровень комфорта для людей, находящихся в помещении. Кроме того, известно, что разные оттенки свечения вызывают в человеческом мозгу разный психологический отклик: изменяют общий тонус организма, влияют на восприятие цвета, формы и объёма окружающих предметов, задают настроение и определяют уровень утомляемости. Соответственно, будет неправильным говорить, что какая-то одна цветовая температура является наилучшей: напротив, умело подбирая яркость и оттенок свечения лампы в соответствии с обстановкой и требуемой психологической реакцией можно корректировать настроение людей и оптимизировать освещение для конкретных нужд.

 

 Цветовая температура

 

Путь к свету

Для наших современников всё искусственное освещение грубо делится на две большие категории: традиционное тёпло-жёлтое и новое, с более вариативной цветовой гаммой. Тем не менее, предыдущие поколения знали другие два оттенка света, связанные с самой природой их возникновения: естественный – обычное свечение солнца в ясный день и искусственный – освещение от костра или свечи. Очевидно, что для последнего жёлтые тёплые тона рассматривались как единственно возможные – по известной сейчас шкале цветовая температура горящего пламени составляет около 1000 К. Вероятно, кровь предков в наших жилах всё же сильна – и сегодня символом романтики считаются свечи, формирующие требуемый расслабляющий и умиротворённый настрой.

С изобретением электричества переход на новую гамму не произошёл, поскольку явление свечения вольфрамовой нити в колбе было результатом теплового процесса – накаливания. Соответственно, первые лампочки точно также имели ярко выраженный тёплый тон и подобное представление о них прижилось надолго. Справедливости ради, здесь следует сказать, что модели тех лет давали крайне малый световой поток, и только со временем были усовершенствованы в этом плане. Тем не менее, колористика свечения за все годы экспериментов и модификаций практически не изменилась: яркие оранжево-красные оттенки были приведены к тёплым жёлтым, близким к световому излучению всё той же свечи.

К середине ХХ-го века распространение получили люминесцентные светильники и это стало первым шагом к тому, чтобы управлять цветом свечения. Кроме того, примерно в те же годы было доказано, что при увеличении фактической мощности лампочек накаливания их световой поток начинал всё больше переходить в холодную часть спектра. Такое явление стали использовать в промышленных цехах, музеях, общественных местах и образовательных учреждениях, однако идея в целом всё же не прижилась.

Сегодняшние светодиодные лампы с тёплым оттенком свечения лишь имитируют необходимую цветовую температуру – это делается исключительно для потребителя, ведь фактически кристаллы испускают лучи белого цвета, а окраску им придаёт специальный люминофор. Производители не ограничивают выбор: холодный, тёплый, нейтральный, переходной – «любой каприз за ваши деньги». Другой вопрос, что светодизайнеры смотрят на освещение по-своему, в первую очередь, с точки зрения стилистики.

Среди потребителей известны мифы о том, что холодное свечение портит зрение, а тёплый свет лампочки вызывает у людей депрессию. Вообще консервативные люди успели придумать очень много правил и свойств света, которые не имеют ничего общего с реальностью. Мы постараемся донести до читателей правду, основанную на оптических свойствах света и технических характеристиках ламп, а не домыслах пользователей, далёких от понимания специфики данной сферы.

 

 Спальня с тёплым освещением

 

Цветовая температура света – что это?

Разумеется, можно было бы привести просто сухую научную выдержку из энциклопедии, в которой описываются различия между свечением источников с разной цветовой температурой, однако это вряд ли будет в нужной мере информативно. Кроме того, современные светильники и люстры благодаря своей конструкции, форме, цвету и особенностям работы также в определённой мере повлияли на терминологию при описании фактической световой картины. Пожалуй, единственным неизменным ориентиром для учёных и просто специалистов в области светотехники остаётся шкала температур, градуированная по Кельвину. Предлагаем рассмотреть диапазоны, в которые попадает то или иное свечение.

  • Тёплый свет лежит в начале шкалы – обычно подразумевается промежуток между 1000 К и 3500 К. При описании такого свечения от меньшего значения к большему рядовой человек станет использовать слова «красноватый», «оранжевый», «лимонный», «жёлтый» и «светло-жёлтый». В этом диапазоне горит костёр, светит спичка и свеча, работает обычная лампочка накаливания.
  • Нейтральный свет фактически является переходным от тёплого к холодному. Его диапазон цветовых температур – 3500-6000 К. Описать такое свечение довольно просто – это белый свет без чётко различимых оттенков жёлтого или голубоватого тонов. Средняя часть данного интервала приходится на излучение солнца в погожий день: меньшие цветовые температуры – это условно утренняя или летняя световая картина, а большие – предсумеречное время или осенний день. Получить данный цвет свечения сейчас технологически проще всего, а потому его можно встретить и у галогенных, и у газоразрядных, и у светодиодных моделей.
  • Холодный свет находится по другую строну данной шкалы относительного нейтрального. Его цветовые температуры лежат в диапазоне 6000-10000 К. По мере увеличения значения он описывается как «небесный», «голубоватый», «голубой», «синеватый» и «выраженный синий». В природе такого свечения практически не встретить, но искусственным путём его можно получить и в галогеновых лампах, и в светодиодных, и с использованием инертных газов – аргона, неона, ксенона и пр.

Внимательные читатели наверняка успели отметить, что путь от тёплого к холодному в числовом эквиваленте не соответствует привычной логике. Необходимо запомнить, что у тёплого свечения цветовая температура будет ниже, а у холодного – выше. Это объясняется самой физикой процесса, а использование шкалы в её нынешнем виде устоялось, так что данный аспект придётся просто всегда держать в уме, выбирая лампочки по температуре.

 

 Гостиная с нейтральным светом

 

Какой оттенок выбрать?

На просторах интернета можно найти очень много статей, авторы которых ударяются в крайности. Они пишут, что лампочки с холодным цветом свечения оказывают негативное влияние на зрительную систему, а модели с чересчур тёплым оттенком повышают утомляемость. Таким образом на первый план автоматически выводятся изделия с нейтральным оттенком – как наиболее близким к природе, эволюционно знакомым человеку. В действительности же расстановка сил выглядит немного по-другому.

С точки зрения медицины человеческий глаз – это один из самых легко адаптирующихся органов. Испортить себе зрение, читая при свете настенного светильника с лампочкой определённой цветовой температуры, невозможно. А вот утомить глаза при недостаточной освещённости, полученной от любой лампы, очень легко. Таким образом, более важной характеристикой является яркость источника, а не его цветность. Резюмируя вышесказанное, можно лишь посоветовать потребителям не читать при тусклом свете и не экономить электроэнергию ценой своего здоровья, а всегда приобретать лампочки с подходящей для обстоятельств мощностью. Тем более, что современные светодиодные решения и без того предельно экономичны.

Другой вопрос – психологическое состояние. Здесь фактор цвета действительно крайне важен. Обстановка влияет на скорость реакции, внимание, концентрацию, ощущение себя в пространстве, уровень комфорта и, лишь как следствие, степень утомляемости. Рассмотрим всё это немного детальнее.

Умеренно тёплые оттенки обычно действуют умиротворяюще, но не расслабляют человека полностью, не склоняют его ко сну. Холодный свет, напротив, немного раздражает наш мозг – и чем дольше мы пребываем в такой обстановке, тем сильнее. Нейтрально-тёплый оттенок позволяет комфортно отдыхать, не теряя контроля над происходящим, он сохраняет достаточную активность мозга, а потому и тонус мышц. Нейтрально-холодные тона отлично повышают концентрацию, стимулируют человека двигаться, выполнять работу, не сидеть без дела. Просто нейтральное свечение не имеет выраженного эффекта – на уровне подсознания оно воспринимается нами как свет солнца, что кажется совершенно естественным, а потому фактически нивелируется.

Можно ли на основании вышеизложенного однозначно сказать, что идеальное решение – это нейтрально-дневной оттенок? На наш взгляд, нет. Как для работы, так и для отдыха, нужны его комбинации, переходные состояния к другим колористическим тонам. Пожалуй, единственный вывод, с которым нет нужды спорить, состоит в том, что холодное освещение, особенно с высокой цветовой температурой не имеет повсеместного практического применения – его используют только ради специфических задач. Зато вся остальная часть спектра, от выраженного жёлтого через тёплый и нейтральный до нейтрально-холодного вполне имеет право применяться в быту, в производстве, в офисных помещениях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в торговле и сфере развлечений.

 

 Световое оформление ванной комнаты

 

Вместо заключения

Бесконечные споры о том, какой оттенок свечения лучше, часто вдребезги разбиваются о неправильное представление о природе света. Кроме цветовой температуры и яркости, существуют ещё такие характеристики как плотность светового потока и освещённость, уровень цветопередачи и коэффициент пульсации, направление, степень отражения, поляризация и пр. Все они в разных комбинациях переплетаются друг с другом, формируя многообразие световых картин. Есть те, которые игнорируются органами зрения, но отмечаются мозгом (например, мерцание, о котором мы уже недавно писали в отдельной статье), но существуют и такие, которые для человека почти не важны (поляризация).

Отдельно необходимо отметить и тот факт, что восприятие световой картины у каждого человека индивидуально. В эпоху огромного разнообразия моделей обязательно необходимо немного поэкспериментировать с цветами и интенсивностью свечения, чтобы подобрать для себя наиболее оптимальные. Популярная формула в виде «нейтральный свет – для гостиной, тёплый – для спальни, а прохладный – для санузла» не так универсальна, как кажется. В жилых интерьерах, где стоит немало шкафов и мягкой мебели, часто имеет смысл ориентироваться на переходные нейтрально-тёплые тона, в спальне – попросту снизить мощность источников, а не переводить все люстры и бра на лампочки с жёлтым свечением. Кроме того, даже в санузлах, где много и без того холодной керамической плитки, нередко имеет смысл наоборот создать более тёплую атмосферу.

Общеизвестные модели освещения на сегодняшний день сохраняют свою актуальность разве что в офисных помещениях и в промышленности. Рабочий день действительно лучше всего проводить при чисто нейтральном освещении, чтобы не так явно ощущать перемену погоды, времени суток или изменение продолжительности светового дня в течение года, а трудиться в цехах следует при ярком белом свете с хорошей цветопередачей, дабы результаты деятельности всегда оправдывали ожидания.