Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Как выбирать люстры: технические нюансы

Сегодня мы продолжим тему, поднятую в предыдущей статье, но постараемся несколько отдалиться от визуальной, стилистической составляющей, углубившись в техническую сторону вопроса. Разумеется, не все рассмотренные далее правила необходимо соблюдать жёстко, однако это те нюансы, которые проверены многолетним опытом дизайнеров и монтажников, что говорит в пользу состоятельности данных методик подбора осветительной техники. Предлагаем отталкиваться от сухих фактов и опыта использования отдельных приборов другими людьми.

В магазинах можно найти десятки и даже сотни разновидностей люстр и светильников различной конфигурации, однако на поверку оказывается, что большинство из них не подходит для нужд потребителя или слабо вписывается в имеющийся интерьер. Порой разнообразие изделий на витринах может вскружить покупателям голову, отчего они забудут о технических характеристиках и эксплуатационных нюансах. Результатом вполне может стать покупка совершенно неподходящего изделия, которое принесёт гораздо больше мороки, чем пользы.

 

 Большие люстры с тканевыми абажурами

 

С чего начать?

Это может показаться странным, однако выбор любого осветительного прибора должен происходить по схеме «визуальная симпатия – применимость – технические характеристики». Как же так получается, что базовые параметры изделия оказались на последнем месте? Давайте разбираться.

Первое, что человек видит в интернет-магазине или салоне света – это общий вид изделия. И уже на этом этапе у него зарождается понимание, нравится ему люстра или нет, готов он повесить её в своём жилище или не вытерпит смотреть на неё и пару дней. Таким образом, в эту секунду происходит отсечение довольно большой части ассортимента.

Как только приоритеты расставлены, в зону пристального внимания должна попадать применимость. Просим отметить: она связана не со стилистическим оформлением конкретной модели, а со способностью последней удовлетворять запросам потребителя. К примеру, для спальни крайне рекомендованы люстры, у которых плафоны или общий рассеиватель обращены вверх. Такая конструкция позволяет свету отражаться от потолка и давать мягкий равномерный свет. То есть, изделия, в которых лёжа на постели целиком видно лампочку, лучше в спальню не ставить – они не дадут Вам как следует расслабиться перед сном. В гостиную же, напротив, нужен такой источник света, который распространяет лучи вниз и в стороны. Это придаст чёткость очертаниям интерьера и сделает атмосферу более жизнерадостной. На кухню или в крупную прихожую также требуется люстра подобного исполнения, однако с меньшим числом плафонов.

Как видим, лишь определившись с общими симпатиями и целесообразностью конструкции, можно приступать к разбору технических характеристик. Первая из них – это тип патрона. Крайне рекомендуем Вам, если никакие дизайнерские ограничения не будут связаны с размером ламп, ориентироваться на изделия бытового стандарта. Лампочки с цоколем Е27 Вы сможете найти в любом хозяйственном магазине или даже в продуктовом сетевом супермаркете. С ними никогда не возникнет проблем с точки зрения проверки работоспособности на месте, а при необходимости переставить лампы или обменять местами, изделие подойдёт ко всем осветительным приборам в доме. Безусловно, цоколи других типов тоже имеют право на существование, однако модели на их основе имеет смысл рассматривать только в том случае, когда размеры обычных ламп несоразмерно велики в сравнении с первоначальной задумкой дизайнера.

Ещё один нюанс, связанный с патронами – это их максимальная рабочая мощность. В предыдущей статье мы уже описывали, что бывает при несоответствии нагрузки от лампы и предельной мощности патрона. Часто на корпусе люстры или даже на самом патроне имеется наклейка с указанием данного параметра. Если Вы используете только светодиодные лампочки, можно ни о чём не волноваться, однако если ещё не перешли на них – лучше быть внимательнее. Иначе при длительной эксплуатации это может привести к перегреву, короткому замыканию или даже возгоранию осветительного прибора.

 

 Рожковая люстра в гостиной

 

Следующий технический параметр в большей степени затрагивает источник света – лампу, а не светильник, в котором она работает. Речь идёт о световом потоке. Подбирать лампочки необходимо таким образом, чтобы освещение получалось чуточку светлее, ярче, чем Вам требуется. Спустя совсем малый промежуток времени Ваши глаза попривыкнут, а на лампочках уже соберётся тонкая плёнка из пыли, отнимающая от 0,5 до 1,5% светового потока. Кроме того, со временем любая лампа начинает очень медленно терять свою первоначальную яркость, так что запас по освещённости на первое время Вам просто необходим.

А вот теперь самое время перейти и к влиянию светильника на эффективную освещённость. Ключевую роль, после положения плафона по вертикали, будет играть его форма и прозрачность. Кроме того, эти факторы должны корректно сочетаться с количеством ламп во всём изделии. Так, в качестве моделей на 3-5 плафонов, устанавливаемых в гостиной, лучше всего рассматривать стеклянные люстры. Они дают яркий заливающий свет, самостоятельно осуществляют дополнительное рассеивание и лёгкое отражение лучей, способны полностью покрыть помещение. Матовые плафоны подойдут для люстр из нескольких ламп, установленных в небольших по метражу помещениях – детских, прихожих, гостевых спальнях. В таких местах требуется довольно однородная засветка умеренной яркости. Наконец, есть такие классические люстры, в которых небольшие плафоны расположены ёлочкой, а их количество превышает десяток. В подобном случае любые прозрачные плафоны не рекомендованы – иначе свет даже от ламп средней мощности будет выглядеть раздражающе. Оптимальный вариант – тканевые плафоны-юбочки, снаружи обитые тёмной тканью, а изнутри – белой. В этом случае удастся достичь неповторимого эффекта сдержанной роскоши, одновременно получив отличное освещение.

В форм-факторе плафонов важен размер и оформление кромки. Размер будет отвечать за то, какой процент лучей падает на объекты непосредственно исходя из лампочки, а какой – после прохождения через колбу или абажур. Среди рекомендаций хотели бы упомянуть простой принцип – освещение должно быть однородным. В этой связи очевидно, что предпочтительнее такие осветительные приборы, в которых лампочка полностью погружена в плафон и не выглядывает из него. Что касается кромки, то здесь надо быть особенно осторожными с нестандартными и дизайнерскими моделями потолочных светильников. Чаще всего создатели подобных моделей стремятся придать формам вычурности, не заботясь о распространении светового потока от источника. В результате, интерьер может оказаться полон ненужных теней, залит неприятным разноцветным свечением или вдруг получить проекции рисунка с плафона прямо на белые стены. Если Вы не ставите себе цели умышленно создать неоднородную, кислотно-затемнённую подсветку в комнате, лучше всего приобретать изделия с плафонами правильных форм. Рваная кромка или имитация цветочных лепестков лишь издалека выглядят красиво – в реальности они создают перепады по освещённости или «световые дыры», сквозь которые отчётливо прорывается отдельными лучами прямой свет лампочки.

Перейдём к нюансам другого рода. Если у вас в квартире натяжные потолки, ищите модели, которые будут с ними сочетаться – как в эстетическом, так и в техническом плане. Разузнайте, какой крепёж у понравившегося Вам изделия с витрины, согласуйте этот момент с монтажниками. Взвесьте также тот факт, какова длина люстры на подвесе, удобно ли это в повседневной жизни. Не все модели можно отрегулировать. Обратите внимание на то, что работающая люстра неминуемо будет отражаться в полотне натяжного потолка: какова совокупная освещённость, велика ли вероятность формирования неприятных бликов, нормально ли это будет выглядеть в целом.

 

 Многоламповая люстра в спальне

 

В комнатах от 10 до 17-18 кв. м. лучше выглядит уплощённая или одноуровневая люстра. Исключение можно делать в тех случаях, когда потолки выше трёх метров. В залах свыше 18 кв. м., особенно квадратной формы, можно использовать двухуровневую модель с плафонами, распространяющими свет вдоль невидимой окружности – касательно по отношению к стенам или направленно во все четыре угла помещения. Для больших и прямоугольных комнат, которые чаще всего сочетают в себе функции гостиной и столовой, имеет смысл предусмотреть две люстры среднего размера, имеющих не более трёх плафонов.

Диаметр люстры может быть также заранее оценён, исходя из пропорций помещения. Для этого длину и ширину комнаты (в метрах) нужно просуммировать, а затем умножить на 8, 9 или 10 – в зависимости от высоты потолков. Получившийся ответ даст Вам заветный размер в сантиметрах. Например, гостиная в обычной хрущёвке три на пять метров рассчитывается следующим образом: (3+5)*8=64 см. Если речь идёт о помещении с высокими потолками можно умножать сумму сторон на девятку, а при оборудовании крупного и высокого зала в частном доме – на десятку.

Сочетая люстру с точечными светильниками нужно соблюдать осторожность: свет последних должен дополнять излучение от центрального прибора, а не перебивать его. Для достижения правильного эффекта чаще всего обустраивают двухъярусный потолок: сама люстра крепится к основному перекрытию, а вокруг неё возводится небольшой «колодец», в которой будут встроены точечные приборы. Во имя соблюдения баланса освещённости, расстояние от центра комнаты до линии размещения встраиваемых приборов должно быть не меньше, чем полтора диаметра люстры. То есть, если ваша люстра имеет окружность в 80 см, точечные светильники должны располагаться не ближе, чем 1,2 м от оси крепления центрального прибора. В больших помещениях это расстояние имеет смысл увеличить: во-первых, там наверняка будет установлена люстра с большей яркостью, а во-вторых, необходимо заполнить пространство на потолке в периферийной области.

Если стоит задача осветить длинное узкое помещение – коридор, прихожую или отдельный гардероб – следует подыскать модели с вытянутым конусообразным плафоном. Они как бы сфокусируют свет таким образом, чтобы он долетал до далеко расположенных противоположных стен. При необходимости дополнить световую картину, вполне уместно здесь будет применить небольшие настенные светильники.

Всегда имейте в виду вес изделия. Есть очень тяжёлые модели, которые и устанавливать сложно, и обслуживать проблематично, и выглядят они в интерьере чересчур массивно. В то же время не стоит злоупотреблять невесомыми моделями с бумажными абажурами или лёгкими пластиковыми люстрами. Если такая модель стоит в частном доме или на даче, любой небольшой сквозняк будет её постоянно раскачивать. Мало того, что столь динамично меняющаяся световая картина мало кому понравится, так ещё и основание подвеса прибора будет постоянно истираться, что в далёкой перспективе угрожает внезапным обрывом и коротким замыканием.

Если у вас в комнате или прихожей размещён шкаф-купе с огромным зеркалом, люстру следует позиционировать таким образом, чтобы прямые лучи не попадали на отражающую поверхность. Это будет не только очень неприятно, но ещё и совершенно бесполезно. Правильнее ориентировать свет так, чтобы он косо падал на человека, стоящего перед зеркалом.

Анализируя паспортные характеристики люстры, обратите внимание на принципы управления. Есть модели, выходной кабель которых фактически объединяет все патроны, а это означает, что у пользователя никогда не будет свободы использовать двух- или трёхклавишный выключатель для регулировки количества работающих лампочек. Вместе с тем, другие модели могут предлагать использовать в качестве управляющего устройства не клавишу, а диммер, что крайне удобно для плавного контроля яркости свечения прибора. Наконец, есть модели из смарт-серии, включать, выключать и настраивать работу которых можно с пульта или прямо со смартфона. Детально задумайтесь над тем, что нужно непосредственно Вашей семье, сопоставьте свои потребности и финансовые возможности перед приобретением.



0,0
Купить
0,0
Купить
0,0
Купить
0,0
Купить
0,0
Купить