Бесплатно по Украине
0
Корзина пуста
Открыть корзину

Как подобрать подсветку для картин?

В красивом и дорогом ремонте всегда находится место для различных украшений интерьера. Заметную роль в декорировании помещений играют произведения искусства – не только вазы и изящные статуэтки, но и картины. Вместе с тем, красота последних часто меркнет с наступлением вечера или просто из-за того, что полотно не получает должного освещения. Как это исправить, мы сегодня и обсудим.

Несложно понять, что само присутствие картины – это определённый акцент в дизайне помещения, а потому его визуальная тональность должна быть легко воспринимаема. Люди часто недооценивают значимость светильников-подсветок, считая их лишь роскошью и данью моде. На самом же деле, они позволяют наиболее выгодно преподнести всё то, что достойно внимания наблюдателя, но часто остаётся незаслуженно проигнорированным. К тому же, умелое подсвечивание произведений искусства, пусть даже авторства малоизвестных мастеров, всегда делает интерьер интереснее, глубже и во всех смыслах богаче.

 

 Подсветка картин в интерьере

 

Факторы влияния

При освещении картины важны следующие пять факторов:

  • размещение полотна относительно оконных проёмов и источников искусственного света;
  • цветовая гамма художественного произведения и наличие мелких деталей на изображении;
  • тип светильника, который будет адресно освещать картину;
  • уровень цветопередачи лампочки, установленной в осветительном приборе;
  • угол падения лучей на холст, комфортный для восприятия картины.

Разумеется, это далеко не все нюансы, которые необходимо учитывать при оборудовании подсветки для произведений искусства, однако остальные не имеют непосредственного отношения ко внешнему виду, а связаны, скорее с техническими моментами. К примеру, к этой категории обязательно следует отнести прокладку коммуникаций. Крайне желательно ещё задолго до начала отделочных работ определиться с тем, какие стены будут отведены под полотна, и на какой высоте будет висеть каждое из них. Владея этой информацией, можно заранее проложить все кабели и провода в стенах таким образом, чтобы впоследствии мастерам оставалось только закрепить подсветки на своих местах. Вряд ли кому-либо придётся по душе наблюдать тянущиеся по стенам электрические провода прямо между изящных полотен.

В зависимости от размеров, цветовой гаммы и сюжета картины способны решать множество ситуативных эстетических задач. В одних ситуациях они отлично помогают зонированию пространства, в других – определяют функциональное назначение стоящих неподалёку предметов, в третьих – помогают украсить пустующую область комнаты. Кроме того, не следует забывать, что хорошие дизайнеры продумывают сочетаемость полотен с цветами в интерьере – с подушками, оттенком корпусной мебели, отделкой стены и пр. То есть, роль картины и её габариты также должны быть известны заблаговременно, чтобы понять, какие осветительные приборы лучше всего помогут дополнить обстановку. К примеру, для крупного холста или огромного произведения во всю стену нет смысла пытаться организовать направленную точечную подсветку – она будет не только неэффективна, но даже по-своему комична. Гораздо уместнее в подобной ситуации крупная люстра с достаточным количеством патронов и яркими лампами, дающими мягкую равномерную засветку помещения.

В свою очередь, небольшие картины, фотографии или целые группы маленьких полотен как раз имеет смысл пытаться осветить целенаправленно. Для этого отлично подойдут трековые светильники, которые способны занимать не очень много места на потолке и не выглядеть громоздко, но при этом обеспечивать достаточное количество направленных источников в пределах одной конструкции. В отдельных случаях для освещения групп произведений допускается и общий свет от люстры, но подобное чаще всего касается натюрмортов, где до 80% полотна занимает всего один-два крупных объекта на переднем плане.

Разумеется, мы не забыли и о специальных подсветках на кронштейне, которые с самого начала изготавливаются именно для того, чтобы освещать произведения изобразительного искусства. Они подходят для абсолютного большинства картин размером от 30х50 до 50х90 см – а полотна с подобным форм-фактором как раз и встречаются чаще всего. Вместе с тем, необходимо помнить, что для каждого подобного прибора требуется своя линия питания, заранее проложенная в стене.

 

 Трековые светильники в подсветке картин

 

Далее поговорим о цветопередаче. Вряд ли кого-то удивит, что для максимального эффекта следует использовать светодиодные лампочки только с наибольшим из доступных индексом CRI. К примеру, 80 единиц считаются минимально допустимым пределом, однако рекомендуемый показатель – 90 единиц и выше. Согласитесь, глупо освещать яркое интересное полотно, воплощающее оригинальные идеи автора, блёклыми лучами, которые только вредят восприятию изображения. Более того, неверная передача исходных красок способна вообще исказить мысль мастера, что является совершенно недопустимым.

В том же контексте следует упомянуть и о рекомендуемой цветовой температуре. Зачастую художники стараются работать при свете дня или вообще вне помещения, что обуславливает только одну «правильную» осветительную гамму – близкую к естественному дневному освещению. Лампочки с нейтральным цветом свечения могут иметь довольно большой разброс цветовой температуры (около двух с лишним тысяч градусов), а потому подбирать конкретный оттенок лучше уже по месту, экспериментально. Кроме того, в зависимости от объёма помещения допустимый интервал может немного смещаться. Так, для крупного полотна в большом зале обычно подойдёт температура 4000-4500 К, для среднего в просторной комнате – 3500-4000 К, а для среднего или маленького холста в малогабаритной квартире – 3000-3500 К. Все эти изменения связаны с тем, как воспринимается объём комнат и какова возможная отражённая освещённость от окружающих объектов.

Безусловно, следует производить и критический анализ ситуации. Слепо следовать указаниям из интернета, которые даются людьми, ни разу в жизни не видевшими Вашу картину – бессмысленно. Ни один, даже самый высококлассный специалист, светодизайнер или дизайнер интерьера не может дать универсальный дистанционный ответ, каким именно оттенком лучше всего осветить полотно в Вашем доме. Разумнее подыскивать оптимальное сочетание, принимая за основу некие наиболее распространённые величины и балансировать их в соответствии с ситуацией. Правильно подобранные интерьерные подсветки обязаны формировать верное восприятие от картины у наблюдателя, корректно передавать цветовую гамму и при этом не перенапрягать органы зрения. Только так можно насладиться изображением и самой идеей, вложенной мастером в своё полотно.

Отдельно следует чётко обозначить, что в нынешние времена применять для рассматриваемых целей лампочки накаливания – это не просто моветон, а потенциальный ущерб для самих картин. Тепловое излучение от таких моделей приводит к растрескиванию краски и выцветанию полотна. Так называемые энергосберегающие модели КЛЛ – это неплохая, но всё равно далёкая от идеала альтернатива, они также существенно греются: правда, не столько колбой, сколько самим патроном. В свою очередь, галогеновые лампы, у которых дела с теплоотводом обстоят лучше, грешат некомфортной для глаз цветопередачей, определённой синюшностью свечения – полностью она устранена только в самых дорогих моделях. Однако зачем переплачивать, если уже давно изобретены полупроводниковые изделия? Сегодня существуют светодиодные лампочки с тёплым, холодным и нейтральным цветом свечения, которые практически не греются при работе, имеют высокую цветопередачу и крайне энергоэффективны.

При выборе источника света для картины однозначно не следует скупиться. Такие изделия приобретаются на долгие годы, они не претерпевают какого-либо нестандартного износа и способны служить десятилетиями, если изначально имели достойное качество. К тому же, в данном контексте необходимы модели хоть и от известных брендов, но с предельно простым дизайном – а потому цены на них не будут заоблачными.

 

 Локальная подсветка картины

 

Разнообразие способов подсветки

Хотя очень долго сама по себе подсветка считалась довольно классическим элементом, в последнее время всё больше дизайнеров прибегают к смелым экспериментам с ней. Например, в раму картины встраивается тонкая светодиодная лента, которая даёт освещение изнутри, или же всё полотно целиком освещается не сверху, а снизу, формируя нестандартное видение изображения. Говорить о технических или визуальных преимуществах в таком контексте крайне сложно, поскольку границы между допустимым и запрещённым размываются.

Среди достойных вариаций на хорошо знакомую тему можно назвать в первую очередь использование трековых светильников при освещении одного полотна с разных сторон, группы небольших картин или заливающего освещения для панно во всю стену. Пожалуй, именно эти приборы придают осветительной системе максимальную гибкость и позволяют добиться разного восприятия произведения при минимуме усилий. Они одинаково хорошо подходят и для узких, и для широких комнат, и для маленьких, и для больших помещений, что однозначно следует отнести к преимуществам подобных моделей.

Для абстрактных картин или просто декоративных изображений, где правильная цветопередача не столь важна, а основное впечатление формирует не содержание, а антураж, вообще можно придумать бесчисленное множество вариантов подсветки. К примеру, довольно интересно смотрится использование небольших светодиодных линеек, которые закрепляются с наружной стороны рамки и освещают не саму картинку, а пространство вокруг неё. Это формирует атмосферу таинственности, делает освещение непохожим ни на что знакомое и при этом одинаково удачно смотрится и днём, и ночью.

В футуристичных и лофтовых интерьерах применяется ещё одно решение с косвенной подсветкой. В качестве источников освещения выступают светильники бра с минималистичным внешним видом, которые размещаются по обе стороны от рамы. Таким образом, картина оказывается формально освещённой, но при этом на неё будут попадать только боковые лучи. Крайне стильно подобные решения смотрятся в сочетании с произведениями в чёрно-белом графическом исполнении или просто с карандашными портретами.

Случаются ситуации, когда на длинной стене вдоль проходной зоны, где нельзя поставить мебель, развешивается целая группа картин, перемежающихся светильниками. Столкнувшись с подобной задачей, важно верно рассчитать высоту размещения светильников. С одной стороны, их нельзя вешать низко, чтобы не было опасности зацепить прибор при ходьбе по дому, а с другой – уровень лампочки должен приходиться на середину картины или быть чуть выше неё. Некоторые люди опрометчиво поднимают источник света выше рамы и получают откровенно глупую ситуацию. Спасти её можно только тем, что над верхним ярусом полотен размещается ещё один, а под нижним придумывается декоративная полочка-багет, которую оснащают яркой светодиодной лентой для скрытой подсветки, светящей снизу-вверх.

Ещё один аспект – правильность сочетания геометрии комнаты, картин в ней и способа освещения. Полотна должны располагаться симметрично относительно средней линии помещения и висеть так, чтобы центр сюжета приходился чуть выше глаз. Опускать произведения немного ниже можно только в том случае, если речь идёт о панно, состоящем из нескольких взаимосвязанных картин. В торцах длинных и узких комнат стоит вешать холсты, визуально расширяющие их, а в помещении с низкими потолками – вертикально ориентированные полотна. Притом в обоих случаях освещать произведения следует не снизу или с боков, а именно сверху, чтобы при первом взгляде мы воспринимали объём более сбалансированным. Помните, что картины, висящие слишком низко, всегда смотрятся плохо – удачных ситуаций для подобного просто не бывает. Взвесьте все «за» и «против» для каждого возможного варианта – и смело приступайте к декорированию жилья.